Адаптивный туризм как форма социализации детей и подростков с расстройствами аутистического спектра

173

Аннотация

Потребность в специальных мерах по социальной адаптации у детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС) является следствием особенностей их психофизического развития. Организация основного и дополнительного образования детей с РАС должна осуществляться на основе адаптированных образовательных программ, учитывающих специфику развития детей. К области дополнительного образования могут в полной мере относиться занятия по адаптивному туризму. Представлены цели разработки программ по адаптивному туризму. Одним из важнейших направлений работы педагогов является развитие навыков социализации. Программы по адаптивному туризму, включающие различные эффективные методы обучения, способствуют развитию межличностного взаимодействия, формированию навыков работы в группе, освоению правил и норм поведения при общении со сверстниками, развитию досуговых навыков и успешной адаптации в детской среде. Приведены три успешных примера практических занятий адаптивным туризмом с группой детей, среди которых были дети, имеющие РАС. Результатами всех трех занятий для детей с РАС были: успешное включение в группу сверстников, освоение различных способов взаимодействия, формирование интересов и новых видов досуговой деятельности. На основе наблюдений за детьми, опроса родителей и анализа проведенной работы представлены выводы о возможностях занятий адаптивным туризмом для решения задач социализации детей с РАС.

Общая информация

Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, адаптивный туризм, детско-юношеский туризм, социализация

Рубрика издания: Социокультурная интеграция и спорт

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2022200206

Получена: 01.06.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Панцырь С.Н., Володина Ю.В. Адаптивный туризм как форма социализации детей и подростков с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 2. С. 43–52. DOI: 10.17759/autdd.2022200206

Полный текст

Введение

Система дополнительного образования представ лена широким многообразием направлений и видов занятий для детей разного возраста. Занятия имеют творческую, спортивную, техническую, ремеслен ную, образовательную, туристскую направленность. При выборе занятий дополнительного образования у родителей есть возможность ориентироваться на несколько критериев, которые могут быть обуслов лены как возможностями семьи и интересами самого ребенка, так и необходимостью в его развитии. При этом педагогам важно сразу выделить семьи, воспи тывающие нейротипичных детей, и семьи, в кото рых дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), поскольку у ребенка с ОВЗ более высокая по требность в занятиях. Речь идет как о дополнитель ных занятиях, так и о коррекционноразвивающих. В данной статье мы рассматриваем возможности до полнительного образования для социализации детей с расстройствами аутистического спектра на примере занятий по адаптивному туризму.

Опираясь на исследования факторов, определяю щих выбор родителями занятий дополнительного об разования [16], можно выделить следующие критерии:

1.  Желание самого ребенка, его интерес; во многих случаях выбор родителей обсуждается с самим ребен ком.

2.    Географическое расположение: часто секцию или кружок выбирают по критериям «ближе к дому», или «ограниченное количество предложений со сто роны образовательных организаций», или «един ственная организация в городе». При этом, если за нятия показаны ребенку в силу проблем развития или здоровья, то семья готова преодолевать ради них большие расстояния.

3.   Финансовые возможности семьи. Для многих семей критерием выбора может быть отсутствие пла ты или невысокая плата за занятия. При этом значи тельная часть семей способны оплачивать дополни тельные занятия.

4.   Популярность среди знакомых, рекомендации друзей.

5.  Престиж занятий. Он может быть сформирован благодаря квалифицированным специалистам.

6.  Необходимость в занятиях: бывает вызвана пси хофизическими особенностями ребенка.

Наш опыт позволяет утверждать, что при вы боре занятий для детей с РАС родители, как пра вило, основываются на необходимости психофизи ческого развития ребенка, а не на его интересе или престиже. Во многих случаях выбор занятий не обсуждается с ребенком в силу его неспособности сообщить о желании, тем более что определенные виды занятий показаны для коррекции расстрой ства. В основном занятия детей имеют коррекцион ную, творческую или спортивную направленность (адаптивная физкультура), также популярны заня тия по подготовке к школе. Речь о туристских за нятиях практически не ведется [16]. На наш взгляд, это связано, с одной стороны, с отсутствием пред ложений, отвечающих требованиям и задачам, а, с другой стороны, с неосведомленностью родителей о содержании занятий и об их пользе для развития ребенка с РАС.

