Круглый год. Методика развития и коррекции речи*

1514

Аннотация

Методическое пособие по развитию и коррекции речи у детей с РАС и другими нарушениями развития. Данное пособие предназначено для подготовки детей к школе или для первоклассников, имеющих трудности в развитии речи и в общении с окружающими. Эти трудности могут проявляться по-разному. Часть детей плохо понимают обращенную речь, имеют аграмматизмы и недостаточный пассивный и активный словарь. Другие дети страдают гиперлексией: они многоречивы, но речь формальна, они часто употребляют штампы, могут процитировать наизусть большой отрывок из произведения, но смысл услышанного или прочитанного им не всегда доступен. Часто проблемы развития речи связаны с недостаточным уровнем развития внимания, программирования и контроля собственной деятельности. Пособие построено на анализе многолетнего опыта работы с такими детьми. Оно составлено в логике развития событий учебного года. Заниматься с детьми по этому пособию смогут не только опытные педагоги и логопеды, но и родители. Пособие возможно использовать как на индивидуальных, так и на групповых занятиях по развитию речи. Задания построены таким образом, чтобы ребенок смог выполнить часть их самостоятельно или с незначительной помощью взрослых.

Общая информация

* Продолжение. Начало см. в № 1 (46) 2015 г.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, развитие речи, обучение чтению

Рубрика издания: Педагогический опыт

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2015130204

Для цитаты: Хотылева Т.Ю., Павлова Ю.Б. Круглый год. Методика развития и коррекции речи // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 2. С. 29–40. DOI: 10.17759/autdd.2015130204

Полный текст

 

Какой бывает лес?

Повтори. Покажи березняк, ельник, бор, смешанный лес.

 

 Хвоя — это иголки ели, сосны;

Хвойные деревья — это деревья, у которых вместо листьев иголки;

Лиственные деревья — деревья, на которых растут листья;

Березняк — это лес, где растут только березы;

Ельник — это лес, где растут только ели;

Бор — это лес, где растут сосны или ели;

Смешанный лес — там растут и хвойные, и лиственные деревья.

Где растут грибы? Какие грибы ты знаешь? Дорисуй, раскрась. Какие грибы можно есть, а какие нет? Зачеркни несъедобные ядовитые грибы.

 Обведи названия. Что такое сад? Что такое лес? Что между ними общего, и чем они отличаются?

Где растут фрукты?

Как называются такие деревья? Раскрась плоды.

Нарисуй на яблоне два больших красных яблока на самой низкой ветке, одно маленькое зеленое яблоко на самой высокой ветке.

Нарисуй три больших желтых груши на левой стороне дерева и две маленьких зеленых груши на правой стороне дерева. Нарисуй слева столько же слив, сколько справа.

Сентябрь

Закончилось лето. Наступила осень. Сентябрь. В садах поспели фрукты, а в огородах овощи. Люди собирают урожай. В лесах много грибов.

Какие фрукты ты знаешь? Назови их. Где растут фрукты? Раскрась фрукты и скажи, какого они цвета. Например, «красное яблоко».

Какие из этих фруктов можно вырастить в нашей стране, а какие привозят из других стран?

Посчитай фрукты до пяти. Например: одно красное яблоко, два красных яблока, три красных яблока, четыре красных яблока, пять красных яблок.

Рассмотри картинки. На какие геометрические фигуры похожи эти фрукты? Соедини линиями.

Дорисуй вторую половинку. Что получилось? Подпиши.

Дети с мамой пошли на ОГОРОД.

ОГОРОД — это . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

Что растет на огороде?

Наклей картинки и раскрась огород и овощи.

Скажи по образцу: на огороде растет морковь,…………………………………
……………………………………………………………………………………….………………………………

Что можно приготовить из овощей?

Мама решила готовить овощной суп. Ответь на вопросы и выполни задания.

— Какая посуда и приборы понадобятся маме? Обведи и назови.

— Какая посуда лишняя? Зачеркни.

— Зачем нужен половник?

— Что делают ножом?

— Чем можно закрыть кастрюлю?

— Что еще можно закрыть крышкой?

— Куда мама положит капусту? Куда мама положит лук? Что еще мама положит в кастрюлю?

Какие овощи понадобятся маме? Заштрихуй подходящим цветом.

Как называется получившийся суп?

Какие еще бывают супы? Из чего их готовят? Как они называются?

 

Прочитай стихотворение Юлиана Тувима. Обрати внимание на значение слов, выделенных жирным шрифтом. Что они значат? Какими словами можно их заменить? Прочитай объяснения внизу страницы.

Овощи

Хозяйка однажды с базара* 
пришла, 
Хозяйка с базара домой принесла: 
Картошку, 
Капусту, 
Морковку, 
Горох, 
Петрушку и свёклу. 
Ох!… 
Вот овощи спор завели* на столе — 
Кто лучше, вкусней и нужней,
на земле: 
Картошка? 
Капуста? 
Морковка? 
Горох? 
Петрушка иль свёкла? 
Ох!…

Хозяйка тем временем ножик
взяла
И ножиком этим крошить* начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!…
Накрытые крышкой, в душном горшке*,
на земле: Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!…
И суп овощной оказался не плох.

 

Базар — рынок — место, где продают продукты или вещи. Часто это бывают торговые ряды на улице (под открытым небом).

спор завели — стали спорить

крошить — мелко резать 

горшок — вот такая посуда:

Раньше в таких горшках готовили суп, кашу, варили картошку.

Выучи стихотворение целиком или одну его часть.

 

Что положили в банку? Назови то, что ты увидел.

Обведи каждый овощ подходящим цветом.


Вспомни стихотворение и нарисуй сам или с помощью взрослого в каждом окошке овощ, который «хозяйка с базара домой принесла».

Назови овощ в каждой клеточке.

Обведи и раскрась только овощи. Какие еще овощи ты знаешь? Нарисуй. Где растут овощи?


Нарисуй фрукты и овощи, похожие на эти геометрические фигуры.

Продолжение читайте в следующем номере журнала.

Информация об авторах

Хотылева Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, Директор, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа №1540, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3283-5873, e-mail: th@ort.ru

Павлова Юлия Борисовна, учитель-логопед Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8102-7314, e-mail: pavlovayulia2011@ya.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2404
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1514
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4