Аутизм и нарушения развития
2015. Том 13. № 2. С. 8–16
doi:10.17759/autdd.2015130202
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Сравнительный анализ диагностических методик, используемых в образовательных организациях г. Москвы при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: диагностика, расстройства аутистического спектра, функциональные навыки, индивидуальная коррекционно-образовательная программа
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2015130202
Для цитаты: Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Панцырь С.Н., Волгина Н.Н., Мамонтова Н.А. Сравнительный анализ диагностических методик, используемых в образовательных организациях г. Москвы при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 2. С. 8–16. DOI: 10.17759/autdd.2015130202
Полный текст
Анализ применяемых в России методик показал, что большинство из них являются узкоспециализированными. Они направлены преимущественно на оценку определенной области развития или группы навыков. Так, например, «логопедические» методики направлены на обследование речи, «дефектологические» — преимущественно на оценку познавательного развития. Существует большое количество психологических методик, каждая из которых также направлена на обследование одной из сфер: эмоционально-волевой, интеллектуальной, межличностной и т.д. Таким образом, проведение комплексного обследования ребенка с РАС с целью разработки индивидуальной коррекционно-образовательной программы требует больших организационных, кадровых, материальных, временных ресурсов.
Дополнительная трудность заключается в том, что основу различных методик составляют разные концепции, теоретические подходы. Так, например, инструменты оценки могут разрабатываться на базе нейропсихологического, психолингвистического, поведенческого, психоаналитического подходов и т.д. Таким образом, при составлении комплексной индивидуальной коррекционно-образовательной программы у специалистов могут возникать трудности, связанные с отсутствием единого подхода к коррекции и обучению детей с РАС.
В зарубежных странах разработаны и эффективно используются в практической работе с детьми, имеющими РАС, методики, включающие оценку нескольких функциональных областей развития и предназначенные для разработки комплексных индивидуальных коррекционно-образовательных программ. Использование в практической работе подобных методик позволяет упростить и повысить эффективность процедуры проведения диагностики и составления программ. При составлении программы на основе результатов тестирования с применением таких методик у участников образовательного процесса не возникает вопросов о парадигме дальнейшей коррекционной работы, т.к. основу одной методики составляет интегративный подход.
Задачи исследования
В данной работе описаны результаты исследования, в котором были поставлены следующие задачи:
— выяснить, какие диагностические процедуры применяются в образовательных организациях г. Москвы с целью составления индивидуальной программы обучения детей с РАС;
— проанализировать возможности и области применения каждого метода, провести сравнительный анализ этих методов диагностики.
Для решения первой задачи было проведено анкетирование специалистов, работающих в детских садах, школах и центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центрах) города Москвы.
Анкетирование проводилось в 52-х образовательных организациях. Из них: ППМС- центров — 37; ДОУ — 5; лекотек — 4; специальных (коррекционных) школ — 6.
В опросе приняли участие 52 человека. Из них: методисты (3 человека); педагоги- психологи (25 человек); социальные педагоги (4 человека); руководители или директора организаций (8 человек); заместители директоров (12 человек).
Задачи анкетирования:
— выявление диагностических оценочных методик, использующихся в образовательных организациях г. Москвы для оценки базовых навыков у детей с РАС;
— выявление диагностических оценочных методик, использующихся в образовательных организациях г. Москвы для составления индивидуальных коррекционно-образовательных программ работы с детьми, имеющими РАС;
— выявление потребности образовательных организаций г. Москвы в дополнительных методах оценки уровня развития детей с РАС.
Для реализации поставленных задач были разработаны анкеты для специалистов организаций г. Москвы, осуществляющих образовательную деятельность с детьми, имеющими РАС.
Анкета включала следующие вопросы:
Какие из перечисленных диагностических оценочных методик Вы используете в своей работе с детьми, имеющими РАС?
Варианты ответов:
— психолого-педагогический профиль развития (РЕР);
— шкала адаптивного поведения Вайнленд;
— оценка базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R);
— нейропсихологическое обследование;
— тест Векслера;
— прогрессивные (цветные) матрицы Дж. Равена;
— патопсихологическое обследование;
— логопедическое обследование;
— дефектологическое обследование;
— диагностика состояния моторной сферы;
— другие методики.
Какие из перечисленных диагностических оценочных методик удобны с Вашей точки зрения для составления индивидуальных коррекционно-образовательных программ для детей с РАС?
Заинтересованы ли Вы в использовании дополнительных методов оценки уровня развития детей с РАС?
Диагностические процедуры,
применяемые в образовательных
организациях г. Москвы с целью
составления индивидуальной
программы обучения детей с РАС
В табл. 1 и на рис. представлены результаты анкетирования, из которых видно, насколько часто и какие методики используются специалистами в образовательных организациях г. Москвы при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Анализ результатов проведенного анкетирования показал, что чаще всего в рамках диагностических процедур в работе с детьми с РАС специалисты применяют дефектологическое (92%) и логопедическое (89%), а также нейропсихологическое (83% опрошенных) и патопсихологическое (81% опрошенных) обследования.
