Новости, события, документы

652

Общая информация

Ключевые слова: инклюзивное образование, расстройства аутистического спектра

Рубрика издания: Новости, события, документы

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Новости, события, документы // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 1. С. 61–72.

Полный текст

 

Участники конференции, рассматривая опыт работы субъектов Российской Федерации, общественных и негосударственных организаций по социальному обслуживанию и оказанию различных видов помощи гражданам, проживающим в психоневрологических интернатах, отмечают, что лица с интеллектуальными и психическими расстройствами относятся к наиболее социально уязвимым категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они имеют ограниченные возможности получить образование, заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеют семьи и малоактивны в общественной жизни.

Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность и социальную интеграцию таких инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей.

Участники конференции отмечают, что, несмотря на принимаемые меры, на протяжении последних десятилетий развитие психоневрологических интернатов сдерживают проблемы, связанные со значительной очередностью на получение места в таких учреждениях; с несоблюдением в учреждениях санитарно-эпидемиологических норм и нормативов; дефицитом квалифицированных кадровых ресурсов; с необоснованными фактами установления недееспособности гражданам, проживающим в интернатах; неэффективной работой по трудовой реабилитации и досуговой работе с инвалидами; недостаточным взаимодействием с волонтерскими и благотворительными организациями; с медленными темпами развития негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги лицам с интеллектуальными и психическими расстройствами; и несистемной деятельностью по повышению квалификации кадров, работающих в подобных учреждениях.

Участники конференции отмечают, что медленными темпами идет поиск альтернативных интернату форм сопровождаемого проживания и устройства лиц с интеллектуальными и психическими расстройствами.

Не поощряется родственный уход за названными категориями инвалидов.

Участники конференции в целях создания наиболее полноценной жизнедеятельности инвалидам с интеллектуальными и психическими расстройствами предлагают сформулировать дополнительные пути и средства развития психоневрологических интернатов, соответствующих индивидуальным потребностям инвалидов в реабилитационных и социальных услугах, вспомогательных средствах и приспособлениях, их материальной и иной поддержки.

Участники конференции выработали и согласовали общую позицию в стратегии развития психоневрологических интернатов и в целях адекватной и своевременной компенсации имеющихся у проживающих в данных учреждениях инвалидов ограничений жизнедеятельности полагают необходимым обратиться с предложениями к:

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

1.   Предусмотреть при подготовке Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста, учитывая старение населения и увеличение числа пожилых людей, страдающих деменцией и другими расстройствами психического здоровья, специальные принципы и меры по созданию для них альтернативных стационарному обслуживанию форм проживания, устройства и по поддержке родственного ухода.

2.   Внести изменения в типовое Положение о попечительских советах интернатов в части включения в их состав представителей общественности либо специалистов, рекомендованных общественными палатами всех уровней, а также включения в попечительские советы родственников лиц, проживающих в стационарных учреждениях, в количестве не менее одной трети состава попечительского совета.

Дополнить типовое Положение о попечительских советах пунктом, свидетельствующим о необходимости утверждения состава Попечительского совета Учредителем — уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты.

3. Рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075 в части, касающейся установления исключений из видов доходов работающих граждан, находящихся на стационарном обслуживании, при подсчете их среднедушевого дохода сумм заработной платы, имея в виду, что данные суммы выплачиваются в незначительном объеме и, как правило, имеют характер мер по трудовой реабилитации.

4.    Пересмотреть совместно с Минздра­вом России положения Инструкции об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в психоневрологических интернатах, утвержденной приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 24 сентября 1981 года № 109, с учетом нового законодательства об охране здоровья, об оказании психиатрической помощи населению, об основах социального обслуживания граждан и санитарно-эпидемиологических нормах и нормативах при проживании в стационарных учреждениях социального обслуживания.

5.  Совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации и Сбербанком России подготовить Рекомендации о возможности осуществления кредитными организациями безналичных перечислений по заявлениям граждан, проживающих в психоневрологических интернатах, сумм ЕДВ на счет учреждения вместе с пенсионными выплатами.

