Использование лепки на логопедических занятиях для вовлечения ребенка с РАС в совместную деятельность

3731

Аннотация

Дети с расстройствами аутистического спектра часто имеют выраженные трудности в совместной продуктивной деятельности со взрослыми. Это затрудняет коррекционную работу и делает труднодостижимыми ее планируемые результаты. Важной задачей индивидуальных занятий логопеда с большинством детей с аутистическими расстройствами на начальных этапах является не столько развитие речи, сколько формирование у них мотивации к совместной деятельности. Для налаживания взаимодействия педагога и ребенка можно использовать различные нетрадиционные для логопедических занятий приемы, например, как любимую деятельность, — лепку, в основе которой лежат приятные сенсорные ощущения. Описаны приемы установления контакта с детьми, имеющими аутистические расстройства, стратегия работы по вовлечению их на основе лепки в совместную деятельность и по дальнейшему развитию речи.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, мотивация к деятельности, развитие речи, совместная деятельность, продуктивная деятельность, мелкая моторика, лепка

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: краткое сообщение

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2016140205

Для цитаты: Власова Л.И. Использование лепки на логопедических занятиях для вовлечения ребенка с РАС в совместную деятельность // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 2. С. 39–44. DOI: 10.17759/autdd.2016140205

Полный текст

 

Л.И. Власова,Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия vlasova.luda@inbox.ru

Дети с расстройствами аутистического спектра часто имеют выраженные трудности в совместной продуктивной деятельности со взрослыми. Это затрудняет коррекционную работу и делает труднодостижи­мыми ее планируемые результаты. Важной задачей индивидуальных занятий логопеда с большинством детей с аутистическими расстройствами на начальных этапах является не столько развитие речи, сколько формирование у них мотивации к совместной деятельности. Для налаживания взаимодействия педагога и ребенка можно использовать различные нетрадиционные для логопедических занятий приемы, например, как любимую деятельность, — лепку, в основе которой лежат приятные сенсорные ощущения. Описаны приемы установления контакта с детьми, имеющими аутистические расстройства, стратегия работы по вовлечению их на основе лепки в совместную деятельность и по дальнейшему развитию речи.

 

Многолетний опыт занятий коррекционной работой с детьми, имеющими аутизм, дает основания выделить в работе логопеда главную проблему: часто ребенок даже с развитым интеллектом не идет на контакт с педагогом и не взаимодействует с ним, что делает невозможным логопедическую работу по развитию речи без использования специальных приемов. Соответственно, начиная занятия с ребенком, для установления продуктивного взаимодействия каждый раз приходится искать способы налаживания контакта и вовлечения его в совместную работу.

 

Для многих детей с РАС лепка является любимым занятием, поскольку вызывает приятные сенсорные ощущени. Дети любят мять, рвать пластилин, размазывать его по поверхности и рукам, катать шарики. Лепка как деятельность дает возможность педагогу не только наладить контакт с ребенком, но и сформировать базовые умения и навыки, необходимые для дальнейшего его обучения: умение работать за столом, выполнять задания по образцу, подражать и др.

Лепка на логопедических занятиях предоставляет возможности, которые педагог реализует в зависимости от включенности ребенка. И цель педагога — не научить лепить, а использовать лепку как основу для общения.

Использование лепки на логопедических занятиях

    формирует мотивацию к совместной деятельности со взрослым. Для привлечения ребенка к совместной деятельности педагог использует различные действия, опираясь на интересы ребенка и уровень его развития. Кому-то из детей больше нравится мять пластилин, кто-то любит придавать ему форму;

    развивает социальное взаимодействие. В своей работе педагог стремится к тому, чтобы фрагментарное включение ребенка переросло в устойчивую совместную деятельность. Если ребенок готов активно обращать внимание на взрослого, участвовать в совместной деятельности, можно перейти к лепке объемных фигурок. Опыт показал, что с большим интересом дети включаются в лепку и лепят фигурки животных, птиц, игрушки, посуду. При этом стоит отметить больший интерес к объемным фигурам по сравнению с плоскостными;

    дает возможности для сенсомоторно­го развития, развития зрительно-моторной координации: работая над объемными объектами, дети с помощью различных анализаторов изучают сразу несколько их характерных особенностей, уточняя определенные детали, осмысливая основные качества, ведь их не только можно увидеть, но и ощутить тактильно, что закрепляет эффект верного восприятия;

    формирует стереотип учебного поведения на основе интереса ребенка к лепке;

   развивает познавательную и продуктивную деятельность;

   развивает творческое мышление и творческую активность, воображение;

             развивает речь ребенка.