Таблица 1
Частота использования диагностических оценочных методик в работе с детьми с РАС в образовательных организациях г. Москвы, принявших участие в опросе
|
Методы диагностики |
Кол-во учреждений |
Проценты |
1 |
Дефектологическое обследование |
48 |
92 |
2 |
Логопедическое обследование |
46 |
89 |
3 |
Нейропсихологическое обследование |
43 |
83 |
4 |
Патопсихологическое обследование |
42 |
81 |
5 |
Прогрессивные / цветные матрицы Дж. Равена |
41 |
79 |
6 |
Диагностика состояния моторной сферы |
41 |
79 |
7 |
Тест Векслера |
38 |
73 |
8 |
Психолого-педагогический профиль развития (РЕР) |
15 |
29 |
9 |
Шкала адаптивного поведения Вайнленд |
11 |
21 |
110 |
Оценка базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R) |
7 |
14 |
111 |
Другое |
7 |
14 |
Несколько реже в работе специалистами используются прогрессивные (цветные) матрицы Дж. Равена (79%) и тест Векслера (73%). Значимый процент опрошенных (79%) диагностируют состояние моторной сферы детей (см. рис.). Необходимо отметить, что большинство специалистов, использующих вышеперечисленные методики в работе с детьми с РАС, отмечают их как наиболее удовлетворяющие задаче построения индивидуальных коррекционнообразовательных программ.
Обращает на себя внимание то, что только в некоторых случаях специалисты применяют в своей работе такие диагностические методики как Психолого-педагогический профиль развития (РЕР) (29%), Шкала адаптивного поведения Вайнленд (21%) и Оценка базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R) (14%). При этом необходимо отметить, что упоминание названия данных методик вызывало интерес в связи с отсутствием информации о назначении и содержании диагностического материала. А также важно отметить тот факт, что под названием методики «Психолого-педагогический профиль (PEP)» многие из опрошенных подразумевают не саму методику, а наблюдение и диагностику педагогом-психологом деятельности ребенка.
Рис. Результаты опроса специалистов образовательных организаций г. Москвы о выборе оценочных
методик, используемых в работе с детьми с РАС (в %)
Необходимо отметить еще один факт. В некоторых случаях специалисты учреждений (14%) стремятся разработать на основе указанных ранее методик собственные диагностические материалы, либо проводят работу по адаптации диагностических методик, разработанных для детей условной «нормы» или для работы с учащимися с отклонениями в развитии. В подобных случаях указывались следующие варианты методик:
— Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина);
— Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями (под. ред. Н.Ю. Барановой);
Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» (М. Питерси и Р. Трилор);
— Протокол обследования функционирования ребенка (возраст детей от 0 до 7-ми лет) и факторов среды (А.М. Казьмин, А.И. Чугунова, Г.А. Перминова, С.В. Покровская, А.В. Егоров, Е.А. Абрамова);
— Наглядный материал для обследования детей (под ред. Е.А. Стребелевой);
— Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
По результатам опроса стало понятно, что многие специалисты различных образовательных организаций не знают о существовании таких методик как:
— Оценка базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R);
— Психолого-педагогический профиль развития (РЕР);
— Шкала адаптивного поведения Вайнленд.
Анализ результатов проведенного анкетирования позволил сделать вывод о том, что значительная часть опрошенных специалистов (92%), работающих в образовательных организациях г. Москвы с детьми, имеющими РАС, заинтересованы в расширении их диагностического инструментария.
Сравнительный анализ методик
Сравнительный анализ методик, применяемых для оценки особенностей развития детей с РАС в образовательных организациях г. Москвы, проводился в два этапа.
На первом этапе осуществлялось сравнение методик по группе параметров «цель тестирования».
Цель данного этапа сравнения — выявить оценочные методики, позволяющие на основании результатов обследования разработать индивидуальные коррекционно-образовательные программы для детей с РАС. Результаты сравнительного анализа методик по целям тестирования представлены в табл. 2.
Таблица 2
Сравнение диагностических методик по целям тестирования
Поскольку при работе с детьми с РАС индивидуальная коррекционно-образовательная программа создается с целью формирования функциональных навыков и устранения нежелательных форм поведения, для ее разработки необходимы данные об уровне сформированности навыков, а также о наличии и особенностях проявления проблемного поведения. Этим критериям в большей или меньшей степени соответствуют следующие диагностические методики:— методики логопедического обследования;
— методики дефектологического обследования;
— методика диагностики состояния моторной сферы;
— РЕР;
— шкала адаптивного поведения Вайнленд;
— ABLLS-R.
Таким образом, анализ показал, что результаты обследования детей с РАС с использованием данных методик позволяют разработать индивидуальные коррекционно-образовательные программы для детей с РАС.
На втором этапе осуществлялось сравнение методик, результаты проведения которых позволяют разработать индивидуальные коррекционно-образовательные программы.
Цель данного этапа — выявить возможности каждой диагностической методики.
Сравнение данной группы методик осуществлялось по следующим параметрам:
— число оцениваемых сфер;
— число оцениваемых навыков;
— выявление нежелательного поведения;
— возраст обследуемых;
— наличие возрастного эквивалента;
— наличие ограничений по использованию;
— продолжительность тестирования;
— необходимость в специальном обучении специалистов.
