Аутизм и нарушения развития
2014. Том 12. № 3. С. 26–31
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Формирование у детей с РАС умения правильно употреблять род глагола в прошедшем времени (мужской / женский род)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, логопедические занятия, аграмматизмы, род глагола в прошедшем времени
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Панкратова А.Б. Формирование у детей с РАС умения правильно употреблять род глагола в прошедшем времени (мужской / женский род) // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 3. С. 26–31.
Полный текст
Проблемы с речью есть практически у всех детей с расстройствами аутистического спектра. У тех детей, которые активно используют речь для общения, нередко отмечаются стойкие аграмма- тизмы, преодолеть которые оказывается достаточно трудно. В работе описан опыт обучения ребенка с аутизмом умению правильно использовать род глаголов в прошедшем времени (мужской / женский род).
Описание ребенка
В течение одного учебного года логопедические занятия проводились с мальчиком П. 7-ми лет с диагнозом РАС. На момент начала занятий ребенок мог достаточно свободно вступать в контакт со взрослыми и детьми и поддерживать простой диалог, отвечая односложно либо пользуясь фразой из 3-4-х слов. В тех случаях, когда тема беседы касалась интересов П., мальчик мог использовать и развернутую фразу. Однако даже в простой, и тем более в развернутой фразе, всегда присутствовали стойкие аграмматизмы. П. затруднялся в предложно-падежном согласовании, в образовании и использовании приставочных глаголов, в согласовании существительного и прилагательного, существительного и местоимения и, — что встречалось наиболее часто в речи ребенка и вызывало у него наибольшие трудности, — в правильном употреблении рода глагола в прошедшем времени (мужской / женский род). От мальчика постоянно можно было слышать фразы типа «Мама купил машинку» или «Лиза дал мне игрушку», или «Дедушка поехала на дачу», или «Адамчик упала». Такие грубые, стойкие аграмматизмы требовали использования какого-то особого подхода в рамках традиционной логопедической работы.
Цель занятий: научить ребенка П. правильно употреблять род глагола в прошедшем времени (мужской / женский род).
Ход работы. Работа проводилась в два этапа. На первом этапе была поставлена задача научить П. правильно определять род существительных (мужской / женский род). Цель второго этапа заключалась в том, чтобы, в зависимости от рода существительного, научить ребенка правильно определять и употреблять род глагола в прошедшем времени (мужской / женский род).
Оборудование: таблицы со значками- символами, картинный материал.
Обучение
I этап
1) Одушевленные существительные (люди).
Логопед рассказывает ребенку о том, что в нашей речи есть слова, про которые говорят: она моя. Далее приводится пример таких слов с одновременным показом соответствующей предметной картинки, причем при назывании слова логопед специально утрированно длительно про- певает его окончание (а также окончания сопутствующих этому слову местоимений), очень широко открывая рот при произнесении звука а в окончании слова и делая таким образом на нем акцент. Тем самым создается символическая произносительная опора, к чему привлекается внимание ребенка: девочка-а-а — она-а-а моя-а-а; мама-а-а — она-а-а моя-а-а; тётя-а-а — она-а-а моя-а-а и т.п. Кроме того, логопед сопровождает каждое слово символической двигательной опорой: в процессе произнесения слова руки логопеда сжаты на уровне груди в кулак, а в момент пропевания окончания слова кулаки быстро разжимаются, и пальцы оказываются растопыренными. Вслед за логопедом это движение повторяет и ребенок.
Затем логопед говорит, что в нашей речи есть и другие слова, про которые говорят: он мой, и приводит пример этих слов, показывая ребенку соответствующие предметные картинки. Символической двигательной и произносительной опорой для слов этой группы является следующее: в процессе произнесения слова рука со сжатым кулаком плавно движется вперед, последний гласный в слове чуть пропевается, и затем кулак резко разжимается таким образом, чтобы кисть была перпендикулярна руке, последний согласный в слове произносится чуть громче и резче, чем все слово, и движение вперед останавливается: мальчи-ик! — о-он! мо-ой!; бра-ат! — о-он! мо-ой! и т.п. Как и в работе со словами первой группы, внимание ребенка привлекается к символической опоре для слов второй группы: ребенок повторяет за логопедом способ произнесения слова и соответствующий жест, причем логопед говорит ребенку, что когда его рука резко остановилась, это означает, что она как будто бы уперлась в преграду, препятствие, «заборчик», который не позволяет двигаться вперед.
Далее логопед кладет перед ребенком таблицу, состоящую из двух столбцов. Наверху в левом столбце написано слово ОН, наверху в правом столбце — слово ОНА. Под словом ОН нарисован заборчик — символ для слов данной группы, под словом ОНА — широко раскрытый рот. У ребенка есть предметные картинки с изображением детей и взрослых, которые он, с помощью логопеда, должен разложить по нужным столбцам таблицы. Важно, чтобы во время выполнения задания ребенок использовал символическую двигательную и произносительную опору.
Рис. 1. Таблица со значками-символами для дифференциации существительных мужского и женского рода.
Важный нюанс: поначалу в работу не берутся слова мужчина, папа, дедушка, дядя и т.п., так как они не вписываются в предложенную схему. По возможности, эти слова либо заменяются другими (например, слово папа заменяется словом отец, а слово дедушка — словом дед), либо не используются на занятиях. Такие слова прорабатываются на более позднем этапе, когда ребенок уже не делает ошибок в различении одушевленных существительных мужского и женского рода. Тогда логопед рассказывает ребенку об особых словах, словах-исключениях, о которых говорят он мой, хотя эти слова и заканчиваются на -а/-я.
