Некоторые особенности ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра

4262

Аннотация

Ранняя помощь детям с расстройствами аутистического спектра — наиболее эффективное средство воздействия на нарушения. При выявлении детей с риском формирования аутистических расстройств коррекционную работу следует начинать до установления официального диагноза, еще в процессе диагностики, что ведет к риску фиксации ложноположительных случаев. Рассмотрены эмпирические и теоретические обоснования необходимости ранней помощи при расстройствах аутистического спектра, охарактеризованы особенности ранней помощи детям группы повышенного риска формирования расстройств. Выделены и сопоставлены этапы ранней диагностики расстройств аутистического спектра с этапами ранней помощи таким детям. Определена стратегия методического обеспечения ранней помощи детям группы риска. Сформулированы предложения по практической реализации Концепции ранней помощи в РФ до 2020 года для группы риска по расстройствам аутистического спектра.

Общая информация

Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, ранняя помощь , ранняя диагностика, группа риска

Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2017150202

Для цитаты: Морозов С.А., Морозова С.С., Морозова Т.И. Некоторые особенности ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том 15. № 2. С. 19–31. DOI: 10.17759/autdd.2017150202

Литература

  1. Брин И.Л., Демикова Н.С., Морозов С.А., Татарова И.Н., Шейнкман О.Г. Клинико-неврологические особенности атипичного аутизма и подходы к терапии в детском возрасте / Современные технологии в педиатрии и детской хирургии. М., 2002.
  2. Брин И.Л., Дунайкин М.Л., Шейнкман О.Г. Нейропсихологические аспекты аутистических расстройств у детей и вопросы терапии / Организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи лицам с расстройствами аутистического спектра / Под ред. С.А. Морозова. М., 2009, С. 61—73.
  3. Концепция ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 г. № 1839 [электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/24425/; http://government.ru/media/files/7NZ6EKa6SOcLcCCQbyMRXHsdcTmR9lki.pdf (дата обращения: 10.06.2017)
  4. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика детского аутизма. М., 1991.
  5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
  6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2003.
  7. Мнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера // Журнал невропатол. и психиатр. им С.С. Корсакова, 1967. Вып. 10. С. 1051.
  8. Мнухин С.С. О резидуальных нервно-психических расстройствах у детей / Резидуальные нервно-психические растройства у детей. Л., 1968. С. 11.
  9. Морозов С.А. К вопросу о клинико-психологической структуре расстройств аутистического спектра / Идеи Виктора Васильевича Лебединского в психологии аномального развития / Под ред. М.К. Бардышевской, Л.С. Печниковой, А.Л. Рыжова. М., 2012. С. 353—367.
  10. Морозов С.А. Выявление риска развития расстройств аутистического спектра в условиях первичного звена здравоохранения у детей раннего возраста. Пособие для врачей. Воронеж, 2014.
  11. Морозов С.А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра. М., 2015.
  12. Морозов С.А., Морозова Т.И., Белявский Б.В. К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития, 2016. Т. 14. № 1 (50). С. 9—18.
  13. Морозова С.С. Коррекционная работа при осложненных формах детского аутизма. Ч.ч. I, II. М., 2004.
  14. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. М., 2007.
  15. Морозова С.С. Основные аспекты использования АВА при аутизме. М., 2013.
  16. Никольская О.С. Аутизм лечится общением // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14, № 4 (53). С. 35—38.
  17. Bishop S.L., Luyster R., Richler J., Lord C. Diagnostic Assessment // Autism Spectrum Disorders in Infants and Toddlers / Eds. K. Chawarska, A. Klin, F.R.Volkmar. NY-London, 2008. Pp. 23—49.
  18. Chawarska K., Klin A., Volkmar F.R. (eds.). Autism spectrum disorders in infants and toddlers. NY, London. Guilford Press, 2008.
  19. Coleman M. Neurological framework // The neurology of autism / Ed. M. Coleman. 2005. Pp. 40—74.
  20. Coonrod E.E., Stone W.L. Screening for Autism in Young Children // Handbook of autism and pervasive developmental disorders. 3d edn. Vol. 2. / Ed. F.R.Volkmar, R. Paul, A. Klin, D. Cohen. John Wiley & Sons, 2005. Pp. 707—729.
  21. Geschwind D.H. Advances in autism // Annuals Rev. Med., 2009. 60. Pp. 367—380.
  22. Kazdin A.E., Weisz J.R. (eds). Evidence-based psychotherapies for children and adolescents. NY, London. Guilford Press, 2003.
  23. Koenig K. Practical social skills for autism spectrum disorders. Designing child-specific intervention. NY, London. W.W. Norton & Company, 2012.
  24. Leppa V.M. et al. Rare Inherited and De Novo CNVs Reveal Complex Contributions to ASD Risk in Multiplex Families / The American Journal of Human Genetics, 2016. 99. September 1. Рp. 540—554.
  25. Minshew N.J. et al. Handbook of autism and pervasive developmental disorders. 3d edn. Vol. 2 / Ed. F.R. Volkmar, R. Paul, A. Klin, D. Cohen. John Wiley & Sons, 2005. Pp. 473—514.
  26. Rogers S.J., Dawson G. Early Start Denver Model for young children with autism. Promoting language, learning and engagement. NY, London. Guilford Press, 2010.
  27. Rogers S.J. et al. Autism treatment of the first year of life: pilot study of infant start, a parent-implemented for symptomatic infants // Journal of Autism and Developmental Disorders, 2014. Vol. 44. No. 12. Pp. 2981—2995.
  28. Rutter M. Genetic influences and autism // Handbook of autism and pervasive developmental disorders. 3d edn. Vol. 2. / Ed. F.R.Volkmar, R. Paul, A. Klin, D. Cohen. John Wiley & Sons, 2005. Pp. 425—452.
  29. Rutter M. Progress in Understanding Autism: 2007—2010 // Journal of Autism and Developmental Disorders, 2010. Vol. 40. Pp. 395—404.
  30. Rutter M. Changing Concepts and Finding on Autism // Journal of Autism and Developmental Disorders, 2013. Vol. 43. Pp. 1749—1757.
  31. Schopler E. Comments to C. Lord et al. «Challenges in Evaluating Psychological Intervention for Autistic Spectrum Disorders» // Journal of Autism and Developmental Disorders, 2005. Vol. 35. No. 6. Pp. 709—711.
  32. Stein J.L. et al. Rare inherited variations in autism: beginning to see forest and a few trees // Neuron, 2013. 77. Pp. 209—211.
  33. Wetherby A.M. et al. Early indicators of autism spectrum disorders in the second year of life. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2004. Vol. 34. Pp. 473—493.
  34. Wing L., Gould J. Severe impairments of social interaction and associated abnormalities in children: Epidemiology and classification. Journal of Autism and Developmental Disorders, 1979. Vol. 9. No 1. Pp. 11—29.

Информация об авторах

Морозов Сергей Алексеевич, кандидат биологических наук, доцент, Ведущий научный сотрудник Центра социализации и персонализации образования детей, Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7354-2711, e-mail: morozov-ca@mail.ru

Морозова Светлана Сергеевна, методист, Региональная общественная благотворительная организация «Общество помо-щи аутичным детям “Добро”»; Институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФГБУ ФИРО РАНХиГС), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4483-1477, e-mail: sv-morozova@yandex.ru

Морозова Татьяна Ивановна, Коррекционный педагог, руководитель коррекционной работой, Региональная общественная благотворительная организация «Общество помощи аутичным детям «Добро», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1703-5029, e-mail: tim.sam70@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4303
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 4262
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1