6.  Подготовить Рекомендации о волонтерской (благотворительной) деятельности в психоневрологических интернатах с разработкой типового договора учреждения с благотворительной организацией, включающего основные направления ее работы, обязательные требования по документальному подтверждению деятельности организации, наличию благотворительной программы и подтверждению медицинскими документами состояния здоровья благотворителей.

7.    Проработать вопрос о заключении соглашения с Общественной палатой Российской Федерации как с субъектом общественного контроля об осуществлении мероприятий общественного контроля и общественного мониторинга качества услуг и соблюдения прав лиц, проживающих в стационарных учреждениях, в том числе, психоневрологического профиля.

Рекомендовать уполномоченным органам в сфере социальной защиты населения субъектов Российской Федерации заключить аналогичные соглашения с региональными общественными палатами как субъектами общественного контроля.

8.   Совместно с общественными и негосударственными организациями обобщить и распространить позитивный опыт работы субъектов Российской Федерации по развитию сопровождаемого проживания и организации возмездной опеки (по типу «приемной семьи») для лиц с расстройствами психического здоровья на основе положений Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Подготовить методические рекомендации по разработке нормативного акта субъекта Российской Федерации, регламентирующего данный вопрос.

9.    На основе изучения опыта субъектов Российской Федерации подготовить типовой Регламент о взаимодействии организаций стационарного социального обслуживания, включая психоневрологические интернаты, с негосударственными, социально ориентированными некоммерческими, общественными и волонтерскими организациями.

10.    В целях преодоления конфликта интересов, обусловленного совмещением в одном физическом лице Директора психоневрологического интерната двух юридических лиц: поставщика услуг и законного представителя недееспособных проживающих, провести обсуждение в профессиональном сообществе в целях поддержки пакета законодательных новаций по введению в Российской Федерации института распределенной опеки/попечительства.

Министерству здравоохранения

Российской Федерации:

1.    Совместно с органами управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации закрепить за каждым психоневрологическим интернатом кураторов из числа врачей-психиатров психиатрических больниц, диспансеров, медицинских исследовательских и научных организаций в целях оказания помощи в строгом соблюдении стандартов психиатрической помощи лицам, проживающим в интернатах;

2.    Совместно с органами управления здравоохранением, социальной защитой и образовательными медицинскими организациями в субъектах Российской Федерации:

обеспечить организацию прохождения практики студентами медицинских образовательных организаций в качестве младшего и среднего медицинского персонала в стационарных организациях социального обслуживания психоневрологического профиля;

организовать регулярный цикл повышения квалификации медицинского персонала психоневрологических интернатов;

организовать (расширить создание) «школ ухода» для родственников больных хроническими психическими заболеваниями;

разработать методические рекомендации по принятию регламентов межведомственного взаимодействия психоневрологического интерната с психиатрической больницей.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая уполномоченные органы в сфере социальной защиты населения:

1.    Провести дополнительный анализ состояния психоневрологических интернатов, функционирующих на территории субъекта, на предмет:

очередности, ветхости, соблюдения норм жилья, питания, обеспечения мягким инвентарем, предметами личной гигиены и оборудованием.

Принять меры по соблюдению прав граждан, находящихся в интернатах.

2.    Разработать «Дорожную карту» по развитию психоневрологических интернатов и альтернативных форм устройства и сопровождаемого проживания лиц, страдающих интеллектуальными и психическими заболеваниями.

3.    Провести анализ кадрового состава психоневрологических интернатов и принять дополнительные меры по закреплению на работе в указанных учреждениях наиболее востребованных должностей работников (путем предоставления служебного жилья, субсидий, льготной ипотеки и других преференций).

4.   Внести, при необходимости, изменения в штатные расписания с целью усиления роли в деятельности психоневрологического интерната социальных работников, воспитателей, инструкторов по труду, специалистов по реабилитации.

5.    Закрепить за каждым психоневрологическим интернатом куратора из числа руководителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с целью мониторинга ситуации и оказания различных видов помощи проживающим в нем гражданам.

6.    Проанализировать факты установления недееспособности гражданам, проживающим в интернатах, и активизировать работу по обращению в судебные инстанции на предмет возвращения (установления) инвалидам дееспособности.

