Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра*

3003

Аннотация

Во второй части статьи представлены варианты разноуровневых адаптированных учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра, обучающихся во втором классе по адаптированным основным образовательным программам. Даются примеры заданий по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. Материалы разработаны и апробированы на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского государственного психолого-педагогического университета.

Общая информация

* Продолжение. Начало см. в № 1, 2016 г.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, адаптированные учебные материалы, адаптированные учебные задания, адаптированная основная общеобразовательная программа

Рубрика издания: Учебные и методические пособия

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2016140203

Для цитаты: Хаустов А.В., Загуменная О.В. Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 2. С. 20–28. DOI: 10.17759/autdd.2016140203

Полный текст


А.В. Хаустов*, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия arch2@mail.ru

О.В. Загуменная**, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия alexmk9@yandex.ru

Во второй части статьи представлены варианты разноуровневых адаптированных учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра, обучающихся во втором классе по адаптированным основным образовательным программам. Даются примеры заданий по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. Материалы разработаны и апробированы на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского государственного психолого-педагогического университета.

В первой части статьи мы говорили о необходимости и способах адаптации учебных материалов для учащихся с РАС. Привели примеры разноуровневой адаптации учебных заданий для ребенка с РАС, обучающегося в первом классе по четырем предметам: математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир. Выделили ключевые принципы использования адаптированных учебных заданий.

Во второй части статьи будут приведены еще несколько примеров разноу­ровневых адаптированных заданий по четырем основным предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир), использующихся нами при обучении детей с РАС во втором классе.

2 класс. Математика

В стандартном задании ученикам предлагается списать с доски или из учебника примеры и решить их в столбик.

Стандартное задание

Инструкция: реши примеры

45 + 23 =                    68 - 37 =

56 + 37 =                    85 - 26 =

Адаптированное задание (1-й уровень)

Аналогичное адаптированное задание (два уровня адаптации)

1-й уровень адаптации: Ученику предлагается бланк с аналогичными примерами и специальными табличками, состоящими из 9-ти клеточек. Данные таблички предназначены для записи примера в столбик. Ими очень удобно пользоваться, так как они значительно облегчают ученику задачу, связанную с необходимостью ориентировки на тетрадном листе. После записи примера в эту табличку, ученик решает его обычным способом.

2-й уровень адаптации: Ученику предлагается похожий бланк. Отличие его от предыдущего бланка заключается в том, что столбики для единиц, десятков и сотен выделены красным, зеленым и синим цветом соответственно. Подобные цвета выбраны учителем и используются на протяжении длительного времени для обозначения разрядов. Над каждым столбиком дополнительно можно расположить подсказку в виде называний разрядов. Данная адаптация необходима для учеников, которые испытывают трудности при записи примеров в столбик (ученику трудно расположить цифры соответствующих разрядов друг под другом) и их решении.

 

Адаптированное задание (2-й уровень)

 

 

Альтернативное задание

Ученику, испытывающему значительные трудности в усвоении программы по математике, можно предложить альтернативное задание со схожим видом деятельности, но значительно упрощенное по своему содержанию. Так например, ученик тоже будет решать примеры, но не в столбик, а в строчку, и не в пределах 100, а в пределах 20-ти или 10-ти.

2 класс. Математика

Приведем пример стандартного геометрического задания, которое выполняется всеми учениками.

Стандартное задание

Инструкция: начерти прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см.

Найди его периметр.

Аналогичное адаптированное задание (3 уровня адаптации)

1-й уровень адаптации: Ученику предлагается бланк с определенным количеством клеточек и точкой. Ориентируясь на эту точку, ученик начинает чертить прямоугольник. После этого в специально отведенном месте он находит периметр. Данный бланк снимает все трудности, связанные с ориентировкой на листе бумаги, и помогает ученику самостоятельно справиться с этим заданием за то же время, что и одноклассники, выполняющие его в стандартном варианте.

Адаптированное задание (1-й уровень) Инструкция: начерти прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см.

Найди его периметр.


2-й уровень адаптации: Ученику предлагается похожий бланк. Только вместо одной точки на нем стоит 4 точки в углах прямоугольника. Работа осуществляется аналогично.

Адаптированное задание (2-й уровень) Инструкция: начерти прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см.

Найди его периметр.


 

3-й уровень адаптации: Ещё более сильная адаптация необходима ученику, который не только затрудняется в ориентировке на листе бумаги, но и испытывает значительные моторные трудности. Для него мы предлагаем бланк, на котором уже изображен прямоугольник. Ученик самостоятельно или с помощью учителя измеряет длину его сторон, а затем находит периметр.

