Аутизм и нарушения развития
2016. Том 14. № 2. С. 20–28
doi:10.17759/autdd.2016140203
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра*
Аннотация
Общая информация
* Продолжение. Начало см. в № 1, 2016 г.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, адаптированные учебные материалы, адаптированные учебные задания, адаптированная основная общеобразовательная программа
Рубрика издания: Учебные и методические пособия
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2016140203
Для цитаты: Хаустов А.В., Загуменная О.В. Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 2. С. 20–28. DOI: 10.17759/autdd.2016140203
Полный текст
А.В. Хаустов*, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия arch2@mail.ru
О.В. Загуменная**, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия alexmk9@yandex.ru
Во второй части статьи представлены варианты разноуровневых адаптированных учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра, обучающихся во втором классе по адаптированным основным образовательным программам. Даются примеры заданий по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. Материалы разработаны и апробированы на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского государственного психолого-педагогического университета.
Во второй части статьи будут приведены еще несколько примеров разноуровневых адаптированных заданий по четырем основным предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир), использующихся нами при обучении детей с РАС во втором классе.
2 класс. Математика
В стандартном задании ученикам предлагается списать с доски или из учебника примеры и решить их в столбик.
Стандартное задание
Инструкция: реши примеры
45 + 23 = 68 - 37 =
56 + 37 = 85 - 26 =
Адаптированное задание (1-й уровень)
Аналогичное адаптированное задание (два уровня адаптации)
1-й уровень адаптации: Ученику предлагается бланк с аналогичными примерами и специальными табличками, состоящими из 9-ти клеточек. Данные таблички предназначены для записи примера в столбик. Ими очень удобно пользоваться, так как они значительно облегчают ученику задачу, связанную с необходимостью ориентировки на тетрадном листе. После записи примера в эту табличку, ученик решает его обычным способом.
2-й уровень адаптации: Ученику предлагается похожий бланк. Отличие его от предыдущего бланка заключается в том, что столбики для единиц, десятков и сотен выделены красным, зеленым и синим цветом соответственно. Подобные цвета выбраны учителем и используются на протяжении длительного времени для обозначения разрядов. Над каждым столбиком дополнительно можно расположить подсказку в виде называний разрядов. Данная адаптация необходима для учеников, которые испытывают трудности при записи примеров в столбик (ученику трудно расположить цифры соответствующих разрядов друг под другом) и их решении.
Адаптированное задание (2-й уровень)
Альтернативное задание
Ученику, испытывающему значительные трудности в усвоении программы по математике, можно предложить альтернативное задание со схожим видом деятельности, но значительно упрощенное по своему содержанию. Так например, ученик тоже будет решать примеры, но не в столбик, а в строчку, и не в пределах 100, а в пределах 20-ти или 10-ти.
2 класс. Математика
Приведем пример стандартного геометрического задания, которое выполняется всеми учениками.
Стандартное задание
Инструкция: начерти прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см.
Найди его периметр.
Аналогичное адаптированное задание (3 уровня адаптации)
1-й уровень адаптации: Ученику предлагается бланк с определенным количеством клеточек и точкой. Ориентируясь на эту точку, ученик начинает чертить прямоугольник. После этого в специально отведенном месте он находит периметр. Данный бланк снимает все трудности, связанные с ориентировкой на листе бумаги, и помогает ученику самостоятельно справиться с этим заданием за то же время, что и одноклассники, выполняющие его в стандартном варианте.
Адаптированное задание (1-й уровень) Инструкция: начерти прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см.
Найди его периметр.
2-й уровень адаптации: Ученику предлагается похожий бланк. Только вместо одной точки на нем стоит 4 точки в углах прямоугольника. Работа осуществляется аналогично.
Адаптированное задание (2-й уровень) Инструкция: начерти прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см.
Найди его периметр.
3-й уровень адаптации: Ещё более сильная адаптация необходима ученику, который не только затрудняется в ориентировке на листе бумаги, но и испытывает значительные моторные трудности. Для него мы предлагаем бланк, на котором уже изображен прямоугольник. Ученик самостоятельно или с помощью учителя измеряет длину его сторон, а затем находит периметр.
Адаптированное задание
(3-й уровень)
Инструкция: измерь длину сторон прямоугольника.