Проводя занятия с детьми, имеющими РАС, важ но четко понимать особенности их психофизического развития. Расстройства аутистического спектра яв ляются разнородной группой нарушений психиче ского развития, характеризующихся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и спо собах общения, а также ограниченным стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий [4]. Для детей с РАС характерными особенностями явля ются [12; 20]:

— низкий уровень социализации (проблемы в формировании навыков межличностного взаимо действия, узкая сфера интересов, трудности органи зации досуга, проблемы в освоении навыков работы в группе, трудности понимания правил поведения в общественных местах, несформированность игровых навыков);

—   трудности в развитии навыков коммуникации (затруднения в понимании обращенной речи, особен ности формирования собственных речевых навыков);

—  особенности сенсорного развития [9];

—  проблемы в формировании навыков самообслу живания, ориентировки в быту и в общественных ме стах;

—    низкий уровень физической подготовленно сти [17].

Исходя из опыта собственной профессиональной деятельности, мы можем утверждать, что все пере численные особенности, являющиеся преградами или дефицитами развития, с одной стороны, могут быть препятствием для включения детей с РАС в ту ристскую деятельность, но, с другой, — показанием для занятий туризмом.

Роль занятий адаптивным туризмом в вопросах социализации детей с РАС

Рассматривая занятия туризмом через призму социализации детей с РАС важно определиться с самим этим понятием. Под социализацией мы по нимаем процесс усвоения личностью социального опыта, системы социальных связей и отношений, формирования социально приемлемых форм пове дения и способов межличностного взаимодействия. При этом социальное взаимодействие предполагает воздействие людей друг на друга в процессе усвоения социального опыта, формирование социальных свя зей и отношений, сопровождаемое, в том числе, ком муникацией [20].

Мы хотим обратить внимание именно на занятия детскоюношеским туризмом как на одно из направ лений, максимально способствующих достижению задач социализации. Программы по детскоюноше скому туризму включают такие направления работы как: общая физическая подготовка, развитие соци альных навыков, специальные туристские навыки и знания, оказание первой помощи и забота о здоровье, расширение кругозора. Также ребенок или подросток должен в достаточной мере овладеть навыками само обслуживания и бытовой ориентировки, уметь орга низовывать питание и быт в походных условиях.

Спортивно-оздоровительный туризм разделяют на физкультурнооздоровительный и спортивный [5; 18].

Формы физкультурнооздоровительного туризма:

—   рекреационный, приключенческий, экологиче ский, профессиональноприкладной, реабилитацион ный и адаптивный;

Формы спортивного туризма:

—   пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, горный и др.

Для детей с РАС наиболее предпочтительным видом туризма, на наш взгляд, является адаптив ный. При этом определенная группа детей с высоким уровнем сформированности адаптивных навыков мо жет включаться в спортивный туризм. Адаптивный туризм отличается тем, что люди, имеющие инвалид ность или ограниченные возможности здоровья, при нимают участие в спортивнооздоровительных по ходах и путешествиях по специально разработанным программам, учитывающим их психофизические воз можности и особенности развития [6; 15; 18; 22].

Занятия туристской направленности способ ствуют достижению разного рода задач: оздорови тельных, образовательных, воспитательных, соци альных, практических [3; 6; 15]. При организации программ туристкой направленности для детей, име ющих особые образовательные потребности, нуж но соблюдать ряд условий: наличие специалистов, подготовленных к работе с детьми с ОВЗ; организа ция адаптивной среды, учитывающей особенности психофизического развития детей; учет индивиду альных особенностей каждого ребенка; подбор эф фективных методов обучения; разнообразие форм и направлений деятельности детей в рамках програм мы занятий [3; 6; 10]. Соблюдение указанных усло вий, на наш взгляд, способствуют, качественному выполнению программ занятий.

