Консультационный пункт на базе дошкольной образовательной организации: реализация проекта «Семье и детям»

156

Аннотация

В статье представлен опыт создания и работы консультационного пункта на базе дошкольного образовательного учреждения. Обозначены: целевая аудитория, цель и задачи реализации проекта создания консультационного пункта как актуального компонента удовлетворения потребностей населения микрорайона муниципалитета. На основании нововведений описаны основополагающие составляющие деятельности специалистов детского сада, а также обозначены цель и задачи, функции и направления, методы и материальные ресурсы. В целом, раскрыт первый опыт работы детского сада города Новочебоксарска Чувашской Республики по внедрению новой формы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому. Отмечены значимость и ожидаемые результаты на фоне проводимых мероприятий в рамках функционирования консультационного пункта, условия устойчивости проекта и прогнозы. Значимыми итогами стали: создание модели консультационного пункта, решение психолого-педагогических проблем семей, имеющих детей раннего возраста, появление возможностей у семей в получении консультационной помощи в доступной форме, повышение профессионализма педагогов, повышение имиджа учреждения.

Общая информация

Ключевые слова: консультационный пункт, дошкольная образовательная среда, дошкольная педагогика

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160410

Для цитаты: Визгина Е.Н. Консультационный пункт на базе дошкольной образовательной организации: реализация проекта «Семье и детям» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 4. С. 95–103. DOI: 10.17759/bppe.2019160410

Полный текст

 

На сегодняшний день на территории Российской Федерации получили активное развитие новые формы образования, ориентированные как на родителей, чьи дети регулярно посещают дошкольные образовательные организации, так и на тех, чьи дети в детские сады не ходят. Однако, несмотря на положительную динамику развития дошкольного образования, по-прежнему остро стоит проблема дефицита мест для детей раннего возраста. Количество детей до трех лет, не охваченных дошкольным образованием, сохраняет тенденцию к увеличению. Так, на территории Чувашской Республики Главой был сделан мощный акцент на роль семьи в современном обществе, на необходимость воспитывать в детях, в молодых людях приверженность традиционным семейным ценностям.

Пункт 3 статьи 64 Федерального закона от 27.12.2012 № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры» [4].

На фоне кризиса современного семейного воспитания в муниципальном образовании Чувашской Республики (г. Новочебоксарск) в 2014 году возникла необходимость реализации проекта «Семье и детям» на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразви­вающего вида № 1 «Маленькая страна» со следующим целевым назначением: создание эффективной модели консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации, позволяющей оперативно и адресно реагировать на меняющиеся потребности микросоциума с учетом специфики микрорайона, муниципалитета, региона. Так, с охватом территории отдельного микрорайона в том же году был открыт консультационный пункт с ориентацией на запросы населения, прежде всего, на удовлетворение потребности родителей и законных представителей в информированности об особенностях развития их детей (в том числе детей-инвалидов) дошкольного возраста, воспитывающихся на дому.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Маленькая страна» г. Новочебоксарск функционирует с 2012 года. В настоящее время в нем развиваются дети 12 групп (списочный состав — 301 ребенок в возрасте от 1,5 до 7 лет).

Целевой аудиторией проекта выступили:

•    дети в возрасте от 6 месяцев до 7 лет, не посещающие дошкольное учреждение, в том числе дети- инвалиды;

•   родители (законные представители) детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет, не посещающих дошкольное учреждение, в том числе детей-инвалидов;

•    педагоги дошкольного учреждения.

Цель проекта: повышение психологической и педагогической компетентности родителей, которые воспитывают детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет на дому, в том числе детей-инвалидов, а также увеличение доступности и преемственности образования дошкольного уровня.

Задачи проекта:

•     предоставление консультаций по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка;

•   повышение психологической и педагогической осведомленности родителей в вопросах развития,

обучения и воспитания детей;

•    содействие в адаптации и социализации детей раннего и дошкольного возрастов;

•     проведение комплексной профилактики различных отклонений в развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в детском саду примерной образовательной программы дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы. Материальные ресурсы, используемые в ходе реализации мероприятий проекта, представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Материальные ресурсы, используемые при реализации проекта

 

Объект

Назначение

Оборудование

Музыкальный зал

Проведение музыкальных занятий, праздников, развлечений, организация театральных постановок

Фортепиано, баян, музыкальный центр, аккордеон

Физкультурный зал

Проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных праздников и досугов

Спортивное оборудование и атрибуты, тренажеры, музыкальный центр

Бассейн с фито-баром

Проведение занятий по обучению навыкам плавания, закаливанию, спортивных праздников на воде

Спортивное оборудование и атрибуты для игр в воде, музыкальный центр

Кружковая

Проведение занятий по дополнительным образовательным программам

Мебель, шкафы для пособий

Сенсорная комната

Коррекционно-развивающая                                               работа,

адаптация детей раннего возраста

Стол для песочной терапии, пузырьковая колонна, модуль

 

 

 

«жар-птица», зеркальный шар, «сухой дождь», кресло-груша

Компьютерный зал

Проведение занятий по основам компьютерной грамотности, медиатека, доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям

Компьютеры, проектор, интерактивная доска.

