Культурно-историческая психология
2024. Том 20. № 1. С. 68–76
doi:10.17759/chp.2024200110
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Лев С. Выготский (1896-1934)
Аннотация
Эта статья написана в рамках серии текстов Сборника о наиболее значимых педагогах. В центре внимания этой статьи - концепция воспитания (обучения) Выготского. В случае Выготского концепция образования тесно связана с его теорией психического развития. А именно, концепцией развития высших психических функций как социогенез этих функций, подразумеваюший формирующую роль социокультурных факторов, то есть обучения в подлинном смысле слова. Следовательно, основные идеи Выготского об образовании вытекают из его теории высших психических функций. В более конкретном подходе Выготский рассматривает воспитание (обучение) и школьное обучение как одну из форм развития, «искусственного развития» как усвоения систем научных понятий. Эти идеи Выготского имеют в настоящее время большое значение для критического анализа реального процесса школьного образования и его совершенствования.
Общая информация
Ключевые слова: культурно-историческая психология, Выготский Л.С., высшие психические функции (ВПФ), обучение, инструментарий
Рубрика издания: Теория и методология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2024200110
Получена: 20.09.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Ивич И. Лев С. Выготский (1896-1934) // Культурно-историческая психология. 2024. Том 20. № 1. С. 68–76. DOI: 10.17759/chp.2024200110
Литература
- Bowlby J. Attachment. Harmondsworth, Penguin Books, 1971.
- Brown A.; Palincsar A. Guided, Cooperative Learning and Individual Knowledge Acquisition.Champaign, Ill., Center for the Study of Reading, University of Illinois. (Technical Report, no. 372.), 1986.
- On apprend pas tout seul: Interactions sociales et construction des savoirs[We do not learn by ourselves: social interactions and the construction of knowledge]. Paris, ESF, 1987.
- Doise W.; Mugny G. Le dveloppement social de l’intelligence[The social development of intelligence]. Paris, Interditions, 1981.
- Elkonin D.; Davidov V. (eds.), Vozrastnye vozmonosti usvoenija znanil[Learning possibilities at different ages]. Moscow, Prosveshenie, 1966. (In Russ.)
- Eysenck H. (1988). The Concept of “Intelligence”: Useful or Useless. Intelligence (Norwood, N.J.), Vol. 12, pp. 1-16.
- Flavell J.; Wellman H. Metamemory. In: R. Kail and J. Hagen (eds.), Perspectives on the Development of Memory and Cognition. Hillsdale, N.J. Lawrence Erlbaum Associates, 1977.
- Hinde R., Perret-Clermont A.N.; Stevenson-Hinde, J. (eds.), Relations interpersonnelles et dveloppement des savoirs [Interpersonal relationships and the development of knowledge]. Fribourg, Cousset, Fondation Fyssen-Del Val, 1988.
- Ignjatovic-Savic et al. Social Interaction in Early Childhood and its Developmental Effects. In: J. Valsiner (ed.), Child Development within Culturally Structured Environment, vol. 1: Parental Cognition and Adult-Child Interaction. Norwood, N.J., Ablex Publishing Corp., 1989.
- Ivic I. Covek kao animal symbolicum[Man as animalis symbolicum]. Belgrade, Nolit, 1978.
- Ivic I. Le social au coeur de l’individuel [The Social in Each Individual’s Heart]. In: CRESAS, On napprend pas tout seul: Interactions sociales et construction des savoirs, Paris, ESF., 1978.
- Ivic I. et al. Vaspitanje dece ranog uzrasta[Education of Infants]. Belgrade, Zavod za Udzbenike, 1984.
- Lamb M.E.; Scherrod L. R. Infant Social Cognition. Hillsdale, N.J., Lawrence Erlbaum Associates, 1981.
- Levitin K. One is Not Born a Personality: Profiles of Soviet Educational Psychologists.Moscow: Progress, 1982.
- Lewis M.; Rosenblum L. (eds.), The Effect of the Infant on its Caregiver.New York, John Wiley, 1974.
- Lisina M. Problemy ontogeneza obshenija [Problems of the Ontogenesis of Communication]. Moscow: Pedagogika, 1986. (In Russ.)
