Технология обучения детей, имеющих РАС, приемам работы с соленым тестом

741

Аннотация

Развитие мелкой моторики – важная часть коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Соленое тесто хорошо подходит для этой цели: тесто можно катать, сминать, раскатывать скалкой, протирать через ситечко и тереть на терке, что вызывает у детей большой интерес и мотивирует на занятие. Описаны этапы и приемы обучения детей на занятиях в творческой мастерской «Изображаем мир своими руками» в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Даются рекомендации по использованию приемов работы с соленым тестом.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, технология обучения, мелкая моторика, соленое тесто

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2018160302

Для цитаты: Короткая Т.В. Технология обучения детей, имеющих РАС, приемам работы с соленым тестом // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 3. С. 17–22. DOI: 10.17759/autdd.2018160302

Полный текст

Изготовление поделок из соленого теста — очень древнее занятие, популярное и сейчас. С древних времен, чтобы уберечь изделия из теста от поедания мышами и насекомыми, в него добавляли большое количество соли. Со временем соленое тесто стало известно как хороший материал для лепки. Соленое тесто очень эластично, его легко обрабатывать, изделия долговечны, а работа с ним доставляет удовольствие. Большое преимущество этого материала в том, что соленое тесто можно сделать дома, хранить в холодильнике и заниматься с ребенком, когда найдется время, и будет желание.

Для работы с тестом используется большое количество инструментов, что усиливает интерес ребенка к работе, развивает моторику, расширяет его кругозор и увеличивает словарный запас.

Цель применяемых на занятиях педагогических приемов — усилить мотивацию ребенка к работе, скорректировать моторные проблемы, снять эмоциональное напряжение и помочь в социализации.

Самая первая и важнейшая задача педагога — создать комфортные условия для занятий ребенка. Положительный эмоциональный настрой и удобно организованное место помогают ребенку легче осваивать приемы работы.

Форма работы на занятиях с соленым тестом может быть групповой, индивидуальной, а также и в сопровождении родителей, которые включены в процесс не только как помощники, но и как участники, что дает возможность улучшения детско-родительских отношений и позволяет повторить и закрепить дома способы и приемы работы, изученные на занятиях.

Алгоритм и приемы работы
с соленым тестом

Подготовительный этап — изготовление теста. К процессу приготовления теста можно привлечь ребенка. Для приготовления теста понадобятся инструменты и материалы: стакан, столовая ложка, цветная гуашь, акрил или пищевые краски.

Материалы и инструменты для работы с соленым тестом: клеенка, валик, стеки, зубочистки, а также ситечко, чеснокода­вилка, фактурные ткани (мешковина, гипюр), кисточка, вилки, расчески плоские, формочки для выпечки и кулинарный шприц с разными насадками, различные колпачки и пробки, акриловый лак на водной основе.

Рецепт соленого текста: 1 стакан муки, 1 стакан соли «Экстра», растительное масло, вода, большая миска.

Ход работы: всыпать в миску 1 стакан соли и 1 стакан муки и перемешать столовой ложкой. Затем влить полстакана воды и 1 столовую ложку растительного масла, перемешать ложкой и месить руками до однородного состояния так же, как обычное тесто. Воду можно заменить киселем из крахмала, тогда масса будет еще более пластичной.

Рецепт киселя: 1 столовую ложку крахмала растворить в половине стакана холодной воды. 1 стакан воды нагреть в маленькой кастрюльке до кипения. Влить в кипящую воду раствор крахмала, помешивая. Когда содержимое загустеет и станет прозрачным, выключить огонь и дать остыть. Влить кисель в смесь муки с солью вместо воды. На случай, если тесто получается слишком мягким, на столе всегда должна стоять смесь соли с мукой. Прижать ком теста к этой смеси, а затем смять его, добавить смесь и вымешивать, пока тесто не станет более плотным. Положить полученную массу на 2—3 часа в холодильник. После этого можно лепить.

