Обучение детей самостоятельному выполнению домашнего задания

753

Аннотация

Выполнение домашнего задания требует от ученика большей, чем в классе, самостоятельности и орга¬низованности, и нередко дети сталкиваются с серьезными проблемами, которые приводят к тому, что домашняя работа выполняется в течение многих часов или не выполняется вовсе, а родители вынуждены постоянно находиться рядом с ребенком, чтобы задание было сделано. Особенно остро подобные проблемы возникают у детей с расстройствами аутистического спектра. В статье описан опыт обучения школьников с РАС выполнению домашнего задания в рамках группы продленного дня.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, домашнее задание, группа продленного дня, самостоятельное выполнение домашнего задания

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Майданчук С.Ю. Обучение детей самостоятельному выполнению домашнего задания // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 4. С. 35–39.

Полный текст

Выполнение домашнего задания требует от ученика большей, чем в классе, самостоятельности и организованности, и нередко дети сталкиваются с серьезными проблемами, которые приводят к тому, что домашняя работа выполняется в течение многих часов или не выполняется вовсе, а родители вынуждены постоянно находиться рядом с ребенком, чтобы задание было сделано. Особенно остро подобные проблемы возникают у детей с расстройствами аутистического спектра. В статье описан опыт обучения школьников с РАС выполнению домашнего задания в рамках группы продленного дня.

 

 

Домашнее задание крайне важно при обучении детей. Оно необходимо для того, чтобы ребенок мог закрепить полученные в ходе уроков знания, научился работать самостоятельно. Кроме того, педагог, анализируя результаты выполнения домашних заданий, может выявить трудности, с которыми сталкивается ученик, и уделить дополнительное время для лучшего усвоения «проблемного» материала. Как правило, родители формулируют проблему следующим образом:

1.   Ребенок отказывается выполнять домашнее задание;

2.   На выполнения заданий требуется слишком много времени;

3.         Ребенок постоянно отвлекается;

4.   Ребенок не может заниматься самостоятельного и нуждается в постоянном присутствии и помощи взрослого.

В данной работе описан опыт обучения детей с РАС самостоятельному выполнению домашнего задания в группе продленного дня (ГПД).

Эту группу посещали дети 3—4-х классов школы для детей с расстройствами ау­тистического спектра. Школа ЦПМ- ССДиП является структурным подразделением МГППУ, и на протяжении многих лет в ней проводится обучение и социализация таких детей. Дети обучаются по общеобразовательной программе. Многие из них имеют проблемы с концентрацией внимания, пониманием обращенной речи, прочитанного текста, не умеют сформулировать проблему, которая в данный момент их беспокоит, не могут (стесняются, боятся) обратиться за помощью ко взрослому, имеют трудности взаимодействия в детском коллективе и др.

Группа работает в школе Центра во второй половине дня, 5 дней в неделю. Во время пребывания в группе дети, помимо прочего, должны сделать домашнюю работу. Занятия в школе заканчиваются, как правило, в 13.20. Далее воспитатель отводит детей на обед. Затем у ребят есть некоторое время для игр, прогулки и общения. В 14.30 дети, которые остаются на «продленку», приступают к выполнению домашнего задания. Время, отведенное на эту работу, фиксировано, и школьники должны закончить ее в 16.00. В начале работы ГПД дети испытывали трудности при выполнении домашнего задания аналогичные тем, которые формулировали родители.

В связи с этим одной из целей работы педагога стало обучение детей самостоятельному (насколько это возможно) выполнению школьного домашнего задания.

Очевидно, что, для того чтобы достичь этой цели, нам нужно было решить многие «промежуточные» проблемы. Так учителем были поставлены задачи по формированию следующих навыков:

1.   Вовремя быть готовым к началу выполнения домашнего задания.

2. Организовать свое рабочее место.

3.   Уметь найти в учебнике те задания, которые даны на дом.

4.   Попытаться что-то решить самостоятельно, а не сразу обращаться за помощью к педагогу.

