Вестник практической психологии образования
2020. Том 17. № 3. С. 44–57
doi:10.17759/bppe.2020170304
ISSN: 2658-3100 (online)
«Конструктор рабочих программ» — технология организации педагогом-психологом коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: педагог-психолог, коррекционно-развивающая работа, коррекционно-развивающие программы, конструктор рабочих программ, психолого-педагогическая помощь, классификатор, банк рабочих программ
Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170304
Для цитаты: Олтаржевская Л.Е., Егупова О.В., Кузнецова А.А., Желудова А.М., Кузнецов Н.М. «Конструктор рабочих программ» — технология организации педагогом-психологом коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 44–57. DOI: 10.17759/bppe.2020170304
Полный текст
Современная система образования предъявляет определенные требования к содержанию деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения и четко очерчивает круг их обязанностей. Одной из трудовых функций педагога-психолога является «Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» [15]. Для ее реализации специалисту необходимо разрабатывать рабочие программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников или обучающихся, нуждающихся в коррекционно-развивающей поддержке. Для эффективного решения данной задачи группой педагогов-психологов московских школ и специалистов Городского психолого-педагогического центра была разработана технология «Конструктор рабочих программ». Работа проводилась в пять этапов.
Задачей первого этапа (март — май 2019 года) стало выделение основных направлений коррекционно-развивающей помощи обучающимся с ОВЗ. Для этого рабочая группа изучила более пятисот заключений Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы(ЦПМПК) воспитанников и обучающихся ОВЗ различных нозологических групп [14]. В ходе анализа рекомендаций ЦПМПК были выделены четыре основных модуля направлений коррекционноразвивающей работы педагога-психолога:
1. развитие социально-коммуникативной сферы;
2. развитие эмоционально-волевой и личностной сфер;
3. развитие познавательной сферы;
4. развитие психомоторной сферы.
Каждый модуль включает в себя от двух до пяти направлений коррекционно-развивающей помощи. Так, в содержание модуля «Развитие социально-коммуникативной сферы» были включены следующие направления работы:
• формирование и развитие адаптивных форм поведения;
• формирование и развитие ведущей (на конкретном возрастном этапе развития) деятельности, а также других видов деятельности, включая творческие и продуктивные;
• коррекция нежелательных форм поведения;
• формирование социальных и коммуникативных навыков, направленных на развитие сотрудничества и взаимопонимания.
При планировании коррекционно-развивающих занятий по модулю «Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер» стоит выделить следующие направления:
• формирование и развитие компетенций эмоциональной сферы: знание и понимание основных эмоций, умение их распознавать у себя и других, а также контролировать свое эмоциональное состояние;
• формирование и развитие компетенций личностной сферы. Как то: усвоение норм морали, знание, понимание и принятие основных базовых ценностей (таких как «доброта», «милосердие», «дружба», «любовь» и т.д.); а также развитие самооценки, уровня притязаний, инициативности и других качеств личности;
• формирование и развитие учебной мотивации и познавательных интересов;
• формирование и развитие механизмов произвольной саморегуляции; функций планирования и контроля.
Коррекционно-развивающая работа в рамках модуля «Развитие познавательной сферы» осуществляется по следующим направлениям:
• формирование и развитие зрительной, слухоречевой и тактильной памяти, обучение детей мнемическим приемам;
• формирование и развитие внимания;
• формирование и развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия — знание сенсорных эталонов, умение их использовать в различных ситуациях;
• формирование и развитие воображения — умения придумывать и создавать новые образы;
• формирование и развитие представлений о схеме тела, пространственных, квазипростран- ственных и временных представлений.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы по нормализации психомоторного развития являются:
• развитие статической и динамической координации;
• развитие зрительно-моторной координации.
На втором этапе разработки технологии (весна, осень 2019 года) встал вопрос о структуре Конструктора, которая позволит педагогам-психологам быстро находить необходимую информацию для составления своих рабочих программ. Группе специалистов предстояло решить две задачи. Во-первых, определить, какие еще данные должен содержать Конструктор помимо направлений коррекционно-развивающей работы. Во-вторых, понять, в каком наиболее удобном формате эти данные должны быть представлены.
