Аутизм и нарушения развития
2023. Том 21. № 1. С. 68–75
doi:10.17759/autdd.2023210108
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Особенности речи и устного дискурса при детском аутизме: описание случая спонтанного билингвизма. Часть I: Клинико-анамнестическое исследование
Аннотация
Одним из центральных проявлений детского аутизма является нарушение коммуникативного и речевого поведения. При этом нарушения речи у таких детей изучены недостаточно. Представлен аналитический обзор современной научной литературы, концепции, объясняющие связь детского аутизма и нарушений разных аспектов речевой коммуникации. Приведены существующие в мировой литературе описания нарушений структурно-функциональной и семантико-прагматической стороны речи. Обсуждаются существующие фрагментарные сведения о билингвизме у таких детей. Дано подробное описание исследованного авторами случая детского аутизма у литовско-говорящего мальчика Д., прослеженного на протяжении 6 лет. Уникальность исследованного случая в том, что Д. уже в раннем возрасте демонстрировал предпочтение английского языка родному. Ребенок освоил язык исключительно на основе медиаресурсов, которые он или родители по его просьбе находили в интернете. В части 1 статьи приводятся подробные сведения о становлении речевой коммуникации и результаты исследований мультидисциплинарной группы специалистов, а также результаты повторных исследований психологом и логопедом.
Общая информация
Ключевые слова: детский аутизм, речевое развитие, дискурс, билингвизм
Рубрика издания: Исследование РАС
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2023210108
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследо-ваний (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-29-14078
Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе эмпирического материала родителей исследуемого ребенка
Получена: 28.01.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Балчюниене И., Корнев А.Н. Особенности речи и устного дискурса при детском аутизме: описание случая спонтанного билингвизма. Часть I: Клинико-анамнестическое исследование // Аутизм и нарушения развития. 2023. Том 21. № 1. С. 68–75. DOI: 10.17759/autdd.2023210108
Полный текст
- Сбор анамнестических данных у родителей и близких родственников (медицинский анамнез и психологический анамнез).
- Анализ документации, предоставленной родителями, — заключений мультидисциплинарной группы экспертов, обследовавших ребенка на разных этапах развития.
- Акушерский анамнез. Мальчик Д. является вторым ребенком от второй беременности. Зачатие и беременность проходили на фоне медикаментозной терапии (дексаметазон, тибон) по поводу вторичного эндокринного бесплодия и аутоиммунного тиреоидита. Роды путем планового кесарева сечения. Родился доношенным, оценка по шкале Апгар 9/9.
- Психологический анамнез. Мальчик растет в полной монолингвальной литовско-говорящей семье, есть сестра старше на 7 лет (ее развитие соответствует норме). Психомоторное развитие: самостоятельно ходить начал в 1 г. 1 мес., первые слова (со слов мамы) с 1 г. Детский сад начал посещать в возрасте 1 г. 9 мес., легко адаптировался (мать работала воспитателем в том же детском саду), но с детьми не общался. На 3-м году жизни родители обратили внимание на изменения в поведении (ребенок стал нетерпим к шумным местам, затыкал уши, когда слышал шумные звуки, в речи появились эхолалии). C 6 лет в речевой коммуникации стал отдавать предпочтение английскому языку. С дошкольного возраста смотрит только англоязычные мультфильмы и обучающие английскому языку фильмы. Организованного обучения английскому языку до школы не получал. С сестрой общается преимущественно на английском (сестра хорошо владеет английским, на уровне B2), с родителями — на литовском. Когда надо говорить по-литовски, если есть возможность, сначала обдумывает высказывание, а потом как будто переводит его с английского языка на литовский, при этом наблюдаются дословные переводы идиоматических фраз и сложных слов, например, Я видел ночь кошмар3 (ср. с английским I saw a nightmare.), Ты только должен жать дверь звонок (You just need to press the doorbell). В спонтанной речи часто встречаются падежные аграмматизмы (межпадежные (1, 2) и внутрипадежные (3) замены в соответствии с типологией аграмматизмов А.Н. Корнева [5]), ошибки согласования по роду, числу, падежу):
- Исследования специалистов. В возрасте 2 л. 8 мес. в психолого-педагогическом центре Д. было проведено логопедическое обследование. Заключение: «задержка речевого развития». Получал помощь логопеда и специального педагога в детском саду.
Литература
- Ахутина Т.В., Манелис Н.Г., Меликян Н.В. Особенности грамматической структуры речи у детей с ранним детским аутизмом // Аутизм: наука и практика: По страницам журнала «Аутизм и нарушения развития» (2003—2014). Москва: МГППУ, 2014. С. 50—61. ISBN 978-5-904877-04-0.
- Адильжанова М.А., Тишина Л.А. Характеристика коммуникативных профилей детей с расстройствами аутистического спектра с использованием критериев оценки речевого развития // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 4. C. 89—94. DOI:10.17513/snt.37978
- Габрусенок М.С., Значенок В.С. Особенности перевода мультипликационного фильма с английского языка на русский и с русского на английский // Гуманитарные технологии в образовании и социосфере: сб. науч. ст. / Уланович О.И. (отв. ред.). Минск: БГУ, 2016. С. 133—139. ISBN 978-985-553-367-3.
- Каган В.Е. Аутизм у детей. Ленинград: Медицина, 1981. 208 с.
- Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. Санкт-Петербург: Речь, 2006. ISBN 5-9268-0412-4.