2) Одушевленные существительные (животные, птицы, рыбы, насекомые).
3) Неодушевленные существительные.
4) Одушевленные и неодушевленные существительные.
По этим направлениям работа ведется аналогичным образом.
II этап
1) Простое предложение из 2-х слов с невозвратными глаголами.
Логопед кладет перед ребенком таблицу, схожую с таблицей из первого этапа, однако в левом столбце таблицы вместо символа-«заборчика» нарисована квадратная рамка синего цвета, а в правом
столбце таблицы вместо изображения широко раскрытого рта — буква А красного цвета. Кроме того, оба столбика уже заполнены подходящими картинками, под которыми помещены соответствующие картинке подписи: назван субъект, выполняющий изображенное на картинке действие, и названо действие, выполняемое субъектом. В левом столбце после названия субъекта и названия выполняемого им действия нарисованы рамки синего цвета; в правом столбце последняя буква в названии субъекта и в названии выполняемого им действия — буква А — является не строчной, а заглавной и выделена красным цветом.
Логопед показывает ребенку на картинки из таблицы и называет, что на них изображено, используя при этом произносительную опору, введенную на первом этапе работы: мальчи-ик! топа-ал!; девочка-а-а поливала-а-а, а также зрительную опору — рамку синего цвета для слов из левого столбца и заглавную букву А красного цвета для слов из правого столбца. Во время более громкого и резкого произнесения последнего согласного в словах из левого столбца логопед указывает ребенку на рамку синего цвета и делает небольшую остановку, перед тем как произнести следующее слово, задерживая свой палец на рамке. Аналогично, во время пропевания гласного А на конце слов из правого столбца логопед задерживает свой палец на заглавной букве А на конце этих слов.
Рис. 3. Таблица со значками-символами для дифференциации в прошедшем времени
мужского и женского рода возвратных глаголов.
Назвав таким образом по 3-4 слова из каждого столбца, логопед предлагает ребенку продолжить работу по таблице, используя произносительную и зрительную опору.
2) Простое предложение из 2-3-х слов с возвратными глаголами.
Логопед кладет перед ребенком несколько пар картинок. На одной картинке из пары изображено действие, которое субъект выполняет с кем-то / с чем-то, а на другой картинке изображено то же самое действие, которое субъект выполняет по отношению к самому себе, например: мальчик катал (машинку) — мальчик катался, друг прятал (машинку) — друг прятался, девочка причесывала (куклу) — девочка причесывалась, дочка одевала (мишку) — дочка одевалась и т.д. Вначале логопед отбирает пары картинок с субъектами только мужского рода (мальчик, отец, дед, брат и т.п.), называет то, что изображено на этих картинках, и затем рассказывает ребенку о том, что услышанные им слова катал — катался, прятал — прятался и др. очень похожи между собой и различаются только лишь маленьким «хвостиком» — «ся». Когда-то давно этот «хвостик» «ся» обозначал целое слово — «себя», то есть мальчик катался значит мальчик катал себя, друг прятался значит друг прятал себя и т.п. Далее аналогичная работа проводится с парами картинок, на которых изображены субъекты женского рода, но «хвостик» называется уже не «ся», а «сь».
После этого логопед рассматривает вместе с ребенком таблицу, состоящую из двух столбцов. В левом столбце сверху написано слово ОН, строкой ниже — рамка синего цвета и «хвостик» «ся», выделенный заглавными буквами и зеленым цветом. В правом столбце сверху написано слово ОНА, а строкой ниже — заглавная буква А красного цвета и «хвостик» «сь», также выделенный заглавными буквами и зеленым цветом. В левом и в правом столбцах нарисовано по одной паре подходящих картинок. Логопед объясняет ребенку, что к словам из столбца ОН нужно добавлять «хвостик» «ся», а к словам из столбца ОНА — «хвостик» «сь». Затем, используя произносительную и зрительную опоры, логопед называет обе пары картинок.
Далее логопед берет уже использованные в этом пункте работы пары картинок мальчик катал (машинку) — мальчик катался, девочка причесывала (куклу) — девочка причесывалась и т.д. и предлагает ребенку самостоятельно раскладывать эти пары картинок по нужным столбцам и называть то, что на них изображено.
3) Простое предложение из 3-5-ти слов.
В этом направлении работа ведется по аналогии с работой, описанной выше в первом и втором пунктах.
Необходимо отметить, что на каждом этапе работы ребенку предлагается большое разнообразие практических заданий для закрепления изучаемого навыка, например:
- Логопед начинает предложение, а ребенок должен его закончить: Сегодня мама стирает, и вчера мама тоже... (стирала). Сегодня мальчик одевается, и вчера он тоже. (одевался).
- Ребенок называет несколько действий, изображенных на одной картинке: Котенок с фантиком играл, мышку ловил, на подушке спал.
- Логопед называет действие, выполняемое субъектом из правого / левого столбца, а ребенок, соответственно, применяет это действие в отношении субъекта из противоположного столбца: Мама читала — папа читал. Брат гулял — сестра гуляла и т.п.
Результат
К концу 2013-2014 учебного года на занятиях в логопедическом кабинете П. не делал ни одной ошибки, правильно употребляя род глаголов (мужской / женский род) в прошедшем времени. В свободной речи, по словам родных ребенка и других педагогов, также занимавшихся его развитием и обучением, воспитателя в детском саду, психолога в психологическом центре, учителя в группе подготовки к школе, ошибки в употреблении глаголов в прошедшем времени приобрели единичный характер, причем практически все они исправлялись самим.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1317
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 21
Скачиваний
Всего: 1978
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 5