Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 4. С. 95–103
doi:10.17759/bppe.2019160410
ISSN: 2658-3100 (online)
Консультационный пункт на базе дошкольной образовательной организации: реализация проекта «Семье и детям»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: консультационный пункт, дошкольная образовательная среда, дошкольная педагогика
Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160410
Для цитаты: Визгина Е.Н. Консультационный пункт на базе дошкольной образовательной организации: реализация проекта «Семье и детям» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 4. С. 95–103. DOI: 10.17759/bppe.2019160410
Полный текст
На сегодняшний день на территории Российской Федерации получили активное развитие новые формы образования, ориентированные как на родителей, чьи дети регулярно посещают дошкольные образовательные организации, так и на тех, чьи дети в детские сады не ходят. Однако, несмотря на положительную динамику развития дошкольного образования, по-прежнему остро стоит проблема дефицита мест для детей раннего возраста. Количество детей до трех лет, не охваченных дошкольным образованием, сохраняет тенденцию к увеличению. Так, на территории Чувашской Республики Главой был сделан мощный акцент на роль семьи в современном обществе, на необходимость воспитывать в детях, в молодых людях приверженность традиционным семейным ценностям.
Пункт 3 статьи 64 Федерального закона от 27.12.2012 № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры» [4].
На фоне кризиса современного семейного воспитания в муниципальном образовании Чувашской Республики (г. Новочебоксарск) в 2014 году возникла необходимость реализации проекта «Семье и детям» на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Маленькая страна» со следующим целевым назначением: создание эффективной модели консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации, позволяющей оперативно и адресно реагировать на меняющиеся потребности микросоциума с учетом специфики микрорайона, муниципалитета, региона. Так, с охватом территории отдельного микрорайона в том же году был открыт консультационный пункт с ориентацией на запросы населения, прежде всего, на удовлетворение потребности родителей и законных представителей в информированности об особенностях развития их детей (в том числе детей-инвалидов) дошкольного возраста, воспитывающихся на дому.
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Маленькая страна» г. Новочебоксарск функционирует с 2012 года. В настоящее время в нем развиваются дети 12 групп (списочный состав — 301 ребенок в возрасте от 1,5 до 7 лет).
Целевой аудиторией проекта выступили:
• дети в возрасте от 6 месяцев до 7 лет, не посещающие дошкольное учреждение, в том числе дети- инвалиды;
• родители (законные представители) детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет, не посещающих дошкольное учреждение, в том числе детей-инвалидов;
• педагоги дошкольного учреждения.
Цель проекта: повышение психологической и педагогической компетентности родителей, которые воспитывают детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет на дому, в том числе детей-инвалидов, а также увеличение доступности и преемственности образования дошкольного уровня.
Задачи проекта:
• предоставление консультаций по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка;
• повышение психологической и педагогической осведомленности родителей в вопросах развития,
обучения и воспитания детей;
• содействие в адаптации и социализации детей раннего и дошкольного возрастов;
• проведение комплексной профилактики различных отклонений в развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в детском саду примерной образовательной программы дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы. Материальные ресурсы, используемые в ходе реализации мероприятий проекта, представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Материальные ресурсы, используемые при реализации проекта
Объект |
Назначение |
Оборудование |
Музыкальный зал |
Проведение музыкальных занятий, праздников, развлечений, организация театральных постановок |
Фортепиано, баян, музыкальный центр, аккордеон |
Физкультурный зал |
Проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных праздников и досугов |
Спортивное оборудование и атрибуты, тренажеры, музыкальный центр |
Бассейн с фито-баром |
Проведение занятий по обучению навыкам плавания, закаливанию, спортивных праздников на воде |
Спортивное оборудование и атрибуты для игр в воде, музыкальный центр |
Кружковая |
Проведение занятий по дополнительным образовательным программам |
Мебель, шкафы для пособий |
Сенсорная комната |
Коррекционно-развивающая работа, адаптация детей раннего возраста |
Стол для песочной терапии, пузырьковая колонна, модуль |
|
|
«жар-птица», зеркальный шар, «сухой дождь», кресло-груша |
Компьютерный зал |
Проведение занятий по основам компьютерной грамотности, медиатека, доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям |
Компьютеры, проектор, интерактивная доска. |
Методический кабинет |
Осуществление методической помощи педагогам, организация педсоветов, семинаров и других форм повышения педагогического мастерства, концентрация дидактических и методических материалов для работы с детьми по различным направлениям |
