Перспективы комплексной помощи детям со школьной неуспешностью в условиях центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

552

Общая информация

Ключевые слова: гуманизация системы образования, ОВЗ, обучение детей с РАС, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение семьи, медико-социальное сопровождение

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: доклад

Для цитаты: Савченко И.А. Перспективы комплексной помощи детям со школьной неуспешностью в условиях центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи // Аутизм и нарушения развития. 2009. Том 7. № 4. С. 12–15.

Полный текст

Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям, испытывающим затруднения в учебе, — крайне актуальная задача для современной системы образования. Учебная деятельность — основная для ребенка, обучающегося в начальной школе. Поэтому неудачи в учебной деятельности воспринимаются как жизненные неудачи, вызывают выученную беспомощность, тяжелые переживания вплоть до депрессий и психосоматических заболеваний. Еще сложнее добиться успехов в учебной деятельности детям, имеющим нарушения в развитии или серьезные отклонения здоровья.

Как решается проблема преодоления школьной неуспешности? Ознакомление со специальной литературой позволяет сделать вывод о своеобразной цикличности в этой деятельности. Первыми с проблемой сталкиваются педагоги. Проводится педагогическая диагностика, составляются планы и программы, проводятся эксперименты, нарабатывается определенный инструментарий для педагогической коррекции выявленных затруднений. Если успеха добиться не удается, к работе подключаются врачи, которые также проводят исследования и разрабатывают различные схемы лечения. Поскольку часто на время лечения ребенок устраняется от учебы, успешность его обучения вновь снижается, и учителя вновь включаются в процесс коррекции, стараясь воспользоваться советами медиков или даже привлекая их к совместной работе.

Приоритет периодически смещается от педагогической к медицинской помощи и обратно.

Например, аутистические расстройства долгое время считались следствием педагогической запущенности ребенка, недостаточного внимания со стороны родителей. Однако результаты коррекции педагогической запущенности не приводили к заметному снижению выраженности аутистических расстройств. Тогда аутизм был признан медицинской проблемой, в медицинских классификациях болезней появился соответствующий диагноз, для коррекции стали применяться клинические методы. Между тем, исследования в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии привели ученых к заключению, что аутизм — одна из форм нарушения развития ребенка. Вновь начали разрабатываться педагогические программы, направленные на коррекцию отставаний в развитии. Современные исследования в области медицины в качестве причины аутистических расстройств у детей указывают на различные биологические факторы: нарушения на молекулярно-генетическом уровне, гормональные нарушения и др. Очевидно, реальных результатов в коррекции расстройств аутистического спектра можно добиться только при комплексном подходе к этой проблеме.

Другим примером цикличного развития представлений о конкретном нарушении и возможностях его коррекции можно считать гиперактивность у детей.

Опыт работы Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Департамента образования города Москвы и других московских центров показывает, что наиболее перспективными с точки зрения преодоления школьной, а в дальнейшем и социальной неуспешности детей могут стать следующие направления работы:

  1. Помощь в социальной адаптации, профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации ребят подросткового и юношеского возраста. Психологопедагогическое и медико-социальное сопровождение развития их самостоятельности и ответственности.

  2. Развитие инклюзивного образования как важнейшего средства социальной адаптации детей, имеющих нарушения здоровья или отклонения в развитии.

  3. Формирование общей методологии, общего профессионального языка специалистов, осуществляющих работу с детьми.

Если первые два пункта приведенного списка представляются достаточно очевидными и не вызывающими сомнений, то на последнем пункте хотелось бы остановиться подробнее.

Не секрет, что сегодня нет единой методологии и единого профессионального языка у специалистов, оказывающих помощь детям. Педагоги и психологи используют идеи экзистенциально-гуманистического подхода, психодинамического, культурно-исторического, деятельностного, арт-терапевтического и др. В результате создаются сложности для взаимопонимания, взаимодействия, обмена опытом и др.

Каковы основные задачи, поставленные учредителем перед центрами? В обобщенном виде — следующие:

— оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;

— осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям и их родителям;

— оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

Какие необходимы средства для решения поставленных целей и задач?