Методический кабинет

Осуществление методической помощи педагогам, организация педсоветов, семинаров и других форм повышения педагогического мастерства, концентрация дидактических и методических материалов для работы с детьми по различным направлениям

Методическая литература и пособия, дидактический материал для занятий, компьютер.

Кабинет

педагога-психолога

Коррекционно-развивающая работа, консультативная работа с родителями и педагогами

Мебель, маркерная доска, мольберт, логопедический стол, мягкие модули

Музей чувашской национальной культуры

Проведение занятий по знакомству с чувашской национальной культурой и обучению чувашскому языку, организация тематических выставок

Элементы деревенской утвари, чувашские национальные костюмы

Непосредственную работу с семьей в организации осуществляют специалисты консультационного пункта (из штата дошкольного учреждения) [1]:

педагог-психолог — руководит консультационным пунктом, диагностирует проблемы развития дошкольников, проводит коррекционную работу с ними и консультирует родителей (законных представителей) по вопросам психологического развития детей;

заведующий — консультирует и знакомит родителей (законных представителей) с правовыми основами организации работы по образованию дошкольников;

старший воспитатель — консультирует родителей (законных представителей) по методике, технологиям, приемам и средствам образования дошкольников по всем образовательным областям ФГОС дошкольного образования;

медицинская сестра — консультирует родителей (законных представителей) и дает практические советы по профилактике различного рода заболеваний, оздоровлению детского организма, организации рационального питания;

музыкальный руководитель — консультирует родителей (законных представителей) и помогает им развивать творческие, музыкальные способности детей;

•   инструкторы по физической культуре — консультируют родителей (законных представителей) и дают практические рекомендации по физическому развитию детей и привитию любви к спорту.

Значимость проектной деятельности выражается в следующих результатах.

Обеспечение доступности дошкольного образования. Дошкольное образование станет доступным всем слоям населения вне зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, материального положения семей.

Единство и преемственность семейного и общественного воспитания. Это предполагает установление партнерских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

•  Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет на дому, в том числе детей-инвалидов. Это включает в себя формирование у родителей необходимых педагогических и психологических знаний и умений, направленных на взаимодействие с ребенком, поддержание важнейших социальных функций семьи (воспитательной, досу­говой, коммуникативной), содействие в формировании доброжелательных отношений в детском коллективе и семье.

Обеспечение устойчивости и долгосрочности функционирования консультационного пункта, созданного в рамках реализации проекта.

Устойчивость результатов деятельности по созданию консультационного пункта обеспечивается потребностями детей и их родителей (законных представителей) в дошкольном образовании, созданным единым пространством семейного и общественного воспитания дошкольников, соответствием сложившимся традициям организации, а также возможностями педагогического коллектива.

Разработанные программы, методические рекомендации, накопленный опыт позволят педагогам и в дальнейшем использовать их в своей работе. Реализация проекта позволит вовлечь детей-инвалидов и родителей (законных представителей) в единый образовательный процесс. Проект позволит привлечь к участию в его реализации широкий круг педагогов других дошкольных учреждений города, детей и их родителей, социальных партнеров.

Далее будут отражены особенности инновационной деятельности специалистов дошкольной организации при открытии и работе консультационного пункта, которые обобщены нами на основе опыта реализации проекта «Семье и детям».

Как уже было отмечено, семейное воспитание в настоящее время испытывает серьезный кризис. Поэтому идея создания консультационных пунктов при дошкольных образовательных учреждениях предусматривает не только непосредственную образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями и законными представителями детей.

Открытию консультационного пункта на базе дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Маленькая страна» города Новочебоксарска предшествовала предварительная работа педагога- психолога: мониторинг семей микрорайона, имеющих детей, не посещающих детский сад, с целью выявления психолого-педагогических проблем; составление списков желающих посещать занятия в консультационном пункте; персональные приглашения на первое установочное собрание «Будем знакомы». Сформированные списки желающих посещать консультационный пункт позволили определить возрастной диапазон детей (6 месяцев - 7 лет) и связанные с ним проблемы развития и воспитания, чтобы в дальнейшем спланировать и разработать актуальные темы практики семейного воспитания.

Перед специалистами МБДОУ «Детский сад № 1 «Маленькая страна» города Новочебоксарск в 2014 году была поставлена первоначальная цель работы консультационного пункта: обеспечение доступности дошкольного образования, поддержка и оказание психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста от 6 месяцев до 7 лет на дому, в том числе детей-инвалидов.

