Вклад Курской психологической школы молодежных лидеров в молодежное движение и кадровый потенциал региона

106

Аннотация

В статье рассмотрены психологические основы, технологии работы с социально одаренными подростками и старшеклассниками (лидерами-организаторами) и подведены итоги работы психологической школы молодежных лидеров в Курской области. Авторами описаны особенности социального обучения как разновидности психологической помощи подрастающему поколению.

Общая информация

Ключевые слова: лидеры, лидерство, социальное обучение молодежи, социальная одаренность, развивающая социальная среда, социальный оазис

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160202

Для цитаты: Чернышев А.С., Сарычев С.В., Гребеньков Н.Н. Вклад Курской психологической школы молодежных лидеров в молодежное движение и кадровый потенциал региона [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 15–19. DOI: 10.17759/bppe.2019160202

Полный текст

 

Психологическая школа молодежных лидеров действует в Курской области с 1961 года. Она создавалась Курским обкомом комсомола совместно с кафедрой психологии Курского педагогического института (с 2003 года Курский государственный университет) как экспериментальная площадка для исследования и практической апробации методик работы с социально одаренной молодежью. Таковой в то время считались руководители школьных комсомольских организаций комсорги. Отсюда и название самой школы «Комсорг», которое сохранилось до нынешнего времени, хотя в качестве воспитанников уже выступают другие категории молодежи с активной жизненной позицией. Научную основу этого уникального проекта вместе с профессором Л.И. Уманским разработали и внедрили его ученики А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышев, Е.А. Шанин, Л.И. Акатов, Е.И. Тимощук, А.С. Крикунов, Е.И. Дымов, В.Я. Подорога. Дальнейшее развитие концепции и ее непосредственное внедрение в качестве сотрудников школы проводят ученики профессора А.С.Чернышева, Н.Н. Гребеньков, С.В. Сарычев, С.Г. Елизаров, Ю.Л. Лобков, И.Н. Логвинов, А.В. Корнев, Ю.А. Лунев, Т.А. Ан­топольская [10].

Теоретическую основу деятельности школы лидеров составляли следующие психолого-педагогические положения:

—  социально-психологическая помощь учащейся молодежи в личностном и лидерском становлении наиболее эффективна в условиях экспериментально созданной социальной среды с высокими духовными характеристиками совместной жизнедеятельности, то есть особый микросоциум, заметно отличающийся по ряду показателей от обычной среды, — своего рода социальный оазис;

—   периодическое включение индивидов и групп подростков и юношей в качестве субъектов совместной деятельности и общения в специально созданные улучшенные социальные среды («социальные оазисы») и социальное обучение на основе актуализации принципа сочетания социального знания и социального действия ведет к значительным личностным и лидерским изменениям индивидов («социальному обновлению» личности) и повышению уровня социально-психологической зрелости групп [11].

В нашем понимании, развивающая социальная среда — это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности и групп. Роль психологов-педагогов заключается, в основном, в том, чтобы задать единые «правила игры». Обучающий эффект обеспечивается, прежде всего, за счет социальной активности самих учащихся [12].

Социальное обучение — это формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей. По своему предмету и методам оно является одним из видов психологической помощи. Научить в социальном смысле — значит помочь человеку стать зрелой личностью, способной успешно жить в обществе. Частной задачей социального обучения является обучение общению как организация целенаправленного овладения человеком средствами и способами коммуникации с другими людьми. Цель социального обучения — создать благоприятные условия для обретения личностью качеств субъектности: самостоятельности, активности, ответственности и социабельности в самом широком значении этого слова. Социально обученный человек владеет искусством жить в обществе, созидая социальные отношения на основе своего неповторимого личностного потенциала [11].

