Лев С. Выготский (1896-1934)

536

Аннотация

Эта статья написана в рамках серии текстов Сборника о наиболее значимых педагогах. В центре внимания этой статьи - концепция воспитания (обучения) Выготского. В случае Выготского концепция образования тесно связана с его теорией психического развития. А именно, концепцией развития высших психических функций как социогенез этих функций, подразумеваюший формирующую роль социокультурных факторов, то есть обучения в подлинном смысле слова. Следовательно, основные идеи Выготского об образовании вытекают из его теории высших психических функций. В более конкретном подходе Выготский рассматривает воспитание (обучение) и школьное обучение как одну из форм развития, «искусственного развития» как усвоения систем научных понятий. Эти идеи Выготского имеют в настоящее время большое значение для критического анализа реального процесса школьного образования и его совершенствования.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая психология, Выготский Л.С., высшие психические функции (ВПФ), обучение, инструментарий

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2024200110

Получена: 20.09.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Ивич И. Лев С. Выготский (1896-1934) // Культурно-историческая психология. 2024. Том 20. № 1. С. 68–76. DOI: 10.17759/chp.2024200110

Литература

  1. Bowlby J. Attachment. Harmondsworth, Penguin Books, 1971.
  2. Brown A.; Palincsar A. Guided, Cooperative Learning and Individual Knowledge Acquisition.Champaign, Ill., Center for the Study of Reading, University of Illinois. (Technical Report, no. 372.), 1986.
  3. On apprend pas tout seul: Interactions sociales et construction des savoirs[We do not learn by ourselves: social interactions and the construction of knowledge]. Paris, ESF, 1987.
  4. Doise W.; Mugny G. Le dveloppement social de l’intelligence[The social development of intelligence]. Paris, Interditions, 1981.
  5. Elkonin D.; Davidov V. (eds.), Vozrastnye vozmonosti usvoenija znanil[Learning possibilities at different ages]. Moscow, Prosveshenie, 1966. (In Russ.)
  6. Eysenck H. (1988). The Concept of “Intelligence”: Useful or Useless. Intelligence (Norwood, N.J.), Vol. 12, pp. 1-16.
  7. Flavell J.; Wellman H. Metamemory. In: R. Kail and J. Hagen (eds.), Perspectives on the Development of Memory and Cognition. Hillsdale, N.J. Lawrence Erlbaum Associates, 1977.
  8. Hinde R., Perret-Clermont A.N.; Stevenson-Hinde, J. (eds.), Relations interpersonnelles et dveloppement des savoirs [Interpersonal relationships and the development of knowledge]. Fribourg, Cousset, Fondation Fyssen-Del Val, 1988.
  9. Ignjatovic-Savic et al. Social Interaction in Early Childhood and its Developmental Effects. In: J. Valsiner (ed.), Child Development within Culturally Structured Environment, vol. 1: Parental Cognition and Adult-Child Interaction. Norwood, N.J., Ablex Publishing Corp., 1989.
  10. Ivic I. Covek kao animal symbolicum[Man as animalis symbolicum]. Belgrade, Nolit, 1978.
  11. Ivic I. Le social au coeur de l’individuel [The Social in Each Individual’s Heart]. In: CRESAS, On napprend pas tout seul: Interactions sociales et construction des savoirs, Paris, ESF., 1978.
  12. Ivic I. et al. Vaspitanje dece ranog uzrasta[Education of Infants]. Belgrade, Zavod za Udzbenike, 1984.
  13. Lamb M.E.; Scherrod L. R. Infant Social Cognition. Hillsdale, N.J., Lawrence Erlbaum Associates, 1981.
  14. Levitin K. One is Not Born a Personality: Profiles of Soviet Educational Psychologists.Moscow: Progress, 1982.
  15. Lewis M.; Rosenblum L. (eds.), The Effect of the Infant on its Caregiver.New York, John Wiley, 1974.
  16. Lisina M. Problemy ontogeneza obshenija [Problems of the Ontogenesis of Communication]. Moscow: Pedagogika, 1986. (In Russ.)
