Эффективность комплексного сопровождения детей с аутизмом, расстройствами аутистического спектра (РАС) в очень большой степени зависит от участия в нём родителей и других членов семей, в которых растут такие дети, от активности и осознанности такого участия [Манелис, 2017; Морозов, 2021; Морозов, 2022]. Для специалистов планирование работы с семьёй становится тем более надёжным и результативным, чем более полной информацией они владеют о проблемах семьи: не только непосредственно связанных с обучением и воспитанием (компетентность в вопросах аутизма и его коррекции, готовность к сотрудничеству со специалистами и т.д.), но и более общей, включая обозначенную в названии этой статьи экономику семьи.
Независимо от объективного уровня благосостояния семьи и отношения к нему ее членов, появление ребёнка с РАС в любом случае вызывает определённые изменения. Появляются дополнительные расходы и кроме того, ребёнку необходимо уделять какое-то время, что означает мобилизацию временных ресурсов и/или их перераспределение: наиболее частый вариант, когда кто-то из родителей (как правило, мать) оставляет работу, или уделяет ей меньше времени, или переходит на неполную занятость, что, естественно, влияет на бюджет.
Ребенку с аутизмом нужно больше внимания, времени, необходимы дополнительные траты на обследование, лечение, коррекционные занятия. Предоставляемые государством медобслуживание и образование не всегда доступны и удовлетворяют родителей далеко не во всех случаях. Как это сказывается на жизни семьи?
За рубежом особенности жизни семей, в которых есть дети с аутизмом, изучены лучше, чем в России. Финансовая сторона благосостояния семьи, в которой есть ребёнок с аутизмом, характеризуется однозначно негативно: сопровождение ребёнка с РАС требует затрат в несколько раз бóльших, чем при типичном развитии и в случае многих других, не аутистических, нарушений. Например, в Великобритании семья вынуждена тратить на помощь ребёнку с РАС примерно £850 в неделю, что в несколько раз выше, чем приходится тратить на сопровождение ребёнка с умственной отсталостью, но без аутизма [Järbrink, 2003]). В Канаде в год расходы родителей составляют от $40 тысяч до $100 тысяч в зависимости от используемого методического подхода и места проживания [Tsiplova, 2019]. В США только качественная диагностика может потребовать примерно $2000 [Durkin, 2020].
По данным метаанализа бельгийских специалистов Rogge и Janssen [Rogge, 2019] (обобщены данные по наиболее развитым в плане сопровождения детей с аутизмом странам, включая США, Великобританию, Канаду, Швецию, Австралию, Нидерланды, Бельгию и др.), в семейном бюджете основными статьями расходов в связи с аутизмом ребёнка являются:
1. Затраты на медицину и поддержание здоровья (за рубежом внимание к этому направлению сопровождения детей с РАС в последние годы растёт, как и затраты на него) [Henneberry, 2021];
2. Затраты на коррекционную работу (помимо системы образования);
3. Затраты на специальное образование;
4. Покрытие пониженной финансовой продуктивности взрослых с РАС;
5. Затраты на неформальную заботу и сниженную продуктивность семьи / воспитателей;
6. Оплата услуг, отдыха и непосредственные траты (out-of-pocket).
Наиболее затратная статья — специальное образование [Маколд, 2009; Järbrink, 2003; Rogge, 2019]. Так, например, в США годовая стоимость медицинского сопровождения детей с аутизмом составляет минимум $3900 — 5600 по курсу доллара на 2018 г. [Zavekas, 2021], а качественное обучение такого ребёнка дошкольного возраста — от $70000 до $90000 в год (по курсу доллара на 2009 г.) [Маколд, 2009]. Частично это объясняется тем, что часть медицинского сопровождения во многих странах (в частности, в США) входит в страховой полис, тогда как психолого-педагогическое сопровождение страховкой не обеспечивается.
Зарубежные данные позволяют составить достаточно определённые представления о том, как влияет наличие аутичного ребёнка в семье на её экономику, однако их прямой перенос на российскую действительность не представляется оправданным по двум причинам. С одной стороны, приведённые выше и подобные им сведения характеризуют экономику семьи недостаточно полно и глубоко, и, — главное, — с другой стороны, этот опыт сложно переносить на российские семьи из-за социокультурных различий: неодинакового подхода к пониманию аутизма и его коррекции, организации комплексного сопровождения, различий в объёме и качестве опыта помощи детям с РАС и в изучении этого опыта.
Цель предлагаемой исследовательской работы — изучение многоаспектного факта влияния наличия ребёнка с аутизмом на бюджет российской семьи, на изменение объёма и структуры расходов, изучение основных факторов (в частности, региона проживания), от которых зависят эти показатели, а также обозначение возможных путей оптимизации решения этих проблем.