Методическая литература и пособия, дидактический материал для занятий, компьютер. |
Кабинет педагога-психолога |
Коррекционно-развивающая работа, консультативная работа с родителями и педагогами |
Мебель, маркерная доска, мольберт, логопедический стол, мягкие модули |
Музей чувашской национальной культуры |
Проведение занятий по знакомству с чувашской национальной культурой и обучению чувашскому языку, организация тематических выставок |
Элементы деревенской утвари, чувашские национальные костюмы |
Непосредственную работу с семьей в организации осуществляют специалисты консультационного пункта (из штата дошкольного учреждения) [1]:
• педагог-психолог — руководит консультационным пунктом, диагностирует проблемы развития дошкольников, проводит коррекционную работу с ними и консультирует родителей (законных представителей) по вопросам психологического развития детей;
• заведующий — консультирует и знакомит родителей (законных представителей) с правовыми основами организации работы по образованию дошкольников;
• старший воспитатель — консультирует родителей (законных представителей) по методике, технологиям, приемам и средствам образования дошкольников по всем образовательным областям ФГОС дошкольного образования;
• медицинская сестра — консультирует родителей (законных представителей) и дает практические советы по профилактике различного рода заболеваний, оздоровлению детского организма, организации рационального питания;
• музыкальный руководитель — консультирует родителей (законных представителей) и помогает им развивать творческие, музыкальные способности детей;
• инструкторы по физической культуре — консультируют родителей (законных представителей) и дают практические рекомендации по физическому развитию детей и привитию любви к спорту.
Значимость проектной деятельности выражается в следующих результатах.
• Обеспечение доступности дошкольного образования. Дошкольное образование станет доступным всем слоям населения вне зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, материального положения семей.
• Единство и преемственность семейного и общественного воспитания. Это предполагает установление партнерских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
• Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет на дому, в том числе детей-инвалидов. Это включает в себя формирование у родителей необходимых педагогических и психологических знаний и умений, направленных на взаимодействие с ребенком, поддержание важнейших социальных функций семьи (воспитательной, досуговой, коммуникативной), содействие в формировании доброжелательных отношений в детском коллективе и семье.
Обеспечение устойчивости и долгосрочности функционирования консультационного пункта, созданного в рамках реализации проекта.
Устойчивость результатов деятельности по созданию консультационного пункта обеспечивается потребностями детей и их родителей (законных представителей) в дошкольном образовании, созданным единым пространством семейного и общественного воспитания дошкольников, соответствием сложившимся традициям организации, а также возможностями педагогического коллектива.
Разработанные программы, методические рекомендации, накопленный опыт позволят педагогам и в дальнейшем использовать их в своей работе. Реализация проекта позволит вовлечь детей-инвалидов и родителей (законных представителей) в единый образовательный процесс. Проект позволит привлечь к участию в его реализации широкий круг педагогов других дошкольных учреждений города, детей и их родителей, социальных партнеров.
Далее будут отражены особенности инновационной деятельности специалистов дошкольной организации при открытии и работе консультационного пункта, которые обобщены нами на основе опыта реализации проекта «Семье и детям».
Как уже было отмечено, семейное воспитание в настоящее время испытывает серьезный кризис. Поэтому идея создания консультационных пунктов при дошкольных образовательных учреждениях предусматривает не только непосредственную образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями и законными представителями детей.
Открытию консультационного пункта на базе дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Маленькая страна» города Новочебоксарска предшествовала предварительная работа педагога- психолога: мониторинг семей микрорайона, имеющих детей, не посещающих детский сад, с целью выявления психолого-педагогических проблем; составление списков желающих посещать занятия в консультационном пункте; персональные приглашения на первое установочное собрание «Будем знакомы». Сформированные списки желающих посещать консультационный пункт позволили определить возрастной диапазон детей (6 месяцев - 7 лет) и связанные с ним проблемы развития и воспитания, чтобы в дальнейшем спланировать и разработать актуальные темы практики семейного воспитания.
Перед специалистами МБДОУ «Детский сад № 1 «Маленькая страна» города Новочебоксарск в 2014 году была поставлена первоначальная цель работы консультационного пункта: обеспечение доступности дошкольного образования, поддержка и оказание психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста от 6 месяцев до 7 лет на дому, в том числе детей-инвалидов.
