Аутизм и нарушения развития
2014. Том 12. № 3. С. 37–43
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Пример обучения ребенка с РАС навыку продолжения простой последовательности элементов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, Методика оценки базовых речевых и учебных навыков, продолжение простой последовательности элементов, генерализация навыка, стимульный материал, визуальные подсказки
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Овсянникова Т.М. Пример обучения ребенка с РАС навыку продолжения простой последовательности элементов // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 3. С. 37–43.
Полный текст
Способность обнаружить закономерность и действовать в соответствии с выявленным алгоритмом является важным базовым навыком, необходимым для развития. В работе описывается метод обучения ребенка навыку продолжения простой последовательности элементов.
Описание ребенка
Ребенок И. 7-ми лет, диагноз РАС. Для оценки базовых речевых и учебных навыков была использована Методика оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R).
ABLLS-R оценивает учебные и речевые навыки ребенка по 25-ти функциональным сферам, каждая из которых представлена отдельной шкалой. В результате тестирования были получены данные о выполнении пунктов в каждой шкале, представляющих собой полностью отдельные, уникальные навыки в конкретной сфере.
Приведу пример заполненных шкал по следующим сферам: моторная имитация, визуальное восприятие, навыки мелкой моторики, социальное взаимодействие и навыки сотрудничества (см. табл. 1).
План работы
В начале обучения использовался следующий план, который состоял из трех шагов.
На первом шаге ребенку необходимо было наложить карточки с изображениями квадрата и звезды на заготовленный шаблон (рис. 1). Педагог выкладывала на стол две карточки с изображениями звезды и квадрата и давала следующую инструкцию: «положи с таким же». После того как ребенок раскладывал первые две карточки, педагог выкладывала на стол оставшиеся карточки и давала инструкцию «продолжи», показывая на оставшиеся изображения фигур на шаблоне. Затем ребенок раскладывал все карточки с изображениями предметов, после этого педагог показывала на каждую фигуру и называла ее. Педагог следила за тем, чтобы ребенок раскладывал карточки в строгой последовательности, начиная с первой с левого края, и т.д.
Критерий успешности для первого шага: ребенок самостоятельно накладывает карточки с изображениями квадрата и звезды на заготовленный шаблон. В процессе обучения использовались подсказки, начиная с полной физической, пока ребенок не будет самостоятельно выполнять задание. Критерием для перехода на следующий шаг является выполнение пробы на протяжении как минимум двух дней на 80 и более процентов. Процент положительных проб высчитывается по формуле: количество положительных проб (выполненных самостоятельно) разделить на общее количество выполненных проб и умножить на 100%.
На втором шаге ребенку надо было совершить такие же действия, разложить карточки с изображениями фигур, но при этом использовался другой шаблон (рис. 2). Действия педагога оставались теми же, что и на первом шаге.
На втором шаблоне уменьшается количество и качество визуальной подсказки, остается контур фигур, убирается цвет. Критерий успешности остается тем же: ребенок самостоятельно накладывает карточки с изображениями квадрата и звезды на заготовленный шаблон.
На третьем шаге ребенку предлагалось выполнить задание, используя третий и четвертый шаблоны, выполняя отработанные ранее инструкции: «положи с таким же» и «продолжи» (рис. 3, 4). Критерий успешности идентичен критерию успешности первых двух шагов. При использовании третьего шаблона ребенку необходимо было наложить квадрат и звезду на их контурные изображения, затем продолжить последовательность. К четвертому шаблону предполагалось переходить, когда ребенок будет самостоятельно выполнять задания с третьим шаблоном. В четвертом шаблоне изображена последовательность из двух элементов, опираясь на которую ребенку необходимо было выполнить инструкцию «продолжи». Так же, в рамках третьего шага, после успешного выполнения задания с плоским изображением фигур планировалось переходить на трехмерные объекты.
До третьего шага ребенок успешно справлялся с заданием, показывая стабильный процесс научения с уменьшением количества правильно выполненных проб после усложнения между первым и вторым шагами, а на третьем шаге перестал показывать процентное увеличение правильно выполненных проб (табл. 2). Это могло быть связано с тем, что план по обучению навыку не подходил для данного ребенка. В связи с этим был предложен новый план для успешного освоения навыка.
Для нового плана был изготовлен другой стимульный материал. Из пробкового картона были вырезаны квадрат и круг, и некоторое их количество было разрезано на две половинки (рис. 5).
Первый шаг: сначала инструктор выкладывала перед ребенком последовательность из половинок фигур (рис. 6), давая ребенку недостающие половинки.
