Игра «Хорошее поведение»: история и современные тренды

410

Аннотация

Игра «Хорошее поведение» — поведенческая процедура, направленная на изменение поведения всех членов учебной группы посредством взаимозависимого группового договора. С середины 60-х гг. XX в. игра применяется в различных культурных контекстах в начальной школе и дошкольных группах, а также на этапе средней и высшей школы, в том числе в условиях инклюзивного образования. В настоящем обзоре отражены история создания процедуры, типовые варианты проведения, возможные категории участников, виды целевого поведения, исследования эффективности применения игры и влияющих на неё факторов. Дано пошаговое описание одного из возможных способов проведения процедуры. Отдельно рассматривается вопрос применения игры для коллективов, включающих учеников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Анализируются существующие прецеденты. Рассматриваются теоретические предпосылки для проведения игры в таких условиях, — в том числе её методологическая основа и соответствие процедуры особенностям развития познавательной сферы, которые часто встречаются у людей с РАС.

Общая информация

Ключевые слова: взаимозависимый групповой договор, игра «Хорошее поведение», групповая работа, расстройства аутистического спектра, прикладной анализ поведения

Рубрика издания: Методы обучения и сопровождения

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021710205

Тематический сетевой сборник: Технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра

Для цитаты: Статников А.И. Игра «Хорошее поведение»: история и современные тренды // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 2. С. 40–51. DOI: 10.17759/autdd.2021710205

