Введение
Включение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в образовательную среду в дошкольном возрасте может внести значительный вклад в их развитие, в том числе в повышение интеллектуального уровня, уровня речевых и коммуникативных навыков и навыков социализации. Однако для включения таких детей в среду дошкольного образования необходимо создание условий для успешного обучения и воспитания каждого ребенка. Определить уровень речевого, социального и интеллектуального развития детей, а также выявить образовательные потребности каждого из них, можно посредством методики VB-MAPP [Асоян, 2016; Мальтинская, 2016].
Метод
VB-MAPP (Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program) — программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития имеет почти 30-летнюю историю исследований и разработок. Теоретической базой для создания этого диагностического инструмента послужил труд Б.Ф. Скиннера «Вербальное поведение» (1957). Он определил вербальное поведение как поведение, усиливающееся посредством другого человека [Вязовикова, 2015; Кулешова, 2015; Малхасьян, 2015].
Данная диагностическая методика широко применяется зарубежными специалистами, ее эффективность в своих работах отмечают Диксон М.Р., Белайл Дж., Стэнли К., Бранс К.С. [Barnes, 2014; Dixon, 2015] и другие. Исследователи отмечают более высокую эффективность VB-MAPP по сравнению с другими диагностическими методиками. Методика позволяет оценить текущий уровень речевых и связанных с речью навыков у детей. Результаты VB-MAPP полезны в работе различных специалистов и позволяют составлять успешные программы вмешательства.
Оценка вех развития содержит 170 параметров, которые распределены по трем возрастным группам. Первый этап соответствует уровню развития нормотипичного ребенка в возрасте от 0 до 18 месяцев, второй от 18 до 30 месяцев и третий от 30 до 48 месяцев. Оценка вех развития позволяет также определить существующий на текущий момент уровень развития академических навыков [Нигматуллина, 2019; Эрц (Нафтульева) Ю, 2013].
С помощью методики VB-MAPP можно оценить следующие вехи развития: выражение просьбы или помощи или же отказ от предметов или действий (манд); навык обозначения предметов (такт); способность следовать инструкциям или выполнять просьбы (поведение слушателя); визуальное восприятие; игровые навыки; социальные навыки; способность повторить движения разного типа за другим (имитация); подражательный навык (эхо); спонтанное вокальное поведение; различение предметов по описанию признака, функции и класса объектов; умение отвечать на вопросы и вести беседу; это поведение, при котором стимулом для произнесения слов или совершения действий являются слова, произнесен
ные другими людьми (интравербальные навыки); навыки поведения в группе; речевые навыки; навыки чтения, письма; навыки счета [Барбера, 2019; Барбера, 2014; Сандберг, 2008; Шрамм, 2018].
Оценка вех развития осуществляется в баллах. В зависимости от соответствия развития у ребенка данного навыка тому или иному уровню навыки оцениваются в 0-5 баллов, 0-10 и 0-15 баллов. Исключением является эхо-навык, который оценивается от 0 до 100. Детальное исследование эхо-навыка является необходимым, так как он является одним из наиболее значимых для развития речевых навыков ребенка [Поведенческий подход к, 2014; Tarbox, 2009].
Оценка эхо-навыков по методике VB-MAPP проводится в несколько этапов:
1. Простые и парные слоги (а-а, ам, му, мама, би-би и т.д.).
2. Двусложные комбинации (дядя, кубик, домик и т.д.).
3. Трехсложные комбинации (машина, молоко, бананы и т.д.).
4. Просодика — повторение фраз с заданным интонационным ударением (где МАМА, МОЙ папа, я ИДУ и т.д.).
5. Просодика — другие компоненты: высота тона, громкость, длительность произнесения.
За правильное произношение ставился 1 балл, за узнаваемую (приближенную) реакцию — 0,5 балла, при отсутствии ответа — 0 баллов.
Преимуществом данного тестирования является то, что каждый из параметров оценки этапов развития детей, участвующих в настоящем исследовании, рассматривался отдельно, что позволило определить базовый уровень каждого участника эксперимента [Сандберг, 2008].