Адаптивный туризм может быть реализован в раз личных формах (пешеходный, лыжный, велосипед ный, комбинированный и др.). В качестве туристских мероприятий с учащимися можно организовывать: туристские походы, экскурсии, экспедиции, турист ские лагеря, туристские слеты и соревнования по ви дам туризма [5]. Выбор вида и формы организации туристских занятий будет напрямую зависеть от пси хофизических возможностей ребенка с ОВЗ (в том числе с РАС) [12].

В соответствии с законом «Об образовании в Рос сийской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ для детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении образовательных программ в образователь ной организации должны создаваться специальные условия обучения, без которых освоение программ затруднено [19]. При этом обучение детей с ОВЗ должно осуществляться по адаптированным образо вательным программам. В соответствии с п. 28 ст. 2 ФЗ № 273 адаптированная образовательная програм ма — это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизическо го развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нару шений развития и социальную адаптацию указанных лиц [19]. В письме Министерства образования и нау ки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК641/09 «О направле нии методических рекомендаций» даны разъяснения о том, что освоение детьми с ОВЗ программ дополни тельного образования так же должно осуществляться по адаптированным программам [14].

В этой связи, разработка программ по адаптивно му туризму должна учитывать основные дефициты развития детей с ОВЗ и детей с расстройствами аути стического спектра. При этом необходимо разрабаты вать занятия и применять методы, способствующие преодолению основных трудностей развития [2; 14; 20; 23; 25; 26]. И в первую очередь, необходимо опре делить основные направления и возможный перечень ключевых навыков, которыми должен овладеть ребе нок [12; 20].

Рекомендации для разработки программ по адаптивному туризму

Учитывая требования к содержанию адаптиро ванных программ и психофизические особенности развития детей с РАС, разработка для них программ занятий по адаптивному туризму должна включать следующие направления [5; 13; 20; 21]:

1. Развитие навыков коммуникации. Занятия долж ны учитывать степень сформированности экспрес сивных и рецептивных речевых навыков. В зависи мости от уровня психофизического развития ребенка могут выбираться различные задачи [20]. Например:

—  работа над формированием рецептивных навы ков (понимания) речи может включать такие зада чи как: развивать умение реагировать на имя; учить выполнять простые базовые инструкции (например: иди, стой, дай, лови, бросай, подними, бегом, шагом, садись, вставай и пр.) и инструкции, состоящие более чем из двух действий; учить ориентироваться в на званиях окружающих ребенка предметов; учить от вечать на вопросы в процессе диалога;

—   при определении задач по развитию экспрес сивных речевых навыков можно ориентироваться на следующие группы навыков: выражения просьбы; сообщение информации и умение задавать вопро сы; комментирования и называния; навыки связной речи; диалоговые навыки.

2.    Развитие навыков социализации может вклю чать следующие компоненты: развитие сотрудниче ства, межличностное взаимодействие, совместное внимание, навыки работы в группе, привязанность к участникам группы, понимание и следование группо вым инструкциям и правилам, организация досуга, игровые навыки, понимание социальных норм.

3.    Развитие социальнобытовой ориентировки, в основном, направлено на формирование навыков са мообслуживания (умение одеваться / раздеваться, принимать пищу, посещать туалет, навыки гигие ны) и ориентировки в быту (убрать за собой, собрать вещи, приготовить еду, собрать / разобрать рюкзак, палатку, набрать дров).

4.  Физическое развитие: занятия по общей физиче ской подготовке (ходьба, бег, приседания, прыжки, от жимания, лазание по веревке, действия с мячом и др.).

5.    Коррекция нежелательного поведения. В про цессе реализации программ занятий при необходи мости разрабатываются программы по преодолению дезадаптивных форм поведения (например, отказ от сотрудничества, нарушение групповых правил по ведения, агрессия, неадекватное взаимодействие со сверстниками).

6.   Специальные туристские навыки: осуществля ется знакомство с названиями и назначением ту ристского снаряжения, формируются навыки поль зования снаряжением (сбор палатки, вязание узлов, лазание по альпинистским веревкам и др.), навыки перемещения и ориентировки на местности (ходьба группой, ориентирование по карте, владение компа сом и прочее).

