Ориентация современной образовательной системы на результаты образования, определяющие в качестве ключевых ценностей развитие личности, ее самоопределение, активную жизненную и гражданскую позицию, высокую нравственность, позитивное отношение к себе и другим, задает достаточно четкую систему требований к уровню профессионализма специалистов, способных и готовых работать в новых социально-экономических условиях. В этой ситуации изменяются ожидания от психологической службы системы образования, способной решать не только ставшие традиционными задачи психологического сопровождения ребенка, но и задачи серьезного методического уровня. Эти задачи связаны с развитием образовательной организации и проектированием образовательной среды, оказанием помощи педагогам при внедрении стандартов нового поколения, осмыслением и грамотным разъяснением психологической сути предстоящих изменений и их роли в становлении и развитии психологически здоровой, интеллектуально развитой и эмоциональной зрелой личности.
|
Группы работ |
Виды работ |
|
Оказание психологической помощи и повышение психологической компетентности участников образовательного процесса |
• психологическое просвещение • психологическая профилактика • психологическая диагностика • психологическое консультирование • психологическая коррекция и развитие |
|
Информационно-аналитическое обеспечение деятельности по психологическому сопровождению образования |
• социально-психологический мониторинг • социально-психологическое проектирование • социально-психологическая экспертиза |
|
Обеспечение качества реализуемых психологических услуг и деятельности по психолого-педагогическому обеспечению образования в целом |
• проектирование и планирование педагогом- психологом собственной деятельности • работа по повышению квалификации • информационно-методическая работа |
Табл. 1. Виды работ педагога-психолога
Удерживая и развивая эти позиции, педагог-психолог современной школы должен четко представлять себе основные направления своей деятельности, понимать свою роль в решении актуальных задач системы образования, владеть соответствующим арсеналом средств и методов работы.
На основе анализа материалов по тенденциям развития российского образования, нормативных документов, касающихся основных направлений развития службы практической психологии, теоретических положений о психологических закономерностях обучения и развития [2, 3, 15], социально-психологических особенностях обучающихся разных возрастных групп [5, 9, 12] и образовательных задачах на каждой возрастной ступени [1, 7, 8, 9, 4], анализа опыта работы служб практической психологии г Ярославля и области в 2009 и в 2011 годах были подготовлены методические материалы для практической деятельности специалистов региональной Службы по определению содержания деятельности практической психологии (педагога-психолога) общеобразовательного учреждения. Над материалами работали представители высшей школы (ЯГПУ им. К.Д. Ушинского), специалисты ГУ ЯО «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» при тесном взаимодействии с практическими психологами.
Содержание деятельности педагога-психолога было представлено как развернутая характеристика основных направлений деятельности и видов работ педагога-психолога общеобразовательного учреждения на разных образовательных ступенях в соответствии с требованиями новых ФГОС. Понимание того, что же должен делать педагог-психолог в организации, оказалось актуальным как для управленцев, так и для самих педагогов-психологов и студентов психологических факультетов вузов.
Все виды работ педагога-психолога были разделены на три группы:
• оказание психологической помощи и повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;
• информационно-аналитическое обеспечение деятельности по психологическому сопровождению образования;
• обеспечение качества реализуемых психологических услуг и деятельности по психолого-педагогическому обеспечению образования в целом.
В каждой группе был выделен перечень основных видов работ, которые может выполнять педагог-психолог в образовательном учреждении любого типа (табл. 1).
Заметим, что перечисленные виды работ касаются всех участников образовательного процесса: обучающихся разных категорий, их родителей (законных представителей), педагогов, представителей администрации образовательной организации, других специалистов и самих педагогов-психологов.
Проведенный анализ показал, что основным субъектом взаимодействия педагога-психолога является, прежде всего, обучающийся (воспитанник). Однако все остальные участники образовательного процесса также являются важными субъектами взаимодействия, так как, с одной стороны, они активно участвуют в процессе психологического сопровождения обучающихся, создания эффективной психологически безопасной образовательной среды, а с другой — сами являются потребителями психологических услуг.
Выделенные содержательные направления деятельности служат основой для разработки должностных обязанностей педагога-психолога, проведения анализа и осуществления планирования его деятельности, а также проведения аттестации, осуществления подготовки и повышения его квалификации. Заметим, что выбор конкретных направлений и видов работ каждым психологом в каждом образовательном учреждении зависит от приоритетных целей организации, муниципальной и региональной систем образования, актуальной ситуации в регионе и образовательном учреждении, специфики реализуемых образовательных программ, особенностей контингента образовательной организации, количества и характера специалистов и др. факторов.

