Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра*

3839

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Программа формирования навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра», проект № 12-06-00229.

Ключевые слова: коррекционно-развивающая работа, расстройства аутистического спектра, коррекционное обучение, социальная игра

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Хаустов А.В. Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2012. Том 10. № 1. С. 1–16.

Фрагмент статьи

Коммуникативные и социальные недостатки, характерные для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), приводят к нарушениям их игровой деятельности (Beyer, Gammeltoft, 2000; Sherratt, Peter, 2002; Wolfberg, 1999). В итоге, в специфической игре детей с аутизмом отмечается отсутствие социально-коммуникативной направленности (Башина, 1999; Никольская, Баенская, Либлинг, 1997). В ряде случаев у детей с аутистическими расстройствами могут быть сформированы отдельные стереотипные игровые действия. Но дети осуществляют их в одиночку, «не пускают» других людей в свою игру и не проявляют интерес к участию в играх других детей. Многие дети с аутизмом даже не способны играть рядом с другими детьми. Иногда у детей, имеющих РАС, сохраняется мотивация к совместным игровым действиям, но взаимодействие оказывается затруднено из-за несформированности у них способов социальной игры.

Литература

  1. Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999. – 240 с.
  2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.: Теревинф, 1997. – 342 с.
  3. Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н. Исаевой. – М.: Владос, 2002. – 240 с.
  4. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – СПб.: Питер, 2002.
  5. Хаустов А.В. Организация окружающей среды для социализации и развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2004. – № 3. – С. 18–24.
  6. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0–6 лет). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH / пер. с нем. Клочко Т. – Минск: Изд-во БелАПДИ «Открытые двери», 1997. – 256 с.
  7. Bandura A. Principles of behavior modification. – New York: Holt, Rinehart and Winston., 1969.
  8. Bandura A. Social-learning theory. New York: General Learning Press, 1971. – pp. 1 – 46.
  9. Baron-Cohen S., Allen J., Gillberg C. Can autism be detected at 18 months? The needle, the haystack and the CHAT // British journal of psychiatry. – 1992. – Vol.161. – pp. 839-843.
  10. Behavioral intervention for young children with autism. Edited by Maurice C. Austin, TX: PRO-ED, 1996. – p. 400.
  11. Beyer J., Gammeltoft L. Autism and play. London: Jessica Kingsley, 2000.
  12. Lovaas O.I. Teaching developmentally disabled children. The ME book. – Austin, Texas: PRO-ED, 1981. – p. 250.
  13. Quill K.A., Bracken K.N., Fair M.E., Fiore J.A. DO-WATCH-LISTEN-SAY. Social and communication intervention for children with autism. Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co., 2002. – p. 410.
  14. Rogers S.J., Pennington B.F. A theoretical approach to the deficits in infantile autism // Development and psychiatry. – 1991. – Vol.3. – pp. 137 – 162.
  15. Sherratt D., Peter M. Developing play and drama in children with autistic spectrum disorders. London: David Fulton publishers, 2002. – 165 p.
  16. Wing L.The autistic spectrum. London: Constable, 1996.
  17. Wolfberg P.J. Play and imagination in children with autism. New York, London: Teachers College, Columbia University, 1999. – 193 p.

 

Информация об авторах

Хаустов Артур Валерьевич, кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9634-9295, e-mail: arch2@mail.ru

Метрики

Просмотров HTML-версии за весь период: 2472
Просмотров HTML-версии в прошлом месяце: 9
Просмотров HTML-версии в текущем месяце: 5

Скачиваний PDF-версии за весь период: 3839
Скачиваний PDF-версии в прошлом месяце: 2
Скачиваний PDF-версии в текущем месяце: 3