Найди его периметр.
Альтернативное задание
Ученику, который не знаком с понятиями «прямоугольник», «периметр прямоугольника», можно предложить альтернативное задание на бланке или в тетради. Вместо прямоугольника он работает с отрезками. При этом отрезки могут быть уже начерчены, и ученику необходимо только измерить их длину и записать ее под отрезками либо начертить самостоятельно. Учитель может поставить одну точку — начало отрезка, либо две точки — начало и конец отрезка.
Альтернативное задание
Инструкция: измерь длину отрезков,
2 класс. Русский язык
Приведем пример стандартного задания, которое выполняют все ученики класса. Ученики должны списать данные слова с доски или из учебника и изменить их так, чтобы они обозначали один предмет. После этого необходимо подчеркнуть букву мягкий знак.
Инструкция: Измени слова так, чтобы они называли один предмет. Подчеркни букву мягкий знак.
Образец: окуни — окунь.
Лоси — ..., голуби — ..., тюлени — ..., дни — ..., лебеди — ..., цепи — ...,
Аналогичное адаптированное задание
Ученику предлагается бланк с аналогичными словами и местом, где ему необходимо записать эти слова в единственном числе. Ученик с недостаточной скоростью письма не тратит много времени на списывание слов, а может сразу приступить к содержательной части задания.
Адаптированное задание
Инструкция: Измени слова так, чтобы они называли один предмет. Подчеркни букву мягкий знак.
Образец: окуни — окунь.
Лоси — ___________ , голуби — ___________ ,
тюлени — ___________ , дни — ____________ ,
лебеди — ___________ , цепи — __________ ,
Ученик, испытывающий трудности с самостоятельным подбором слов, может выполнить следующее альтернативное задание на бланке.
Альтернативное задание
Инструкция: Соедини слова стрелками по образцу. Подчеркни Ь.
Это задание является альтернативным, так как оно значительно упрощено по структуре и содержанию. То есть адаптировано не только техническое оформление, но и степень сложности предлагаемого материала. Подобраны слова, более понятные ученику. К ним можно предложить картинки для проверки понимания прочитанного. При необходимости объем слов может быть уменьшен.
2 класс.
Литературное чтение
Ученикам класса предлагается следующее стандартное задание.
При этом ребята читают текст из учебника.
Аналогичное адаптированное задание
Ученику предлагается бланк с аналогичным текстом. В качестве подсказки слова мамы, милиционера и автора выделены разным цветом.
Адаптированное задание
При этом на парте ребенка может лежать дополнительная визуальная подсказка:
В качестве альтернативного задания ученику с недостаточно сформированным навыком чтения вместо текста могут быть предложены слова. Важно, чтобы эти слова относились к тому тексту, который читает весь класс. Так например, это могут быть названия героев произведения. Ученик слушает, как читают текст его одноклассники, сам или с помощью учителя читает свои слова и находит на иллюстрации к произведению соответствующих героев. Карточки со словами приклеиваются в окошко около каждого персонажа.
мама |
милиционер |
Дениска |
пострадавший |
2 класс. Окружающий мир
Как уже отмечалось в предыдущей статье, главной задачей при адаптации заданий к урокам «Окружающий мир» является максимальная визуализация, а также возможность подкрепить знания, получаемые в устной форме различными видами практической деятельности как с реальными предметами, так и на бланках.
В качестве примера рассмотрим, как можно адаптировать следующее задание:
Инструкция: какие группы животных ты знаешь, приведи примеры.
Аналогичное адаптированное задание
Ученику предлагается бланк, в котором ему нужно написать или приклеить названия групп животных. В качестве подсказки даны изображения представителей каждой группы. Подобная предметно-практическая деятельность помогает ученику перевести представления из внутреннего плана во внешний, помогает лучше актуализировать знания.
Ученику, который не знаком с названиями групп животных, можно предложить следующий бланк:
Ученик работает с теми же картинками, но содержание задания изменилось. Оно стало значительно проще. При этом, ориентируясь на зону ближайшего развития, ученику может быть предложено приклеить карточки с названиями групп животных рядом с соответствующей картинкой или на слух, или по образцу.
Окончание читайте в следующем номере журнала.
[I] Продолжение. Начало см. в № 1, 2016 г.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4830
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 3033
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0