«Конструктор рабочих программ» — технология организации педагогом-психологом коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

632

Аннотация

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» одним из приоритетных направлений работы специалистов является ока-зание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (обобщенная трудовая функция B). Перед каждым педагогом-психологом встает задача эффективной организации системы коррекционно-развивающих занятий с воспитанниками и обучающимися с ОВЗ. Для ее решения коллективом педагогов-психологов из четырех образовательных организаций города Москвы (ГБОУ «Школа име-ни Артема Боровика», ГБОУ «Школа № 1357 «На Братиславской», ГБОУ «Школа № 1547», ГБОУ «Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы») и специали-стами Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы была разработана технология, получившая название «Конструктор рабочих программ» (далее — Конструктор). В настоящей статье рассматриваются структурные особенности Конструктора, которые позволяют специалисту учесть при разработке программы весь спектр коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей и возраста. Затрагивается вопрос об обеспечении преемственности рабочих программ на разных возрастных этапах в рамках реализации каждого направления коррекционно-развивающей работы. При анализе содер-жательных аспектов Конструктора особое внимание уделяется рассмотрению норм возрастного развития как ориентиров при организации коррекционно-развивающей ра-боты и оценке показателей ее эффективности. В статье раскрывается вопрос о том, как данная технология обеспечивает единый подход к оказанию помощи детям с ОВЗ.

Общая информация

Ключевые слова: педагог-психолог, коррекционно-развивающая работа, коррекционно-развивающие программы, конструктор рабочих программ, психолого-педагогическая помощь, классификатор, банк рабочих программ

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170304

Для цитаты: Олтаржевская Л.Е., Егупова О.В., Кузнецова А.А., Желудова А.М., Кузнецов Н.М. «Конструктор рабочих программ» — технология организации педагогом-психологом коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 44–57. DOI: 10.17759/bppe.2020170304

Литература

  1. Божович Л.И. Психология формирования личности. Избранные психологические труды. М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2001. 352 с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. 369 с.
  4. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 486 с.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. М.: Академия, 2003. 456 с.
  6. Овчарова А.П. Этапы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речевом развитии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 2 (82). С. 128–131.
  7. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. 5-е изд. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 c.
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/71275174/ (дата обращения: 11.05.2020).
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/197127/ (дата обращения: 11.05.2020).
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 11.05.2020).
  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 55070507/ (дата обращения: 21.10.2020).
  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/ 70466462/ (дата обращения: 11.05.2020).
  13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 11.05.2020).
  14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения: 11.05.2020).
  15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70485996/paragraph/1/doclist/1167/ (дата обращения: 11.05.2020).
  16. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71166760/paragraph/1/highlight/ (дата обращения: 11.05.2020).
  17. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» [Электронный ресурс] // ТЕХЭКСПЕРТ. URL: http://docs.cntd.ru/document/561233478 (дата обращения: 11.05.2020).
  18. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. 110 с.
  19. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. 384 с.
  20. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 2003. 399 с.

Информация об авторах

Олтаржевская Любовь Евгеньевна, кандидат педагогических наук, директор, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4712-9170, e-mail: OltarzhevskayaLE@edu.mos.ru

Егупова Ольга Владимировна, начальник, отдел реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8660-5937, e-mail: EgupovaOV@edu.mos.ru

Кузнецова Анастасия Андреевна, начальник, отдел взаимодействия с образовательными организациями, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2308-3411, e-mail: kuznetsovaaa8@edu.mos.ru

Желудова Александра Михайловна, кандидат психологических наук, методист, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8128-7485, e-mail: ZheludovaAM@edu.mos.ru

Кузнецов Наталья Митрофановна, педагог-психолог, Школа имени Артема Боровика (ГБОУ «Школа им. А. Боровика»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7995-0938, e-mail: natashakyzn@yandex.ru