- Корнев А.Н. Диагноз или метафора: метаморфозы концепции раннего детского аутизма в психиатрии и клинической психологии // Аутизм и нарушения развития. [Статья готовится к публикации.]
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 2. С. 101—110.
- Павлов А.В. Грамматико-синтаксические стратегии и ошибки в устном дискурсе детей с аутизмом (на материале психолингвистического исследования) // Казанская наука. 2018. № 2. С. 51—55.
- Томаселло М. Истоки человеческого общения. Москва: Языки славянских культур, 2011. 323 с. ISBN 978-5-9551- 0471-3.
- Boucher J. Research review: structural language in autistic spectrum disorder — characteristics and causes // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2012. Vol. 53. № 3. Pp. 219—233. DOI:10.1111/j.1469-7610.2011.02508.x
- Charlop-Christy M.H., Le L., Freeman K.A. A comparison of video modeling with in vivo modeling for teaching children with autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2000. Vol. 30. № 6. Pp. 537—552. DOI:10.1023/a:1005635326276
- Digard B.G., Sorace A., Stanfield A. et al. Bilingualism in autism: Language learning profiles and social experiences // Autism. 2020. Vol. 24. № 8. Pp. 2166—2177. DOI:10.1177/1362361320937845
- Drysdale H., van der Meer L., Kagohara D. Children with autism spectrum disorder from bilingual families: A systematic review // Review Journal of Autism and Developmental Disorders. 2015. Vol. 2. № 1. Pp. 26—38. DOI:10.1007/S40489- 014-0032-7
- Georgiou N., Spanoudis G. Developmental language disorder and autism: commonalities and differences on language // Brain Sciences. 2021. Vol. 11. № 5. Article № 589. 29 p. DOI:10.3390/brainsci11050589
- Hashim H.U., Yunus M.M., Norman H. English as Secondary Language Learning and Autism Spectrum Disorder: The Obstacles in Teaching and Learning the Language // Arab World English Journal. 2021. Vol. 12. № 2. Pp. 22—30. DOI:10.24093/awej/vol12no2.2
- Hildebrand D.K., Ledbetter M.F. Assessing children’s intelligence and memory: The Wechsler Intelligence Scale for Children — Third Edition and The Children’s Memory Scale // The Handbook of Psychoeducational Assessment / Andrews J.J.W., Saklofske D.H., Janzen H.L. (eds.). Cambridge: Academic Press, 2001. Pp. 13—32. ISBN 978-0-12- 058570-0. DOI:10.1016/B978-012058570-0/50003-3
- International Classification of Diseases 11th Revision — Mortality and Morbidity Statistics: 2022 release [Электронный ресурс] / World Health Organization. 2022. URL: https://icd.who.int/browse/11/2022/mms/en (дата обращения: 26.01.2023)
- Kanner L. Autistic disturbances of affective contact // Nervous Child. 1943. Vol. 2. № 3. Pp. 217—250.
- Kern J.K., Garver C.R., Carmody T. et al. Examining sensory quadrants in autism // Research in Autism Spectrum Disorders. 2007. Vol. 1. № 2. Pp. 185—193. DOI:10.1016/j.rasd.2006.09.002
- Lytle S.R., Kuhl P.K. Social interaction and language acquisition: Toward a neurobiological view // The Handbook of Psycholinguistics / Fernández E.M., Cairns H.S. (eds.). New York: Wiley, 2017. Pp. 615—634. ISBN 978-1-118-82950-9. DOI:10.1002/9781118829516.ch27
- Mruzek D., Szymanski C. Pediatric Evaluation of Disability Inventory (PEDI) // Encyclopedia of Autism Spectrum Disorders / Volkmar F.R. (ed.). New York: Springer, 2013. Pp. 2147—2150. ISBN 978-1-4419-1698-3. DOI:10.1007/978- 1-4419-1698-3_35
- Paul R. Communication and its development in autism spectrum disorders // Autism and Pervasive Developmental Disorders / Volkmar F. R. (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 2007. Pp. 129—155. ISBN 978-0-5215-4957-8. DOI:10.1017/CBO9780511544446.005
- Schopler E., van Bourgondien M.E., Wellman G.J. et al. Childhood Autism Rating Scale. 2nd Edition. Los Angeles: Western Psychological Services, 2010. 122 p.
- Tager-Flusberg H. Defining language impairments in a subgroup of children with autism spectrum disorder // Science China: Life Sciences. 2015. Vol. 58. № 10. Pp. 1044—1052. DOI:10.1007/s11427-012-4297-8
- Tager-Flusberg H., Paul R., Lord C. Language and Communication in Autism // Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders: Vol. 1. London: Wiley, 2005. Pp. 335—364. ISBN 978-0-4709-3934-5. DOI:10.1002/9780470939345.ch12
- Voelker S., Johnston T., Agar C. et al. Diagnostic Inventory for Screening Children (DISC): Evidence of concurrent validity in a preschool rehabilitation setting // Journal of Developmental Disabilities. 2008. Vol. 14. № 2. Pp. 69—78.
- Volkmar F., Chawarska K., Klin A. Autism in infancy and early childhood // Annual Review of Psychology. 2005. Vol. 56. № 1. Pp. 315—336. DOI:10.1146/annurev.psych.56.091103.070159
- Zhukova M.A., Talantseva O.I., An I. et al. Unexpected bilingualism: A case of a Russian child with ASD // Journal of Autism and Developmental Disorders [Published online]. 2021. 8 p. DOI:10.1007/s10803-021-05161-y
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 459
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 155
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5