Применяемые в работе логопеда манипуляции и действия с пластилином зависят от развития у ребенка способности взаимодействовать.

Манипуляции и действия с пластилином

    направленные манипуляции — деление на части: откручивание, отщипывание, разрезание нитью, разрезание и надрезание стекой, формование;

   придание формы — раскатка в ладонях и на столе, сплющивание, вдавливание, вытягивание, сгибание;

   соединение деталей — прижатие, при- мазывание, заглаживание;

   лепка объемных фигурок и плоскостных изображений.

Стратегия работы логопеда по вовлечению ребенка в совместную деятельность на основе занятий лепкой

Построение стратегии работы по вовлечению ребенка в совместную деятельность и по развитию у него речи и других областей основывается на данных об уровне развития ребенка и степени его активности.

Работа с пассивным ребенком

1.     Установление эмоционального контакта

Педагог может начать общение, основываясь на повышенном интересе ребенка к этому занятию.

2.               Наблюдение

Сначала ребенок просто смотрит за тем, как лепит взрослый. При этом, если может, ребенок принимает минимальное участие, выбирая тему для лепки, пластилин. И наоборот: педагог может только наблюдать за манипуляциями ребенка с пластилином.

3.               Включение

Постепенно логопед предлагает ребенку все больше участвовать в лепке, присоединяясь к его работе: разминать пластилин, скатывать отдельные детали, прикреплять их к фигурке. Ребенок начинает вовлекаться в совместную деятельность.

4.               Имитация

Этот прием способствует формированию навыка подражания и дальнейшему обучению ребенка. Занятия у логопеда начинаются с лепки, устанавливается контакт с ребенком, он повторяет действия педагога, затем возможна имитация звуков, слов и т.д., деятельность усложняется, становится возможным повторение за педагогом упражнений артикуляционной гимнастики и в дальнейшем — занятия по развитию речи.

Если ребенок достаточно активен или имеет опыт самостоятельной деятельности, педагог меняет и усложняет стратегию работы. Такие дети, как правило, неохотно допускают участие взрослого в своей деятельности, и педагогу приходится прибегать к дополнительным приемам.

Работа с активным ребенком

1.     Включение педагога в деятельность ребенка

Самым первым шагом педагога так же является наблюдение за ребенком, который занимается пластилином или другим подходящим материалом. Постепенно, очень фрагментарно, педагог присоединяется к его деятельности, возможно, лишь подкладывая или подавая еще кусочек пластилина или сам манипулируя материалом.

2.    Перехват педагогом инициативы у ребенка

Со временем педагог перехватывает инициативу и получает возможность направлять действия ребенка, поскольку на этом этапе, как правило, он уже с удовольствием фрагментарно взаимодействует со взрослым.

3.     Вовлечение ребенка в совместную деятельность

Варианты действий педагога всегда выбираются в зависимости от уровня развития у ребенка лепки как деятельности. Ребенок постепенно расширяет репертуар действий, для чего ему необходимо вовлекаться в совместную деятельность, вступая во взаимодействие с педагогом. Это и является основой для дальнейшего развития ребенка при помощи такого приема как занятие лепкой.

Работа по развитию речи

И с активными, и с пассивными детьми работа по развитию речи проводится по одной стратегии на основе закрепленного у детей опыта взаимодействия с педагогом.

1.    Расширение словарного запаса

Ребенок получает представление о новых понятиях, актуализируется его словарный запас. Лепка какого-либо предмета начинается с рассматривания самого предмета, его фотографии или рисунка. При помощи логопеда ребенок выделяет основные части предмета, педагог рисует простейший «эскиз» будущей работы — схематичный рисунок. Одновременно обсуждаются или озвучиваются цвет, форма частей предмета. При этом актуализируется имеющийся у ребенка словарный запас, и ребенок узнает новые понятия.