Были разработаны задачи работы консультационного пункта:
• оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития детей, не посещающих ДОУ;
• оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;
• своевременное диагностирование проблем в развитии у детей раннего возраста с целью оказания им помощи;
• обеспечение взаимодействия между ДОУ и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).
Функции деятельности консультационного пункта [2]:
• информационная (сбор информации о детях дошкольного возраста, не посещающих детский сад, выявление социального запроса по населенному пункту, формирование базы данных, информирование о деятельности консультационного пункта органов управления образования, обмен информацией со специалистами другого консультационного пункта, доведение до сведения родителей информации о консультационном пункте);
• диагностическая (проведение мероприятий по диагностике развития ребенка, определение перспективных путей развития, диагностика семейных взаимоотношений, выявление скрытых проблем в семье и определение путей их решения, составление индивидуальной образовательной программы для ребенка на основе диагностики);
• консультативная (проведение консультаций с родителями по обозначенным проблемам, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, обучение родителей методам дошкольного воспитания, проведение индивидуальных и групповых занятий с родителями и детьми);
• координационно-организационная (организация работы по оказанию помощи родителям ребенка, координация действий педагогов консультационного пункта, ведение отчетной документации, взаимодействие с различными структурами населенного пункта);
• аналитическая (изучение и реальная оценка особенностей социальной среды, анализ проблем оказания помощи детям, не посещающим дошкольное учреждение, определение перспективных возможностей учреждения в области организации системной работы с семьями, воспитывающими детей на дому, прогнозирование тенденции изменения ситуации в обществе и образовательной среде);
• методическая (разработка методического обеспечения работы консультационного пункта, оказание методической помощи специалистам по планированию работы с «неорганизованными детьми», анализ и обобщение опыта работы с детьми, находящимися на домашнем обучении).
Заведующим ДОУ совместно с педагогом-психологом были разработаны и утверждены нормативные документы и локальные акты, которые регламентируют деятельность консультационного пункта:
• приказ руководителя о создании на базе дошкольной организации консультационного пункта;
• положение о консультационном пункте дошкольной организации;
• план и график работы консультационного пункта.
Также разрабатываются: индивидуальная программа работы с детьми до трех лет; индивидуальный план работы с семьей.
Методы работы консультационного пункта, используемые в деятельности специалистов:
• индивидуальные и групповые консультации для родителей, обучающие игровые сеансы;
• анкетирование родителей (определение индивидуальных потребностей);
• разработка памяток, буклетов, рекомендаций для родителей;
• организация «Дня открытых дверей» для родителей;
• проведение специалистами мастер-классов, семинаров-практикумов, тренингов, круглых столов для родителей;
• проведение совместных с родителями праздников и досуга, участие в выставках, фотовыставках, конкурсах;
• формирование библиотеки и видеотеки для семейного самообразования;
• организация почтового ящика для вопросов и пожеланий родителей на сайте.
Основные направления работы консультационного пункта [3]:
• педагогическое направление включает комплексную работу всех участников образовательного про
цесса. Педагоги организуют работу с детьми с учетом личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, детских интересов и предпочтений, рекомендаций специалистов;
• социально-психологическое направление ориентировано на укрепление психофизического здоровья детей в семье, предполагает использование эффективных развивающих и коррекционных приемов, методов;
• медицинское направление включает комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, организацию правильного питания, профилактически-оздоровительную работу, комплексное медико-психологопедагогическое сопровождение.
В рамках деятельности консультационного пункта родители (законные представители) могут получить индивидуальную квалифицированную консультативную помощь, повысить собственную психологопедагогическую компетентность по вопросам воспитания, психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья своих детей. В групповых формах работы могут высказывать свое мнение и обмениваться опытом воспитания детей.
Специалисты консультационного пункта начиная с 2014 года стали планировать свою работу на основании сведений, полученных из запросов родителей, стараясь подобрать наиболее эффективные методы оказания помощи с последующей рекомендацией психолого-педагогической литературы, полезных упражнений, игр и игрушек для ребенка.
На протяжении 2014-2019 гг. родители, обратившиеся в консультационный пункт МБДОУ «Детский сад № 1 «Маленькая страна», получают помощь в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию их ребенка, знакомятся с дидактическими играми и литературой, развивающими внимание, память, воображение, мелкую моторику, эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.
В нашей работе существует практика предварительной записи родителей к специалистам на консультацию по интересующей теме. Это позволяло тщательно подготовить своевременную квалифицированную консультацию.
