Введение
Расстройства аутистического спектра (РАС) становятся все
более распространенной группой заболеваний, характеризующейся, несмотря на
разнородность, наличием качественных отклонений в социальном взаимодействии и
общении, ограниченным и стереотипным набором интересов и занятий, трудностями в
обучении и самореализации [11]. Ежегодно наблюдается рост числа лиц с
расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Так,
среди причин детской инвалидности, среди прочих, наиболее часто наблюдаются
психические расстройства и расстройства поведения [10].
В Пермском крае психические расстройства являются основной
причиной, по которой детям устанавливают инвалидность: 25% детей, впервые
признанных инвалидами вследствие психических расстройств, имеют подтвержденный
диагноз «аутизм» (атипичный или детский). Данные Главного бюро
медико-социальной экспертизы по Пермскому краю свидетельствуют о ежегодном
росте числа лиц в возрасте до 18 лет с диагнозом «аутизм (детский, атипичный
детский), признанных инвалидами первично. Так, в период с 2016 по 2021 гг.
число детей-инвалидов с указанным диагнозом выросло в 3,5 раза (см. рис.
1: по годам, человек). По состоянию на конец 2021 года, на
диспансерном учете в Пермском крае состоят 98 детей с диагнозом «детский
аутизм», 72 ребенка с диагнозом «атипичный аутизм», 1860 детей с другими
расстройствами аутистического спектра. Около 370 детей, имеющих инвалидность,
каждый год проходят социальную реабилитацию в детских реабилитационных
центрах.
Технология оказания услуг ранней помощи детям с РАС и их
семьям в регионе, в целом, сформировалась [4], оценивается экспертами
федерального уровня как действенная и эффективная [13]. В настоящее время
актуально формирование и развитие системы комплексного сопровождения детей с
РАС и их семей.
Ниже представлено описание технологии и методов работы с
детьми с РАС и их семьями в службе ранней помощи системы социального
обслуживания (реабилитационных центров) Пермского края, обоснование
актуальности и перспектив развития системы комплексного сопровождения детей с
РАС и их семей в регионе.
Технология и методы работы с детьми с РАС и их семьями в
службах ранней помощи
Сеть структурных подразделений Службы ранней помощи при учреждениях социального
обслуживания Пермского края (реабилитационных центрах) реализует технологию
работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра или риск их
развития. В основе технологии заложены принципы и методология Международной
классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (далее
— МКФ), современные инструменты оценки и модели оказания комплексной помощи
[3]. В отличие от других регионов [9], сложившаяся в Пермском крае система
межведомственного взаимодействия и преемственности при оказании услуг ранней
помощи [1], в том числе детям с РАС, на начальном этапе взаимодействия с семьей
отводит ведущую роль службам ранней помощи системы социального обслуживания
[3]. В случае возникновения тревог по поводу развития ребенка обратиться в
службу ранней помощи родители могут самостоятельно, для этого достаточно
заполнить тесты KID/RCDI-2000: в современных условиях это позволяет как можно
раньше провести скрининг и выявить нарушения, поскольку врачи нечасто
рекомендуют родителям обращаться к специалистам психолого-педагогического
профиля, в основном, это происходит после достижения ребенком 2,5—3-летнего
возраста [9]. Хотя очевидно, что следует пытаться смягчить проявления вторичных
и третичных образований клинико-психологической структуры у ребенка, поскольку
трудно предупредить их развитие, и нужно пытаться создать более благоприятную
среду для развития ребенка и его социальной адаптации [8].
Для выявления нуждаемости ребенка и его семьи в услугах
ранней помощи назначается первичный прием, который проводят два специалиста из
смежных областей знаний (например, психолог и дефектолог, дефектолог и врач ЛФК
(инструктор ЛФК), дефектолог и логопед) [4].
Технология и методы работы представлены на рис.
2.
Во время проведения первичного приема специалисты проводят
необходимые пробы, беседуют с родителями, наблюдают за ребенком, в соответствии
с МКФ фиксируя его трудности.
В случаях, когда специалисты на первичном приеме замечают
признаки расстройств аутистического спектра или наличие тяжелых нарушений
речевого развития, родителям (законным представителям) предлагают заполнить
опросник M-CHAT-R. Если результат оценки вызывает настороженность,
рекомендуется углубленная дифференциальная диагностика [16].
Дифференциальная диагностика проводится с использованием
ADOS-2 — стандартизированной методики, которая позволяет в случае подозрения на
наличие расстройства аутистического спектра объективно оценить у ребенка
структурированные виды деятельности, особенности общения, поведения,
социального взаимодействия и игры [3]. По результатам диагностики выявляется
соответствующая диагностическая категория: аутизм, спектр аутизма, вне спектра
аутизма [14].