Результаты
Пример 1. Ребенок: девочка, 6 лет 4 месяца, диагноз — F84.0 (детский аутизм), задержка речевого развития в раннем возрасте. Ребенок рожден от III беременности, I по счету родов. Беременность протекала без особенностей. Роды проходили путем кесарева сечения.
Обследование навыка манд показало, что ребенок обращается с просьбой при помощи указательного жеста, показывая на предмет, который хочет получить.
При обследовании навыка такт было выявлено, что ребенок называет 8 предметов по инструкции, также спонтанно называет 2 предмета в течение 30 минут.
Оценка навыка поведения слушателя показала нам, что ребенок различает или выбирает предмет из 4-х для 20-ти различных предметов, выполняет 4 моторных движения без подсказок и инструкций. Также поворачивает голову и обращает внимание на голос 5 раз в процессе наблюдения.
При оценке навыка визуального восприятия выявлено, что ребенок сопровождает движущиеся стимулы на протяжении 2 секунд, маленькие предметы берет пинцетным захватом (координация глаз — рука), может разложить 3 предмета в разные контейнеры (сортировка предметов) и надеть три кольца пирамидки, а также построить башню из 2 кубиков (восприятие предметов в пространстве).
При оценке игровых навыков было обнаружено, что ребенок может заинтересоваться игрушкой в течение 1 минуты, также может поиграть с разными тремя игрушками в течение 30 минут.
Обследование социальных навыков показало, что ребенок спонтанно смотрит на других детей 2 раза в течение наблюдения, также может провожать воспитателя и нового человека в группе взглядом.
Ребенок может имитировать 15 движений любого типа.
При обследовании навыка эхо девочка набрала 25 баллов в таблице эхо-навыков, что означает, что она повторяет простые и парные слоги без ошибок (а-а, бе-е, ам, ва-ва и т.п.).

Оценка сформированности навыков спонтанного вокального поведения показала, что ребенок произносит 5 различных звуков, в среднем, 10 звуков каждый час, и также спонтанно произносит 2 слова.
При обследовании ребенка на втором уровне было выявлено, что навыки манд, визуального восприятия, игры и социальные не сформированы.
Оценка навыка такт показала нам, что ребенок может называть 25 различных предметов после вопроса «что это?», также называет 10 различных действий после вопроса «что делает?», в общем, называет 150 объектов.
При исследовании навыка поведения слушателя девочка выбирала правильные картинки из комплекта из 6 для 40 различных картинок и выполняла 10 специфических моторных движений.
Оценка навыка имитации: девочка имитирует 10 различных моторных движений и 5 двухкомпонентных последовательностей движений.
По навыку эхо ребенок набрал 65 баллов в таблице эхо-навыков, это означает, что она повторяет двухсложные слова и комбинации (дядя, каша, вода и т.п.) и несколько трехсложных (машина, бананы и т.п.).
При обследовании навыка различения по ФХК (функции, характеристике, категории) было выявлено, что ребенок способен выбирать правильный предмет из 8 при выборе предметов по функции, характеристике или категории.
Девочка отвечает на вопрос «как тебя зовут?», отвечает на 12 различных вопросов, которые содержат «кто?» или «что?». Это нам показывает, что у ребенка есть некоторые виды интравербальных навыков.
При исследовании навыка поведения в группе было обнаружено, что ребенок сидит в группе 1 минуту без нежелательного поведения при приеме пищи, также откладывает предметы, которыми ранее занималась, приходит заниматься к воспитателю после 2 вербальных подсказок и может заниматься в течение 2 минут без нежелательного поведения.
Оценка лингвистических навыков показала нам, что артикуляция ребенка понятна взрослым, ребенок может произнести 5 различных названий, и ее поймут окружающие; общий словарный запас составляет около 200 слов, также она может произносить фразы, состоящие из 2 слов (5 фраз в течение дня).