Результаты сравнительного анализа методик по перечисленным параметрам представлены в табл. 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ диагностических методик
Параметры оценки |
ABLLS-R |
PEP |
Шкала Вайнленд |
Логопедическое обследование |
Дефектологич. обследование |
Диагностика состояния моторной сферы |
Число оцениваемых сфер |
25 |
7 |
4 |
1 |
9 |
1 |
Число оцениваемых навыков |
554 |
103 |
295 |
121 |
252 |
83 |
Выявление нежелательного поведения |
нет |
да |
да |
нет |
да |
нет |
Параметры оценки |
ABLLS-R |
PEP |
Шкала Вайнленд |
Логопедическое обследование |
Дефектологич. обследование |
Диагностика состояния моторной сферы |
Возраст обследуемых |
0—10 (при интеллектуальном снижении до 14-ти лет) |
3—7 (при интеллектуальном снижении до 12-ти лет) |
0—18 |
3—9 |
3—7 |
3—7 (при интеллектуальном снижении до 12-ти лет) |
Наличие возрастного эквивалента |
нет |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
Ограничения по использованию |
нет |
нет |
нет |
да |
да |
да |
Продолжительность тестирования |
От нескольких недель до 1,5 мес. |
1,5—2 часа |
1 час |
2 часа |
8 часов |
1—2,5 часа |
Необходимость в специальном обучении специалистов |
да |
да |
да |
нет |
да |
да |
Основными ограничениями по использованию методик являются особенности функционирования детей, делающие невозможным проведение тестирования: например, отсутствие речи, нежелание сотрудничать со взрослым и т.д.
Выводы
Таким образом, исследование и сравнительный анализ диагностических оценочных методик, используемых в работе с детьми, имеющими РАС, в образовательных организациях г. Москвы, позволили сделать следующие выводы:
— В ходе диагностической работы с детьми, имеющими РАС, в г. Москва наиболее часто используются методики дефектологического, логопедического, нейропсихологического, патопсихологического обследования.
— Методика оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R), шкала адаптивного поведения Вайнленд и психологопедагогический профиль ребенка (PEP) в работе с детьми, имеющими РАС, в образовательных организациях г. Москвы используются редко.
— Далеко не все диагностические процедуры, применяемые в образовательных учреждениях, дают возможность составить на их основе индивидуальную программу обучения.
— Данные, полученные в результате применения диагностических оценочных методик логопедического, дефектологического обследования, шкалы адаптивного поведения Вайнленд, методики РЕР и методики оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R позволяют разработать индивидуальные коррекционно-образовательные программы для детей с РАС.
Литература
- Векслер Д. Шкала интеллекта Векслера для детей. Руководство. Челябинск, 2003.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2004.
- Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 80 с.
- Корсакова Н.К. Микадзе Ю.В. Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997.
- Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973.
- Манелис Н.Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими расстройствами. Автореферат дисс. … канд. психол. наук. М., 2000.
- Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. Учебно-методическое пособие. Серия: Библиотека практического психолога. М., 1996.
- Плаксунова Э.В. Стимуляция и развитие движений у детей с расстройствами аутистического спектра. М., 2011. 222 с.
- Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебединского. М., 1987.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. Изд. 4-е. М., 2009.
- Равен Дж. К., Стайл И., Равен М. Цветные прогрессивные матрицы. Изд. 3-е стереотип. М.: Когито-центр, 2004.
- Равен Дж., Равен Дж. К., Корт Дж. Цветные прогрессивные матрицы. Руководство к тесту Равена: Раздел 2. Перевод с английского издания 1998. М., 2009.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. Практическое руководство. М., 2007.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект психолога (методическое руководство). М., 2007.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. М., 2000.
- Хаустов А.В., Красносельская Е.Л., Хаустова И.М. Дети с расстройствами аутистического спектра. Протокол педагогического обследования // Практика управления ДОУ. 2014. № 1. С. 32—50.
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 1998.
- Cooper J.O., Heron T.E., Heward W.L. Applied Behavior Analysis. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, Inc. 1987.
- Partington J.W. The Assessment of Basic Language and Learning Skills- Revised (The ABLLS-R). The ABLLS-R Protocol. Behavior Analysts, Inc., 2006. 94 p.
- Partington J.W. The Assessment of Basic Language and Learning Skills- Revised (The ABLLS-R). Scoring Instructions and IEP Development Guide (The ABLLS-R Guide). Behavior Analysts, Inc., 2006. 148 p.
- Schopler E., Reichler R., Bashford A., Lansing M., Marcus L. Psychoeducational Profile-Revised (PEP-R). Austin, TX: PRO-ED. 1990.
- Skinner B.F. Verbal Behavior. 1957.
- Sparrow S., Balla D., Cicchetti D. Vineland Adaptive Behavior Scales. Circle pines, M.N. // American Guidance Service. 1984.
- Sundberg M.L., Partington J.W. Teaching language to children with autism or other developmental disabilities. 1998.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5493
В прошлом месяце: 81
В текущем месяце: 71
Скачиваний
Всего: 8128
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 11