Рис. 1. Направления деятельности педагога-психолога
Таким образом, весь перечень направлений и видов деятельности является лишь ориентиром для ее проектирования и не обязательно должен быть включен в должностные обязанности каждого педагога-психолога в полном объеме, в то время как работа всей региональной психологической службы должна быть построена так, чтобы она охватывала все стороны деятельности.
Еще одним важнейшим основанием для организации деятельности психолога в образовательном учреждении является специфика возрастных особенностей детей, нуждающихся в психологических услугах. В связи со значительной спецификой образовательной деятельности на разных образовательных уровнях содержание деятельности педагога-психолога рассматривается для четырех возрастных групп обучающихся:
1) дошкольное образование (старший дошкольный возраст, 5-7 лет);
2) начальное общее образование (младший школьный возраст, 7-11 лет);
3) основное общее образование (подростковый возраст, 11-15 лет);
4) среднее (полное) общее образование (старший школьный возраст, 15-18 лет).
Проведенный анализ позволяет говорить о преемственности направлений деятельности педагога-психолога на разных возрастных этапах развития ребенка.
Для каждого образовательного уровня существуют наиболее значимые, приоритетные задачи, обусловленные спецификой требований к обучающемуся в соответствующий период (табл. 2).
В 2015 году были изданы методические рекомендации «Содержание деятельности педагога-психолога» [Содержание деятельности педагога-психолога, 2015], ставшие ориентиром в организации деятельности педагога-психолога на территории Ярославской области.
Введение профессионального стандарта педагога-психолога позволило более четко определить границы деятельности психолога образования. Предназначение Стандарта — сделать работу психолога более ясной, показать направления деятельности, создать основу для более конструктивного диалога с другими участниками образовательного процесса. На территории началась работа по осмыслению деятельности службы практической психологии образования в регионе в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
В 2015 году Ярославская область была включена в состав 12-ти регионов, участвующих в апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог». В результате была создана рабочая группа, в которую вошли представители высшей школы (ЯГПУ им. Ушинского, ЯрГУ им. Демидова) и образовательных организаций, подведомственных департаменту образования области. В состав экспертной группы вошли ведущие специалисты в области психологического сопровождения системы образования Ярославской области.
Представителями рабочей группы была проведена информационно-просветительская работа, создан специализированный раздел на сайте Государственного учреждения Ярославской области «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс», проведены семинары, вебинары, конференции как для участников пилотных площадок, так и для широкой общественности. Специалистами рабочей группы была предложена технология проведения самооценки соответствия компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций ПС ПП. Технология позволяет оценить охват выполняемых трудовых действий, степень владения умениями и знаниями на примере школ, ППМС, д/с. Результаты самооценки и ключевые компетенции, требующие развития, легли в основу тематики курсов повышения квалификации.
|
Образовательный уровень (возрастная группа) |
Основные направления деятельности педагога-психолога |
|
Дошкольное образование (старший дошкольный возраст, 5-7 лет) |
• психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на этапе вхождения в новую социальную среду, сопровождение перехода к школьному обучению; • психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья дошкольников: участие в формировании ориентации на здоровый образ жизни; • психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности, помощь в решении проблем социализации, профилактика нарушений в поведении, формирование жизненных навыков |
|
Начальное общее образование (младший школьный возраст, 7-11 лет) |
• психологическое сопровождение учебной деятельности: участие в формировании «умения учиться»; • психологическое сопровождение адаптации на новом этапе обучения: сопровождение адаптации к школе; • психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень: сопровождение перехода к обучению в средней школе; • психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: участие в формировании ориентации на здоровый образ жизни; • психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности, социализации обучающихся: помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков |
|
Основное общее образование (подростковый возраст, 11-15 лет) |
• психологическое сопровождение учебной деятельности: участие в обеспечении эффективности учебной деятельности; • психологическое сопровождение адаптации на новом этапе обучения: сопровождение адаптации к средней школе; • психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень: сопровождение перехода к обучению в старшей школе; • психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: участие в формировании ориентации на здоровый образ жизни, профилактика и коррекция употребления психоактивных веществ, профилактика неврозов; • психологическое сопровождение развития личности, социализации обучающихся: психологическая помощь в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков; • психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки |
|
Среднее (полное) общее образование (старший школьный возраст, 15-18 лет) |
• психологическое сопровождение учебной деятельности: участие в обеспечении эффективности учебной деятельности; • психологическое сопровождение адаптации на новом этапе обучения: психологическое сопровождение адаптации к старшей школе; • психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: участие в формировании ориентации на здоровый образ жизни, профилактика и коррекция употребления психоактивных веществ, профилактика неврозов; • психологическое сопровождение развития личности, социализации обучающихся: психологическая помощь в обеспечении процесса развития личности в юношеском возрасте; • психологическое сопровождение профессионального самоопределения, профильного обучения |
Табл. 2. Основные направления деятельности педагога-психолога общеобразовательного учреждения на разных образовательных уровнях (возрастных этапах)
Поскольку Ярославская область была включена в процесс апробации Стандарта как экспериментальная площадка, перед ярославскими психологами встала, в первую очередь, важная задача анализа основных положений Стандарта и сопоставления их с разработанным (см. выше) содержанием деятельности педагога-психолога системы образования.