7.   Развитие представлений об окружающем: дети знакомятся с явлениями окружающей природы, зна ниями о живой и неживой природе.

Выбор приоритетного направления индивидуаль но определяется для каждого участника и зависит от уровня его развития. Поэтому на первом этапе важ но выяснить профиль развития ребенка и построить индивидуальный план работы, в котором будут отра жаться персональные задачи.

Для достижения задач в процессе проведения за нятий необходимо использовать методы, позволяю щие максимально достигнуть необходимого резуль тата [11; 20; 26]. Основываясь на собственном опыте реализации программ по адаптивному туризму, хоте лось бы отметить, что в самом начале важно учиты вать индивидуальный стиль деятельности ребенка, степень его готовности к включению в данный вид занятий, понять его интересы и сформировать у него доверие к тем, кто в дальнейшем будет его окружать. И уже потом переходить к достижению поставлен ных задач с помощью различных методов обучения. Так, например:

—  для обучения новым навыкам применяются ме тоды положительного подкрепления и подбираются различные виды подсказок (физическая, словесная, жестовая, демонстрация образца выполнения, визу альная);

—   для способствования лучшей ориентировке во времени и пространстве, для более качественного по нимания инструкций применяются методы визуаль ной поддержки (визуальные инструкции, схемы, ви зуальное расписание, визуальный таймер);

—   при развитии навыков совместной деятельно сти с другими детьми успешно применяются: игро вые методы обучения (игры и упражнения на взаи модействие детей друг с другом), метод «обучение с участием сверстников» (нейротипичных), а также дополнительно могут использоваться методы «соци альные истории» и «видеомоделирование» [8; 11; 20], что также позволит развивать навыки работы в груп пе и ориентировки в общественных местах;

—  для коррекции дезадаптивного поведения при меняется процедура функционального анализа по ведения с дальнейшим применением проактивных и реактивных методов коррекции (например, гаше ния) [7; 11].

Практика применения программ по адаптивному туризму в работе с детьми, имеющими РАС

Предлагаемые примеры отражают наш опыт ра боты в области адаптивного туризма на протяжении 2021—2022 учебного года, с детьми с аутистическими расстройствами.

Пример 1. Занятия по формированию базовых туристских навыков

Занятия проводились в рамках факультативных мероприятий на базе Федерального ресурсного цен тра по организации комплексного сопровождения де тей с РАС.

В начале занятий была поставлена цель — сфор мировать базовые функциональные навыки, кото рые являются составляющими разных направлений и будут способствовать организации пешего похода одного дня в парковой зоне. Занятия организовы вались с частичным привлечением родителей в ка честве тьюторов. При этом с данными родителями обсуждались поставленные задачи и подводились итоги в конце занятия. Занятия проводились с де кабря 2021 года по май 2022 года с периодичностью 2 раза в неделю по 2 часа на первых этапах в спор тивном зале, а в конце проекта, в течение апреля и мая, — на открытом воздухе в парковой территории. Группа состояла из 8 детей с расстройствами аути стического спектра. Часть детей имели в анамнезе диагноз аутизм и нарушения интеллектуального развития.

Основной акцент в работе был сделан на развитие коммуникации и социализации. Для формирования навыков коммуникации были определены следую щие задачи: научить понимать и выполнять основные инструкции, необходимые для передвижения группы на маршруте (идём, стоп, вперед, сели, встали, раз вернуться, шагом, бегом, быстрее, перепрыгнуть, дай, положи, помоги). Для некоторых детей ставилась за дача по обучению навыку выражения просьбы о пре кращении действий и о получении желаемого. Для детей с хорошо сформированными речевыми навы ками ставилась задача — учить предъявлять инструк ции сверстникам.

В качестве задач социализации были выбраны следующие: развитие навыков работы в группе (идти друг за другом, выполнение общих инструкций в рамках задания); обучение способам включения в со вместную деятельность с другими детьми, навыкам выполнения заданий в паре с другим ребенком; вы полнение задания до завершения; оказание помощи другому по просьбе взрослого; присоединение к игро вым действиям с другими детьми.

