EUWARD6 — выставка в немецком музее Фантазии

466

Общая информация

Ключевые слова: аутизм, ментальные нарушения, арт-терапия, арт-терапевтическая работа с людьми с ограниченными возможностями

Рубрика издания: Родительский опыт

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Бельчева Т.Г. EUWARD6 — выставка в немецком музее Фантазии // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 4. С. 80–82.

Полный текст

Благотворительный фонд Augustinum уже шестой раз проводит европейский конкурс творчества людей с ментальными нарушениями. Основатель конкурса — артист Едгар Селге (Edgar Selge) считает, что именно эти люди способны дать новый импульс, новое направление искусству. Своеобразное видение мира выставленных авторов, их необычный стиль, способность творчески подойти к обычным явлениям и представить их в новом свете дают возможность всем, кто хочет, почувствовать себя свободными от стереотипов, избавиться от страхов, найти дорогу к себе. Картины должны видеть как можно больше людей, и они заслуживают того, чтобы быть представлены в известных и популярных местах.

В этот раз выставка работ трех победителей конкурса и 17-ти номинантов проводилась в музее Буххайма «Фантазия» около Мюнхена (Buchenhain Museum am Starnberger See). Моя дочка Ольга[I] в прошлом году была номинирована на немецком конкурсе inTime, организованном фондом Aktion Kunst. В этом году она номинирована на европейском конкурсе, и нас пригласили на открытие выставки

23 ноября. Благодарить за это мы должны Олину учительницу рисования, которая 2 года назад начала заниматься с ней по одному часу в неделю в мастерских, где дочка работает, — изготавливает и расписывает керамическую посуду. Учительница заметила Олин своеобразный стиль, послала работы на конкурс. Победа на конкурсе для меня была неожиданностью. Будучи, к сожалению, человеком далеким от искусства, я не очень интересовалась, что и как она рисует, была просто рада, что у нее есть любимое занятие. Рисует дочка с самого раннего детства, качество работ улучшалось, были милые зверюшки — улыбающиеся львы, жирафы, зебры, слоны. В керамической мастерской, заметив, как своеобразно она рисует, разрешили ей расписывать посуду по своим эскизам. Но людей Оля никогда не рисовала. И вдруг несколько лет назад стала рисовать людей, но как! Все квадратно-треугольные, непропорциональные, друг на друге. Я очень просила ее рисовать «покруглее» и отдельно, но она только улыбалась. Только после того, что услышала и увидела на презентации, я поняла, что это ее творчески переработанное видение мира: дочка говорит свободно только со мной, зато при помощи своих картин имеет возможность отразить свои мысли, настроение и эмоции.

Много замечательных слов было сказано на открытии выставки. Основная мысль — не нужно рассматривать искусство людей с инвалидностью отдельно, не делать акцент на инвалидности людей, а ценить по качеству работ. В Германии обратили внимание на творчество ментальных инвалидов еще 50 лет назад, и проводятся выставки, но именно в этих рамках. Задача же организаторов этого конкурса — показать, что искусство не имеет каких-либо ограничений, искусство — проводник внутреннего Я, шанс заглянуть в себя и показать другим увиденное и прочувствованное. Ценность творчества людей, чьи картины представлены на этой выставке, — особенный взгляд, жизненный опыт, который они, творчески обработав, вкладывают в свои работы. Это их язык, при помощи которого они с нами говорят.

Первый приз получила девушка из Италии — Giulia Zini, 1996 г.р. С 8-ми лет с ней занимаются в художественной мастерской (Children Neuropsychiatry-AUSL Reggio Emilia). Ее учитель отметил, что последнее время у Цини появилась потребность в больших форматах. Например, одна из ее лучших картин, которая выбрана для обложки альбома, началась с маленькой головы какого-то довольно злобного чудовища. Потом она стала ему подрисовывать тело громадных размеров, которое не помещалось на листе. Подклеили еще, опять не поместилось, еще... Причем она ходила и настаивала, чтобы ей увеличивали формат листа, пока не добивалась своего. Похоже, что девушке нужно было обязательно его дорисовать, может быть, таким образом она от него освобождалась. Огромный лохматый паук, обезьяны и олень со злобно оскаленными ртами, острыми зубами. Какие-то удивительные насекомые. Еще особенность — она рисует лежа на картине. В альбоме много фото девушки за работой, огромные глаза смотрят куда-то вдаль. А иногда она рисует и улыбается счастливой улыбкой.