Основной метод исследования — анкетирование и статистическая обработка полученных результатов с учётом реальных особенностей характеристик респондентов. С целью определения наиболее существенных особенностей влияния аутизма ребёнка на жизнь семьи, в которой он растёт, в Центре социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ в сотрудничестве с «Обществом помощи аутичным детям «Добро» было проведено анкетирование, в котором приняли участи 629 родителей, имеющих детей с аутизмом, из 43 регионов России и Республики Беларусь. Часть результатов опубликована ранее [Морозов, 2021; Морозов, 2022]; данные, относящиеся к экономике семьи, представлены в настоящей статье. Авторы не стремились получить статистически репрезентативные результаты (не менее 1600 респондентов из минимум половины регионов страны), поскольку на данном этапе становления системы комплексного сопровождения лиц с РАС это не имеет смысла из-за очень больших различий (в том числе и качественного характера) в уровне оказания помощи детям с аутизмом в разных регионах [Морозов, 2022].
Предложенная родителям анкета в числе прочих (всего более 20 вопросов) содержала вопрос «У Вас в семье ребёнок с РАС. Как это сказывается на семейном бюджете?». Предложенные варианты ответов (1 — никак не влияет; 2 — терпимо; 3 — отрицательно; 4 — очень отрицательно; 5 — катастрофически отрицательно), и частота ответов на них приведены в таблице 1.
По итогам анкетирования только в 8,3% случаев респонденты не отмечают влияния аутизма ребёнка на семейный бюджет. Об отсутствии существенных отрицательных влияний на бюджет (сумма ответов «никак не влияет» и «терпимо») сообщают 46,4% респондентов, тогда как об отрицательном влиянии — 53,6% опрошенных. Эти результаты сложно сравнивать с зарубежными данными из-за различных экономической и социокультурной ситуаций: для этого требуется специальное очень объёмное и сложное мультидисциплинарное исследование, на участие в котором соглашаются далеко не все семьи даже на условиях анонимности. Однако столь резкого преобладания негативных оценок, как это отмечается за рубежом, у российских родителей в целом меньше. С учётом того, что в России образование детей с РАС рассматривается как самостоятельное направление только последние десять лет, и соответствующего опыта у нас меньше, такие результаты выглядят несколько парадоксально.
Поскольку система комплексного сопровождения лиц с аутизмом в нашей стране находится в процессе становления, и регионы в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» имеют значительную самостоятельность в решении этой задачи, расходы семьи (во многом и государства) на сопровождение детей с аутизмом посчитать в настоящее время.
Таблица 1
|
№ |
Регион |
n |
Оценки (в %%) |
(1+2): (3+4+5) |
||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||
|
1. |
Архангельск |
17 |
23,5 |
52,9 |
11,8 |
5,9 |
5,9 |
3,3 |
||
|
2. |
Белоруссия |
25 |
4 |
32 |
36 |
20 |
8 |
0,6 |
||
|
3. |
Владимир |
7 |
- |
42,9 |
- |
42,9 |
14,2 |
0,8 |
||
|
4. |
Вологда |
9 |
- |
33,3 |
33,3 |
1 |
2 |
0,5 |
||
|
5. |
Воронеж |
7 |
14,3 |
57,1 |
14,3 |
14,3 |
- |
2,5 |
||
|
6. |
«Добро» (Москва) |
14 |
35,7 |
42,9 |
14,3 |
7,2 |
- |
3,7 |
||
|
7. |
Забайкалье |
141 |
9,9 |
46,1 |
26,2 |
12,1 |
5,7 |
1,1 |
||
|
8. |
Иркутск |
10 |
20 |
40 |
30 |
10 |
- |
1,5 |
||
|
9. |
Краснодар |
9 |
- |
22,2 |
44,4 |
22,2 |
11,2 |
0,2 |
||
|
10. |
Республика Коми |
12 |
8,3 |
58,3 |
25 |
8,3 |
- |
2,0 |
||
|
11. |
Москва |
105 |
1,9 |
21 |
30,5 |
28,6 |
18,1 |
0,3 |
||
|
12. |
Московская область |
17 |
5,9 |
29,4 |
29,4 |
17,6 |
17,6 |
0,6 |
||
|
13. |
Пермский край |
20 |
20 |
60 |
10 |
10 |
- |
4,0 |
||
|
14. |
Псковская область |
7 |
28,6 |
57,1 |
- |
14,3 |
- |
6,0 |
||
|
15. |
Регионы плюс |
48 |
10,4 |
22,9 |
20,8 |
27,1 |
18,8 |
0,5 |
||
|
16. |
Ростов-на-Дону |
25 |
- |
40 |
20 |
20 |