Таблица 2
План освоения ребенком И. навыка продолжения простой последовательности элементов
Даты ^ |
1.10 |
2.10 |
3.10 |
4.10 |
7.10 |
8.10 |
10.10 |
11.10 |
14.10 |
16.10 |
17.10 |
18.10 |
21.10 |
22.10 |
23.10 |
24.10 |
100% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
90% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
80% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Событие |
|
|
|
|
2 шаг |
|
|
|
|
|
3 шаг |
|
|
|
|
|
Предлагалась инструкция «собери». После того как ребенок дополнял все фигуры недостающими половинками, педагог проговаривала всю последовательность, например, «круг — квадрат — круг — квадрат...» и убирала весь материал (рис. 7). Критерий успешности: ученик правильно дополняет недостающими половинками все фигуры в последовательности.
На втором шаге к стимульному материалу, который использовался на первом шаге, добавлялось по одной целой геометрической фигуре. На рис. 8 изображен необходимый для второго шага стимульный материал.
Процедура
Педагог выкладывала перед ребенком последовательность из двух фигур, два повторения из половинок фигур. Давала ребенку недостающие половинки и две целые фигуры. Давалась инструкция «продолжи». Когда ребенок подкладывал недостающую половинку, инструктор называла фигуру в последовательности. После того как ребенок дополнил все фигуры недостающими половинками и выложил две целые фигуры в последовательности на пустое место на столе, педагог проговаривала всю последовательность, например, «круг — квадрат — круг — квадрат.» и убирала весь материал. Критерий успешности: ученик правильно дополняет недостающими половинками все фигуры в последовательности и выкладывает две целые.
На третьем шаге использовались только целые геометрические фигуры. Инструктор выкладывала перед ребенком последовательность из двух фигур и выкладывала фигуры для двух повторений последовательности. Давалась инструкция «продолжи». Когда ребенок выкладывал фигуры в последовательности, педагог называла каждую фигуру. В конце она проговаривала всю последовательность целиком. Критерий успешности: ученик продолжает простую последовательность до трех повторений фигур.
Использование этого способа обучения привело к тому, что ребенок успешно овладел навыком продолжения простой последовательности из двух элементов.
Спустя месяц ребенку было предложено выполнить аналогичное задание с использованием другого стимульного материала. Полученный результат показал, что навык, приобретенный ребенком в процессе обучения, не только сохранился, но и произошла его генерализация (табл. 3).
Таблица 3
План освоения ребенком И. навыка продолжения простой последовательности элементов с другим стимульным материалом
Даты ^ |
13.11 |
14.11 |
15.11 |
18.11 |
22.11 |
2.12 |
3.12 |
4.12 |
6.12 |
9.12 |
11.12 |
12.12 |
17.12 |
23.12 |
10.01 |
15.01 |
100% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
90% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
80% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Событие |
|
|
|
2 шаг |
|
|
|
|
|
|
3 шаг |
|
|
|
повторение |
повторение |
Выводы
Анализируя описанный случай обучения ребенка навыку продолжения простой последовательности, можно сделать следующие выводы и предположения.
Во-первых, при обучении детей с расстройствами аутистического спектра необходимо все время оценивать не только возможности ребенка, но и тщательно подбирать стимульный материал, использовать подсказки, в том числе, и визуальные.
Во-вторых, важно, чтобы у ребенка уже были сформированы навыки, являющиеся предпосылками для успешного усвоения более сложных навыков, которым вы хотите его обучать.
В-третьих, если вы наблюдаете ситуацию, в которой ребенок показывает неу- спешность в освоении нового навыка, не стоит оценивать это как свою профессиональную некомпетентность, проанализируйте ситуацию, постарайтесь изменить условия, стимульный материал, текстуру используемого стимульного материала, стиль предъявления инструкций, сами инструкции. Тогда, возможно, ситуация неуспешности сменится на состояние успеха в освоении желаемого и необходимого для ребенка навыка.
После успешного освоения ребенком И. описываемого навыка мы задались вопросом: почему первый предложенный нами план обучения не подошел и показал свое несоответствие в алгоритме достижения поставленной цели? Мы предположили, что заложенный нами изначально алгоритм — научение через наложение — в данном случае не подходил. Ребенок мог успешно накладывать предложенные фигуры, пока использовались визуальные подсказки — целое или контурное изображение фигур. Но он не овладевал новым навыком — повторения простой последовательности. Возможно, предложенный во втором плане алгоритм — изначальное выкладывание последовательности через добавление половинок до целой фигуры — с первой минуты обучал ребенка новому поведению. Ребенок обучался не только дополнять фигуры правильными половинками, но его внимание все время так же акцентировали на повторении в последовательности.
Результат
В нашем случае именно через дополнение фигур до целых ребенок овладел навыком продолжения простой последовательности элементов.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1624
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 712
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0