Если по результатам подсчета выявляется диагностическая
категория «вне спектра аутизма», ребенку и его семье назначают ряд углубленных
оценок специалистов в соответствии с имеющимися ограничениями
жизнедеятельности. Преимущественно цели оказания помощи ребенку с нарушениями
развития формируются в рамках разделов «Активность и участие» и «Факторы
внешней среды» [5]. Составляется и реализуется индивидуальная программа ранней
помощи, содержащая цели, направленные на развитие необходимых функциональных
навыков ребенка раннего возраста в его естественных жизненных условиях. В таком
случае семью сопровождает команда из двух специалистов — специального педагога
и логопеда, — при необходимости ребенку и его семье консультативную помощь по
вопросам детско-родительских отношений и двигательного развития ребенка
оказывают психолог или врач (инструктор) ЛФК.
В случае выявления диагностической категории «спектр
аутизма» или «аутизм», специалисты работают по программе «Денверская модель
раннего вмешательства» (ESDM) [16], проводя углубленные оценочные процедуры для
составления индивидуальной программы ранней помощи. Для углубленной оценки
навыков применяется список целевых навыков ESDM (куррикулум), который помогает
определить цели вмешательства [12]. Список составляется на основе наблюдений и
тестирования, специалисты используют также информацию от родителей, чтобы
точнее понять, какими навыками владеет ребенок в тех основных областях
развития, на которые направлено вмешательство ESDM: коммуникация, социальные и
адаптивные навыки, когнитивное развитие, игра, имитация, мелкая и крупная
моторика. В результате проведенной оценки специалист определяет, на каком
уровне находится ребенок, оценивает набор освоенных им навыков и выделяет
следующие, более сложные навыки для дальнейшего развития. Например, ребенок
может целенаправленно тянуться к объекту, чтобы попросить и получить его;
намеренно вокализировать, и есть навыки, которыми ребенок владеет неуверенно, и
с которыми специалисты совместно с родителями при реализации программы будут
работать.
После проведения оценочных процедур педагоги совместно с
родителями (законными представителями) разрабатывают индивидуальную программу
ранней помощи, опираясь на Денверскую модель раннего вмешательства [15].
Дети с РАС испытывают значительные трудности при
установлении взаимодействия со взрослыми и сверстниками, имеют ограниченный
репертуар коммуникативных навыков. Поэтому в рамках реализации индивидуальной
программы ранней помощи ребенка и его семью сопровождает команда специалистов,
состоящая из психолога и специального педагога, которые помогают семье улучшить
взаимодействие с ребенком в повседневной жизни, уменьшить проявления
нежелательного поведения и способствовать развитию коммуникативных, игровых
навыков, а на взаимодействие со взрослыми и сверстниками реагировать социально
приемлемым способом. По мере того как ребенок будет овладевать необходимыми
умениями, в дальнейшем к программе может присоединиться и логопед.
Промежуточная оценка навыков ребенка в рамках реализации
программы ранней помощи проводится через 12 недель после начала вмешательства.
Если по результатам оценки поставленные цели достигнуты, на следующие 12 недель
специалисты совместно с родителями ставят новые цели согласно списку целевых
навыков.
По завершении реализации программы ранней помощи
специалисты проводят итоговую диагностику уровня освоения навыков ребенка и
дают родителям рекомендации по дальнейшему его сопровождению в образовательных
учреждениях.
Технология сопровождения ребенка раннего возраста с РАС и
его семьи в Службе ранней помощи
Ниже представлен пример сопровождения ребенка раннего
возраста с РАС и его семьи в одном из отделений Службы ранней помощи в
Перми.
Кате 25 месяцев. Позже подтверждено РАС.
Проблемы ребенка
После перенесенного инфекционного заболевания, когда Кате
был один год и 10 месяцев, родители стали замечать изменения в ее поведении,
особенно в области общения и социального взаимодействия. Родителей беспокоило
то, что Катя перестала отзываться на свое имя, устанавливать зрительный
контакт, реагировать на обращенную речь и понимать ее. Родители стали изучать
информацию в интернете и заподозрили, что ее поведение может свидетельствовать
о наличии РАС. В возрасте 24 месяца они обратились к неврологу, который их
направил в Службу ранней помощи.
На первичном приеме специалисты обратили внимание
на следующие особенности: во время игры и коммуникации с мамой Катя не
реагирует на имя, использует ненаправленные вокализации, устанавливает очень
короткий контакт «глаза в глаза»; игнорирует просьбы мамы. Результаты оценки по
опроснику М-CHAT показали более 3 критичных вопросов. На междисциплинарном
консилиуме специалисты приняли решение провести дифференциальную диагностику
ADOS-2, модуль Т, так как Кате было 25
месяцев. По результатам оценки R-CDI выявлено отставание в сферах:
коммуникация, межличностное взаимодействие, познание. Показатели по данным
областям развития соответствовали возрасту 14 месяцев. Обследование по ADOS-2,
модуль Т проходило в Службе ранней помощи в небольшом кабинете. Мать Кати
присутствовала при обследовании, которое проводили два специалиста. После
обследования специалисты заполнили протокол. Общее число баллов Кати давало
основания для беспокойства в диапазоне от умеренного до высокого уровня.