Так как туристские занятия предполагают общую физическую подготовку и знакомство со снаряжени ем (палатка, спальный мешок, коврик, веревка, рюк зак), то были поставлены задачи и по физическому развитию, и по формированию специальных турист ских знаний.

Дополнительно для некоторых детей, у которых проявлялись дезадаптивные формы поведения, ста вились задачи по формированию навыков сотрудни чества с педагогом и другими детьми.

После того как на занятиях в спортивном зале (яв ляющимся относительно замкнутым, ограниченным пространством) основные задачи в работе с детьми были решены, и участие родителей минимизирова лось, совместно с родителями было принято решение о продолжении тренировок в парке.

Изменение места тренировок являлось переменой условий. Поэтому была поставлена задача генерали зации ранее сформированных навыков в новых усло виях. Достижению данной цели способствовали:

—  предъявление ранее выученных инструкций к действиям группы в новых условиях (парк и стадион);

— максимальное воспроизведение порядка тех заданий, которые проводились в спортзале, а в даль нейшем — повторение нового расписания заданий на улице во всех последующих занятиях;

— временное подключение родителей в качестве тьюторов и оказание физической помощи детям при вы полнении инструкций во время перемещений по улице;

— использование подкрепления правильного по ведения во время занятий.

По мере проведения 2—3 тренировочных занятий с группой детей потребность в контроле поведения со стороны родителей стала уменьшаться, а действия обучающихся стали более самостоятельными. Ко личество возникших проблем в поведении в начале уличных занятий постепенно снизилось.

На завершающем занятии 7 из 8 детей совершили «зачетный» поход на короткую дистанцию с преодо лением естественных препятствий в самостоятель ном режиме, без сопровождения взрослых, а один ребенок совместно с родителем. В качестве заданий и препятствий стали: надевание и снимание рюкзака, ходьба колонной с рюкзаком по прямому участку до роги в парке, изменение направления движения по инструкции педагога, прохождение короткого участ ка через заросли невысоких деревьев, переход через поваленное дерево. Также был организован привал и совместный досуг в форме общей игры всех участни ков группы.

Поставленные в начале задачи перед группой де тей и индивидуально для каждого участника были достигнуты. Важно отметить что в процессе прове денной программы занятий мотивация детей к их по сещению сохранилась, а также некоторые дети прояв ляли интерес и привязанность к другим участникам группы.

Два следующих примера представляют опыт про екта АНО «Школа Профессий» в проведении ин клюзивных туристских походов для молодых людей с аутизмом с целью развития у них социальных навыков.


Пример 2. Геологический поход вдоль реки Рожайка (Подмосковье), ноябрь 2021 г.

Пеший поход с рюкзаками в ноябре 2021 г. за вершался по пересеченной местности и глинистой скользкой дороге в дождь с преодолением притоков реки. В походе принимали участие 6 подростков, один из них с аутизмом, двое сопровождающих и мама подростка с РАС в качестве тьютора. Продол жительность — 10 часов, расстояние пешего маршру та — 10 км, ландшафт — перепад высот 30 м, световой день — 9 часов, погода +6° С, дождь, расстояние на юг от Москвы — 60 км.

Целью похода для юноши с РАС было развитие со циальных навыков, необходимых для установления и поддержания дружеских отношений, а именно, — уме ние работать в группе, принимать помощь от сверстни ков, планировать собственные действия. Основной ме тод для достижения поставленной цели — «обучение с участием нейротипичных сверстников».

Подготовительная работа включала знакомство с маршрутом на карте, анонсирование плана на день, утверждение списка необходимых вещей и продук тов, ознакомление с инструктажем по технике без опасности, специальное ознакомительное занятие. Для нейротипичных сверстников была подготовлена памятка по особенностям людей с РАС и проведена предварительная беседа.