Литература

  1. Вепринцева А.В., Статников А.И. Опыт ведения социальной группы для подростков и молодых людей с расстройствами аутистического спектра // Прикладной анализ поведения: теория и практика: Развитие навыков речи и общения у детей с РАС: 19—20 сентября 2015 года, г. Москва: Сборник материалов конференции. Москва: Ассоциация специалистов Прикладного Анализа Поведения, 2015. С. 5—17.
  2. Григоренко Е.Л. Расстройства аутистического спектра: Вводный курс. Учебное пособие для студентов. Москва: Практика, 2018. 280 с. ISBN 978-5-89816-163-7.
  3. Иванова М.М., Бородина Л.Г. Особенности мышления у детей с аутизмом без умственной отсталости // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18. № 1. С. 38—50. DOI:10.17759/autdd.2020180105
  4. Каримулина Е.Г., Хлюстова Н.Г. Направленность внимания у детей с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18. № 4. С. 33—42. DOI:10.17759/autdd.2020180404
  5. Купер Дж.О., Херон Т.Э., Хьюард У.Л. Прикладной анализ поведения. Москва: Практика, 2016. 864 с. ISBN 978-5- 89816-157-6.
  6. Мамохина У.А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 3. С. 24—33. DOI:10.17759/autdd.2017150304
  7. Меснянкина К.К., Сарелайнен А.И., Анищенко С.И., Калинин К.Б. Связь комплекса психических функций с формированием навыка распознавания эмоций у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18. № 4. С. 13—22. DOI:10.17759/autdd.2020180402
  8. Морозов С.А., Морозова Т.И. К вопросу о природе некоторых особенностей сенсорно-перцептивной сферы при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18. № 4. С. 66—73. DOI:10.17759/ autdd.2020180408
  9. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология: в 2 т.: Т. 2. Москва: Теревинф, 2018. 336 с. ISBN 978-5-4212- 0484-8.
  10. Статников А.И. Сенсорное восприятие и восприятие информации людьми с особенностями интеллектуального развития и РАС // Музей ощущений: посетители с особенностями интеллектуального развития. Опыт Музея современного искусства «Гараж». Москва: Музей современного искусства «Гараж», 2018. С. 34—49. ISBN 978-5- 9909718-0-6.
  11. Barrish H.H., Saunders M., Wolf M.M. Good behavior game: effects of individual contingencies for group consequences on disruptive behavior in a classroom. Journal of Applied Behavior Analysis, 1969, vol. 2, no. 2, pp. 119—124. DOI:10.1901/ jaba.1969.2-119
  12. Breeman L.D., van Lier P.A.C., Wubbels T. et al. Effects of the Good Behavior Game on the Behavioral, Emotional, and Social Problems of Children With Psychiatric Disorders in Special Education Settings. Journal of Positive Behavior Interventions, 2016, vol. 18, no. 3, pp.156—167. DOI:10.1177/1098300715593466
  13. Cheatham J.M., Ozga J.E., St. Peter C.C. et al. Increasing Class Participation in College Classrooms with the Good Behavior Game. Journal of Behavioral Education, 2017, vol. 26, no. 3, pp. 277—292. DOI:10.1007/s10864-017-9266-7
  14. Dolan L.J., Kellam S.J., Brown H. et al. The short-term impact of two classroom-based preventive interventions on aggressive and shy behaviors and poor achievement. Journal of Applied Developmental Psychology, 1993, vol. 14, no. 3, pp. 317—345. DOI:10.1016/0193-3973(93)90013-L
  15. Donaldson J.M., Wiskow K.M., Soto P.L. Immediate and distal effects of the good behavior game. Journal of Applied Behavior Analysis, 2015, vol. 48, no. 3, pp. 685—689. DOI:10.1002/jaba.229
  16. Donaldson J., Fisher A., Kahng S. Effects of the Good Behavior Game on individual student behavior. Behavior Analysis: Research and Practice, 2017, vol. 17, no. 3, pp. 207—216. DOI:10.1037/bar0000016
  17. Fishbein J.E., Wasik B.H. Effect of the Good Behavior Game on Disruptive Library Behavior. Journal of Applied Behavior Analysis, 1981, vol. 14, no. 1, pp. 89—93. DOI:10.1901/jaba.1981.14-89
  18. Flower A., McKenna J., Muething C.S. et al. Effects of the Good Behavior Game on Challenging Behaviors in School Settings. Review of Educational Research, 2014, vol. 84, no. 4, pp. 546—571. DOI:10.1177/0145445513507574
  19. Galbraith L.A., Normand M.P. Step it up! Using the good behavior game to increase physical activity with elementary school students at recess. Journal of Applied Behavior Analysis, 2017, vol. 50, no. 4, pp. 856—860. DOI:10.1002/jaba.402
  20. Groves E.А., Austin J.L. Does the Good Behavior Game evoke negative peer pressure? Analyses in primary and secondary classrooms. Journal of Applied Behavior Analysis, 2019, nol. 52, no. 1, pp. 3—16. DOI:10.1002/jaba.513
  21. Groves E.A., May R.J., Rees R.E., Austin J.L. Adapting the good behavior game for special education classrooms. Psychology in the Schools, 2021 (in press). DOI:10.1002/pits.22496
  22. Haydon T., Conroy M.A., Scott T.M. et al. Comparison of Three Types of Opportunities to Respond on Student Academic and Social Behaviors. Journal of Emotional and Behavioral Disorders, 2010, vol. 18, no. 1, pp. 27—40. DOI:10.1177/1063426609333448