20 |
0,7 |
||
|
17. |
Самарская область |
10 |
- |
20 |
20 |
50 |
10 |
0,3 |
||
|
18. |
Санкт-Петербург |
27 |
7,4 |
48,1 |
37 |
- |
7,4 |
1,3 |
||
|
19. |
Свердловская область |
19 |
5,3 |
31,6 |
31,6 |
5,3 |
26,3 |
0,6 |
||
|
20. |
Ставропольский край |
19 |
5,3 |
15,8 |
15,8 |
15,8 |
47,4 |
0,3 |
||
|
21. |
Тамбовская область |
10 |
10 |
70 |
10 |
10 |
- |
4,0 |
||
|
22. |
Тюменская область |
30 |
13,3 |
63,3 |
16,7 |
3,3 |
3,3 |
3,3 |
||
|
23. |
Хабаровский край |
20 |
- |
40 |
30 |
30 |
- |
0,7 |
||
|
24. |
Ханты-Мансийский автономный округ (Сургут) |
17 |
11,8 |
6 |
17,6 |
5,9 |
29,4 |
0,9 |
||
|
Всего |
N |
52 |
238 |
153 |
105 |
77 |
|
|||
|
% |
8,3% |
38,1% |
24,5% |
16,8% |
12,5% |
|
||||
|
+/- |
(+) 46,4% |
(-) 53,9% |
0,86 |
|||||||
|
Регионы-доноры |
N |
15 |
80 |
60 |
40 |
33 |
|
|||
|
% |
6,6% |
35,1% |
26,3% |
17,5% |
14,5% |
|
||||
|
+/- |
(+) 41,7% |
(-) 58,3% |
0,72 |
|||||||
|
Регионы-реципиенты |
N |
37 |
158 |
93 |
65 |
44 |
|
|||
|
% |
9,3% |
40,0% |
23,4% |
16,4% |
11,1% |
|
||||
|
+/- |
(+) 49,3% |
(-) 50,7% |
0,97 |
|||||||
Примечания: 1.Четыре респондента (0,6%) на вопрос не ответили. 2. Принадлежность к регионам-донорам определялась по данным Росстата [Данилов; Трудовые ресурсы, занятость]. Регионы-доноры выделены цветом. 3. В таблицу отдельными строками включены регионы, численность респондентов из которых была не ниже 7 человек. Ответы из регионов с меньшим числом респондентов объединены в группу «регионы — плюс». сложно, если вообще возможно. Дело не только в том, что бюджеты регионов различаются по общему объёму и в расчёте на одного человека. Семьи неодинаковы по уровню обеспеченности, различны и выраженность аутистических расстройств (и соответственно, необходимая степень поддержки). В такой ситуации давать единую усреднённую оценку вряд ли имеет смысл. Кроме того, в регионах чрезвычайно велики различия по спектру используемых методов, особенностям организации системы сопровождения, качеству предоставляемой помощи и т.д.; соответствующие федеральные документы пока представлены в основном в рекомендательном формате. Некоторые родители-респонденты в комментариях к ответам на вопросы анкеты жалуются, что «нет услуг, за которые можно платить». Другими словами, уровень затрат не характеризует эффективности и качества сопровождения.
Крайне отрицательную роль играет отсутствие сертификации услуг и критериев их эффективности. Сравнивая предлагаемые услуги по коррекции РАС в двух сибирских областях, мы обнаружили, что один и тот же метод, не имеющий государственной сертификации, частные организации предлагали родителям по цене, различавшейся в три раза: стоимость месячного курса измеряется шестизначными числами в рублях, но сколько бы часов даже самых лучших по качеству занятий такой курс не включал, месяца работы заведомо недостаточно. В некоторых регионах родители, не находя возможностей помочь ребёнку по месту проживания, ищут эту помощь в других регионах (или за рубежом), что экономически представляет собой качественно иную ситуацию. Следует отметить, что сказывается и субъективный фактор: представления родителей о проблемах ребёнка и возможностях помощи ему не всегда достаточно обоснованы и объективны [Манелис, 2017; Морозов, 2021; Морозов, 2022]. В настоящей работе изучается влияние аутизма ребёнка на бюджет семьи, в которой он растёт. Это подразумевает не только оценку объёма расходов в связи с аутизмом ребёнка, но и долю этих расходов в бюджете семьи, которая определяется отношением расходов на сопровождение ребёнка к общему бюджету семьи. Как числитель, так и знаменатель этого отношения определённо оценить сложно, — это требует учёта очень многих факторов, однако если государственная система сопровождения предоставляет достаточно большой объём поддержки с должным качеством, в целом нагрузка на бюджет семьи должна уменьшаться.