7. Провести анализ эффективности деятельности попечительских советов интернатов. При необходимости внести изменения в состав попечительских советов, в том числе, в части включения в их состав представителей общественности либо специалистов, рекомендованных общественными палатами всех уровней, а также включения в попечительские советы родственников лиц, проживающих в стационарных учреждениях, в количестве не менее одной трети состава попечительского совета.

8. Активизировать работу по привлечению к оказанию психоневрологическим интернатам и проживающим в них гражданам благотворительной помощи бизнес-со- обществами и волонтерскими организациями.

Рассматривать данную работу как обязательный фактор развития у проживающих навыков самообслуживания, творческого потенциала, расширения их кругозора и оказания психологической поддержки, в том числе, в рамках содействия реализации индивидуальных программ предоставления социальных услуг.

9.   До 1 апреля 2015 г. завершить работу по формированию Индивидуальной программы предоставления социальных услуг на каждого проживающего в психоневрологическом интернате инвалида.

10.   Регулярно разъяснять проживающим в психоневрологических интернатах нормы нового, вступившего с 1 января 2015 г., Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», включая вопросы включения в среднедушевой доход при оплате социальных услуг сумм заработной платы, пенсии, пособий, ЕДВ и других выплат.

11.     Провести анализ жалоб, поступающих от проживающих в интернатах граждан, об использовании лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляции граждан пожилого возраста и инвалидов в целях их наказания.

Принять меры по исключению подобных жалоб впредь и по привлечению виновных лиц к ответственности.

12.    Активизировать среди лиц, проживающих в психоневрологических интернатах, занятия спортом. Оснастить интернаты необходимым спортивным инвентарем (лыжи, коньки, теннисные столы и др.).

13.  Оснастить дворовые территории психоневрологических интернатов предметами уличной реабилитационной инфраструктуры.

14.    Активизировать среди инвалидов трудотерапию с целью восстановления и развития нарушенных функций, формирования компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведения домашнего хозяйства, рукоделия, выполнения трудовых операций; принять меры для восстановления в психоневрологических интернатах лечебно-трудовых мастерских. Развивать «оккупационную терапию». Способствовать трудоустройству дееспособных лиц из числа проживающих в организациях, находящихся вне интерната.

15.    В целях осуществления независимой оценки качества деятельности стационарных учреждений, в том числе, психоневрологического профиля, заключить соглашения с общественными палатами региона как субъектами общественного контроля об осуществлении в данных учреждениях мероприятий общественного контроля и общественного мониторинга.

Средствам массовой информации:

1.    Оказывать содействие в привлечении общественного внимания к проблемам социально уязвимой категории лиц, проживающих в психоневрологических интернатах, с целью изменения отношения к инвалидам с интеллектуальными и психическими расстройствами в обществе.

2.    Осуществлять публикации информации о проблемах лиц, проживающих в психоневрологических интернатах, по возможности, с учетом объективного экспертного рассмотрения.

Общественным организациям, занимающимся проблемами деятельности психоневрологических интернатов:

1.    Принимать участие в работе попечительских советов, организуемых при психоневрологических интернатах, пропагандировать положительный опыт работы названных советов.

2.    Принимать активное участие в независимой оценке качества предоставления социальных услуг лицам с интеллектуальными и психическими расстройствами, проживающим в психоневрологических интернатах.

3.    Осуществлять в стационарных учреждениях социального обслуживания психоневрологического профиля общественный контроль и общественный мониторинг соблюдения прав проживающих в них граждан. 

Фестиваль «Протеатр»

Москва, 20—23 января 2015 г.

В Центре имени Вс. Мейерхольда проходил фестиваль особых театров «Протеатр. Международные встречи». Три театральных коллектива из Франции, Испании и России, в которых играют люди с инвалидностью, показали публике свои спектакли. Проводились также мастер-классы и открытые обсуждения спектаклей. В организации и проведении этого фестиваля принимали участие зарубежные партнеры проекта, а также Всероссийское Общество Инвалидов и Фонд Ельци­на. 20 января состоялась пресс-конференция организаторов и участников международной встречи театральных коллективов и спектакли коллектива из Испании.

