Обследование ребенка с РАС на ПМПК с использованием инструмента критериальной оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R

17011

Аннотация

Рассмотрены проблемы диагностики детей с расстройствами аутистического спектра в процессе деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Психолого-педагогическая диагностика таких детей представляет особые сложности, прежде всего, из-за трудностей установления с детьми контакта. В период с января по октябрь 2016 г. специалистами Центральной психолого-медико-педагогической комиссии были проведены 42 процедуры диагностики детей с расстройствами аутистического спектра с применением стандартных методов обследования и некоторых шкал Методики оценки базовых речевых и учебных навыков (Assessment of Basic Language and Learning Skills — Revisited, ABLLS-R). На основании результатов проведенной работы сделан вывод о том, что диагностические процедуры с использованием методики ABLLS-R позволяют выявить, помимо часто встречающихся дефицитов в развитии речи, области навыков, наиболее нуждающихся во вмешательстве. Также методика позволяет объективно оценить степень развития такого важного социального навыка как подражание действиям других людей и чувствительность к нюансам действий.

Общая информация

Ключевые слова: диагностика, расстройства аутистического спектра, психолого-медико-педагогическая комиссия

Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2018160204

Для цитаты: Овсянникова Т.М., Лапшина С.А., Тыжинова Н.Ю., Бердникова А.А. Обследование ребенка с РАС на ПМПК с использованием инструмента критериальной оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 2. С. 29–37. DOI: 10.17759/autdd.2018160204

Литература

  1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.
  2. Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Панцырь С.Н., Волгина Н.Н., Мамонтова Н.А. Сравнительный анализ диагностических методик, используемых в образовательных организациях г. Москвы при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2015. Т. 13. (47). № 2. С. 8—16. doi:10.17759/autdd.2015130202
  3. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования / Под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. М.: АРКТИ, 2014. 368 с.
  4. Положение о ПМПК. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082. URL: http://base.garant.ru/70485996/
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». URL: http://base.garant.ru/70862366/
  6. Семенович М.Л., Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Козорез А.И., Морозова Е.В. Описание методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R) // Аутизм и нарушения развития. 2015. Т. 13. № 3. С. 3—10. doi:10.17759/autdd.2015130301

Информация об авторах

Овсянникова Татьяна Михайловна, педагог-психолог, Центр диагностики и консультирования МГППУ, Москва, Россия, e-mail: sp.psychology@gmail.com

Лапшина Светлана Александровна, педагог-психолог, ГАОУ дополнительного профессионального образования города Москвы «Московский центр качества образования», Москва, Россия, e-mail: lapshina.lana@yandex.ru

Тыжинова Надежда Юрьевна, учитель-дефектолог, ГАОУ дополнительного профессионального образования города Москвы «Московский центр качества образования», Москва, Россия, e-mail: tyzhinova@icloud.com

Бердникова Анастасия Александровна, учитель-логопед, ГАОУ дополнительного профессионального образования города Москвы «Московский центр качества образования»,, Москва, Россия, e-mail: anastasiaberdnikova@yandex.ru