Вследствие проведенной диагностики в заключении
специалисты отметили, что ее результаты свидетельствуют о РАС. В частности, они
подчеркнули трудности Кати в инициации общения и социальной взаимности, а также
задержку речевого развития и стереотипное использование предметов. Также у Кати
были отмечены трудности с установлением глазного контакта, с разделенными
эмоциями и выражением удовольствия от взаимодействия.
Консультация психиатра на этапе дифференциальной
диагностики также подтвердила наличие у Кати РАС.
Индивидуальная программа ранней помощи была
составлена вследствие ряда мероприятий: углубленной оценки специалистов и
запроса родителей. Детальная диагностика навыков выявила дефициты
коммуникативного, социального и познавательного развития. И психолог совместно
со специальным педагогом разработали для Кати и ее семьи индивидуальную
программу ранней помощи сроком на 6 месяцев, в которой цели направлены на
развитие языка и речи с упором на функциональное общение, а не на
артикуляцию.
Рекомендации, содержащиеся в программе:
устанавливать зрительный контакт, направленно вокализировать, использовать
жесты для коммуникации; развивать игровые умения: играть с различными простыми
детскими игрушками в соответствии с их назначением; спонтанно играть с
предметами «понарошку» или играть «понарошку» по имитации; развитие социальных
навыков: проявлять удовольствие в играх со взрослым; переносить близкий контакт
со взрослыми; реагировать на приветствие другого человека. Далее специалисты
совместно с родителями работали над формированием функциональных навыков
ребенка, опираясь на цели программы.
Промежуточная оценка реализации программы была
проведена через 12 недель. Результаты показали положительную динамику развития
навыков Кати в соответствии с поставленными целями. Затем были выбраны
следующие по сложности навыки согласно списку целевых навыков по Денверской
модели, и сформулированы новые цели на следующие 12 недель. Итоговая оценка
результатов реализации индивидуальной программы ранней помощи Кате была
проведена по завершении 6 месяцев сопровождения ребенка и ее семьи. По
результатам было принято решение о пролонгации программы и дальнейшем
сопровождении ребенка и его семьи в Службе ранней помощи.
Оснований для установления группы инвалидности в данном
случае нет, Катя не будет получать услуги по социальной реабилитации, однако
находиться в программе ранней помощи она сможет до 4-летнего возраста. После
достижения Катей возраста 4 лет в рамках выстроенной системы преемственности
оказания услуг ранней помощи и на основе соглашения о межведомственном
взаимодействии ее направят в службу ранней помощи системы образования при
Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, и ее
родителям будет предложено прохождение психолого-медико-педагогической комиссии
в данном центре для определения дальнейшего образовательного маршрута. Катя
сможет посещать детские дошкольные образовательные учреждения по адаптированным
образовательным программам.
Таким образом, применение современных научно обоснованных
программ и методик, имеющих доказанную эффективность, дают возможность
специалистам
Службы ранней помощи осуществлять раннее выявление
ментальных нарушений, оказание комплексного междисциплинарного сопровождения
детей и их семей. В дальнейшем, многообразие проблем, обусловленных системным
характером ограничений при РАС, предполагает комплексное сопровождение людей не
только на начальных этапах: важным является создание системы комплексного
сопровождения на всех возрастных этапах, в том числе с применением
дистанционных технологий [7]. В таком случае, служба ранней помощи выступает в
качестве начального элемента системы комплексного сопровождения, имея для этого
правовые основания [2], включающей медицинский, образовательный, социальный,
профессиональный аспекты оказания помощи со стороны учреждений и организаций
системы здравоохранения, физической культуры, образования, социального
обслуживания, культуры, занятости, общественных некоммерческих
и коммерческих организаций
Комплексное сопровождение детей с расстройствами
аутистического спектра в Пермском крае
В ряде стран оказание помощи детям с психическими
нарушениями раннего возраста становится одной из приоритетных задач
государственной политики в области охраны психического здоровья
населения.
Согласно Концепции развития в Российской Федерации системы
комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов,
на период до 2025 года [6] в качестве одного из приоритетных направлений
межведомственных действий определена организация комплексного сопровождения, в
том числе ранней помощи, социализации и жизнеустройства ментальных инвалидов.