5.   Уметь сформулировать проблему, с которой ученик столкнулся при выполнении задания («Не понимаю смысла задачи», «Как распределить в примере порядок действий», «Что такое дециметр?» и т.д.).

Здесь надо сказать, что в начале работы группы мы столкнулись со сложной проблемой: как ребенок с РАС должен понимать, что закончилось время свободных игр в классе или игровой комнате, и начинается время для выполнения домашнего задания? Кто-то из детей уже умел ориентироваться по циферблату часов и определять время, а кто-то нет. Тогда те ребята, которые умели определять время, стали заранее предупреждать остальных о приближении времени начала продленки. Кроме того, в нашей группе оказался мальчик, имеющий характерную для таких детей особенность — «зацикленность» на времени. Все в жизни этого ребенка происходит строго по времени, и «выпадение» из привычного графика страшно нервирует мальчика: он начинает плакать, говорить, что в это время положено делать то-то, что нельзя опаздывать и т.д. В данном случае такая особенность ребенка оказалась нам «на руку». Этот мальчик заранее оповещал всех остальных детей о том, что нужно завершать игру и убирать игрушки, что нужно идти в класс, где дети делают домашнее задание.

Промежуточный результат

В сентябре, когда группа только начинала работать, педагогу приходилось проходить по классам, собирая детей и напоминая о домашнем задании. К середине октября можно было наблюдать такую картину: в 14.30 педагог приходит в класс, чтобы начать работу, а там за партами сидят дети, которые уже начали выполнять домашнее задание. Или минут за пятнадцать до начала работы группы дверь учительской приоткрывается, всовывается детская головка, и я слышу: «Светлана Юрьевна, Вы помните, что у нас продленка?!» Прошло всего полтора месяца, а они уже научились вовремя начинать выполнять домашнее задание!

Ход работы и результаты

Придя в учебный кабинет для выполнения домашнего задания, ребенок должен организовать свое рабочее место. Для этого необходимо на парте оставить только те вещи, которые нужны для выполнения именно этого учебного предмета: дневник, учебник, тетрадь, ручку, карандаш, ластик, линейку. Сначала дети не умели самостоятельно организовать рабочее место. Тогда учитель делал это за ребенка, комментируя, что необходимо оставить на парте. Постепенно появилась возможность «уходить» от проговаривания действий учителя. Затем дети стали пытаться самостоятельно готовиться к началу занятий. При этом ребенок обязательно поощрялся учителем каждый раз за все более и более самостоятельную подготовку рабочего места.

Таким образом, мы пришли к тому, что сейчас дети знают, что им понадобится для работы, как это должно быть расположено на парте и имеют возможность максимально быстро приготовиться к началу выполнения домашнего задания.

Детям нужно четко представлять, какой объем заданий им предстоит выполнить. Для этого заданные на дом упражнения необходимо отметить в учебнике, чтобы понимать, что конкретно сделать. Здесь мы столкнулись с такими проблемами:

1.   Ребенку трудно найти в дневнике записанное домашнее задание.

2.   Он затрудняется с поиском нужной страницы учебника (закладками пользуются не все, дети часто их теряют, забывают переложить на нужную страницу и т.д.).

3.   Не все дети самостоятельно могут найти те задания, которые предстоит выполнить и понять, какие из них нужно сделать непосредственно в учебнике, а какие — в тетради.

В начале работы группы учитель по записям в дневнике отмечала задания для домашней работы: «галочкой» задания для продленки и «звездочкой» задания для выполнения дома. При этом вместе с учеником проговаривалось, какие задания он будет делать в учебнике, а какие в тетради. Чуть позже это стали делать совместно учитель и ученик, обсуждая описанные выше детали выполнения работы. Со временем дети стали делать это самостоятельно. Каждый раз ребенок поощрялся учителем за то, что самостоятельно и правильно отмечал домашнее задание.