Адаптированное задание

(3-й уровень)

Инструкция: измерь длину сторон прямоугольника.

Найди его периметр.

Альтернативное задание

Ученику, который не знаком с понятиями «прямоугольник», «периметр прямоугольника», можно предложить альтернативное задание на бланке или в тетради. Вместо прямоугольника он работает с отрезками. При этом отрезки могут быть уже начерчены, и ученику необходимо только измерить их длину и записать ее под отрезками либо начертить самостоятельно. Учитель может поставить одну точку — начало отрезка, либо две точки — начало и конец отрезка.

Альтернативное задание

Инструкция: измерь длину отрезков,


 

2 класс. Русский язык

Приведем пример стандартного задания, которое выполняют все ученики класса. Ученики должны списать данные слова с доски или из учебника и изменить их так, чтобы они обозначали один предмет. После этого необходимо подчеркнуть букву мягкий знак.

Стандартное задание

Инструкция: Измени слова так, чтобы они называли один предмет. Подчеркни букву мягкий знак.

Образец: окуни — окунь.

Лоси — ..., голуби — ..., тюлени — ..., дни — ..., лебеди — ..., цепи — ...,

Аналогичное адаптированное задание

Ученику предлагается бланк с аналогичными словами и местом, где ему необходимо записать эти слова в единственном числе. Ученик с недостаточной скоростью письма не тратит много времени на списывание слов, а может сразу приступить к содержательной части задания.

Адаптированное задание

Инструкция: Измени слова так, чтобы они называли один предмет. Подчеркни букву мягкий знак.

Образец: окуни — окунь.

Лоси — ___________ , голуби — ___________ ,

тюлени — ___________ , дни — ____________ ,

лебеди — ___________ , цепи — __________ ,

Альтернативное задание

Ученик, испытывающий трудности с самостоятельным подбором слов, может выполнить следующее альтернативное задание на бланке.

Альтернативное задание

Инструкция: Соедини слова стрелками по образцу. Подчеркни Ь.


 

Это задание является альтернативным, так как оно значительно упрощено по структуре и содержанию. То есть адаптировано не только техническое оформление, но и степень сложности предлагаемого материала. Подобраны слова, более понятные ученику. К ним можно предложить картинки для проверки понимания прочитанного. При необходимости объем слов может быть уменьшен.

2 класс.

Литературное чтение

Ученикам класса предлагается следующее стандартное задание.

При этом ребята читают текст из учебника.

Аналогичное адаптированное задание

Ученику предлагается бланк с аналогичным текстом. В качестве подсказки слова мамы, милиционера и автора выделены разным цветом.

Адаптированное задание

При этом на парте ребенка может лежать дополнительная визуальная подсказка:


 

Альтернативное задание

В качестве альтернативного задания ученику с недостаточно сформированным навыком чтения вместо текста могут быть предложены слова. Важно, чтобы эти слова относились к тому тексту, который читает весь класс. Так например, это могут быть названия героев произведения. Ученик слушает, как читают текст его одноклассники, сам или с помощью учителя читает свои слова и находит на иллюстрации к произведению соответствующих героев. Карточки со словами приклеиваются в окошко около каждого персонажа.

 


мама

милиционер

Дениска

пострадавший

2 класс. Окружающий мир

Как уже отмечалось в предыдущей статье, главной задачей при адаптации заданий к урокам «Окружающий мир» является максимальная визуализация, а также возможность подкрепить знания, получаемые в устной форме различными видами практической деятельности как с реальными предметами, так и на бланках.

В качестве примера рассмотрим, как можно адаптировать следующее задание:

Стандартное задание

Инструкция: какие группы животных ты знаешь, приведи примеры.

Аналогичное адаптированное задание

Ученику предлагается бланк, в котором ему нужно написать или приклеить названия групп животных. В качестве подсказки даны изображения представителей каждой группы. Подобная предметно-практическая деятельность помогает ученику перевести представления из внутреннего плана во внешний, помогает лучше актуализировать знания.


 

Альтернативное задание

Ученику, который не знаком с названиями групп животных, можно предложить следующий бланк:


 

Ученик работает с теми же картинками, но содержание задания изменилось. Оно стало значительно проще. При этом, ориентируясь на зону ближайшего развития, ученику может быть предложено приклеить карточки с названиями групп животных рядом с соответствующей картинкой или на слух, или по образцу. 


 

Окончание читайте в следующем номере журнала.


[I] Продолжение. Начало см. в № 1, 2016 г.

Информация об авторах

Хаустов Артур Валерьевич, кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9634-9295, e-mail: arch2@mail.ru

Загуменная Ольга Викторовна, учитель начальных классов, методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2012-9613, e-mail: zagumennayaov@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4762
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 3003
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0