Были разработаны задачи работы консультационного пункта:

•  оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития детей, не посещающих ДОУ;

•   оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;

•   своевременное диагностирование проблем в развитии у детей раннего возраста с целью оказания им помощи;

•    обеспечение взаимодействия между ДОУ и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).

Функции деятельности консультационного пункта [2]:

•    информационная (сбор информации о детях дошкольного возраста, не посещающих детский сад, выявление социального запроса по населенному пункту, формирование базы данных, информирование о деятельности консультационного пункта органов управления образования, обмен информацией со специалистами другого консультационного пункта, доведение до сведения родителей информации о консультационном пункте);

•   диагностическая (проведение мероприятий по диагностике развития ребенка, определение перспективных путей развития, диагностика семейных взаимоотношений, выявление скрытых проблем в семье и определение путей их решения, составление индивидуальной образовательной программы для ребенка на основе диагностики);

•   консультативная (проведение консультаций с родителями по обозначенным проблемам, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, обучение родителей методам дошкольного воспитания, проведение индивидуальных и групповых занятий с родителями и детьми);

•   координационно-организационная (организация работы по оказанию помощи родителям ребенка, координация действий педагогов консультационного пункта, ведение отчетной документации, взаимодействие с различными структурами населенного пункта);

•    аналитическая (изучение и реальная оценка особенностей социальной среды, анализ проблем оказания помощи детям, не посещающим дошкольное учреждение, определение перспективных возможностей учреждения в области организации системной работы с семьями, воспитывающими детей на дому, прогнозирование тенденции изменения ситуации в обществе и образовательной среде);

•   методическая (разработка методического обеспечения работы консультационного пункта, оказание методической помощи специалистам по планированию работы с «неорганизованными детьми», анализ и обобщение опыта работы с детьми, находящимися на домашнем обучении).

Заведующим ДОУ совместно с педагогом-психологом были разработаны и утверждены нормативные документы и локальные акты, которые регламентируют деятельность консультационного пункта:

•      приказ руководителя о создании на базе дошкольной организации консультационного пункта;

•      положение о консультационном пункте дошкольной организации;

•      план и график работы консультационного пункта.

Также разрабатываются: индивидуальная программа работы с детьми до трех лет; индивидуальный план работы с семьей.

Методы работы консультационного пункта, используемые в деятельности специалистов:

•       индивидуальные и групповые консультации для родителей, обучающие игровые сеансы;

•        анкетирование родителей (определение индивидуальных потребностей);

•         разработка памяток, буклетов, рекомендаций для родителей;

•        организация «Дня открытых дверей» для родителей;

•       проведение специалистами мастер-классов, семинаров-практикумов, тренингов, круглых столов для родителей;

•      проведение совместных с родителями праздников и досуга, участие в выставках, фотовыставках, конкурсах;

•         формирование библиотеки и видеотеки для семейного самообразования;

•         организация почтового ящика для вопросов и пожеланий родителей на сайте.

Основные направления работы консультационного пункта [3]:

•         педагогическое направление включает комплексную работу всех участников образовательного про­

цесса. Педагоги организуют работу с детьми с учетом личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, детских интересов и предпочтений, рекомендаций специалистов;

•  социально-психологическое направление ориентировано на укрепление психофизического здоровья детей в семье, предполагает использование эффективных развивающих и коррекционных приемов, методов;

•  медицинское направление включает комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, организацию правильного питания, профилактически-оздоровительную работу, комплексное медико-психолого­педагогическое сопровождение.

В рамках деятельности консультационного пункта родители (законные представители) могут получить индивидуальную квалифицированную консультативную помощь, повысить собственную психолого­педагогическую компетентность по вопросам воспитания, психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья своих детей. В групповых формах работы могут высказывать свое мнение и обмениваться опытом воспитания детей.

Специалисты консультационного пункта начиная с 2014 года стали планировать свою работу на основании сведений, полученных из запросов родителей, стараясь подобрать наиболее эффективные методы оказания помощи с последующей рекомендацией психолого-педагогической литературы, полезных упражнений, игр и игрушек для ребенка.

На протяжении 2014-2019 гг. родители, обратившиеся в консультационный пункт МБДОУ «Детский сад № 1 «Маленькая страна», получают помощь в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию их ребенка, знакомятся с дидактическими играми и литературой, развивающими внимание, память, воображение, мелкую моторику, эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.

В нашей работе существует практика предварительной записи родителей к специалистам на консультацию по интересующей теме. Это позволяло тщательно подготовить своевременную квалифицированную консультацию.