С первых минут нахождения в школе лидеров ее воспитанники включаются в разнообразный содержательный и увлекательный отдых с одновременным решением специальных обучающих, развивающих, воспитательных задач, которые реализуются в различных видах деятельности: учебной, игровой, творческой, художественной, спортивной, трудовой и др. Специфика названных видов деятельности и организационных форм отдыха состоит в том, что создается такая ситуация, при которой подростки и старшие школьники не только усваивают социальный опыт, но и воспроизводят его за счет активного воздействия на других людей, на окружающую действительность через свою деятельность. Наиболее зримые результаты этого воздействия проявляются в желании молодых людей проявить активность в личностном самосовершенствовании, в работе над своими недостатками, комплексами, в развитии у себя лидерских качеств, в поиске возможностей самореализации в рамках учебной, трудовой, игровой и досуговой деятельности. Возникая на уровне понимания их личной значимости, названные качества постепенно переходят в жизненные цели воспитанников [10]. Для реализации социального обучения в школе молодежных лидеров в качестве средства социально-психологической диагностики и тренажера используются приборы-модели совместной деятельности, разработанные курскими психологами [9].

Главная областная газета «Курская правда» сообщала, что летом 1990 года в «Комсорге» проводили научный эксперимент российские, украинские, американские психологи. Они поставили перед собой сложнейшую задачу — создать за одну смену в лагере такую атмосферу, которая была бы сродни духу общества, где реально есть свобода и демократия, уважительное отношение между людьми, где бы каждый подросток почувствовал, что его любят и в него верят. Только такая психологическая обстановка и способствует полному и творческому раскрытию лучших сторон личности, тем более молодой, растущей, часто сомневающейся в себе, дает широкий простор для самовыражения каждого.

Эксперимент, как считают ученые, удался. Сегодня они делятся своими впечатлениями о проведенном месяце в «Комсорге».

Ирина Михайловна Турчанинова, кандидат философских наук, старший научный сотрудник, и Оксана Борисовна Белецкая, научный сотрудник НИИ психологии Академии наук Украины:

—  Мы внимательно присматривались к тому, как проходит жизнь в «Комсорге». Признаемся, что впервые узнали о такой организации отдыха школьников. Подобных лагерей у нас на Украине нет. Здесь же накоплен богатейший опыт. Отличается «Комсорг» от обычного школьного лагеря тем, что подобран определенный состав ребят — здесь собраны школьные лидеры. И как следствие этого — высокая умственная активность, развитое общение, инициатива, бьющая через край, желание показать себя с самой лучшей стороны. Каждое проведенное здесь мероприятие отличалось содержанием, эмоциональным настроем.

Сью Харрис, доктор философии, частнопрактикующий психолог, писательница, Нью-Йорк, США:

—   Я познакомилась со сборником статей «Социальная психология в СССР», который вышел в Канаде. В книге есть и статьи курских психологов. Их научные идеи очень заинтриговали меня. Узнав о готовящемся эксперименте, я с радостью согласилась принять участие в нем. Мне очень интересно наблюдать советских психологов в работе. Я видела, как идет развитие в детях чувства независимости и рождается творчество.

К примеру, присутствуя на планерках, с вниманием воспринимала новые дерзкие идеи ребят в проведении различных мероприятий, акций, в подготовке спектаклей или праздничного вечера. Через день-два эти идеи кардинально менялись, демонстрируя тем самым большой заряд творчества. В итоге получался насыщенный импровизацией и духовно богатый вечер. Я также присутствовала на многих дискуссиях ребят. Это тоже было прелюбопытно, давало возможность познать психологию советского ребенка, его духовный и нравственный мир. Участвовала я и в семинарах, которые для детей проводили психологи, помогая ребятам выработать и закрепить положительные черты в их взаимоотношениях.

Я считала, что идеи Макаренко можно применять лишь к асоциальным группам, а месяц в «Комсорге» убедил меня в том, что использовать мысли и опыт великого педагога с успехом можно и в нормальных коллективах [13].

