Аутизм и нарушения развития
2014. Том 12. № 4. С. 40–41
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Опыт преодоления мутизма как реакции на разлуку с отцом у ребенка с РАС
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, мутизм, уровень речевого развития, обращенная речь
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: краткое сообщение
Для цитаты: Павлова Ю.Б. Опыт преодоления мутизма как реакции на разлуку с отцом у ребенка с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 4. С. 40–41.
Полный текст
В данной работе представлен успешный опыт преодоления реакции ребенка с расстройством аутистического спектра на разлуку с отцом, которая проявилась в форме мутизма.
Описание ребенка
Алеша Т., 7 лет, с диагнозом «детский аутизм вследствие других причин» был зачислен в первый класс школы ЦПМССДиП для детей с РАС. Во время обследования перед поступлением в школу, проводившегося с целью определения уровня развития ребенка, мальчик свободно общался со специалистами в присутствии отца. В контакт вступил сразу. Говорил в несколько замедленном темпе, нормальным по громкости голосом, практически не интонировал. Обследование выявило следующие особенности развития Алеши: мальчик выглядит на свой возраст. Глазной контакт доступен формально. Уровень речевого развития значительно ниже возрастной нормы. Словарь ограничен бытовой лексикой, плохо актуализирован. Обобщающие понятия не сформированы. Знания об окружающем мире недостаточны. Фразовой речи нет. Причинно-следственные связи не сформированы. Мальчик плохо понимает обращенную речь. Может ответить на знакомые вопросы. Семья полная. Мама работает. Папа не работает, занимается ребенком.
По результатам обследования Алеша был зачислен в 1 класс школы для детей, имеющих РАС.
Проблема
С первого дня нахождения в школе Алеша перестал пользоваться речью. При этом с удовольствием шел в школу, на уроках не отказывался от выполнения заданий, на похвалу реагировал улыбкой. К детям не проявлял интереса, не участвовал в играх, на переменах предпочитал сидеть за партой. На вопросы «отвечал», кивая головой. Когда после уроков отец заходил в класс, мальчик начинал говорить нормальным голосом. Если кто- то из педагогов обращался к Алеше в этот момент, мальчик отвечал.
Со слов папы подобных проблем дома не возникало. В беседе с ним выяснилось, что с сыном он практически не разлучается. В гости они не ходят. Гости в семье не бывают. С детьми или взрослыми помимо папы и мамы ребенок никогда не контактировал. Ситуация, когда Алеша остался без папы, в окружении незнакомых людей возникла впервые.
Задача
Перед специалистами школы встала задача — помочь мальчику начать пользоваться речью в отсутствие отца, в любых ситуациях.
Ход работы
С этой целью логопед начала приглашать папу на индивидуальные занятия. Отец приходил вместе с сыном, и ребенок на занятии пользовался речью. Однажды отец не смог прийти, и мальчик на занятии молчал.
Затем педагог попросила папу через некоторое время после начала занятия выходить из кабинета и стоять в коридоре так, чтобы Алеша его видел. Речь у ребенка по- прежнему сохранялась.
Через какое-то время папе мальчика было предложено не входить в кабинет, а оставаться в коридоре. Алеша время от времени смотрел на папу и продолжал пользоваться речью. Привыкнув к новой ситуации, мальчик перестал смотреть в коридор, чтобы проверить, тут ли папа.
Результат
Речь у Алеши не исчезла, и постепенно стала появляться на всех занятиях.
В этом году ребенок обучается во втором классе школы Центра. Мальчик активно пользуется речью на всех занятиях и на переменах. Присутствие папы для этого больше не требуется.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1192
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 554
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0