Оценка вех развития ребенка на третьем уровне выявила, что у нее не сформированы следующие навыки: манд, такт, поведение слушателя, визуальное восприятие, игра, социальные навыки, различение по ФХК, интравербальные навыки и лингвистика.

Оценка навыка чтения показала, что ребенок различает буквы при выборе из 5.
Наблюдение показало, что ребенок имитирует 3 различных движения, моделируемых взрослыми, и используя письменные принадлежности, самостоятельно обводит половину линий для 5 различных фигур (навык письма).
При изучении навыка счета было выявлено, что ребенок умеет различать и называть цифры от 1 до 5, считать до 5 и выбирает до 5 предметов из большого количества.
Результаты обследования: ребенок получил 23 балла из 45 возможных (для 1 уровня), 38 из 105 возможных (для ребенка 30 мес.), и 43 из 170 возможных (для ребенка 48 мес.). Большинство навыков сформированы на уровне 0-18 месяцев нормотипичного ребенка. Наиболее сформированными оказались навыки имитации, эхо и навык такт. Более слабыми являются навыки манд, игра и различение по ФХК.
Данный ребенок нуждается в интенсивной программе поведенческого вмешательства. Обучение должно проходить ежедневно как в структурированном (заранее спланированном), так и в свободном (в натуральной среде) формате.
Пример 2. Мальчик, 7 лет 6 месяцев, диагноз — F84.1 (атипичный аутизм), сопутствующие нарушения — ОНР I. Ребенок рожден от I беременности, I срочных родов. При беременности отмечалась анемия. Роды протекали без осложнений.
Оценка вех развития ребенка на первом этапе обследования показала, что он почти не обращается с просьбами. На момент обследования он обращался с 4 просьбами без подсказок, без эхо, без имитации. Просьбы ребенка были обращены только ко взрослым: он тянул взрослого за руку и указывал на желаемый предмет.
При изучении навыка такт было выявлено, что мальчик способен называть мотивационные и немотивационные предметы, может называть 25 различных предметов после вопроса «что это?», а также 10 действий после вопроса «что делает?».
Исследование сформированности навыков поведения слушателя демонстрирует способность ребенка поворачиваться и обращать внимание на голос говорящего, реагировать на собственное имя и смотреть на говорящего, различать (посмотреть или указать) отдельный предмет при выборе из 2-х для 5 желательных предметов.
Ребенок сопровождает взглядом движущийся стимул в течение 2-х секунд, поднимает, берет в руки маленькие предметы пинцетным захватом, может сосредоточить внимание и рассматривать игрушку в течение 30 секунд, также разложить 3 предмета в разные контейнеры, может надеть 3 кольца пирамиды, сопоставляет 10 идентичных предметов.
Оценка игровых навыков показала, что ребенок способен манипулировать и исследовать предметы в течение 30 секунд, может поиграть с 3 разными игрушками в течение 30 минут, самостоятельно может заниматься игрушкой в течение 2 минут.
В процессе исследования социальных навыков было выявлено, что мальчик провожает взглядом людей, находящихся рядом, а также спонтанно смотрит на других детей.
В процессе обследования навыков моторной имитации ребенок проявил способность имитировать 20 моторных движений любого типа (мелкая моторика, крупная моторика, имитация с предметами).
При оценке навыков эхо он набрал 25 баллов по таблице эхо-навыков.
Оценка сформированности навыков спонтанного вокального поведения показала, что ребенок может спонтанно произносить 10 различных звуков с различной интонацией и 5 разных слов.
При оценке вех развития ребенка на втором уровне было выявлено, что социальные, интравербальные навыки, а также навыки манд у него не сформированы.

Исследование навыка такт на данном уровне показало, что ребенок может называть 25 различных предметов после вопроса «что это?», а также 10 действий после вопроса «что делает?».
В процессе изучения навыков поведения слушателя мальчик правильно выбирал предмет в наборе из 6 для 40 предметов или картинок. Также выполнял 10 специфических моторных движений или инструкций.
