Психологическая безопасность детей дошкольного возраста при работе с компьютером и интернет-средой

359

Аннотация

В статье представлены аргументы, обосновывающие необходимость проведения специальных профилактических бесед, которые будут способствовать формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в киберпространстве. Рассмотрены вопросы безопасного поведения в сети Интернет — в отношении детей дошкольного возраста. Показана актуальность и значимость лекционно-просветительской работы о грамотном использовании компьютера и интернет-среды.

Общая информация

Ключевые слова: правила, компьютер, психологическая безопасность, дошкольный возраст, родители, интернет

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170109

Для цитаты: Кириллов И.Л., Соловьева Д.А. Психологическая безопасность детей дошкольного возраста при работе с компьютером и интернет-средой [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 1. С. 80–84. DOI: 10.17759/bppe.2020170109

Полный текст

 

 

Повседневная жизнь людей, особенно в последний год, все больше и больше связана с использованием информационных технологий. Нам уже трудно представить ее без компьютера, Интернета, планшетов и прочих гаджетов. Появляется зависимость от социальных сетей, ежеминутной проверки электронной почты, новых сообщений. А что же будет дальше? Мы перестанем видеться и общаться вживую, а все сведется к переписке в Интернете, смайликам и подаркам на страницах социальных сетей?

Как мы видим сегодня, уже и для детей дошкольного возраста стал характерен такой образ жизни: они не расстаются со своими телефонами, а придя домой, первым делом включают компьютер и выходят в сеть. Следует учесть также раннюю вовлеченность современных детей в интернет-активность. Сейчас можно увидеть ребенка трех — пяти лет, играющего за планшетом, смотрящего мультик на компьютере. Такие тенденции диктуют необходимость задуматься об интернет-безопасности детей дошкольного возраста. Для того чтобы оградить ребенка от потенциальных угроз и опасностей, подстерегающих его в виртуальном пространстве, следует проводить профилактические беседы с родителями дошкольников и воспитателями детских садов, которые смогут правильно организовать информационный диалог дошкольника с компьютером.

Современное развивающее общество предъявляет определенные требования к информатизации дошкольных образовательных организаций (далее — ДОО), которая предполагает создание информационного образовательного пространства и активное использование компьютера и Интернета в воспитательно­образовательном процессе. Отечественные и зарубежные исследования, направленные на изучение возможности и целесообразности использования компьютера в ДОО, свидетельствуют о его развивающем эффекте [2].

Фактически впервые С.Л. Новоселовой и Г.П. Петку были даны рекомендации по организации и созданию компьютерного игрового комплекса в дошкольной образовательной организации, показано его место в современной предметно-пространственной развивающей образовательной среде [3]. Применение различных информационных технологий в качестве современных средств обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации может существенно повысить уровень воспитательно­образовательной работы с детьми в ДОО, способствовать их интеллектуальному и личностному развитию.

Однако следует учесть, что на результат компьютеризации ДОО существенное влияние оказывают качество техники и методики ее применения. Непременным условием для достижения положительного результата использования компьютеров в детском саду является разработка специальных компьютерных программ, соответствующих возрасту ребенка, интеллектуальной структуре его деятельности [2].

Для формирования у ребенка навыков безопасного использования компьютера и Интернета, их позитивного влияния на его познавательную активность необходимо учитывать также психологические особенности дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — сензитивный период для развития многих способностей, усвоения знаний и умений. По мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, в дошкольном возрасте основными формами познания являются воображение и наглядно-образное мышление. В общении со взрослыми преобладают внеси­туативные, речевые формы общения. Богатым и содержательным становится общение детей друг с другом [5, с. 262]. Специфика обучения в дошкольном возрасте характеризуется тем, что оно организовано преимущественно в игровой деятельности, ведущую роль играет непроизвольное запоминание.

В дошкольный период своего развития ребенок постепенно переходит от импульсивного, ситуативно обусловленного поведения к произвольному, опосредованному культурными средствами. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев отмечают, что ребенок дошкольного возраста для образца своего поведения выбирает поведение тех взрослых, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих [5, с. 256]. Поэтому актуальными являются профилактические беседы, консультации со значимыми для дошкольника взрослыми — родителями, воспитателями ДОО, — в ходе которых отмечается важность корректного поведении при ребенке; объясняется, что следует показать ребенку при работе с компьютером и Интернетом, а что стоит скрыть и не демонстрировать [1].

Немаловажным фактором безопасного использования ребенком компьютера и Интернета, как дома, так и в стенах образовательных учреждений, является соблюдение требований СанПиН [4]. Остановимся на них более подробно, так как соблюдение этих правил и норм способствует сохранению психического и физического здоровья ребенка, но о них знают далеко не все родители.

Если в детском саду или дома имеется помещение, оснащенное компьютером, то площадь одного рабочего места не должна быть менее 6 кв. м. Рядом с компьютерным классом (комнатой) всегда необходимо располагать игровой зал (комнату), так как у ребенка дошкольного возраста может наступить переутомление от работы за компьютером (устанут глаза, запястья, спина), и ему нужно будет расслабиться и сделать физическую зарядку в игровой комнате.

Немаловажным условием при использовании компьютера является наличие увлажнителя воздуха. До и после каждого занятия в дошкольном учреждении или дома помещение нужно проветрить, что улучшит состав воздуха. Особое внимание стоит уделить освещению рабочего места: если в ходе работы недостаточно дневного света и потолочного освещения, то допускается установка светильников местного освещения на каждое рабочее место в отдельности.