При решении первой задачи мы отталкивались от положения, сформулированного еще в начале прошлого века Львом Семеновичем Выготским, согласно которому «...развитие аномального ребенка, при всем его своеобразии, протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормального ребенка» [3]. Следовательно, специалист при планировании коррекционноразвивающей работы должен придерживаться онтогенетического принципа и отталкиваться не от биологического возраста ребенка, а от того момента в его развитии, когда выявлено нарушение или несформированность данного навыка. Таким образом, для отслеживания динамики развития тех или иных процессов в содержание Конструктора была включена временная шкала, отражающая возрастные этапы развития ребенка [1; 2; 5; 7; 17; 18; 19]. Данная шкала охватывает период от двух до шестнадцати лет и внутри разбита на отрезки по году.
Ввиду большого количества информации содержание Конструктора для удобства было решено оформить в табличном варианте в формате Excel. В результате Конструктор приобрел следующий вид (табл. 1).
Таблица 1. Структура «Конструктора рабочих программ»
модуль |
направление работы |
временная шкала* |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
||
развитие социальнокоммуникативной сферы |
формирование и развитие адаптивных форм поведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
формирование и развитие различных видов деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
коррекция нежелательных форм поведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
формирование социальных и коммуникативных навыков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
развитие эмоциональноволевой и личностной сфер |
формирование и развитие компетенций эмоциональной сферы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
формирование и развитие компетенций личностной сферы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
формирование и развитие учебной мотивации и познавательных интересов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
формирование и развитие механизмов произвольной саморегуляции; функций планирования и контроля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
развитие познавательной сферы |
формирование и развитие зрительной, слухоречевой и тактильной памяти |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
формирование и развитие внимания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
формирование и развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
формирование и развитие воображения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
формирование и развитие представлений о схеме тела, пространственных, квазипро- странственных и временных представлений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
развитие психомоторной сферы |
развитие статической и динамической координации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
развитие зрительномоторной координации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* временная шкала: 1. 2-3 года; 2. 3-4 года; 3. 5-6 лет; 4. 6-7 лет; 5. 7-8 лет; 6. 8-9 лет; 7. 9-10 лет; 8. 10-11 лет; 9. 11-12 лет; 10. 12-13 лет; 11. 13-14 лет; 12. 14-15 лет; 13. 15-16 лет
На третьем этапе работы (осень 2019 года) необходимо было определить, какие содержательные элементы будет включать в себя технология «Конструктор программ». В технологию были включены две взаимосвязанных между собой части: Классификатор целевых ориентиров (Классификатор) и Банк рабочих программ.
1. В содержании Классификатора — в соответствии с ранее разработанной структурой по каждому направлению работы и для каждого выделенного возраста (2-3 года, 3-4 года и т.д.) — прописаны необходимые нормативные показатели, достижение которых обеспечивает воспитаннику или обучающемуся успешный переход на следующий этап. Специалист, ориентируясь на эти показатели, определяет актуальный уровень развития ребенка с ОВЗ по каждому планируемому направлению коррекционно-развивающей работы (независимо от его биологического возраста и ведущего нарушения). Затем по показателям следующего возрастного периода определяются зоны, которые требуют развития и коррекции.
2. Например, если актуальный уровень социально-коммуникативного развития ребенка с ОВЗ восьми лет в ситуациях взаимодействия со сверстниками соответствует возрасту 5-6 лет, то дальнейшая коррекционная помощь ему будет оказываться как для ребенка 6-7 лет (независимо от его биологического возраста). Так, в представленном примере в таблице 2 (при коррекции нежелательных форм поведения) описаны те умения, которым ребенок должен научиться в соответствии с нормами этого возраста. Именно эти показатели выступают как планируемый результат коррекционно-развивающей работы, осуществляемой специалистом, и задают требования к содержанию рабочих программ.
3. В Банке рабочих программ, имеющем такую же структуру, в соответствующих ячейках таблицы размещаются блоки программ, прохождение которых обеспечивает ребенку с ОВЗ формирование и развитие соответствующих функций и процессов. Графически это представлено на рисунке 1.