— Достаточно разнообразные, так как поставлено множество разноплановых задач,

— позволяющие работать как с детьми, так и со взрослыми,

— позволяющие работать как с детьми, имеющими нарушения здоровья, в том числе и психического, так и с детьми одаренными,

  • позволяющие работать как индивидуально, так и с группой,

  • позволяющие работать как с отдельными лицами, так и с организациями в целом,

  • не вступать в конфликт с различными идеологиями — индивидуально-личностного подхода, развивающего обучения, компетентностного подхода, профилизации образования, гуманизации образования, толерантности по отношению к разным национальностям, культурам и религиям и т.д.,

  • не нарушать прав человека,

  • быть достаточно обоснованными, научными,

  • позволять оценивать эффективность работы.

Кроме того, желательно:

  • ограниченное количество подходов в рамках одного учреждения, чтобы возможно было управлять, не создавая хаоса и необходимости в многочисленных методистах — экспертах по самым разным подходам,

  • возможность сравнительно быстрого изучения (освоения) средства («инструмента») работы,

  • признанность и перспективность подхода в профессиональном сообществе (возможность участия в работе профессиональных ассоциаций и других сообществ, конференций, семинаров, различных форм обмена опытом как у нас в стране, так и за рубежом) и др.

Представляется, что наиболее адекватным и эффективным средством решения перечисленных задач мог бы стать когнитивно-поведенческий подход, поскольку он:

  • наряду с психоанализом, самый популярный подход в мире,

  • активно и успешно применяется в образовании, медицине (соматической и психиатрии), социальной работе, криминалистике, бизнесе и коммерции и др.;

  • позволяет работать индивидуально и в группе, со взрослыми и детьми, с больными и здоровыми;

  • имеет строго научное обоснование;

  • имеет подтвержденные данные об эффективности;

  • позволяет четко планировать результаты работы;

  • не вступает в конфликт с моралью и идеологиями, более того, используется на практике представителями самых разных, порой, конфликтующих идеологий;

  • включает разнообразные технологии (релаксация и систематическая десенсибилизация, теории научения и мотивации, классического и оперантного обусловливания, РЭПТ А. Эллиса, мультимодальную терапию А. Лазаруса, стресс-прививочную терапию Д. Мейхенбаума и мн. др.), каждая из которых может быть выбрана в качестве самостоятельной специализации;

  • позволяет выбирать и регулировать предпочитаемый специалистом уровень директивности;

  • претендует на создание интегративного подхода;

  • используется многими специалистами неосознанно (в различных интегративных подходах — игротерапии, сказкотерапии, групповых тренингах, профориентации и мн.др.), что снижает эффективность работы специалиста из-за отсутствия специальной подготовки;

  • имеются достаточно компактные пособия, позволяющие сравнительно быстро изучить основные теоретические и практические аспекты подхода;

  • этот подход является основным в ряде зарубежных стран, где проводятся многочисленные конференции, симпозиумы, охотно публикуются результаты исследований.

Основная тенденция развития системы образования в нашей стране — гуманизация. Программа развития службы практической психологии образования на 2004-2010 годы, принятая Министерством образования РФ 25.12.2003 г., прямо связывает развитие службы с созданием благоприятной ситуации развития обучающихся, воспитанников, с обеспечением психологических условий для охраны психического и психосоматического здоровья и развития личности, с психологическим обеспечением процессов модернизации российского образования. Подчеркивается, что сфера ответственности практической психологии в системе образования не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, она предполагает решать задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков (п. 1). Задача по формированию самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в деятельности специалистов службы практической психологии программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию. Кроме того, подчеркивается важность решения службой практической психологии задачи разработки и реализации в образовательной среде программ формирования здорового образа жизни, профилактики алкоголизма и наркомании (там же).

Возможности когнитивно-поведенческого подхода позволяют эффективно решать эти задачи, что делает его использование в деятельности ППМС-центров еще более перспективным и востребованным.

Таким образом,

  • усиление интеллектуальной, научной, инновационной составляющей в структуре сопровождения детей,

  • охват всех возрастных периодов развития ребенка, включая подростковый и юношеский возраст,

  • использование единого описательного языка, единой методологии сопровождения

являются наиболее перспективными направлениями развития комплексной помощи детям со школьной неуспешностью в условиях ППМС-центров.

Информация об авторах

Савченко Игорь Анатольевич, кандидат психологических наук, старший методист, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы, Москва, Россия, e-mail: sav-i@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 849
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 552
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0