 

Спектакли, мастер-классы и встречи проходили в рамках «большого» фестиваля особых театров «Про­театр», который инициировал и уже 15 лет поддерживает деятельность в России театральных коллективов, где работают люди с инвалидностью, в том числе, с ментальными особенностями. Цель фестиваля — включение «особых театров» в общее театральное пространство, знакомство публики с миром особых людей и помощь в социализации актерам. «Особый театр» за рубежом появился раньше, чем в России. Подобным коллективам у нас сейчас лет 20—30, в Европе — уже 50—60. Основатель и организатор фестиваля «Протеатр» — Региональная общественная организация социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг» существует уже 26 лет. Руководит РОО «Круг» Наталья Попова, с.н.с. лаборатории проблем социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья ИПИО МГППУ. За период проведения фестиваля в нем участвовали около 500 театральных коллективов России, стран Европы, Азии и СНГ.

В центре Мейерхольда зрители увидели необычные спектакли двух зарубежных коллективов: из Севильи — «Danza Mobile» и Парижского «Theatre du Cristal», а также московской Интегрированной театральной студии «Круг».

В рамках фестиваля «Протеатр» 23 января в Центре проведен IV Ежегодный научно-практический семинар «Искуство — Терапия — Ин­клюзия», цель которого — обмен международным опытом в области социальной и культурной инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья, продвижение идей особого театра в культурном пространстве, обеспечение права людей с инвалидностью и ограничениями здоровья на участие в культурной жизни общества, на самореализацию.

Фото З. Мамонтовой

Лекция Майкла Сторца

Москва, 19 декабря 2014 г.

В Москве 19 декабря 2014 г. состоялась лекция профессора Майкла Сторца, приехавшего в Россию по приглашению Фонда «Выход». М. Сторц — президент известной в США организации «Chapel Heaven West», основная программа которой ориентирована на помощь в получении образования, обеспечение пожизненного сопровождения, адаптацию и социализацию взрослых людей с аутизмом. Благодаря уникальному сотрудничеству с университетом Аризоны: размещению в специальных зданиях для проживания, обеспечению лекториями, переговорными комнатами и т.п. людям с аутизмом предоставляется возможность закончить университет, получить опыт самостоятельной жизни в обществе.

Достигнута договоренность о сотрудничестве Фонда «Выход» и Майкла Сторца в области организации поддержки подростков и взрослых людей с аутизмом в России.

VI ежегодный форум
«Бизнес за равные возможности»

Москва, 6 февраля 2015 г.

6 февраля в офисе компании «Сименс» в Москве состоялся шестой ежегодный форум «Бизнес за равные возможности», организованный Советом Бизнеса по вопросам инвалидности (СБВИ) при активном участии РООИ «Перспектива». 9 февраля прошла отчетная встреча членов Совета бизнеса.

Форум «Бизнес за равные возможности» проводится с 2009 года. Идея прошедшего мероприятия — создать площадку для обмена передовым опытом представителей бизнеса в России в области трудоустройства и интеграции людей с инвалидностью в современное общество.

Планы Совета бизнеса по вопросам инвалидности на 2015 год

По итогам прошедшей в феврале отчетной встречи был назначен новый председатель СБВИ (Кристина Покрытан, старший специалист по корпоративной социальной ответственности компании КПМГ) и определена повестка на ближайший год. Исходя из текущих приоритетов деятельности Совета, его участники приняли решение о формировании проектных групп по направлениям:

— Обновление бизнес-коммуникаций Совета для повышения прозрачности и эффективности деятельности. Важная задача в этом году — разработать эффективную коммуникационную стратегию привлечения новых компаний к трудоустройству людей с инвалидностью, в том числе, подготовить ряд актуальных информационных брошюр, собрать тематическую инфографику, разработать концепцию рекламного ролика, обновить основную презентацию Совета.

— Подготовка к IX ежегодному Конкурсу для молодых специалистов с инвалидностью «Путь к карьере»: подготовка кандидатов конкурса к финалу. Компании проводят для ребят обучающие тренинги, семинары и сессии, помогают им в составлении резюме и отрабатывают с ними навыки самопрезентации и прохождения интервью. Готовятся первые конкурсы «Путь к карьере» в двух регионах присутствия СБВИ — Санкт-Петербурге и Новосибирске.