Таблица 2. Содержание Классификатора
модуль |
направление работы |
шкала возраста |
|
5-6 лет |
6-7 лет |
||
развитие социальнокоммуникативной сферы |
коррекция нежелательных форм поведения |
N* |
1. Соблюдение норм и правил: • следует в своих поступках положительному примеру «быть хорошим»; • называет отрицательные последствия, которые могут возникнуть при нарушении основных норм; • выполняет нормы, идущие вразрез с личным интересом (под контролем взрослого); • сам прекращает нежелательное действие при появлении взрослого; • в конфликтных ситуациях доказывает правильность своей позиции, ориентируясь на правила; • соблюдает меры предосторожности, при поддержке взрослого оценивает свои возможности в ситуации опасности. 2. Отношение к нормам морали: • знает основные нормы морали (помогать, делиться, говорить правду и т.д.), называет их и объясняет; • соблюдает основные нормы морали: помогать, делиться, говорить правду и т.д. (в ситуации отсутствия конфликта интересов и в отношении тех, кто нравится, — сам; в остальных случаях — под контролем взрослого; 3. Оценка поведения (своего, других) с учетом норм: • умеет оценивать свои поступки с позиции соблюдения / нарушения нормы (дал — отнял, помог — отказался помогать, сказал правду — обманул и т.д.); • оценивает поведение сверстника с позиции соблюдения / нарушения нормы, объясняет свою оценку, ссылаясь на соответствие / несоответствие поступка норме; • позитивно оценивает себя и свои способности; • определяет то, что не умеет делать или делает недостаточно хорошо; |
|
|
|
• оценивает себя с позиции другого (сверстников, мамы, воспитателя и т.д.) |
N |
Взаимодействие со сверстниками: • умеет договариваться с партнерами по игре, учитывать их интересы и чувства, умеет уступать, совместно продумывать игровые действия для всех играющих, планировать их и обсуждать; • контролирует действия других при выполнении / нарушении ими правил игры; • в конфликтных ситуациях доказывает правильность своей позиции, ориентируясь на правила. |
Рис. 1. Соотношение между показателями Классификатора и
содержанием Банка рабочих программ
На четвертом этапе (осень 2019 года) разработки технологии Конструктора встал вопрос о создании единой системы критериев формирования рабочих программ. Группой специалистов были разработаны Рекомендации по составлению рабочих программ, где с учетом онтогенетического принципа построения коррекционно-развивающей работы ключевым моментом выступает блочный принцип создания программ. Каждая отрабатываемая тема представляет собой завершенный фрагмент работы, в рамках которого ставятся определенные цели и задачи и достигаются соответствующие результаты, сопоставимые с показателями нормативного развития из Классификатора. Каждая тема либо служит основой, либо является продолжением предыдущей. Все блоки программы по одному направлению работы, словно пазлы, стыкуются друг с другом и воссоздают единый процесс развития той или иной сферы жизнедеятельности ребенка. Таким образом, каждый воспитанник или обучающийся на протяжении нескольких возрастных этапов получает коррекционно-развивающую помощь в логике нормативного развития.
При этом, по задумке разработчиков, в Банке рабочих программ в каждой ячейке должны присутствовать блоки заданий, модифицированные с учетом дефицитарных особенностей детей.
Приведем пример из модуля «Развитие познавательной сферы», направление коррекционной работы «Формирование и развитие восприятия». Несмотря на единую логику процессов развития высших психических функций (ВПФ), базовая рабочая программа должна модифицироваться с учетом особых образовательных потребностей обучающихся [4]. Так, в игре «Волшебный мешочек», направленной на развитие тактильного восприятия у детей с нарушением слуха и трудностями речевого развития, должны быть предложены альтернативные способы ответа, когда можно не только называть предмет, но и показывать его на одной из картинок (заранее подготовленных вариантах возможных ответов).