- Luria A. The Making of Mind: A Personal Account of Soviet Psychology. Cambridge, Mass., Harvard University Press, 1979.
- McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. New York, McGraw-Hill, 1964.
- Mecacci L. La vita e l“Opera. S. Vygotsky: Lo sviluppo psichico del bambino. Bologna, Mulino, 1983.
- Meyerson I. Les fonctions psychologiques et les oeuvres[Psychological functions and achievements]. Paris, Vrin, 1948.
- Nauchnoe tvorcheestvo Vygotskogo i sovremennaja psihologia [The Scientific Achievement of Vygotsky and Contemporary Psychology], Moscow: APN SSSR, 1981.
- Perret-Clermont A. N. La construction de l’intelligence dans l’interaction sociale. Berne, Peter Lang, 1979.
- Prospects, 1989. Vol. 19, no. 3,
- Rivire A. La psicologa de Vygotsky. Infancia y Aprendizaje (Madrid), 1984, no. 27/28.
- Rogoff B.; Wertsch J. Children's Learning in the “Zone of Proximal Development”. New Directions for Child Development (San Francisco), 1984, no. 23.
- Rubtsov V. Organizacija i razvitie sovmestny deistvel u detel v process obuenija[Organization and development of shared activities in the education process]. Moscow: Pedagogika, 1987.
- Schaffer H. The Growth of Sociability. Harmondsworth, Penguin Books, 1971
- Schneuwly B.; Bronckart J. P. (eds.), Vygotsky aujourd’hui[Vygotsky Today]. Neuchtel/Paris, Delachaux & Niestl”, 1985.
- Stambak M. et al. Les babie’s entre eux[Betwixt Babies]. Paris, Presses Universitaires de France, 1983.
- This feature was originally published in Prospects: the quarterly review of comparative education (Paris, UNESCO: International Bureau of Education), XXIV, ¾, 1994, 471-485.
- Thoman, E. (ed.), Origin of Infant Social Responsiveness. Hillsdale, N.J., Lawrence Erlbaum Associates, 1979.
- Tronick E. (ed.), Social Interchange in Infancy.Baltimore, Md.: University Park Press, 1982
- Valsiner J. Developmental Psychology in the Soviet Union. Brighton, United Kingdom, Harvester Press, 1988.
- Vygotsky L.S. Izbrannie psihologi_eskie issledovanija [A selection of research in psychology]. Moscow, APN RSFSR, 1956. (In Russ.)
- Vygotsky L.S. Razvitie vysih psihieskih funkcii [Development of higher psychological function]. Moscow, APN, RSFSR, 1960.
- Vygotsky L. S. Thought and Language. Cambridge, Mass., MIT Press, 1962.
- Vygotsky L. S. Mind in Society. Cambridge, Mass., Harvard University Press, 1978.
- Vygotsky L. S. Sobranie sochinenii [Collected Works], Vols. I-VI. Moscow: Pedagogika, 1982. (In Russ.)
- Wallon H. Le rledautrui et conscience de soi [The Role of Others and Self-awareness]. Enfance(Evry, France), 1959, pp. 279-286. (Special Issue.)
- Wertsch J. Culture, Communication and Cognition. New York, Columbia University Press, 1985.
- Wertsch J. (ed.), The Semiotic Mediation of Mental Life. In: E. Mertz and R. A. Parmentier (eds.), Signs in Society: Psychological and Socio-Cultural Studies in Semiotic Mediation.New York, Academic Press, 1985.
- Wertsch J. Vygotsky and the Social Formation of Mind. Cambridge, Mass., Harvard University Press, 1985.
- Zaporojec A. Lisina, M. (eds.), Razvitie obenija u doskolnikov [Development of Communication in Preschool Age Children]. Moscow: Pedagogika, 1974 (In Russ.)
- Zazzo R. L’attachement[Attachment]. Neuchtel: Paris, Delachaux & Niestl”, 1974
- Zazzo R. (ed.), La premre anne de la vie [The first year of life]. Paris: Presses Universitaires de France, 1986
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 676
В прошлом месяце: 201
В текущем месяце: 122
Скачиваний
Всего: 459
В прошлом месяце: 130
В текущем месяце: 61