Особенности запросов на дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19)

216

Аннотация

В работе представлены данные о характере изменений в запросах населения на дистанционную психологическую помощь в период пандемии и самоизоляции (январь–май 2020 г.). Эмпирическим материалом выступили данные детского телефона доверия ФГБОУ ВО МГППУ, подключенного к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия 8-800-2000-122 и оказывающего психологическую помощь несовершеннолетним и их родителям (преимущественно проживающим в г. Москве). На основе анализа 17449 обращений в январе–мае 2020 г. и сравнения данных за аналогичный период в 2010–2019 гг. выявлено, что количество обращений возросло в январе на 38,02%, в феврале на 49,0%, в марте на 43,06%, в апреле на 13,26%, в мае на 14,56%. Возрастание количества обращений обусловлено информационными запросами в связи с пандемией и самоизоляцией, тогда как доля психологических консультаций с марта по апрель снизилась. В структуре содержания психологических консультаций в отдельные месяцы возросла доля консультаций в связи с детско-родительскими конфликтами, в связи с проблемами здоровья, социальной адаптации детей, антивитальными переживаниями и суицидальным поведением детей, проблемами употребления алкоголя и курением. Количество обращений несовершеннолетних абонентов в апреле и мае 2020 г. снизилось более чем на 50%. Полученные данные могут выступать средством оценки потребностей населения в психологической помощи при ограничениях, связанных с пандемией, а также свидетельствовать о возможном снижении доступности психологической помощи для детей в период самоизоляции.

Общая информация

Ключевые слова: детско-родительские конфликты, пандемия, коронавирус, COVID-19, самоизоляция, дистанционная психологическая помощь, доступность психологической помощи, подростки, Детский телефон доверия, суицидальные мысли

Рубрика издания: Развитие региональных практик работы с социально уязвимыми категориями детей на основе межведомственного взаимодействия

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170211

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Гаязова Л.А., Вихристюк О.В. Особенности запросов на дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. С. 118–129. DOI: 10.17759/bppe.2020170211

Фрагмент статьи

Выявление того, как пандемия и самоизоляция 2020 г. влияет на детей и подростков, их психическое развитие и состояние, представляет понятный интерес для исследователей. Эти данные также остро востребованы специалистами в области практической психологии, специалистами системы здравоохранения.

Литература

  1. Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. № 1. 14.05.2020 [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/366228092.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
  2. Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Ермолаева А.В. Модель подготовки и сопровождения специалистов детского телефона доверия в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 84–97. doi: 10.17759/psylaw.2019090307.
  3. Гильяно А.С., Баранова Е.М. Этические принципы в интернет-консультировании: постановка проблемы [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. № 2 (51). С. 69–73. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2017/n2/Guiliano_Baranova.shtml (дата обращения: 17.06.2020).
  4. Михайлова Е.А. Телефоны доверия как инструмент профилактики социального неблагополучия [Электронный ресурс] // Мониторинг общественного мнения. 2013. № 7 (113). C. 109–113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/telefony-doveriya-kak-instrument-profilaktiki-sotsialnogo-neblagopoluchiya (дата обращения: 20.05.2020).
  5. Распределение постоянного населения по возрасту и полу [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области. URL: https://mosstat.gks.ru/storage/mediabank/Распределение%20по%20полу%20и%20возрасту(1).doc (дата обращения: 20.05.2020).
  6. Ahmed M. Z. et al. Epidemic of COVID-19 in China and associated Psychological Problems // Asian Journal of Psychiatry. 2020. Vol. 51, June. doi: 10.1016/j.ajp.2020.102092.
  7. Child Helpline Services and the COVID-19 Outbreak [Электронный ресурс] // Child Helpline International. URL: https://www.childhelplineinternational.org/child-helplines/tools/coronavirus/the-covid-19-outbreak-andchild-helpline-services/ (дата обращения: 04.06.2020).
  8. Cliffe B. et al. Clinicians’ use of and attitudes towards technology to provide and support interventions in child and adolescent mental health services // Child and Adolescent Mental Health. 2020. Vol. 25. No. 2. P. 95–101. doi: 10.1111/camh.12362.
  9. Garfin D. R., Silver R. C., Holman E. A. The novel coronavirus (COVID-2019) outbreak: Amplification of public health consequences by media exposure // Health Psychology. 2020. Vol. 39 (5). P. 355–357. doi: 10.1037/hea0000875.
  10. Holmes E. A. et al. Multidisciplinary research priorities for the COVID‐19 pandemic: A call for action for mental health science // Lancet Psychiatry. 2020. No. 7(6). P. 547–560. doi: 10.1016/S2215-0366(20)30168-1.
  11. Marques L. et al. Three steps to flatten the mental health need curve amid the COVID‐19 pandemic // Depression and Anxiety. 2020. No. 37. P. 405–406. doi: 10.1002/da.23031.
  12. Policy brief: The impact of COVID-19 on children. 15 April 2020 [Электронный ресурс] // United Nations. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_on_covid_impact_on_children_16_april_2020.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
  13. Stein M. B. Mental health participation in the fight against the COVID‐19 pandemic // Depress Anxiety. 2020. No. 37. P. 404. doi: 10.1002/da.23027.
  14. Taylor C. B., FitzsimmonsCraft E.E., Graham A. K. Digital technology can revolutionize mental health services delivery: The COVID‐19 crisis as a catalyst for change // International Journal of Eating Disorders. 2020. Vol. 53 (1). doi: 10.1002/eat.23300.
  15. Van Dolen W. M., Weinberg C. B., Ma L. The influence of unemployment and divorce rate on child helpseeking behavior about violence, relationships, and other issues. // Child Abuse & Neglect. 2013. Vol. 37(2/3). P. 172–180. doi: 10.1016/j.chiabu.2012.09.014.

Информация об авторах

Гаязова Лариса Альфисовна, кандидат психологических наук, заместитель руководителя Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0542-6687, e-mail: gayazovala@mgppu.ru

Вихристюк Олеся Валентиновна, кандидат психологических наук, руководитель Центра экстренной психологической помощи, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5982-1098, e-mail: vihristukov@mgppu.ru