  23. Heward W.L., Gardner R., Cavanaugh R.A. et al. Everyone Participates in This Class: Using Response Cards to Increase Active Student Response. Teaching Exceptional Children, 1996, vol. 28, no. 2, pp. 4—10. DOI:10.1177/004005999602800201
  24. Humphrey N., Hennessey A., Ashworth E. et al. Good Behaviour Game: Evaluation report and executive summary [Web resource]. London: Education Endowment Foundation, 2018. 124 p. URL: https://educationendowmentfoundation.org. uk/public/files/GBG_evaluation_report.pdf   (Accessed   21.04.2021).
  25. Joslyn P.R., Donaldson J.M., Austin J.L., Vollmer T.R. The Good Behavior Game: A brief review. Journal of Applied Behavior Analysis, 2019, vol. 52, no. 3, pp. 811—815. DOI:10.1002/jaba.572
  26. Joslyn P.R., Vollmer T.R., Hernández V. Implementation of the Good Behavior Game in Classrooms for Children with Delinquent Behavior. Acta de Investigación Psicológica, 2014, vol. 4, no. 3, pp. 1673—1682. DOI:10.1016/S2007- 4719(14)70973-1
  27. Joslyn P., Vollmer T., Kronfli F. Interdependent Group Contingencies Reduce Disruption in Alternative High School Classrooms. Journal of Behavioral Education, 2019, vol. 28, no. 4, pp. 423—434. DOI:10.1007/s10864-019-09321-0
  28. Kellam S.G., Rebok G.W., Ialongo N., Mayer L.S. The course and malleability of aggressive behavior from early first grade into middle school: results of a developmental epidemiologically-based preventive trial. Journal of Child Psychology and Psychiatry, and Allied Disciplines, 1994, vol. 35, no. 2, pp. 259—281. DOI:10.1111/j.1469-7610.1994.tb01161.x
  29. Kellam S.G., Wang W., Mackenzie A.C.L. et al. The Impact of the Good Behavior Game, a Universal Classroom-Based Preventive Intervention in First and Second Grades, on High-Risk Sexual Behaviors and Drug Abuse and Dependence Disorders into Young Adulthood. Prevention science, 2014, vol. 15, no. 1, pp. 6—18. DOI:10.1007/s11121-012-0296-z
  30. Kleinman K.E., Saigh P.A. The Effects of the Good Behavior Game on the Conduct of Regular Education New York City High School Students. Behavior Modification, 2011, vol. 35, no. 1, pp. 95—105. DOI:10.1177/0145445510392213
  31. Lambert M.C., Cartledge G., Heward W.L., Lo Y. Effects of Response Cards on Disruptive Behavior and Academic Responding During Math Lessons by Fourth-Grade Urban Students. Journal of Positive Behavior Interventions, 2006, vol. 2, no. 2, pp. 88—99.  DOI:10.1177/019874291003500302
  32. Maheady L., Gard J. Classwide Peer Tutoring: Practice, Theory, Research, and Personal Narrative. Intervention in School and Clinic, 2010, vol. 44, no. 2, pp. 71—78. DOI:10.1177/1053451210376359
  33. Rubow C.C., Vollmer T.R., Joslyn P.R. Effects of the Good Behavior Game on student and teacher behavior in an alternative school. Journal of Applied Behavior Analysis, 2018, vol. 51, no. 2, pp. 382—392. DOI:10.1002/jaba.455
  34. Salend S.J., Reynolds C.J., Coyle E.M. Individualizing the Good Behavior Game Across Type and Frequency of  Behavior with Emotionally Disturbed Adolescents. Behavior Modification, 1989, vol. 13, no. 1, pp. 108—126. DOI:10.1177/01454455890131007
  35. Steinbrenner J.R., Hume K., Odom S.L. et al. Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism. Chapel Hill: University of North Carolina, 2020. 143 p.
  36. Sy J., Gratz O., Donaldson J. The Good Behavior Game with Students in Alternative Educational Environments: Interactions Between Reinforcement Criteria and Scoring Accuracy. Journal of Behavioral Education, 2016, vol. 25,    pp.  455—477. DOI:10.1007/s10864-016-9257-0
  37. Tingstrom D., Sterling H., Wilczynski S. The Good Behavior Game: 1969—2002. Behavior Modification, 2006, vol. 30, no. 2, pp. 225—253. DOI:10.1177/0145445503261165
  38. Vargo K., Brown C. An evaluation of and preference for variations of the Good Behavior Game with students with autism. Behavioral Intervention, 2020, vol. 35, no. 4, pp. 560—570. DOI:10.1002/bin.1740
  39. Wahl E., Hawkins R.O., Haydon T. et al. Comparing Versions of the Good Behavior Game: Can a Positive Spin Enhance Effectiveness? Behavior Modification, 2016, vol. 40, no. 4, pp. 493—517. DOI:10.1177/0145445516644220
  40. Wong C., Odom S.L., Hume K.A. et al. Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism Spectrum Disorder: A Comprehensive Review. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2015, vol. 45, no. 7,    pp.   1951—1966.  DOI:10.1007/s10803-014-2351-z

Информация об авторах

Статников Александр Исакович, кандидат психологических наук, педагог-психолог, Государственное бюджетное учреждение г. Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки г. Москвы», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8868-8257, e-mail: StatnikovAI@gppc.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1120
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 410
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0