Мы не располагаем данными о доходах отдельных семей, принимавших участие в анкетировании. Учитывая, что большинство детей с РАС — инвалиды, и что процент малообеспеченных семей в стране достаточно высок, эта часть дохода семьи существенно зависит от экономического состояния региона, так как этот фактор серьезно влияет на уровень социальной защищённости в целом. Наиболее общей характеристикой различий в бюджете регионов может быть их принадлежность к регионам-донорам или к регионам-реципиентам (дотируемым).
Раздельный подсчёт результатов дал, казалось бы, парадоксальные результаты: в регионах-донорах процент неотрицательных ответов оказался ниже, чем в регионах-реципиентах, тогда как в отношении всех градаций отрицательных ответов ситуация прямо противоположная. Статистическое исследование показывает, что принадлежность к региону-донору или региону-реципиенту достоверно значима, но полихорический показатель связи, несмотря на статистическую достоверность, низкий: K = 0,12, (Р<0,05). Это означает, что в рамках настоящего исследования общая экономическая характеристика региона проживания (донор / реципиент) не может рассматриваться как фактор, существенно влияющий на финансовые проблемы семьи в связи с аутизмом у ребёнка, что подтверждается и тем, что отношение количества неотрицательных ответов к отрицательным варьирует в очень широких пределах для всех регионов: от 0,3 до 4,0 в регионах-донорах и от 0,2 до 6,0 в регионах-реципиентах (см. таблицу 1).
На качественном уровне представляется, что наиболее важную роль играет степень развития системы комплексного сопровождения лиц с РАС. В глубоко депрессивной в финансовом отношении Псковской области такая система сопровождения создана: она охватывает почти все необходимые элементы от ранней помощи до обеспечения занятости и сопровождаемого проживания [Назаркина, 2010; Царев, 2009]. Конечно же, всех потребностей населения по объёму квалифицированной помощи покрыть не удаётся, но в Пскове есть база для качественного развития, что родители очень чутко понимают, причём не только в Псковской, но и в других областях: есть много случаев, когда семьи переезжают в Псков из столиц ради квалифицированной помощи ребёнку. Соотношение неотрицательных и отрицательных оценок влияния аутизма ребёнка на семейный бюджет в Пскове составляет 6,0. Тот же показатель в крупнейших регионах-донорах, например, в Ханты-Мансийском автономном округе и в Москве, меньше единицы (соответственно 0,9 и 0,3).
Положение о большом значении качества помощи подтверждается, например, и тем, что родители, чьи дети занимались в Обществе помощи аутичным детям «Добро» (высокий уровень квалификации специалистов, индивидуальный подбор методического подхода и дидактического материала, бесплатные услуги и др.), дают отрицательные оценки влияния на семейный бюджет в 3,7 раза реже, чем неотрицательные, тогда как в Москве в целом (Общество «Добро» — московская организация) ситуация обратная: отрицательных оценок в 3,3 раза больше, чем неотрицательных.
Таким образом, нагрузка на семейный бюджет в условиях системной и качественной помощи детям с аутизмом ниже.
Решение вопроса требует установления научно обоснованных критериев качества предлагаемых услуг по сопровождению детей с РАС и создания независимого экспертного сообщества, которому доверяют или к которому хотя бы прислушиваются как родители, так и государственные структуры, и которое способно дать соответствующую объективную оценку тем или иным услугам, предлагаемым родителям различными государственными и негосударственными организациями.
Преобладание негативных изменений в семейном бюджете не вызывает сомнений и соответствует данным литературы [Brisini K.S, 2020; Järbrink, 2003; Rogge, 2019], но большое количество факторов, потенциально влияющих на эти изменения, не позволяет провести более детальный анализ и требует дополнительных исследований.
Представляется, что в будущих исследованиях должны быть учтены:
1. Уровень необходимого сопровождения (хотя бы по DSM-5 [American Psychiatric Association, 2013] или МКБ-11 [International Classification of]).
2. Уровень доходов семьи.
3. Спектр и качество предлагаемых услуг.
Таким образом, показано, что в 91,7% респонденты отмечают влияние аутизма у ребёнка на бюджет семьи, в которой он растёт, причём более чем в половине случаев (53,6%) это влияние оценивается как в разной степени отрицательное. Увеличение финансовой нагрузки на семью зависит от региональной принадлежности, но в большей степени определяется не уровнем бюджета региона, а качеством комплексного сопровождения.