— Организация практики и стажировок в компаниях для студентов московских вузов.

— Оптимизация работы с сотрудниками при принятии на работу кандидата с инвалидностью.

— Ежегодная «Ярмарка вакансий», сопровождающаяся семинарами, консультациями, тренингами, играми.

— Продолжение работы групп компаний по секторальному (профильному) принципу с учетом того, что компаниям из общей бизнес-среды легче продвигать идею трудоустройства своим партнерам, конкурентам, а также легче объединять усилия по реализации проектов.

— Налаживание проектного сотрудничества с государственными (как федеральными, так и муниципальными) структурами в части составления программ образования и трудоустройства людей с инвалидностью.

Совет открыт к новому членству любых заинтересованных организаций.

РООИ «Перспектива», будучи безусловным экспертом в области социальных вопросов инвалидов, выступает равным партнером СБВИ, предоставляя всевозможную поддержку при взаимодействии с людьми с инвалидностью.

Источник: http://perspektiva-inva.ru/

Программа Фонда «Выход»
«Аутизм. Маршруты помощи»
на 2015—2016 г.г.

Воронеж, 13 марта 2015 г.

Программа представлена губернатору г. Воронеж А.В. Гордееву и главам департаментов здравоохранения, образования, социальной защиты. В этот же день прошло совещание руководства фонда с руководством департамента образования, где подробно обсуждался запрос родителей детей с РАС и другими ментальными нарушениями к Департаменту образования. На сегодняшний день у департамента уже есть информация от двух родительских групп, осуществивших договоренности с двумя школами в городе. Представитель Департамента образования г. Воронеж сообщил о готовности включать в проект и другие школы и детсады.

Во второй половине апреля запланирован установочный семинар Марины Азимовой в Воронеже. Его участниками станут руководители образовательных учреждений, выразившие желание участвовать в проекте «Инклюзивная молекула» и получившие поддержку Департамента образования, представители департамента образования, учителя, воспитатели, родители. Примерная тема семинара «Создание специальных образовательных условий для детей с РАС. Ин­клюзивная среда как часть условий».

Е. Мишина

Всероссийская конференция
«Проблемы здоровья современных
школьников»

Москва, 19—20 марта 2015 г.

20 марта на базе Российской академии образования прошел заключительный день двухдневной Всероссийской конференции «Проблемы здоровья современных школьников».

Второй день конференции начался с заседания по направлению «Психическое здоровье детей и подростков». Модератор совещания, директор ФГБНУ «Психологический институт РАО» В.В. Рубцов выступил с докладом «Инклюзия в современном образовании как теоретическая и практическая задача», отметив важность непрерывного инклюзивного образования и уделив особое внимание вопросу подготовки педагогических кадров.

А.Ю. Шеманов, заведующий лабораторией проблем социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Института проблем инклюзивного образования МГППУ, выступил с сообщением «Инклюзивная культура, этика аутентичности и дополнительного образования», основной темой которого стал вопрос устранения социальных и культурных барьеров, препятствующих включению людей с ОВЗ в процесс образования.

С докладом «Инклюзия и интеллектуальная недостаточность — проблемы и возможности» выступила ведущий научный сотрудник лаборатории проблем социокультурной реабилитации лиц с ОВЗ Института проблем инклюзивного образования МГППУ А.М. Щербакова. Основной темой сообщения стал вопрос самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

О проблемах, возникающих в ходе интеграции детей с расстройствами аутистического спектра в образовательную среду, сообщила Н.Г. Манелис, заместитель руководителя ЦПМССДиП МГППУ.

Доклад «Дети с особыми образовательными потребностями: наука — практике» сделал и.о. директора ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Н.Н. Малофеев.

Зав. лабораторией специальной психологии и коррекционного обучения НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения Научного центра здоровья детей РАМН С.Б. Лазу­ренко выступила с докладом «Раннее психолого­педагогическое сопровождение детей с ОВЗ как условие их социальной адаптации».