Участники похода искали срезы для геологи ческих раскопок, собирали и изучали породы гео логических образцов, заполняли полевой дневник, катались на тарзанке, поднимались на смотровую площадку, разбивали бивак, разводили костер, го товили обед, укрывались от дождя, падали в грязь, вылезали, очищались, помогали друг другу, ходили за водой на родник, переправлялись по самодельно му мосту через приток Рожайки, поддерживали друг друга, а часть маршрута преодолевали в темноте с на лобными фонарями.

Участие в походе дало возможность молодому че ловеку с аутизмом получить уникальный опыт про хождения маршрута в группе сверстников, преодоле ния физических трудностей и негативного влияния природных явлений: холода, влаги, грязи. Он научил ся принимать помощь и был благодарен участникам группы за поддержку. Так, во время похода с юношей случилась неприятность (он оказался в яме с жидкой грязью). В сложившейся ситуации участники группы оперативно предложили помощь (поделились свои ми запасными сапогами, дождевиком, помогли пере одеться). Также по завершении похода он проанали зировал, что пригодилось в походе, а что можно было оставить дома. Ему действительно пригодились: фля га с водой, дождевик, зонт, миска и кружка, бутербро ды, лопата, чужие резиновые сапоги, термос. А вот книги в следующий раз он решил не брать.

Программа похода способствовала формирова нию навыков взаимодействия со сверстниками с по мощью вербальных и невербальных средств общения, развитию эмпатии, гибкости мышления и спонтанно сти поведения. Также улучшились личные показате ли — скоординированность движений, выносливость, собранность.

Пример 3. Экологический походный лагерь

«Школа Профессий», июньавгуст 2021 г.

Экологический походный инклюзивный лагерь проводился в Творческой усадьбе «Гуслица» летом 2021 г. в течение 8 недель и был посвящен изучению законов устойчивого развития. За лето в програм ме приняли участие около 60 подростков в возрасте 8—16 лет, из них 8 человек с РАС. Продолжитель ность одной смены — 5 дней, ночёвка в хостеле Твор ческой усадьбы «Гуслица» в 100 км по Егорьевскому шоссе в селе Ильинский погост ОреховоЗуевского района. В каждой смене принимали участие 12 под ростков, у двоих человек были расстройства аути стического спектра. Каждый день группа подростков проводила 5—10 часов на свежем воздухе, расстояние пеших прогулок от 5 до 15 км в день. В программу от дыха были включены зарядка, спортивные дворовые игры, купание в озере. Группу сопровождали 2 педа гога, экскурсовод и вожатыйтьютор.

Целью данного проекта для детей с РАС являлось включение их в совместную деятельность с нейроти пичными сверстниками. Основной метод для дости жения поставленной цели — «обучение с участием нейротипичных сверстников». Дополнительно при менялись методы подсказки.

Программа включала проектную работу, со вместное принятие решений по плану дня, голосо вание участников. Отдельным этапом подготовки было знакомство нейротипичных подростков с осо бенностями развития их ровесников с аутизмом и со способами взаимодействия с ними. В процессе со вместной деятельности с другими детьми подрост кам с РАС предоставлялась помощь (физическая, жестовая или вербальная подсказки) со стороны тьюторавожатого.

В программе отдыха и занятий было предусмотре но участие в походах в лес, на цветные озера, в район бывшего Московского моря с палеонтологическими отложениями, биологические экспедиции в лес, прак тическая работа с компасом, навигатором, изучение основ картографии и ориентирования на местности, работа над экологическими проектами, составление карт лекарственных, съедобных и ядовитых расте ний. Частью программы стало знакомство с предста вителями таких «полевых» профессий как лесник, геолог, биолог, эколог, географ, палеонтолог, лесопа толог и с основами их работы. Для участников лагеря были организованы экологические полевые занятия при поддержке инспекторов Абрамовского лесниче ства. Каждый участник выбирал себе растение, гриб или природный объект, изучал его в природе, делал эскиз и описания. Экологический отчёт, составлен ный по материалам экспедиций в лес Абрамовского лесничества, впоследствии был размещен на сайте Творческой усадьбы «Гуслица» [1].