Таким образом, родители и законные представители могут получать квалифицированную консультацию от администрации и специалистов дошкольного учреждения по всем интересующим вопросам. Сегодня уже почти каждое образовательное учреждение имеет в открытом информационном пространстве свое собственное «интернет-представительство». Наше учреждение не стало исключением. Функционирование официального сайта позволяет сформировать единое сообщество педагогов и родителей, создать условия для творческой самореализации педагогов учреждения, популяризировать достижения педагогов и детей, повысить информационную компетентность педагогического сообщества системы дошкольного образования.
Первая встреча с семьей не всегда бывает последней. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встречах. Поэтому основная задача деятельности специалистов консультационного пункта заключалась не только и не столько в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, но и в умении пробудить и поддержать у них интерес к совместной деятельности со своим ребенком, в формировании практических навыков и получении современной, достоверной, исчерпывающей психолого-педагогической информации.
Мероприятия, способствующие улучшению работы нашего консультационного пункта в 2017 году (при поддержке Министерства образования Российской Федерации за счет средств гранта в форме субсидий из федерального бюджета):
• в течение 2017 года прошли повышение квалификации и переподготовку кадры дошкольной образовательной организации по направлению работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, по медицинскому направлению, по Монтессори-педагогике, по практической психологии и консультированию;
• оборудована «доступная среда», приобретено методическое обеспечение, интерактивное оборудование.
В итоге спектр оказываемых услуг на базе консультационного пункта расширился, а количество обращений увеличилось.
Устойчивость результатов работы консультационного пункта определяется:
• целенаправленной, взаимосвязанной работой всех участников образовательного процесса;
• закреплением современных педагогических технологий и методик в практике работы дошкольного учреждения;
• устойчивой системой самообразования педагогов;
• систематическим материальным стимулированием и поощрением работников, участвующих в проекте;
• положительной оценкой родительской общественностью результатов проекта;
• удовлетворенностью всех участников образовательного процесса качеством образования в МБДОУ «Детский сад №1 «Маленькая страна» г. Новочебоксарск;
• востребованностью опыта работы по данному проекту другими образовательными организациями;
• эффективным сетевым взаимодействием с образовательными учреждениями.
Результатом реализации изменений на базе микросоциума (когда сообщество профессионалов оказывает помощь родителям детей, не посещающих детский сад) выступают продукты, основными из которых являются описание эффективной модели консультационного центра в дошкольной образовательной организации и авторская программа работы консультационного центра, обладающие следующими достоинствами:
• создание модели и программы на основе сбора и анализа информации из разнообразных источников, в том числе исследования практического опыта дошкольных образовательных организаций регионов страны и Чувашской Республики;
• учет специфики микрорайона, муниципалитета, региона (важные условия проекта);
• возможность реализации созданной модели и программы на базе любой дошкольной образовательной организации республики и страны с учетом специфики микрорайона, муниципалитета, региона;
• возможность для ребенка получить необходимую помощь как опосредованно, через родителей, так и непосредственно самому;
• возможность для родителей решить имеющиеся проблемы в семье, устранить препятствия на пути воспитания и развития своего ребенка, повысив уровень собственной психолого-педагогической компетентности, самореализации через передачу личного опыта воспитания и развития детей дошкольного возраста, оценку деятельности педагогов и специалистов детского сада;
• возможность для педагога повысить уровень своего профессионализма, снизить риск профессионального выгорания;
• возможность для администрации дошкольной образовательной организации позиционировать детский сад на рынке образовательных услуг как образовательную организацию, внедряющую инновационные программы, и создать позитивный имидж, повысить конкурентоспособность среди дошкольных образовательных организаций района, создать благоприятные условия для дальнейшего развития;
• возможность для специалистов территориальной методической службы, регионального органа управления образованием получить внутреннюю и внешнюю оценку качества работы по внедрению вариативных форм дошкольного образования, способствовать расширению числа моделей образовательных систем, обеспечивающих решение стратегических задач развития образования;
• возможность общества и государства достичь поставленных целей по решению приоритетных задач в сфере дошкольного образования.
Литература
- Разенкова Ю.А. Служба ранней помощи как форма оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возрастов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 2. С. 35–44.
- Стеркина Р. Развитие новых форм дошкольного образования: итоги и перспективы первого этапа всероссийского эксперимента // Дошкольное воспитание. 2014. № 6. С. 11–16.
- Стеркина Р., Князева О., Маханева М. Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2013. № 9. С. 14–20.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30.07.2019).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 559
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 150
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0