Одной из важнейших положительных характеристик Стандарта является дифференциация контингента обучающихся на две категории: дети без явных отклонений в состоянии физического и психического здоровья и поведения и дети, отклоняющиеся от «нормы» (дети с ОВЗ, несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые и подсудимые, потерпевшие и свидетели преступлений). Очевидно, что работа с этими категориями детей должна отличаться по форме организации, используемым методам и технологиям. Однако в качестве недостатка современного Стандарта следует считать тот факт, что в нем не упоминается такая важная категория детей, как одаренные дети, которым, с одной стороны, уделяется достаточно большое внимание в нормативных документах различного уровня, а с другой - по отношению к которым также следует использовать особый подход в организации психологического сопровождения.
Еще один момент, на который необходимо обратить внимание, — это перечень трудовых функций, приписываемых работе с каждой категорией. Из числа функций, реализуемых в группе детей, отклоняющихся от «нормы», исключены функция «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ» и «Психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды образовательной организации». В то время как именно качественная реализация образовательных программ, особенно у девиантов подросткового возраста и детей с разными ограничениями в области здоровья, представляет большую проблему в деятельности образовательных организаций, а комфортность и безопасность образовательной среды выступает одним из условий качества работы по обеспечению развития и социальной адаптации этой категории детей.

Рис. 2. Соотношение содержания деятельности педагога-психолога (Ярославская психологическая служба) и трудовых функций (профессиональный стандарт «Педагог-психолог»)
Значимым моментом Стандарта является и то, что в нем признается важной работа не только с обучающимися, но со всеми участниками образовательного процесса, от которых зависит эффективность реализации целей и задач образования.
Сопоставление основных положений Стандарта и разработанного ярославскими психологами содержания деятельности педагога-психолога показало (рис. 2), что между ними практически нет существенных противоречий. Предлагаемое содержание деятельности не только полностью охватывает содержание Стандарта, но и значительно шире охватывает многообразие работы психолога в системе образования. Кроме классических диагностики, развития и коррекции, профилактики, просвещения, консультирования, относительно нового вида деятельности — экспертизы, в системе деятельности педагога-психолога Ярославской области представлены еще две стороны информационно-аналитического обеспечения деятельности по психологическому сопровождению образования: социально-психологический мониторинг и социально-психологическое проектирование, — а также особые виды деятельности, обеспечивающие качество реализуемых психологических услуг: проектирование и планирование педагогом-психологом собственной деятельности, работа по повышению квалификации и информационно-методическая работа. Таким образом, реализуемая на территории деятельность психологической службы по отношению к трудовым функциям профессионального стандарта является исчерпывающей. Более того, ряд работ, которые выполняются педагогами-психологами Ярославской области, не нашли своего отражения в Стандарте.
Еще одним важным моментом, выявленным в процессе сопоставительного анализа, является то, что в описании трудовых функций Стандарта прослеживается смешение двух оснований их выделения — содержания (реализация образовательных программ и экспертиза образовательной среды) и видов деятельности (консультирование, диагностика и пр.).
Подводя итог анализу, можно сказать следующее:
• в Стандарте, с нашей точки зрения, не удалось выдержать единое основание для описания трудовых действий, поскольку при их описании присутствуют, как минимум, три основания: содержание, форма и контингент;
• в Стандарте отсутствует ряд трудовых действий, важных для укрупненной трудовой функции В.
Таким образом, Стандарт, вероятно, требует доработки