Теперь у учителя нет необходимости отмечать в учебнике задания, это делают дети самостоятельно, а учитель, проходя по классу, поощряет каждого, кто сделал это сам. Так у ребенка закрепляется навык самостоятельного выделения необходимых для выполнения заданий.

Часто ученики, не успев приступить к выполнению домашнего задания, требуют помощи взрослого. Это может происходить по двум причинам:

1.   Ребенок боится допустить ошибку.

2.   Хочет облегчить себе выполнение заданий.

Приемы, которые использовал педагог, также менялись в зависимости от причины такого поведения.

1.   Ребенок боится допустить ошибку

Ребенку очень важно быть уверенным, что любую ошибку можно исправить, и что педагог всегда придет на помощь. Очень важный для таких детей момент — спокойная реакция учителя на допущенную учеником ошибку.

В нашей школе мы приветствуем ручки с ластиком (к счастью, такие в большом количестве теперь продаются в магазинах). Они дают возможность ученику быть уверенным, что любую ошибку можно исправить, что это можно сделать аккуратно, и не получить снижение оценки за грязь и исправления в тетради. Таким образом снижается эмоциональное напряжение ребенка, связанное с боязнью сделать что-то неправильно.

Детям очень важно иметь черновики. Им трудно понимать прочитанное, поэтому часто необходимо «прорисовывать» содержание задачи или изображать его в виде схемы. Для этого рядом всегда должен лежать листок бумаги, на котором вместе с учителем или самостоятельно ученик сможет «порассуждать». Черновик является своеобразным «проводником» между поставленной перед учеником задачей и ее реализацией в тетрадке. Опять же, работая на черновике, можно не опасаться за то, правильно или нет ты рассуждаешь, это твои мысли, твои сомнения; и если у ребенка будет такая необходимость, он может поделиться этими сомнениями с учителем.

В случае если ученик не понял смысла задачи, ему требуется помощь с объяснением содержания и, возможно, тогда дальше он сможет выполнять это задание самостоятельно. Иногда бывают действительно очень большие по объему условия задачи, и тогда дети, имеющие проблемы с чтением или пониманием прочитанного, не могут «уловить» сути. В таких случаях первым

делом ребенка надо успокоить. Как правило, педагог говорит, что длинные задачи самые легкие, и что пугаться их не надо. Главное — помочь ученику из этого большого количества непонятных слов с помощью краткой записи и формулировки промежуточных вопросов «разложить задачу по полочкам». Часто бывает так, что ребенок начал самостоятельно выполнять задание, но «застопорился» на каком-то месте. Тогда учитель подключается к объяснению именно с того места, где возникла проблема.

2.   Ребенок хочет облегчить себе выполнение заданий

Учитель незамедлительно поощряет ученика за то, что он начал самостоятельно выполнять задание. Таким образом, ребенок понимает, что самостоятельное начало выполнения задания — это хорошо; что, в случае необходимости, всегда можно обратиться за помощью.

Бывают случаи, что ученик, едва взглянув на задание, требует помощи взрослого. Тогда учитель вначале предлагал ребенку попробовать самому попытаться начать выполнять задание. Ребенку стоит попытаться начать выполнять задание самостоятельно, разобраться в нем, порассуждать, возможно, прорисовать задание на черновике, а потом, если все-таки не получается, обратиться к педагогу. Но каждый раз дети поощрялись за самостоятельное начало выполнения задания. Таким образом, мы постепенно пришли к тому, что дети начали самостоятельно пытаться разобраться в задании. Часто это делали с ошибками, иногда «заходили в тупик», но самое главное, что они предпринимали попытку сделать задание самостоятельно и просили помощи взрослого только тогда, когда совсем не получалось выполнить упражнение.

Вывод

Таким образом, в рамках работы по выполнению домашнего задания в группе детей с РАС, посещающих группу продленного дня, представляется возможным решить основную задачу, стоящую перед учителем, — научить ученика выполнять домашнее задание самостоятельно.

Информация об авторах

Майданчук Светлана Юрьевна, учитель Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета, e-mail: cpmsdip@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1215
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 753
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3