Чтобы сделать цветное тесто, при смешивании добавить в воду гуашь или акрил. Получаем лучше вымешанное цветное тесто, чем если бы смешивали готовое неокрашенное тесто с краской.

Сушка изделия производится двумя способами: на воздухе или в духовом шкафу.

После просушки изделия покрывают акриловым лаком.

На первом занятии ребенок знакомится с тестом как материалом для работы, с его свойствами. Даем соленое тесто в руки, на своем примере показываем ребенку, как можно его сминать, давить и катать. Также тесто можно раскатать скалкой, положив сверху фактурную ткань (мешковину). Когда ткань снимается, можно показать, каким тесто стало фактурным. Такая фактурная поверхность может послужить фоном для будущего панно. Раскатав колбаску, показываем ребенку, что ее можно делить стекой на части или скатывать улиткой.

Рекомендации:

Если у ребенка проблемы с мелкой моторикой, и он испытывает трудности с захватом, или не сформированы навыки работы с пластичными массами, мы повторяем каждое действие рука в руке.

Бывает так, что ребенок боится взять тесто в руки, — для него это новый, непонятный материал, тогда мы предлагаем поиграть с тестом. Можно дать ребенку какой-либо инструмент (карандаш, стеку, палочку): пусть ими придавливает тесто, разделит стекой и т.д. Скатаем шарик, вытянем с одной стороны, предложим ребенку натыкать в него зубочистки или семена ясеня. Получится ежик. Спрашиваем у ребенка: «на кого похож?». Если он затрудняется с ответом, показываем картинку с ежиком. Предлагаем сделать ежика вместе и помогаем ребенку скатать шарик и вытянуть носик у ежика. Можно из шарика сделать блинчик и затем вместе с ребенком сделать поросенка (см. рис. 1 и 2).

Рис. 1.

Рис. 2.

Приемы рука в руке и положительное подкрепление в виде готового уже изделия (ежик, поросенок) — хорошее подспорье педагогам и родителям.

На первых этапах работы каждое положительное действие ребенка подкрепляем похвалой или чем-то вкусным, особенно — маленького ребенка, чтобы ему стало понятно, что он делает все правильно, он молодец.

На групповых занятиях, где несколько детей посещают занятие с родителями, проводится объяснение и показ педагога, а взрослый, сидящий рядом со своим ребенком, помогает ему скоординировать движения, действуя рука в руке, а если у ребенка не получается, тогда взрослый показывает, а ребенок повторяет.

Рекомендация:

Еще при работе с соленым тестом возникает такая проблема: когда у ребенка горячие ручки, тесто начинает таять. На такой случай на столе всегда стоит контейнер с мукой, перемешанной с солью. И педагог или родитель применяет следующий прием: посыпая мукой растаявшее тесто и вы­мешивая, его подсушивают, и ребенок может продолжить работу.

Второй — основной — этап работы подробно описан ниже в мастер-классе.

Следует обратить внимание на то, что ребенка нужно учить убирать за собой материалы и, при необходимости, мыть инструменты и руки после окончания занятий. Это будет заключительным этапом работы.

Мастер-класс «Изготовление панно
“Лошадка”»

Изготовить панно «Лошадка» можно как в студии, так и в домашних условиях. Сроки выполнения: 2—3 занятия.

Цель: развитие мелкой моторики, знакомство с новыми инструментами, обогащение представлений об окружающем мире и пополнение словаря.

Вам понадобятся:

цветное соленое тесто (зеленое — темное и светлое, черное, коричневое — желательно двух разных оттенков, желтое, синее и неокрашенное), клеенка, кисточка маленькая, стеки, зубочистки, чеснокодавилка, терка, картон, мешковина, широкая кисть, клей ПВА, рамка.

Каждое действие педагог демонстрирует ребенку, после сопровождающий ребенка взрослый так же повторяет каждое действие со своим тестом, и если у ребенка не получается самостоятельно его повторить, только тогда педагог или сопровождающий работают с ребенком рука в руке. Хорошее поведение и старание ребенка сопровождаются подкреплением (похвалой или еще и чем-то вкусным — для маленьких).