  17. Luria A. The Making of Mind: A Personal Account of Soviet Psychology. Cambridge, Mass., Harvard University Press, 1979.
  18. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. New York, McGraw-Hill, 1964.
  19. Mecacci L. La vita e l“Opera.  S. Vygotsky: Lo sviluppo psichico del bambino. Bologna, Mulino, 1983.
  20. Meyerson I. Les fonctions psychologiques et les oeuvres[Psychological functions and achievements]. Paris, Vrin, 1948.
  21. Nauchnoe tvorcheestvo Vygotskogo i sovremennaja psihologia [The Scientific Achievement of Vygotsky and Contemporary Psychology], Moscow: APN SSSR, 1981.
  22. Perret-Clermont A. N. La construction de l’intelligence dans l’interaction sociale. Berne, Peter Lang, 1979.
  23. Prospects, 1989. Vol. 19, no. 3,
  24. Rivire A. La psicologa de Vygotsky. Infancia y Aprendizaje (Madrid), 1984, no. 27/28.
  25. Rogoff B.; Wertsch J. Children's Learning in the “Zone of Proximal Development”. New Directions for Child Development (San Francisco), 1984, no. 23.
  26. Rubtsov V. Organizacija i razvitie sovmestny deistvel u detel v process obuenija[Organization and development of shared activities in the education process]. Moscow: Pedagogika, 1987.
  27. Schaffer H. The Growth of Sociability. Harmondsworth, Penguin Books, 1971
  28. Schneuwly B.; Bronckart J. P. (eds.), Vygotsky aujourd’hui[Vygotsky Today]. Neuchtel/Paris, Delachaux & Niestl”, 1985.
  29. Stambak M. et al. Les babie’s entre eux[Betwixt Babies]. Paris, Presses Universitaires de France, 1983.
  30. This feature was originally published in Prospects: the quarterly review of comparative education (Paris, UNESCO: International Bureau of Education), XXIV, ¾, 1994, 471-485.
  31. Thoman, E. (ed.), Origin of Infant Social Responsiveness. Hillsdale, N.J., Lawrence Erlbaum Associates, 1979.
  32. Tronick E. (ed.), Social Interchange in Infancy.Baltimore, Md.: University Park Press, 1982
  33. Valsiner J. Developmental Psychology in the Soviet Union. Brighton, United Kingdom, Harvester Press, 1988.
  34. Vygotsky L.S. Izbrannie psihologi_eskie issledovanija [A selection of research in psychology]. Moscow, APN RSFSR, 1956. (In Russ.)
  35. Vygotsky L.S. Razvitie vysih psihieskih funkcii [Development of higher psychological function]. Moscow, APN, RSFSR, 1960.
  36. Vygotsky L. S. Thought and Language. Cambridge, Mass., MIT Press, 1962.
  37. Vygotsky L. S. Mind in Society. Cambridge, Mass., Harvard University Press, 1978.
  38. Vygotsky L. S. Sobranie sochinenii [Collected Works], Vols. I-VI. Moscow: Pedagogika, 1982. (In Russ.)
  39. Wallon H. Le rledautrui et conscience de soi [The Role of Others and Self-awareness]. Enfance(Evry, France), 1959, pp. 279-286. (Special Issue.)
  40. Wertsch J. Culture, Communication and Cognition. New York, Columbia University Press, 1985.
  41. Wertsch J. (ed.), The Semiotic Mediation of Mental Life. In: E. Mertz and R. A. Parmentier (eds.), Signs in Society: Psychological and Socio-Cultural Studies in Semiotic Mediation.New York, Academic Press, 1985.
  42. Wertsch J. Vygotsky and the Social Formation of Mind. Cambridge, Mass., Harvard University Press, 1985.
  43. Zaporojec A. Lisina, M. (eds.), Razvitie obenija u doskolnikov [Development of Communication in Preschool Age Children]. Moscow: Pedagogika, 1974 (In Russ.)
  44. Zazzo R. L’attachement[Attachment]. Neuchtel: Paris, Delachaux & Niestl”, 1974
  45. Zazzo R. (ed.), La premre anne de la vie [The first year of life]. Paris: Presses Universitaires de France, 1986

Информация об авторах

Ивич Иван, доктор психологических наук, профессор, Профессор психологии развития, Университет Белграда, Белград, Сербия, e-mail: ivanivici@mts.rs

Метрики

Просмотров

Всего: 804
В прошлом месяце: 196
В текущем месяце: 54

Скачиваний

Всего: 536
В прошлом месяце: 106
В текущем месяце: 32