Психолого-педагогические условия развития способностей детей и поддержки их одаренности в условиях реализации образовательного процесса

528

Аннотация

В статье раскрываются психолого-педагогические условия организации образовательного процесса, направленные на развитие способностей детей и поддержку их одаренности. Упор сделан на определение особенностей взаимодействия педагогов и детей. Работа выполнена с опорой на специфику теоретического понимания способностей, творчества и одаренности, разработанного в рамках отечественной научной психологии. Рассматриваются ситуации, при которых влияние на ребенка становится сложно-опосредованным, предполагающим воспитание ребенка через самовоспитание, пестование его одаренности (творческой инициативности) через реализацию собственной творческой инициативы, увлеченности, бескорыстного интереса к процессу познания. Подчеркивается роль педагога в условиях ДОО в становлении детской одаренности.

Общая информация

Ключевые слова: способности, одаренность, образовательный процесс, психолого-педагогические условия, взаимодействие педагогов и детей, обучение, воспитание

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160201

Для цитаты: Мурафа С.В., Павлова А.А., Трифонова Е.В. Психолого-педагогические условия развития способностей детей и поддержки их одаренности в условиях реализации образовательного процесса [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 8–14. DOI: 10.17759/bppe.2019160201

Фрагмент статьи

Образовательный процесс современной дошкольной образовательной организации, согласно ФГОС дошкольного образования, направлен на создание условий развития ребенка. В то же время, очевидно, что успешность образовательного процесса обеспечивает не только образовательная среда, в которой есть необходимые средства для обучения, овладения деятельностью, проявления творчества, но и педагогические технологии и подходы.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Монография. Самара: ИД «Федоров», 2009. 416 с.
  2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2018. 239 с.
  3. Богоявленская М.Е. О природе детской одаренности // Одаренность: методы выявления и пути развития: Материалы всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. С. 67–70.
  4. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. 304 с.
  5. Кудрявцев В.Т. Педагогика повседневности: необходимость альтернативы // Современное дошкольное образование. 2011. № 6. С. 52–59.
  6. Мурафа С.В. Научная школа Д.Б. Богоявленской — ориентир современной российской психологии одаренности // Прогресс России. Женский аспект: Сборник научных статей и архивных материалов. М.: Архив РАН, 2018. С. 269–273.
  7. Мурафа С.В. Практика развития одаренности // Психология творчества и одаренности: Материалы всероссийской научно-практической конференции / под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: МПГУ, 2018. С. 414–420.
  8. Павлова А.А. Мастерство педагога в организации игрового взаимодействия детей // Детский сад: теория и практика. 2017. № 10 (82). С. 68–77.
  9. Павлова А.А. Условия развития одаренности дошкольников // Психология творчества и одаренности: Материалы всероссийской научно-практической конференции / под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: МПГУ, 2018. С. 309–314.
  10. Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. 344 с.
  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Российская газета. 25 ноября 2013 г. № 265 (6241). URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshkstandart-dok.html (дата обращения 15.08.2019).
  12. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская (отв. ред.) [и др.]. 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003. С. 95.
  13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Российская газета. 8 июня 2015 г. № 122 (6693). URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 15.08.2019).
  14. Трифонова Е.В. К проблеме проявлений детской одаренности (анализ конкретного случая) // Одаренность: методы выявления и пути развития: Материалы всероссийской научно-практической конференции / под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. С. 115–121.
  15. Трифонова Е.В. Психолого-педагогические условия реализации программ дошкольного образования, способствующие становлению и развитию предпосылок детской одаренности // Психология творчества и одаренности: Материалы всероссийской научно  практической конференции / Под ред. Д.Б. Богояв               ленской. М.: МПГУ, 2018. С. 445–451.

Информация об авторах

Мурафа Светлана Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологической антропологии института Детства, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, e-mail: murafa.svetlana@gmail.com

Павлова А.А., магистрант программы «Психология творчества и одаренности», ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия, e-mail: al-pa11@mail.ru

Трифонова Екатерина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2125-9700, e-mail: k34@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1510
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 528
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0