Оценка навыков визуального восприятия демонстрирует способность ребенка сопоставлять идентичные объекты или картинки в комплекте из 6 для 25 различных объектов, а также сортировать по формам и цветам при предъявлении 10 различных форм и цветов.
Ребенок способен самостоятельно использовать игрушки или объекты в соответствии с их функциями. Он самостоятельно играет на детской площадке, может играть с конструктором, состоящим из нескольких частей. Данные результаты были получены при изучении сформированности игровых навыков.
При исследовании навыков моторной имитации было выявлено, что ребенок имитирует 5 движений, которые требуют выбора определенного предмета из комплекта, а также имитирует 20 различных движений мелкой моторики после инструкции «сделай так».
Ребенок набрал 50 баллов в таблице эхо-навыков.
Результаты изучения сформированности навыков различения по ФХК: ребенок показывает способность выбирать животное или объект из комплекта звуков, которые соответствуют этим животным, а также выбирать 2 различных вида еды или напитков при выборе из 5.
При оценке навыков поведения в группе ребенок сидел во время приема пищи в группе без проявлений нежелательного поведения в течение 3 минут.
Общий словарный запас ребенка составляет 300 слов, что выявлено в процессе изучения речевых навыков.
Оценка вех развития ребенка на третьем уровне показала, что у него не сформированы следующие навыки: манд, такт, поведение слушателя, визуальное восприятие, игра, социальные навыки, чтение, письмо, навыки различения по ФХК, интравербальные навыки, навыки речи, счета

.
При исследовании бытовых навыков было выявлено, что ребенок пользуется туалетом и моет руки только после вербальных подсказок, без физической помощи.
Результаты обследования: ребенок получил 30 баллов из 45 возможных (для 1 уровня), 49 из 105 возможных (для ребенка 30 мес.) и 50 из 170 возможных (для ребенка 48 мес.). Большинство навыков сформированы на уровне 0-18 месяцев нормотипичного ребенка. Наиболее сформированными оказались навыки самостоятельной игры, поведения в группе, а также речевые навыки. Более слабыми являются навыки манд, социальные и интравербальные.
Данный ребенок нуждается в интенсивной программе поведенческого вмешательства. Обучение должно проходить ежедневно как в структурированном (заранее спланированном), так и в свободном (в натуральной среде) формате.
Обсуждение результатов
Посредством VB-MAPP удалось подробно изучить базовые речевые, учебные и социально-бытовые навыки двух участников исследования.
Результаты обследования обоих детей свидетельствуют о недостаточности развития коммуникативных и поведенческих навыков. Большинство навыков сформированы на уровне 0-18 месяцев нормотипичного ребенка. Наименее сформированными оказались навыки выражения просьбы и социальные.
Анализ полученных данных показал, что оба участника исследования нуждаются в интенсивной программе коррекционной работы, направленной на развитие навыков коммуникации, базовых речевых навыков, самообслуживания, игры и социальных навыков.
Однако результаты настоящего исследования ограничены тем, что базовые речевые, учебные и социально-бытовые навыки — это только часть совокупности сложного социального поведения, и требуются дополнительные исследования в данной области.
Заключение
По результатам анализа современных исследований (К. Казари; О.В. Кухарчук, О.Н. Рыжкова) можно сделать вывод об эффективности применяемых поведенческих методов по развитию базовых речевых, учебных и социально-бытовых навыков у детей с РАС. Эти выводы имеют как теоретическую, так и практическую значимость [Казари, 2016; Кухарчук, 2015].
Представленная работа положена в основу лонгитюдного исследования эффективности применения современных методов, форм и средств комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, проводимого в Казанском федеральном университете на базе федеральной инновационной площадки — детского сада для детей с расстройствами аутистического спектра. Настоящее исследование планируется расширить изучением предпосылок, необходимых для формирования сложных социальных навыков, и влияния определенных базовых навыков на скорость их приобретения.