Второй приз получил молодой человек из Бельгии Dimitri Pietquin, 1978 г.р. Интересно рассказывали, как он работает над своими картинами. Сначала в своей записной книжке пишет на каком-то неизвестном, только ему понятном языке, художественно оформляя свои записи. Потом переносит все на бумагу, и рождается картина. Главные его темы — каменные глыбы, самолеты, корабли, машины в сопровождении «пояснительного текста» из отдельных слов и предложений.

У него было очень тяжелое детство, подробно его не описывают, но говорят так: «Он пережил такое в конце двадцатого века, что даже Диккенс не смог бы написать страшнее». Свое позднее детство и юношество он провел в интернате спец. школы для ментальных инвалидов. Затем, в поисках «хорошей семьи» поселился в La
Maisonnee —
это жилищный проект с отдельными обслуживаемыми квартирами. Ему был 21 год, когда директор проекта случайно обнаружил, что Димитри ведет «тайные записи». Тетради и блокноты полностью исписаны загадочным письмом, которое понятно только ему. Тогда директор предложил ему заниматься в художественной мастерской и переписать свои послания на большой формат, чтобы можно было повесить на стену. Из всего, что написано на картине, можно только понять — Dimitri. С большой любовью рассказ о жизни юноши был закончен по принципу доброй сказки: «Его жажда быть признанным после пустоты детства удовлетворена, добрая фея, которая не смогла помочь в детстве, все исправила, и картины Димит­ри путешествуют теперь по всему миру».

Третью премию получил молодой человек Patrick Siegl из Германии, 1991 г.р. С 10-ти лет он учится в школе, где имеет возможность каждый день работать над своими удивительными, с микроскопическими деталями, картинами. Часто он рисует по 8 часов в день, его самый большой интерес — архитектура и азиатская культура. Когда перед Патриком лежит чистый лист бумаги, он уже точно знает все детали своей сложнейшей картины, которые нам приходится рассматривать под лупой. Карандаш, которым он рисует — 0,1 мм. Очень интересное интервью с Патриком опубликовали в альбоме, он подробно объясняет архитектуру, говорит о том, что можно увидеть из окна дома, который он нарисовал, описывает, какие там внутри лестницы и проходы. Как нужно строить крыши, все выше и выше, разного размера. Его спросили: чувствует ли он себя кем-то особенным, получив уже много призов и наград за свои картины. Патрик ответил очень мудро: ну да, или чувство, что принадлежишь к особенным, или, что меня не так сильно воспринимают как «особенного».

После презентации, на банкете, публика прохаживалась и рассуждала об искусстве, на душе было празднично и тепло. Но главное, что я поняла после этой выставки, мы можем и без конкурсов-выставок многое сделать для своих детей, попытавшись понять их особый внутренний мир, посмотреть на жизнь их глазами. Я только сейчас задумалась, почему Оля вдруг стала рисовать людей, и только людей, причем много, одного на другом. Она слишком долго была практически изолирована от социума: в России 6 классов закончила дома. Здесь, в Германии, она испытала, наверное, потрясение, когда уже в 13 лет впервые оказалась среди незнакомых людей, с которыми нужно было каким-то образом общаться. Потребовались годы, чтобы переработать ситуацию и научиться жить в обществе. А сейчас это воплощается в картинах.

Я очень благодарна людям, которые помогли мне посмотреть другими глазами на своего ребенка.

 


[I]См. статью Т.Г. Бельчевой «Размышления матери взрослого необычного ребенка», журнал № 1, 2013 г.

Информация об авторах

Бельчева Татьяна Геннадьевна, Инженер-системотехник. Мама взрослой дочери с РАС, Фрилансер, Берлин, Германия, e-mail: tmbel@web.de

Метрики

Просмотров

Всего: 935
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 466
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0