Отзыв воспитанников школы. «Вне сомнения, — считает профессор В.П. Пашин, — «Комсорг» помог в моем становлении как профессионального преподавателя. Теория и практика педагогики и психологии стали для меня неразрывными. До сих пор заложенные в далекие летние дни и вечера педагогические приемы использую в работе. Здесь был создан фундамент знаний. А каков фундамент, таково и будет и здание профессионального мастерства. Знаменитые планерки по подведению итогов дня, записи в «гармошке-дневнике» о наиболее ярких впечатлениях приучали кратко, емко, точно выражать свои мысли, излагать их на бумаге, формировать цель и задачи на следующий день. Анализируя с позиции сегодняшних дней и опыта мероприятия, видишь, что они были направлены не только на внешне эмоциональную сторону, но и на внутренне содержательную, на формирование личности, добрых отношений друг к другу» [11].

Руководители образования региона Л.В. Карачевцева и Ю.В. Белянский (оба — воспитанники школы лидеров) выделяют две важных стороны «Комсорга»: эмоционально-чувственную и научно-практическую. Это комсорговские песни и «отрядные круги», теплый психологический климат, атмосфера социального творчества и прекрасного юношеского романтизма. Для каждого, кто был в «Комсорге», он свой и неповторимый благодаря ярким личностям студентов и преподавателей, которые там работали [11].

Значительна роль школы в личностном развитии молодежи, о чем свидетельствуют следующие результаты контент-анализа отзывы воспитанников многих лет. Так, в рамках личностного роста отмечаются следующие позиции: «позволяет развивать свои лучшие качества», «стала более веселой, общительной, увлеченной», «я поняла, кем хочу стать в будущем», «я стала бы совсем другой», «учил бы других тому, что сам узнал в лагере», «со мной будут больше общаться», «попытался исправить отношения в моем классе», «научился снисходительности к людям», «постаралась сделать атмосферу в классе более теплой», «научился бы себя контролировать», «у меня появилось бы больше положительных качеств, чем отрицательных», «стал бы более ответственным и дисциплинированным», «развила бы свои организаторские способности», «улучшилось бы самочувствие от положительных эмоций», «я стала бы послушней и намного интересней, чем есть сейчас» [10].

«Комсорг» органично вошел в развивающуюся общественно-политическую, социально-экономическую систему страны и региона, обеспечив востребованность своего главного продукта — развития личности молодого человека в социально значимой деятельности, и стал основой Курской региональной детско-молодежной общественной организации «Школа молодежных лидеров» (ОШМЛ). «Комсорг», несмотря на свое название, пережил трудные 1990-е годы и продолжает развиваться в 21 веке. В этом большая заслуга нового поколения руководителей «Комсорга» С.П. Марковой, А.А. Кириченко, Н.А. Ковтонюк, К.А. Никулина, А.М. Ло­боды, Л.Н. Суриной и др. [3].

Для решения проблем, связанных со специализированной подготовкой педагогического состава, с 1992 года в школе разработан и реализуется проект обучения стажерского состава, участники которого работают в условиях профильного объединения шефов-инструкторов, владеющих комплексом специальных знаний, умений, навыков.

Сегодня коллективом разработаны и реализуются совместно с Комитетом по делам молодежи и туризму Курской области, Управлением молодежной, семейной и демографической политики города Курска 27 региональных и специализированных программ, 4 из которых являются победителями всероссийских конкурсов, 12 — региональных.

В период с 1995 по 2012 годы участниками проектов Курской региональной детско-молодежной общественной организации «Школа молодежных лидеров» стали более 140 молодежных объединений, ежегодно в мероприятиях, проводимых организацией, участвуют более 6 тысяч человек. Таким образом, создание и внедрение специальных программ подготовки руководителей в условиях профильного лагеря обеспечивает наиболее эффективную деятельность детских и молодежных организаций [12].

Перспективы развития. Курская региональная детско-молодежная общественная организация «Школа молодежных лидеров» ежегодно увеличивает количество участников молодежных добровольческих проектов. Профильные лагеря (психологические центры) являются важным фактором социализации личности в процессе становления, так как именно в них молодежь города Курска и области получает возможность реализовать свой творческий потенциал [12].