Результаты наблюдений за подростками с аутиз мом, принимавшими участие в программе лагеря на равне со своими нейротипичными сверстниками, по зволили сделать следующие выводы:

1.  Подростки с РАС наравне с другими участника ми включались в мероприятия лагеря, выполняли за дания в меру своих способностей, проявляли устой чивый интерес к деятельности других детей.

2.  Нейротипичные подростки проявляли заботу и внимание к своим сверстникам с аутизмом, что помо гало внедрять практики наставничества в среде моло дых людей.

3.   Нежелательного поведения, связанного с сен сорной перегрузкой и характерного для детей с РАС, не наблюдалось. Наоборот, родители говорили, что подростки возвращались умиротворенными и успо коенными.

4.    Нахождение в естественной природной среде благоприятно влияло на сенсорное развитие детей, в особенности, детей с РАС. Дети получали новые ощущения через зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, вестибулярные и проприоцептивные кана лы восприятия. Природа «убаюкивает» и «заземля ет». Лес, река и другие природные объекты являются сами по себе условием для насыщения сенсорных ка налов [3].

Заключение

Подводя итог приведенному анализу возможно стей программ по детскоюношескому адаптивному туризму детей, имеющих РАС, а также на основе представленных примеров, можно сделать вывод о том, что данное направление включает комплекс воз можностей и решает целый спектр задач. Занятия по адаптивному туризму в полной мере способствуют развитию социализации детей с РАС за счет:

—  создания условий для совместной деятельности со сверстниками на протяжении длительного и спе циально организованного периода времени;

—  развития навыков межличностного взаимодей ствия;

—  решения задач коммуникативного развития;

—   расширения сферы интересов, представлений об окружающем и формирования специальных ту ристских знаний и навыков;

—  общей физической подготовки;

—   применения сформированных навыков в есте ственных условиях.

Важным условием реализации программ являет ся применение адекватных методов, способствующих достижению поставленных задач. В этой связи требу ется проведение дополнительных исследований, на правленных на выявление эффективности применяе мых методов обучения в данном направлении.

Адаптивный туризм является максимально до ступным для детей с расстройствами аутистическо го спектра и отвечает различным критериям выбора (престижность, универсальность, финансовая и тер риториальная доступность, всесторонняя направлен ность на развитие ребенка). Поддержка разработки программ по адаптивному туризму и исследование их влияния на развитие детей с РАС необходимы для развития практик дополнительного образования и коррекционного сопровождения детей с РАС

