Мотивационная функция эмоций: теоретический подход к изучению

465

Аннотация

В статье раскрывается проблематика эмоциональной мотивации человека. Дается определение данному явлению. Теоретический аспект эмоциональной мотивации представлен анализом отечественной и зарубежной литературы, посвященной эмоциям и мотивации. Также теоретическая часть исследования посвящена природе эмоций и содержанию их мотивационного потенциала. Истоки данного явления видятся в предметности эмоций, проявляющихся в связях человека с различными сторонами его жизнедеятельности. Эмоция в качестве неосознаваемого мотива побуждает непреднамеренные действия в сторону предмета связи. Существует эмоция на нескольких уровнях функционирования человека: нейронном, физиологическом, психологическом и поведенческом. Первые два уровня обеспечивают появление эмоции, которая затем реализуется в двигательных реакциях и развернутом поведении в адрес предмета связи. Реализация двигательной программы со временем приводит к осознанию эмоций и снижению их мотивационного потенциала.

Общая информация

Ключевые слова: эмоция, мотивация, аффективный образ, предмет (триггер), мотивационная установка, непреднамеренные действия

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160207

Благодарности. Автор благодарит за помощь в сборе данных для исследования доцента РГПУ им. А.И. Герцена П.Н. Виноградова.

Для цитаты: Пырьев Е.А. Мотивационная функция эмоций: теоретический подход к изучению [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 47–55. DOI: 10.17759/bppe.2019160207

Фрагмент статьи

Важность исследования мотивационной функции эмоций отмечал известных российский психолог В.К. Вилюнас. Он посвятил много работ феноменологическому содержанию эмоций и месту их в психике человека, однако вынужден был констатировать, что «...многообязывающие признания мировой исследовательской мысли в последующем не реализовались в фактических разработках проблем мотивации».

Литература

  1. Амен Д. Д. Измени свой мозг — изменится и тело. М.: Эксмо, 2013. 496 с.
  2. Аристотель. Мотивы человеческой деятельности. Определение удовольствия // Поэтика. Риторика. М.: Азбука, 2000. С. 138–150.
  3. Баева И.А., Шахова Л.И. Формирование и поддержка состояния психологической безопасности учащихся кадетских классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8. № 4. С. 91–101. doi:10.17759/psyedu.2016080410
  4. Баррет Л. Ф. Как рождаются эмоции. Революция в понимании мозга и управлении эмоциями. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 472 с.
  5. Беляев И.А. Концептуализация понятия «эмоциональная мотивация» как актуальная логико-гносеологическая проблема // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 1. С. 46–49.
  6. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб: Речь, 2007. 368 с.
  7. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл; Академия, 2004. 544 с.
  8. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологии эмоций // Психология эмоций. Хрестоматия. СПб: Питер, 2007. С. 8–42.
  9. Власова Н.В. Особенности регуляции эмоций в подростковом возрасте (на примере воспитанников кадетской школы*интерната) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. №2. С. 70–83. doi:10.17759/psyedu.2017090207
  10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: МГУ, 1988. 320 с.
  12. Джеймс У. Эмоция // Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. М.: АСТ; Астрель, 2009. С. 75–88.
  13. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
  14. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб: Питер, 2002. 464 с.
  15. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2008. 783 с.
  16. Кожухарь Г.С. Личностные детерминанты переживания позитивных состояний и стресса у студентов-психологов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 2. С. 149–163. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61336.shtml (дата обращения: 25.07.2019).
  17. Кравченко Ю.Е. Подавление эмоционального поведения и субъективное переживание // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 28–38.
  18. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995. 271 с.
  19. Ланге К. Г. Аффекты. Психофизиологический этюд. СПб, 1890. 65 с.
  20. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: АСТ; Астрель, 2009. С. 47 — 66.
  21. Липер Р. У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. СПб: Питер, 2007. С. 210–224.
  22. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб: Питер, 2007. 672 с.
  23. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 286 с.
  24. Падун М.А. Регуляция эмоций: процесс, формы, механизмы // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 6. С. 57–69.
  25. Петражицкий Л.И. Теория и политика права. Избранные труды. СПб: Юридическая книга, 2010. 1032 с.
  26. Пивоваров Д.В. Отношение, связь, свойство, вещь (категориальный анализ) // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. 2013. Т. 112. № 1. С. 63–72.
  27. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в повседневной, обыденной жизнедеятельности человека [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2017. Т. 10. № 56. С. 7–15. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 25.07.2019).
  28. Пырьев Е.А. Мотивационная функция эмоций в «теории связей» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 177. С. 35–42.
  29. Пырьев Е.А. Эмоциональное поведение человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2017. № 2. С. 34–39.
  30. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. 391 с.
  31. Рибо Т. Психология чувств: в 2-х частях. Житомир: Южно-Русское Книгоиздательство «Ф.А. Югансон», 1912. 305 с.
  32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1946. 749 с.
  33. Спиноза Б. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. СПб: Наука, 1999. 489 с.
  34. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии // Торндайк Э., Уотсон Дж. Б. Бихевиоризм. Принципы обучения, основанные на психологии. М.: АСТ, 1998. С. 5–242.
  35. Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении // Торндайк Э., Уотсон Дж. Б. Бихевиоризм. Принципы обучения, основанные на психологии. М.: АСТ, 1998. С. 243–704.
  36. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд. З. Психология бессознательного: сборник произведений. М.: Просвещение, 1989. С. 381–424.
  37. Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб: Питер, 2003. 651 с.
  38. Экман П. Психология эмоций. СПб: Питер, 2012. 275 с.
  39. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Тавистокские лекции. М.: Азбука, 2007. 240 с.
  40. Arnold M. B. Emotion, motivation and the limbic system // Ann N.Y. Acad. Sci., 1969. V. 159 (3).
  41. Hess W. R. Hypothalamus and thalamus. 2nd ed. Stuttgart: Thieme, 1969. 77 p.
  42. LeDoux J. E. Emotional memory systems in the brain // Behav. Brain Res. 1993. V. 58. pp. 69–79.
  43. MacLean P. D. The Triune Brain in Evolution. Role in Paleocerebral Functions. New York: Plenum, 1990. XXIV, 672 p.
  44. Tomkins S. Affect, imagery, consciousness. Vol. I: The positive affects. New York, 1962.

Информация об авторах

Пырьев Евгений Александрович, кандидат психологических наук, доцент, педагог-психолог, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: evgpyrev@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1423
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 465
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4