Для детей со зрительными нарушениями в игре «Геометрическое лото» (складывание картинок из геометрических фигур) образцы задания должны быть не просто нарисованы, а выполнены с использованием цветных геометрических элементов с шершавой поверхностью, чтобы ребенок мог подкрепить и уточнить свой зрительный образ через тактильные ощущения. Кроме этого, первоначально задания должны даваться в более крупном формате. С учетом индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ во всех программах одни и те же задания и игры могут легко модифицироваться или заменяться на аналогичные (в случае отсутствия возможности трансформации).
Пятый этап (зима 2019 года — весна 2020 года) работы над технологией Конструктора связан с апробацией и распространением опыта применения технологии «Конструктор рабочих программ» среди педагогов-психологов образовательных организаций города Москвы. Основная задача, которая решается на данном этапе, связана с наполнением Банка программ практическими наработками специалистов школ с учетом тех требований, которые предъявляются к разработке коррекционных блоков.
Реализация технологии «Конструктор рабочих программ» предполагает следующий алгоритм действий.
1. На заседании психолого-педагогического консилиума (ППк) образовательной организации [16] экспертная группа специалистов детализирует заключение Центральной психолого-медикопедагогической комиссии (ЦПМПК): выделяет актуальные особые образовательные потребности ребенка и направления коррекционно-развивающей работы.
2. Специалист выделяет целевые ориентиры (планируемые результаты / достижения ребенка) по каждому из направлений в перспективе двух-трех месяцев, планирует коррекционноразвивающую работу. Достижение целевых ориентиров будет выступать в качестве показателя эффективности работы специалиста.
3. В соответствии с целевыми ориентирами и планируемыми результатами конкретного обучающегося специалист подбирает соответствующий блок программы из Банка рабочих программ или формирует (составляет) цикл занятий в логике развития формируемого процесса самостоятельно из имеющейся в Банке подборки игр и упражнений.
В завершение отметим основные преимущества технологии «Конструктор рабочих программ» при организации коррекционно-развивающей работы педагогом-психологом.
Во-первых, Конструктор построен таким образом, что охватывает основные направления организации коррекции и развития и позволяет наглядно представить общую картину возможных нарушений у ребенка с ОВЗ. Это дает возможность специалисту при планировании работы четко выделить приоритетные направления оказания адресной помощи воспитанникам и учащимся.
Во-вторых, в рамках Конструктора по всем направлениям выделены показатели развития тех или иных процессов и функций и оптимальные временные сроки достижения соответствующих нормативных показателей. В результате специалист, ориентируясь на эти данные, может организовывать работу с детьми с ОВЗ, имеющими разную нозологию, но схожие трудности в развитии, используя ресурсы одних и тех же программ, модифицируя их с учетом особенностей ребенка. Кроме того, специалист имеет возможность постоянно отслеживать эффективность оказываемой помощи, ориентируясь на итоговый результат работы.
В-третьих, четкая линия построения коррекционно-развивающих мероприятий в логике развития и формирования той или иной области (познавательных процессов, личностной, эмоционально-волевой сфер и т.д.) обеспечивает максимальную эффективность оказываемой ребенку помощи.
Таким образом, «Конструктор рабочих программ» может служить надежным инструментом организации коррекционно-развивающей работы и обеспечить единый подход к оказанию помощи детям с ОВЗ.
Литература
- Божович Л.И. Психология формирования личности. Избранные психологические труды. М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2001. 352 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. 369 с.
- Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 486 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. М.: Академия, 2003. 456 с.
- Овчарова А.П. Этапы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речевом развитии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 2 (82). С. 128–131.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. 5-е изд. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 c.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/71275174/ (дата обращения: 11.05.2020).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/197127/ (дата обращения: 11.05.2020).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 11.05.2020).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 55070507/ (дата обращения: 21.10.2020).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/ 70466462/ (дата обращения: 11.05.2020).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 11.05.2020).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения: 11.05.2020).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70485996/paragraph/1/doclist/1167/ (дата обращения: 11.05.2020).
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71166760/paragraph/1/highlight/ (дата обращения: 11.05.2020).
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» [Электронный ресурс] // ТЕХЭКСПЕРТ. URL: http://docs.cntd.ru/document/561233478 (дата обращения: 11.05.2020).
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. 110 с.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. 384 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 2003. 399 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1946
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 23
Скачиваний
Всего: 798
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3