Логопедическая работа с младшими школьниками, имеющими расстройства аутистического спектра и интеллектуальные нарушения

1857

Аннотация

Асинхронное нервно-психическое развитие детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) предполагает не только персонифицированный подход, учет их поведенческих особенностей при обучении и коррекции, но и разработку новых абиталиционных программ. Приведены структурные компоненты логопедической работы с обучающимися с РАС и интеллектуальными нарушениями. Детально описывается важнейший мотивационно-побудительный этап работы с детьми, имеющими поведенческие особенности, включающий создание специальных образовательных условий. В рамках комплексной коррекционной логопедической работы определены базисные дифференцированные задачи, зависящие от степени сформированности, нарушенности речи и потенциальных возможностей ее развития, — от становления достаточных артикуляторных возможностей до вырабатывания речевой или альтернативной коммуникации. Представлены основные направления логопедической работы по формированию речевой функции у младших школьников, обучающихся по программам для детей с нарушением интеллекта, приводится опыт из логопедической практики по коррекции у детей нарушений письма и чтения.

Общая информация

Ключевые слова: стимулирование, направления логопедической работы, мотивация, расстройства аутистического спектра, нарушения интеллекта, специальные условия образования, основная образовательная программа

Рубрика издания: Методы обучения и сопровождения

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2020180108

Для цитаты: Андреева С.В. Логопедическая работа с младшими школьниками, имеющими расстройства аутистического спектра и интеллектуальные нарушения // Аутизм и нарушения развития. 2020. Том 18. № 1. С. 76–84. DOI: 10.17759/autdd.2020180108

Литература

  1. Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра: Методическое пособие / Под общей ред. Хаустова А.В., Манелис Н.Г. Москва: ФРЦ МГППУ, 2016. 177 с. ISBN 978-5-904877-06-4.
  2. Андреева С.В. Формирование вербальной схемы тела в коррекционно-логопедической работе с учащимися с РАС и интеллектуальными нарушениями / Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра: Сб. мат. III Всероссийской конференции. Москва: ФРЦ МГППУ, 2018. 275 с. С. 92—94. ISBN 978-5-94051-185-4.
  3. Андреева С.В. Применение метода сенсорно-акустического зашумления в коррекционно- логопедической работе // Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16. № 2. С. 9—20. doi:10.17759/ autdd.2018160202
  4. Андреева С.В.  Вариативность в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с аутизмом, отягченным интеллектуальной недостаточностью // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 3. С. 16—23. doi:10.17759/autdd.2017150303
  5. Андреева С.В. Синтаксические трансформации в логопедической работе по формированию фразовой речи у обучающихся с РАС // Аутизм и нарушения развития, 2019. Т. 17. № 3. С. 36— 46.  doi:10.17759/autdd.2019170304
  6. Барбера М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. 304 с. ISBN 978-5-91743-046-1.
  7. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. Учебное пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 2000. 232 с. ISBN 5-7695-0553-2.
  8. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. Москва: ФРЦ МГППУ, 2016. 125 с. ISBN 978-5-94051-118-2.
  9. ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ (дата обращения: 26.02.2020).
  10. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра: Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. Москва: ФРЦ МГППУ, 2016. 57 с. ISBN 978-5-94051-111-3.
  11. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. Москва: Теревинф, 2011. 416 с. ISBN 978-5-4212-0026-0.
  12. Филичева Т.Б. Туманова Т.В, Соболева А.В. Подготовка к школе детей с нарушениями речи. Учебно-методическое пособие. Москва: Издательство школы-интерната. 2017. № 102. 158 с.

Информация об авторах

Андреева Светлана Витальевна, учитель-логопед, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9394-9255, e-mail: Andreevasv@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1493
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1857
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 7