М.Р. Хайдарпашич, зав. лабораторией компьютерных технологий обучения детей ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», выступила с сообщением «Диапазон различий в развитии детей при сходных ограничениях здоровья».

Участники подвели итоги конференции и приняли резолюцию.

Источник: http://rusacademedu.ru/news/164

Всероссийский семинар-совещание
по вопросам помощи детям
с расстройствами аутистического спектра
и воспитывающим их семьям

Воронеж, 2—3 апреля 2015 г.

Семинар проводился Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в партнерстве с администрацией Воронежской области. Площадка для встречи была выбрана не случайно. В Воронежской области уже несколько лет успешно действует программа «Аутизм. Маршруты помощи», ее реализует администрация региона в партнерстве с Фондом содействия решению проблем аутизма в России «Выход».

В семинаре приняли участие более 150 специалистов из 50 регионов России. Участниками заинтересованного диалога стали губернатор Воронежской области Алексей Гордеев, заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова, член Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова, заместитель директора Департамента по делам инвалидов Минтруда России Кира Афонина, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Евгений Сильянов, директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Владимир Яблонский другие.

Председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Марина Гордеева представила участникам семинара новую программу Фонда «Ты не один!», направленную на поддержку детей с расстройствами аутистического спектра и на помощь их родителям.

В работе Всероссийского семинара-совещания также приняли участие руководитель Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ Марина Семенович и методист центра Артур Хаустов.

Источник: http://autismhelp.ru

Дееспособность людей с ментальной
инвалидностью:
законодательные изменения

1 марта 2015 года вступили в силу поправки к Гражданскому кодексу Российской Федерации, которые по-новому определяют подходы к ограничению дееспособности людей с ментальными нарушениями.

Аналитическую записку с рекомендациями по применению законодательных изменений, связанных с вопросами реализации дееспособности людей с ментальной инвалидностью, которые вступают в силу в 2015 году, специально для РООИ «Перспектива» подготовил Дмитрий Бартенев, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры международного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Источник: http://perspektiva-inva.ru

Проблемы детей-инвалидов
с отклонениями в умственном
и психофизическом развитии обсудили
в Республике Дагестан

Махачкала, 18 марта 2015 г.

18 марта 2015 года при поддержке Комитета Народного Собрания Республики Дагестан по здравоохранению и социальной политике состоялось расширенное заседание, на котором обсуждались проблемы детей-инвалидов с ментальными и психофизическими нарушениями в развитии. В заседании приняли участие депутаты Народного Собрания, представители министерств здравоохранения, труда и социального развития, министерства по управлению государственным имуществом, Уполномоченный при Главе Республики Дагестан по защите семьи, материнства и прав ребенка Интизар Мамутаева, представители общественных организаций, родители детей- инвалидов.

Заседание проводилось по инициативе депутатов, к которым обратились родители детей-инвалидов с просьбой поднять проблему отсутствия в республике учреждений по их обучению и социальной адаптации.

В последние годы этому вопросу государство уделяет внимание, в Дагестане принята государственная программа «Доступная среда». Однако этих усилий пока недостаточно. Необходимо, чтобы государство и общество, наконец, по-настоящему прониклись проблемами семей, воспитывающих таких детей, и наметили пути их решения. Было отмечено, что в республике детьми с ментальными и психофизическими нарушениями никто практически не занимается, кроме учреждения Айшат Гамзаевой. Она предложила на базе руководимого ею Дома дневного пребывания создать республиканский центр по обучению педагогов для таких детей, а также содействовать в расширении или предоставлении земельного участка для данного центра.

Главный специалист управления министерства образования и науки РД Мадина Гаджиева рассказала о работе министерства по адаптации детей-инвалидов в социальную среду, а также о работе по внедрению в учреждениях федеральных государственных стандартов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. От имени родителей детей-инвалидов выступил Осман Гусейнов, у его 9-летнего сына аутизм. Он говорил о трудностях и проблемах, с которыми столкнулся с момента запоздалой постановки диагноза до устройства сына в детский сад и школу. Осман остро поставил вопрос: что делать ему с ребенком-инвалидом? Его ребенку в республике помощь не предусмотрена! Его поддержали родители, которые, так же как и он, долгое время не могут отдать детей в Дом дневного пребывания, чтобы им оказывалась хоть какая-то помощь.