Между тем, система комплексной помощи людям с РАС в регионах России начала
формироваться раньше. С 2020 года в Приволжском федеральном округе реализуется
общественный проект «Ментальное здоровье», который направлен на создание
эффективной системы оказания помощи людям с РАС, создание условий для их
социализации и интеграции в обществе, формирование толерантного отношения к ним
со стороны социума. Пилотными территориями выступили Республика Башкортостан,
Чувашская Республика, Нижегородская, Пензенская и Ульяновская области. В 2021
году в число пилотных регионов второго этапа вошел Пермский край, к концу года
в регионе была разработана Концепция комплексного сопровождения детей, лиц с
расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, а
также План мероприятий («дорожная карта») по реализации концепции. Концепция
предполагает участие исполнительных органов государственной власти,
государственных и негосударственных организаций в реализации мероприятий по
оказанию помощи семьям с детьми и взрослыми с РАС, межведомственное
взаимодействие, она основывается на существующем опыте и традициях региона в
данной сфере [4].
К настоящему времени организациями и учреждениями системы
социального обслуживания Пермского края накоплен значительный опыт оказания
комплексных абилитационных и реабилитационных услуг детям с РАС, основанный на
научных подходах, доказательных практиках, эффективных формах и методах работы
с детьми и их семьями.
Формирование и развитие системы комплексного сопровождения
лиц с РАС в Пермском крае
Система комплексного сопровождения лиц с РАС,
формирующаяся в Пермском крае, включает существующие социальные институты, виды
деятельности и услуги, их нормативно-правовое обеспечение, а также вновь
формируемые элементы в виде Центра психического здоровья, ресурсно-методических
центров Министерства социального развития и Министерства образования (см.
рис. 3).
Ранняя помощь остается начальным и важнейшим этапом
реализации мероприятий по комплексному сопровождению лиц с РАС в Пермском крае.
Дети с тяжелыми нарушениями в рамках межведомственного взаимодействия
направляются в Центр психического здоровья для получения услуг по медицинской
реабилитации (фармакологической поддержке и диспансерному наблюдению). В Центре
психического здоровья будет проводиться углубленная диагностика развития детей
с помощью стандартизированной методики ADOS-2, для проведения которой в
настоящее время приобретено оборудование и обучены специалисты;
нейропсихологическая диагностика, на основании которой ставится более
корректный диагноз. Важной функцией Центра психического здоровья будет ведение
реестра детей с РАС. Вводится новая для региона функция методического
(ресурсного) сопровождения участковых педиатров и психиатров по вопросам РАС.
Основную функцию по маршрутизации детей с РАС будет выполнять Ресурсный центр
поддержки людей с РАС — новое структурное подразделение ГБУ ПК «Центр
комплексной реабилитации инвалидов». На его базе предполагается реализация
современных технологий социальной реабилитации и адаптации детей с РАС и лиц
старше 18 лет, оказание консультативной помощи их семьям. Специалисты
Ресурсного центра поддержки людей с РАС по месту жительства будут проводить
работу по социальной интеграции детей и взрослых, в рамках межведомственного
взаимодействия направлять в Ресурсный центр системы образования, а также
содействовать решению вопросов занятости, организации занятий физкультурой и
спортом, социокультурной интеграции и т.д. Большая роль в формировании системы
социализации отводится некоммерческим организациям, некоторые из которых уже
имеют опыт реализации подобных технологий: например, ресурсная поддержка,
обучение родителей и их правовая поддержка организациями «Счастье жить»,
«Общество помощи аутичным детям». Введены в действие квартиры сопровождаемого
проживания «Социальной деревни “Светлая”» и фонда «Дедморозим»; работают
мастерские, обеспечивающие социальную занятость, фонда Ars Vivendi и
«Социальной деревни “Светлая”».
Выводы
Услуги ранней помощи в Пермском крае востребованы семьями,
имеющим детей с РАС. По мнению специалистов служб ранней помощи, перспективами
развития службы может стать ее расширение, увеличение охвата детей с РАС и их
семей. Организация полноценного комплексного сопровождения всей семьи позволит
обеспечить преемственность в реализации коррекционно-развивающих и
реабилитационных мероприятий, повысить качество жизни.
Проблемными остаются вопросы сопровождения семей с лицами,
имеющими РАС, особенно — старше 18 лет; дополнительного образования,
организации профессиональной ориентации, профессионального обучения, занятости
и поддерживаемого трудоустройства, а также трудоустройства на открытом рынке
труда лиц с РАС; посещение ими организаций сферы культуры, физической культуры
и спорта. Среди причин, инициирующих данные проблемы, отметим пока еще
недостаточную компетентность специалистов, неготовность и неспособность социума
учитывать особенности лиц с РАС; отсутствие выстроенной системы
межведомственного взаимодействия и преемственности при оказании услуг;
отсутствие актуального правового поля; слабое взаимодействие с некоммерческим
сектором, представляющим интересы людей с РАС и их семей. Преодолению данных
проблем должна способствовать реализация мероприятий Концепции комплексного
сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра в Пермском крае до
2024 года.