Литература

  1. Детский образовательный проект «Мой первый экологический маршрут»: Школа Профессий, 2021 г. [Электронный ресурс] / Творческая Усадьба Гуслица. URL: https://art-guslitsa.ru/ecological_route (дата обращения: 06.06.2022).
  2. Казари К. Современное состояние поведенческих вмешательств при аутизме и нарушениях развития // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 4. С. 68—76. DOI:10.17759/autdd.2016140409
  3. Карпович Ю.Б. Методические рекомендации по проведению комплекса «Адаптивное путешествие» [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://tour-vestnik.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-kompleksu-adaptivnoe-puteshestvie (дата обращения: 18.06.2022).
  4. Клинические рекомендации: Расстройства аутистического спектра [Электронный ресурс] / Разработчик: Ассоциация психиатров и психологов за научно-обоснованную практику. [Москва]: Министерство здравоохранения Российской Федерации, 2020. 80 с. URL: https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/594_1 (дата обращения: 06.06.2022).
  5. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2020. 401 с. ISBN 978-5-534-07182-5.
  6. Кривошеева Т.А., Кунцевич Е.А. Адаптивный туризм как технология включения детей с инвалидностью в общество // Сервис plus. 2017. Т. 11. № 1. С. 4—12. DOI:10.22412/1993-7768-11-1-1
  7. Лиф Р., Макэкен Д. Идёт работа: Стратегии работы с поведением: Учебный план интенсивного поведенческого вмешательства при аутизме. Москва: ИП Толкачев, 2016. 608 с. ISBN 978-5-9907565-0-2.
  8. Манелис Н.Г., Волгина Н.Н., Никитина Ю.В. и др. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации / Под ред. А.В. Хаустова. Москва: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 94 с. ISBN 978-5-94051-164-9.
  9. Манелис Н.Г., Никитина Ю.В., Феррои Л.М. и др. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. стратегии помощи: Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. Москва: МГППУ, 2018. 70 с. ISBN 978-5-94051-181-6.
  10. Межгосударственный стандарт ГОСТ 32613-2014 «Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования» [Электронный ресурс]. 2016-01-01. URL: https://base.garant. ru/71197502/ (дата обращения: 06.06.2022).
  11. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети: Введение в прикладной анализ поведения (ABA). Самара: Бахрах-М, 2014. 208 с. ISBN 978-5-94648-109-0.
  12. Морозов С.А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: Учебно-методическое пособие. Москва, 2015. 539 с. ISBN 978-5-9907171-8-3.
  13. Ожева С.Б., Шебанец Е.Ю., Демкина Е.В. и др. Инклюзивный подход к организации туристско-краеведческой деятельности для детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник АГУ. 2020. № 1. С. 42—47.
  14. Письмо Минобрнауки России № ВК-641/09 от 29 марта 2016 года «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-akty/view/174469220/ (дата обращения: 06.06.2022).
  15. Прусс Б.А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного туризма в условиях учреждения дополнительного образования: Методическое пособие. Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», 2018. 44 с.
  16. Родители в системе дополнительного образования детей: ожидания, стратегии поведения, информированность. Информационный бюллетень. Москва: Высшая школа экономики, 2018. 56 с. (Мониторинг экономики образования; № 4 (124)). ISBN 978-5-906737-54-0.
  17. Соловьева М.В. Особенности организации тренировок по адаптивной физической культуре и фитнесу для детей с расстройствами аутистического спектра в условиях домашнего обучения // Danish Scientific Journal. 2020. № 38 (2). С. 41—45.
  18. Теория и методика спортивного туризма: учебник / под ред. В.А. Таймазова и Ю.Н. Федотова. Москва: Советский спорт, 2014. 424 с. ISBN 978-5-9718-0647-9.
  19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/77308190/ (дата обращения: 06.06.2022).
  20. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В. и др. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие. Москва: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125 с. ISBN 978-5-94051-118-2.
  21. Хуранов А.Б., Кулюшина Н.Е., Тенова З.Ю. Направления и перспективы развития адаптивного туризма в Кабардино- Балкарии // Вестник Самарского муниципального института управления. 2019. № 2. С. 48—55.
  22. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders: DSM-5. Arlington: Publ. American Psychiatric Association, 2013. 947 p. ISBN 978-0-89042-554-1.
  23. Howlin P. Outcome in adult life for more able individuals with autism or Asperger syndrome. Autism, 2000, vol. 4, no. 1, pp. 63—68. DOI:10.1177/1362361300004001005
  24. ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics (2018): 6A02 Autism spectrum disorder [Web resource] / World Health Organization. 2018. URL: https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http://id.who.int/icd/entity/437815624 (Accessed 06.06.2022).
  25. Laugeson E.A., Frankel F. Social Skills for Teenagers With Developmental and Autism Spectrum Disorders: the PEERS treatment manual. New York: Publ. Taylor & Francis, 2010. 417 p. ISBN 0-415-87203-0.
  26. Steinbrenner J.R., Hume K., Odom S.L. et al. Evidence-based practices for children, youth, and young adults with Autism [Web resource]. [Chapel Hill]: Publ. National Clearinghouse on Autism Evidence and Practice, 2020. 143 p. URL: https://ncaep.fpg.unc.edu/sites/ncaep.fpg.unc.edu/files/imce/documents/EBP%20Report%202020.pdf (Accessed 06.06.2022).

Информация об авторах

Панцырь Сергей Николаевич, кандидат психологических наук, методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический универстет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2772-7627, e-mail: sergey-p84@mail.ru

Володина Юлия Владимировна, исполнительный директор, АНО «Школа Профессий», социальный предприниматель, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2871-9928, e-mail: juliavolodina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 941
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 22

Скачиваний

Всего: 173
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2