Экран монитора должен располагаться на расстоянии 600-700 мм от глаз пользователя. Длительность занятий с использованием компьютера для детей дошкольного возраста (5-6 лет) не должна превышать 7-10 минут. После 7-10 минут использования компьютера следует выполнить несколько упражнений для глаз, а по завершении работы с компьютером, в перерыве, активно подвигаться, выполнить несколько упражнений для снятия общего физического утомления. Количество компьютерных игровых занятий в ДОО и дома не должно превышать 2-х раз в неделю, причем проводить их следует в дни наиболее высокой работоспособности детей — со вторника по четверг.

Соблюдаются ли все требования СанПиН в ДОО и в домашних условиях? Проводит ли ребенок за компьютером положенные ему 7-10 минут? Делает ли зарядку, гимнастику? Правильный ли угол освещения рабочего места?.. В связи с вышеобозначенными вопросами было проведено исследование на базе ГБОУ ДОУ № 2020 г. Москвы, в котором приняли участие дети дошкольного возраста.

Это исследование было направлено на определение места компьютера в жизни современного ребенка-дошкольника, на изучение представлений детей о безопасном поведении с компьютером, наличия у них предпосылок компьютерной грамотности и знаний о безопасности использования ими компьютеров в домашних условиях.

Определенная сложность при проведении исследования состояла в том, что не каждый ребенок, принявший в нем участие, мог правильно сформулировать свои мысли, пожаловаться на те или иные проблемы, трудности, с которыми он столкнулся. Основной формой работы была беседа, направленная на формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного использования интернет-среды.

В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни). Беседа с детьми предполагала получение ответов на вопросы о компьютере, его использовании в домашних условиях самим ребенком, его родителями, а также другими членами его семьи. Помимо этого были заданы вопросы, направленные на определение степени компьютерной грамотности ребенка, включая вопросы об использовании интернет-среды, а также вопросы, позволяющие выяснить наличие знаний элементарной компьютерной терминологии.

Полученные ответы показали, что все дети (100%) знают, что такое Интернет, но лишь 30% из них его использовали. При этом 20% дошкольников не знают, какие возможности открывает Интернет, а 80% указали, что это «познавательные игры» / «возможность общения с кем-то» / «возможность выхода на странички». Ответ на вопрос о том, сколько времени ребенок, по его мнению, проводит за компьютером, не дал точных результатов, так как не все дошкольники, даже в старшем дошкольном возрасте, могут ориентироваться во времени. Но из варианта ответов детей: «пока не доиграю», «слушаю музыку, и потом мама выключает компьютер», «папа играет в игру, я сижу рядом», «бабушка разговаривает по скайпу и это время я у компьютера», — становится очевидно, что никто из детей не проводит за компьютером рекомендуемые санитарными нормами 7-10 минут, это время значительно больше.

Подтвердили наличие Интернета у них дома 85% опрошенных дошкольников. При этом 90% из них ответили, что они могут воспользоваться Интернетом только в присутствии родителей, и лишь 10% детей разрешено дома использовать Интернет самостоятельно («мама включает и я могу поиграть», «по выходным играю один»).

Самые распространенные ответы на вопрос о том, что ребенок делает в Интернете, были следующего рода:

•            играю,

•            смотрю, как мама / папа играют,

•            общаюсь с родственниками вместе   с родителями.

Старшие дошкольники, которые играют в Интернете, на уточняющий вопрос о том, в какие игры они играют, отвечали следующее:

•            хожу через препятствия,

•            играю в карты,

•            стреляю шары, наряжаю куколку,

•            строю дома и семью,

•            прыгаю, бегаю, убиваю плохих героев.

Анализ полученных ответов позволил сделать вывод, что часть родителей ответственно подходят к использованию ребенком-дошкольником Интернета, к выбору игр, отдавая предпочтение развивающим и познавательным играм. Другая же часть родителей предпочитает не интересоваться тем, что делает их ребенок на компьютере, полагая, что дома с ним ничего плохого случиться не может.

Однако психологические проблемы, которые могут возникнуть при неправильном использовании компьютера и интернет-среды (нежелательный контент, киберугрозы, игровая зависимость), способны повлечь за собой серьезные проблемы в развитии ребенка.

С каждым годом усовершенствуются средства связи и информационные технологии, появляется все больше новых гаджетов, глобальная сеть предоставляет своим пользователям, в том числе и детям дошкольного возраста, новые возможности. Все это требует соответствия системы дошкольного образования новым реалиям времени, в которых обеспечение психологической безопасности ребенка приобретает особую актуальность.

Поэтому очень значимым в современных условиях является проведение лекционно­просветительской работы, профилактических бесед и консультаций с родителями детей дошкольного возраста и воспитателями ДОО о грамотном использовании компьютера и интернет-среды.

 

Литература

  1. Масалова В.С. Особенности представлений современных родителей о детях // Семья и дети в современном мире: Сборник материалов конференции. Том VI / Под общей и научной редакцией В.Л. Ситникова. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. C. 946–952.
  2. Новоселова С.Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования? // Детский сад от А до Я. 2003. № 1. С. 6–13.
  3. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997. 126 с.
  4. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июня 2003 г. № 118) [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/901865498 (дата обращения: 15.04.2020).
  5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 400 с.

Информация об авторах

Кириллов Иван Львович, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2335-6072, e-mail: ivkirillov@yandex.ru

Соловьева Дарья Александровна, аспирант, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (ФГБНУ «ИИДСВ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7933-8757, e-mail: bep88@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 772
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 21

Скачиваний

Всего: 359
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0