Таким образом, родители и законные представители могут получать квалифицированную консультацию от администрации и специалистов дошкольного учреждения по всем интересующим вопросам. Сегодня уже почти каждое образовательное учреждение имеет в открытом информационном пространстве свое собственное «интернет-представительство». Наше учреждение не стало исключением. Функционирование официального сайта позволяет сформировать единое сообщество педагогов и родителей, создать условия для творческой самореализации педагогов учреждения, популяризировать достижения педагогов и детей, повысить информационную компетентность педагогического сообщества системы дошкольного образования.

Первая встреча с семьей не всегда бывает последней. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встречах. Поэтому основная задача деятельности специалистов консультационного пункта заключалась не только и не столько в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, но и в умении пробудить и поддержать у них интерес к совместной деятельности со своим ребенком, в формировании практических навыков и получении современной, достоверной, исчерпывающей психолого-педагогической информации.

Мероприятия, способствующие улучшению работы нашего консультационного пункта в 2017 году (при поддержке Министерства образования Российской Федерации за счет средств гранта в форме субсидий из федерального бюджета):

•     в течение 2017 года прошли повышение квалификации и переподготовку кадры дошкольной образовательной организации по направлению работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, по медицинскому направлению, по Монтессори-педагогике, по практической психологии и консультированию;

•    оборудована «доступная среда», приобретено методическое обеспечение, интерактивное оборудование.

В итоге спектр оказываемых услуг на базе консультационного пункта расширился, а количество обращений увеличилось.

Устойчивость результатов работы консультационного пункта определяется:

•      целенаправленной, взаимосвязанной работой всех участников образовательного процесса;

•    закреплением современных педагогических технологий и методик в практике работы дошкольного учреждения;

•        устойчивой системой самообразования педагогов;

•    систематическим материальным стимулированием и поощрением работников, участвующих в проекте;

•        положительной оценкой родительской общественностью результатов проекта;

•      удовлетворенностью всех участников образовательного процесса качеством образования в МБДОУ «Детский сад №1 «Маленькая страна» г. Новочебоксарск;

•        востребованностью опыта работы по данному проекту другими образовательными организациями;

•         эффективным сетевым взаимодействием с образовательными учреждениями.

Результатом реализации изменений на базе микросоциума (когда сообщество профессионалов оказывает помощь родителям детей, не посещающих детский сад) выступают продукты, основными из которых являются описание эффективной модели консультационного центра в дошкольной образовательной организации и авторская программа работы консультационного центра, обладающие следующими достоинствами:

•  создание модели и программы на основе сбора и анализа информации из разнообразных источников, в том числе исследования практического опыта дошкольных образовательных организаций регионов страны и Чувашской Республики;

•  учет специфики микрорайона, муниципалитета, региона (важные условия проекта);

•  возможность реализации созданной модели и программы на базе любой дошкольной образовательной организации республики и страны с учетом специфики микрорайона, муниципалитета, региона;

•  возможность для ребенка получить необходимую помощь как опосредованно, через родителей, так и непосредственно самому;

•  возможность для родителей решить имеющиеся проблемы в семье, устранить препятствия на пути воспитания и развития своего ребенка, повысив уровень собственной психолого-педагогической компетентности, самореализации через передачу личного опыта воспитания и развития детей дошкольного возраста, оценку деятельности педагогов и специалистов детского сада;

•  возможность для педагога повысить уровень своего профессионализма, снизить риск профессионального выгорания;

•  возможность для администрации дошкольной образовательной организации позиционировать детский сад на рынке образовательных услуг как образовательную организацию, внедряющую инновационные программы, и создать позитивный имидж, повысить конкурентоспособность среди дошкольных образовательных организаций района, создать благоприятные условия для дальнейшего развития;

•  возможность для специалистов территориальной методической службы, регионального органа управления образованием получить внутреннюю и внешнюю оценку качества работы по внедрению вариативных форм дошкольного образования, способствовать расширению числа моделей образовательных систем, обеспечивающих решение стратегических задач развития образования;

•  возможность общества и государства достичь поставленных целей по решению приоритетных задач в сфере дошкольного образования.

 

Литература

  1. Разенкова Ю.А. Служба ранней помощи как форма оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возрастов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 2. С. 35–44.
  2. Стеркина Р. Развитие новых форм дошкольного образования: итоги и перспективы первого этапа всероссийского эксперимента // Дошкольное воспитание. 2014. № 6. С. 11–16.
  3. Стеркина Р., Князева О., Маханева М. Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2013. № 9. С. 14–20.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30.07.2019).

Информация об авторах

Визгина Елена Николаевна, старший воспитатель, Специализированный Дом ребенка «Малютка» для детей с органическими поражениями центральной нервной системы с нарушением психики (КУ «Специализированный Дом ребенка «Малютка» Минздрава Чувашии), Чебоксары, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7467-9488, e-mail: vizginaen@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 602
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 156
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0