Программа психолого-педагогической деятельности в рамках консультационно-методического пункта в дошкольной образовательной организации

111

Аннотация

Программа психолого-педагогической деятельности в рамках консультативно-методического пункта (далее — КМП) в дошкольной образовательной организации разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) и Санитарными правилами и нормами (далее — СанПиН) для оказания консультативно-методической помощи родителям детей раннего дошкольного возраста, не посещающих ДОО. Основными приоритетными направлениями в деятельности КМП являются: проведение психолого-педагогической диагностики развития детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО; информационно-просветительская работа с родителями детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО; организация образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, не посещающими ДОО. Данная программа прошла успешную апробацию на базе КМП МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 172» города Тюмени. Апробация показала, что у детей существенно вырос уровень познавательной активности, самостоятельности и креативности; дети научились лучше взаимодействовать друг с другом. У детей, посещающих КМП, процесс адаптации при поступлении в детский сад протекает максимально успешно, быстро и безболезненно. Неподдельный интерес к деятельности детей в детском саду проявили родители, которые стали больше интересоваться, как правильно организовать воспитательно-образовательный процесс дома. Родители постепенно сами начали втягиваться в образовательный процесс. Детский сад для них стал местом, где они могут получить квалифицированную помощь. Выросло доверие к педагогам, желание обсуждать с ними проблемы воспитания детей.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольная образовательная среда, психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей, консультативно-методический пункт, психолого-педагогическая диагностика детей

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170408

Для цитаты: Пинигина И.А., Селиверстова Ю.В., Смольникова М.Ф., Тимошенко Н.В. Программа психолого-педагогической деятельности в рамках консультационно-методического пункта в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 4. С. 78–87. DOI: 10.17759/bppe.2020170408

Полный текст

 

 

Цель и основные задачи

Цель программы: повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования и развития детей раннего возраста, предоставление бесплатной психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Основные задачи:

•           оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и повышение их психологической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка;

•           диагностика особенностей развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер детей;

•           оказание детям дошкольного возраста, не посещающим дошкольные образовательные учреждения, содействия в социализации;

•           обеспечение успешной адаптации детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение или общеобразовательное учреждение;

•           информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Организация процесса психолого-педагогического сопровождения детей и их родителей

Содержание программы осуществляется по психолого-педагогическому направлению. Программа рассчитана на один учебный год психолого-педагогического сопровождения родителей и детей раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет), не посещающих дошкольную организацию.

Программа включает три этапа.

 

I.   Диагностический этап.

Проведение экспресс-опроса родителей с целью изучения их потребностей. Диагностика развития ребенка: определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка. Диагностическое обследование ребенка проводится только в присутствии родителей (законных представителей). По результатам диагностики специалисты консультационно-методического пункта дают рекомендации по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка.

II.   Содержательно-организационный этап.

Установление между педагогом-психологом и родителями доброжелательных и заинтересованных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.

Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них: особенности общения ребенка со сверстниками и взрослыми; достижения в продуктивных видах деятельности.

Просвещение родителей (законных представителей) — информирование родителей, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье.

Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами по социально-педагогическому, психолого-педагогическому и медико­оздоровительному направлениям: актуальные проблемы педагогического и психологического взаимодействия с детьми, сохранение их физического и психического здоровья, психолого-педагогическое сопровождение когнитивного, социального, эмоционального, физического развития ребенка.

III.   Деятельностный этап.

Отбор содержания и форм взаимодействия с родителями, реализация их на практике. Проведение развивающих и коррекционных занятий, разработанных с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка, направленных на обучение родителей (законных представителей) организации воспитательного процесса в условиях семьи с целью социальной адаптации ребенка в детском коллективе (развитие у ребенка навыков социального поведения и коммуникативных качеств личности). Коррекционные и развивающие занятия с ребенком проводятся только в присутствии родителей (законных представителей). По итогам занятий родители (законные представители) получают рекомендации по организации обучающих занятий дома.