2.    Формирование умения выполнять инструкции.

Многим детям с аутистическими расстройствами легче вступать в диалог не напрямую с собеседником, а опосредованно через, например, куклу. Эскиз также может выполнять роль посредника. Все инструкции идут как бы через схематический рисунок. А так как дети с РАС имеют склонность к схематизации, то подобный вид взаимодействия не вызывает у них сопротивления. Не логопед, а рисунок «говорит», что нужно слепить и в какой последовательности.

3.     Развитие диалогической речи у ребенка

Далее начинается процесс лепки: логопед предлагает обратиться к «эскизу». Он просит ребенка выбрать, какую деталь они будут выполнять первой, а также сказать, какой пластилин для этого нужен. Если у ребенка трудности с речью или с установлением контакта, взрослый может сам проговаривать все операции.

4.     Развитие связной речи

Когда ребенок с удовольствием включается в деятельность со взрослым и не проявляет признаков негативизма, можно переходить к лепке предметов, входящих в изучаемые лексические темы. Это позволит закреплять не только навыки произвольной деятельности вместе со взрослым, но и эффективно развивать речь ребенка.

При достаточном развитии фразовой речи можно составлять с ребенком предложения на тему вылепленной фигурки, а также небольшой рассказ или рассказ- описание.

Использование лепки на занятии логопеда для развития других областей

Параллельно с использованием лепки для развития речи этот прием помогает и в развитии ребенка в других областях.

1.    Развитие мелкой моторики ребенка

Начинать лепку предметов и фигурок лучше с крупных частей, постепенно переходя к мелким. Степень участия ребенка в процессе создания фигурки определяется его навыками в лепке. Когда у ребенка серьезные нарушения мелкой моторики, взрослый может сам лепить детали фигурки, а ребенок будет выбирать пластилин, давать взрослому команды лепить ту или иную деталь.

2.     Развитие у ребенка умения играть

После выполнения работы обязательным условием является простейшая драматизация с участием вылепленной фигурки или предмета: можно «покормить» животное, слепив для него любимую еду, «налить» в вылепленную чашку воды и напоить куклу и «подвести» ее к животному.

Формирование у ребенка и подкрепление мотивации к деятельности

Важнейшим аспектом работы педагога с ребенком, имеющим РАС, по обучению умению взаимодействовать является формирование мотивации к деятельности. Педагог всегда использует положительное подкрепление для хорошего эмоционального настроя ребенка на выполняемую деятельность. Наряду с этим приемом возможно использовать похвалу или поощрение в виде лакомства или любимой игры. Очень важным в формировании мотива для возвращения к лепке является поощрение со стороны родных ребенка. После занятия поделки из пластилина демонстрируются маме, папе, приносятся домой, где им отводится почетное место. То есть родные различными способами стараются показать ребенку, что плоды его труда для семьи имеют большое значение. Тем самым ребенок получает положительную обратную связь, и у него появляется желание повторить эту деятельность снова. Также важным для установления контакта и вовлечения в совместную деятельность является возможность для ребенка лепить близкие, знакомые предметы, входящие в круг его интересов.

Заключение

Цель работы логопеда — развитие речи ребенка. Поскольку дети с РАС плохо включаются в совместную деятельность, можно использовать прием лепки для создания положительного эмоционального фона и установления с ребенком контакта, учитывая интерес большинства детей к манипуляциям с пластилином. В дальнейшем прием лепки помогает логопеду в работе по обучению ребенка базовым умениям и навыкам и по развитию речи. Параллельно совместные занятия лепкой способствуют развитию ребенка в других областях, что, в свою очередь, ведет к дальнейшему развитию у него речи. м


[*] Власова Людмила Игоревна, учитель-логопед Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: vlasova.luda@inbox.ru

Информация об авторах

Власова Людмила Игоревна, логопед, Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: fefo4kalv@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3216
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 3731
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 3