«Комсорг» стал победителем конкурса проектов Президента РФ. 3 апреля 2017 года вышло распоряжение Президента РФ Владимира Путина «Об обеспечении в 2017 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина» [5].

Было подано 16 166 проектов от 10 407 организаций. Победителей — 3213, общая сумма распределенных за 2017 год грантов составляет 6 миллиардов 653 миллиона рублей. В числе победителей — Курская психологическая школа молодежных лидеров «Комсорг» за проект «Все дороги ведут к людям» (руководитель — С.П. Маркова) [5].

Первая в стране региональная психологическая школа молодежных лидеров «Комсорг» успешно работает в настоящее время. За 58 лет подготовлено свыше 50 тысяч молодежных лидеров, некоторые из них стали крупными руководителями в различных сферах народного хозяйства (заместители губернатора, работники силовых структур, ректоры, деканы и заведующие кафедрами вузов, директора школ, председатели отраслевых комитетов Администрации Курской области и др.).

Успешность деятельности психологической школы по оказанию социально-психологической помощи учащейся молодежи в лидерском и личностном становлении оказала положительное влияние на общественное сознание региона. Школа вошла в общественное сознание региона как большое и полезное дело по воспитанию молодежи, как ценность и гордость Курской области. Так, например, во время презентации Курской области в Москве во Всероссийском выставочном центре правительство и губернатор области сочли целесообразным включить в достижения региона материалы о психологической школе (в 2002 году), в которых была отмечена большая роль школы в подготовке кадрового состава Курской области [7].

Социальная значимость психологической школы молодежных лидеров для региона неоднократно отмечалась в СМИ [1-8; 13]. Научно-практические результаты школы освещались также в научных [11; 12] и учебно-методических изданиях по психологии [9; 10].

 

Литература

  1. Дроган А. «Комсомолы» наших дней // Курская правда. 2005. 27 сентября.
  2. Кержаков Н. «Комсорг» — это здорово // Курская правда. 2006. 28 июля.
  3. Кузнецова Е. «Комсорги» всех поколений! // Альма Матер. 2005. № 22 (42).
  4. Леонова И. Легко ли быть лидером? // Курская правда. 2014. 30 октября.
  5. Маркова С. Наш случай // Курская правда. 2017. 1 декабря.
  6. Черкашина Л. Чудесный город «К» // Беловские зори. 2018. 30 ноября.
  7. Чернышев А. Поэму продолжает «Комсорг» // Курская правда. 2008. 6 ноября.
  8. Чернышев А.С., Акатов Л.И. Оазис творческой молодости // Курская правда. 2011. 15 октября.
  9. Чернышев А.С., Сарычев С.В. Аппаратурная методика «Арка» как метод социально-психологического исследования // Вестник практической психологии образования. 2009. № 1 (18). С. 112–117.
  10. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лобков Ю.Л., Лунев Ю.А. Психологическая школа молодежных лидеров: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 275 с.
  11. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лобков Ю.Л., Скурятин В.И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). Воронеж: Кварта, 2007. 210 с.
  12. Чертова А.А., Чернышев А.С., Фришман И.И., Иванова О.Л., Беспалов Д.В. Профильный лагерь: курский вектор: теория и практика работы специализированных (профильных) смен в детских оздоровительных лагерях. Курск: ООО АПИИТ «Гиром», 2014. 152 с.
  13. Штукина Л. Каждый был личностью // Курская правда. 1990. 20 сентября.

Информация об авторах

Чернышев Алексей Сергеевич, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Курск, Россия, e-mail: psychology@kursksu.ru

Сарычев Сергей Васильевич, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Курск, Россия, e-mail: kursk-psychol@narod.ru

Гребеньков Н.Н., доцент, первый проректор, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Курск, Россия, e-mail: psychology@kursksu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 436
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 106
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2