Ход работы

1.    Показываем ребенку образцы панно с лошадками (см. рис. 3), предлагаем сделать свою лошадку, предлагаем выбрать, какого цвета она будет, предоставляем на выбор солёное тесто (белое, черное, коричневое).

Рис. 3. Лошадка.

2.    Делим тесто на две части стекой, считаем с ребенком, на сколько частей поделили (одна, две части).

3. Из одной части показываем, как скатать овал (скатываем с ребенком, или он скатывает самостоятельно). Повторяем: «это овал, это у нас будет туловище». Ребенок, если может, повторяет слова за педагогом или за своим сопровождающим. Каждое действие проговаривается: «я скатываю овал».

4.    Вторую часть теста делим стекой на три части (голова, шея, ноги). Считаем с ребенком: «один, два, три».

5.   Из одной части раскатываем овал, показывая, что делаем шею для лошадки, проговариваем вместе с ребенком действие. Не забываем поощрять за выполненное задание и хорошее поведение.

6.  Из второго кусочка мы раскатываем шарик, слегка прикатываем в овал, пристраиваем к шее, не забывая проговаривать с ребенком действия: «я скатываю голову, это голова».

7.   Из третьего кусочка мы делаем длинную колбаску, затем ее делим на две части, эти две — еще на две части. Считаем наши колбаски: «один, два, три, четыре». Пересчитываем ноги у лошадки на образце.

8.    Соединяем части между собой. На голове делаем стекой разрез, — это у лошадки будет рот (см. рис. 4).

Рис. 4.

9.   Знакомим ребенка с новым инструментом — чеснокодавилкой. Предлагаем попробовать давить тесто через пресс и учим обрезать выдавленное тесто стекой. Ребенок сам вставляет кусочки теста в пресс, закрывает его и надавливает под контролем взрослого. С помощью чеснокодавилки мы делаем гриву и хвост.

10. Теперь сделаем глаз для лошадки. Возьмем маленький кусочек теста цвета, отличного от цвета лошадки. На ладошке указательным пальчиком скатаем маленький шарик или катаем между двумя пальчиками — указательным и большим. Кладем шарик на стол, берем зубочистку, накалываем шарик и вставляем глаз зубочисткой на голове, с помощью кисточки смочив место соединения глаза и головы водой. Наша лошадка готова.

11.   С помощью чеснокодавилки мы выдавливаем и обрезаем стекой заготовки для травы.

Рис. 5.

12.   Еще мы учимся делать дерево (см. рис. 6). Скатаем с ребенком колбаску из коричневого теста, — это будет ствол. Прорисуем стекой бороздки (кору) у ствола.

Рис. 6.

13.  Возьмем терку и кусочек зеленого теста, трем на терке, перемещаем натертое тесто на верхушку нашего дерева.

14.   Возьмем кусочек синего и белого теста, смешаем, сделаем блинчик, примнем пальцами, — это могут быть в вашей работе облака.

15.   Можем эти заготовки высушить в духовке или при комнатной температуре, тогда изделие высыхает за неделю.

16.  Берем картон размером 30x40, мешковину по размеру картона, вместе с ребенком наносим на картон клей ПВА, или ребенок самостоятельно широкой кисточкой наносит клей. Накладываем на картон мешковину, с ребенком разравниваем мешковину. Так как мешковина фактурная, проводя кончиками пальцев и руками по ткани, ребенок массирует пальчики и ладошки. Вставляем картон с натянутой мешковиной в рамку. Наш фон готов.

17. Приклеиваем с ребенком наши заготовки: начинаем с травы, потом приклеиваем дерево, затем лошадку и в конце облака. Клей ПВА наносим кисточкой на заготовки и приклеиваем на мешковину. Покрываем приклеенные заготовки акриловым лаком на водной основе.

Наша картина-панно готова. 

Рис. 7.

Литература

Информация об авторах

Короткая Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, e-mail: tatyana.korotkaya.74@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2019
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 741
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2