Председатель Комитета по здравоохранению и социальной политике НС РД Мурзадин Аве- зов поблагодарил участников заседания за конструктивный разговор и интересные предложения и заверил, что по итогам заседания будут разработаны рекомендации по решению данной проблемы.

Источник: http://dagestantimes.com

Международный форум
«Образование детей с расстройствами
аутистического спектра и другими
ментальными нарушениями.Опыт и перспективы»

Москва, 14 апреля 2015 г.

Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт», ГБОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет, Московская Городская ассоциация родителей детей- инвалидов, Координационный Совет по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при ОП РФ в здании МГППУ провели международный форум, на котором обсуждались вопросы освещения и распространения передового отечественного и зарубежного опыта организации образовательного процесса с участием детей, имеющих расстройства аутистического спектра или другие ментальные нарушения. Представители ведущих образовательных организаций России, имеющих успешный опыт работы с детьми и молодежью с РАС и другими ментальными нарушениями в системе дошкольного, школьного, высшего, дополнительного и профессионального образования, собрались для консолидации усилий профессионального сообщества, представителей общественных и родительских организаций, государственных структур всех уровней в создании условий для развития, обучения и качественной жизни в современном обществе детей и молодежи с РАС и другими ментальными нарушениями и для выработки алгоритма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

На форуме были освещены различные варианты передового отечественного и международного опыта в области инклюзивного и специального образования, опыт поддержки детей с РАС и другими ментальными нарушениями в образовательной среде, создания в отечественных и зарубежных учебных организациях специальных образовательных условий, опыт социального партнерства и взаимодействия общественных организаций, государства и профессионального сообщества в этой сфере.

В работе форума (очно и с помощью телемоста) приняли участие как российские, так и зарубежные специалисты — С.А. Морозов, доцент кафедр коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и МИОО; И.Л. Шпицберг, член Правления Международной Ассоциации «Autism Europe», Консул (представитель) «Autism Europe» в России; профессор Ричард Зиглер (Канада), советник Министра образования Канады по инклюзивному образованию, консультант и эксперт в области инклюзивного образования; доктор Стивен Шор, профессор специального образования из университета Адельфи (Нью-Йорк, США); доктор Эйтан Эльдар, глава израильской ассоциации поведенческого анализа (BCBA-D, Kibbutzim College, Израиль); Марина Азимова, сертифицированный поведенческий аналитик ВСВА, член Международной ассоциации поведенческих аналитиков (Коннектикут, США); а также директора московских инклюзивных и коррекционных образовательных учреждений и другие специалисты.

Все участники: представители родительских и общественных организаций, министерств и ведомств, специалисты, работающие в сфере образования, науки, здравоохранения и социальной защиты, а также представители средств массовой информации объединились для выработки общего алгоритма решения возникающих проблем в области реализации прав детей с РАС и другими ментальными нарушениями на особые образовательные условия и для информирования общества о проблеме аутизма в России.

Источник: мгппу.рф

14 столичных школ готовы обучать
совместно обычных детей
и детей с аутизмом

Проект «Инклюзивная молекула» возник на основе родительского запроса к Департаменту образования Москвы. Инициативным группам родителей удалось договориться с рядом столичных образовательных комплексов о создании на базе их учреждений так называемых ресурсных классов, оборудованных специальным образом, а также о создании специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Инициаторы проекта рассчитывают, что в штате таких «пилотных» детсадов и школ будет формироваться служба психолого-педагогического сопровождения с тьюторами.

— Новый закон об образовании дает нам право обучать детей там, где мы этого захотим: в любой школе, в шаговой доступности, — рассказала в интервью порталу «Российское образование» Исполнительный директор общественной организации «Контакт», которая помогает детям-аутис­там, Елена Багарадникова. — Теперь нужно обеспечить, чтобы это право стало реальностью.

Сейчас создана рабочая группа, которая займется программами адаптации образовательных условий к потребностям детей с РАС. Если этот проект получит статус пилотного, то во всех 14 московских школах, которые выразили готовность принять в нем участие, создадут особые образовательные условия в соответствии с ФГОС и нормативными актами. Будет решен и вопрос о соответствующем финансировании. В будущем эксперты планируют распространить опыт ин­клюзивного обучения по всей стране.

Отметим, что сегодня в Москве насчитывается около 14 тысяч детей-аутистов. Из них более 6 тысяч детей не могут посещать образовательные организации в связи со сложным поведением, которое не позволяет им находиться в среде сверстников. В то же время, как отмечают специалисты, до 80% детей, имеющих те или иные ментальные нарушения, могут быть успешно социализированы при помощи педагогической коррекции.

Г. Абакумова

Источник: Вектор образования

Встреча московских психиатров
с представителями МГАРДИ,
«Контакта» и Фонда «Выход»

Москва, 9 апреля 2015 г.

9 апреля в НПЦ ДП состоялась встреча представителей общественных организаций (МГАРДИ, «Контакт»), Фонда «Выход», специалистов, занимающихся детьми с РАС (ЦПМССДиП МГППУ) с московскими психиатрами, представителями МСЭ и ПМПК.

Целью встречи был обмен информацией об открывшихся в Москве возможностях эффективного обучения детей с аутизмом, об облегчении процедуры выдачи справок врачебной комиссии для ПМПК, ознакомление участников с новыми законодательными актами и комментарии к ним.

Результатом встречи явилось решение о подготовке межведомственных рекомендаций психиатрам и неврологам, в частности, с информацией, что детям с РАС в образовательном процессе необходимо индивидуальное сопровождение. На встрече было отмечено также, что начата активная работа по созданию общего информационного поля специалистов, родителей и чиновников, решающих проблемы аутизма в России, и была заявлена цель создания межведомственной целевой программы помощи детям с РАС и другими ментальными нарушениями.

Е. Багарадникова,

Исполнительный директор РОО «Контакт»

Десятки организаций участвуют
в поддержке людей с аутизмом в Израиле

В поддержке людей с аутизмом и их семей в Израиле участвует государство, десятки общественных организаций и коммерческих структур. Специалисты оценивают охват населения программами лечения, образования, социальной адаптации и трудоустройства как близкий к 100%, но признают, что реальный объем услуг, доступный в каждом конкретном случае, зависит от многих факторов, главные из которых — место жительства аутиста и уровень его самостоятельности.

По данным министерства социального обеспечения, с 2004 по 2011 год число израильтян с диагнозом аутизм выросло в пять раз — до 7,344 тыс. человек. В 8-миллионной стране каждый год рождаются до тысячи детей-аутистов.

«Самый сильный лоббист в нашей сфере — сообщество родителей. Им удается добиваться новых программ помощи, проводить в парламенте новые законодательные инициативы. Но, к сожалению, успеть за растущими потребностями растущего числа аутистов пока все равно не удается. Отсюда родилась кампания социальной рекламы «Один из ста», в рамках которой самые известные израильтяне требуют привести динамику госрас- ходов в соответствие с темпами распространения аутизма», — говорит исполнительный директор

группы «Суламот» Марина Слепян, занимающаяся помощью детям с аутизмом в Израиле и в республиках бывшего СССР.

Трудоустройством людей с аутизмом государство в лице министерств здравоохранения, социального обеспечения, экономики, муниципалитетов и местных советов занимается напрямую, но чаще опосредованно, поддерживая и стимулируя благотворительные и коммерческие инициативы.

Люди с особенностями развития могут работать на открытом рынке, в преференциальных условиях, в режиме освоения профессии и в контексте реабилитации. В большинстве случаев они не защищены трудовым законодательством, в том числе нормами о минимальном размере заработной платы.

Источник: ТЕЛЬ-АВИВ,- РИА Новости, А. Габдрахманов

 

 Редакция поздравляет нашего автора
Софью Александровну Розенблюм
с премией за работу с аутичными детьми
Beatrice Wand-Polak Award

от Всемирной еврейской образовательной организации ORT

Метрики

Просмотров

Всего: 923
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 652
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1