Примером вариативных форм, способов, методов организации образовательной деятельности могут служить такие формы, как образовательные предложения для целой группы, подгруппы или индивидуально, различные виды игр: игра-исследование, ролевая, подвижные и традиционные народные игры; взаимодействие и общение детей, взрослых и детей между собой; праздники. Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных видов деятельности (таблица 1).

Таблица 1. Формы работы в соответствии с направлениями деятельности

Направление работы

Форма работы с детьми

Форма работы с родителями

Примечание

Диагностика

Подгрупповая

Индивидуальная

Индивидуальная

Подгрупповая

В зависимости от запроса родителей (законных представителей)

Коррекционно­развивающие занятия

Подгрупповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Индивидуальные

Все занятия проводятся совместно: родители с детьми

Консультирование

 

Индивидуальное

Подгрупповое

Онлайн-консультации / вебинары

По запросу родителей

Просвещение

 

Мастер-классы Круглые столы Семинары Электронные рекомендации — рассылки в группах социальных сетей Наглядная информация

На основе анализа запросов родителей

 

 

Организация образовательной деятельности с детьми

В области социально-коммуникативного развития основной задачей образовательной деятельности является создание условий для:

•           дальнейшего развития общения ребенка со взрослыми;

•           дальнейшего развития общения ребенка с другими детьми;

•           дальнейшего развития игры;

•           дальнейшего развития навыков самообслуживания.

В сфере развития общения со взрослым. Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии, поощряя ребенка к активной речи. Взрослый не стремится искусственно ускорить процесс речевого развития. Он играет с ребенком, используя различные предметы, при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу ребенка в общении и предметно-манипулятивной активности, поощряет его действия. Способствует развитию у ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: подносит к зеркалу, обращая внимание ребенка на детали его внешнего облика, одежды; учитывает возможности ребенка, поощряет достижения ребенка, поддерживает инициативность и настойчивость в разных видах деятельности. Взрослый способствует развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям: создает безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве, поощряет проявление интереса детей друг к другу и просоциальное поведение, называя детей по имени, комментируя (вербали- зируя) происходящее. Особое значение в этом возрасте приобретает вербализация различных чувств детей, возникающих в процессе взаимодействия: радости, злости, огорчения, боли и т.п., которые появляются в социальных ситуациях. Взрослый продолжает поддерживать стремление ребенка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания.

В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками. Взрослый наблюдает за спонтанно складывающимся взаимодействием детей между собой в различных игровых и/или повседневных ситуациях; в случае возникающих между детьми конфликтов не спешит вмешиваться; обращает внимание детей на чувства, которые появляются у них в процессе социального взаимодействия; утешает детей в случае обиды и обращает внимание на то, что определенные действия могут вызывать обиду. В ситуациях, вызывающих позитивные чувства, взрослый комментирует их, обращая внимание детей на то, что определенные ситуации и действия вызывают положительные чувства удовольствия, радости, благодарности и т.п. Благодаря этому дети учатся понимать собственные действия и действия других людей в плане их влияния на других, овладевая таким образом социальными компетентностями.

В сфере развития игры. Взрослый организует соответствующую игровую среду, в случае необходимости знакомит детей с различными игровыми сюжетами, помогает освоить простые игровые действия (покормить куклу, помешать в кастрюльке «еду»), использовать предметы- заместители, поддерживает попытки ребенка играть в роли (мамы, дочки, врача и др.), организует несложные сюжетные игры с несколькими детьми.

В сфере социального и эмоционального развития. Взрослый грамотно проводит адаптацию ребенка к организации, учитывая привязанность детей к близким, привлекает родителей (законных представителей) или родных для участия и содействия в период адаптации. Взрослый, первоначально в присутствии родителей (законных представителей) или близких, знакомится с ребенком и налаживает с ним эмоциональный контакт. В период адаптации взрослый следит за эмоциональным состоянием ребенка и поддерживает постоянный контакт с родителями (законными представителями); предоставляет возможность ребенку постепенно, в собственном темпе осваивать пространство и режим организации, не предъявляя ребенку излишних требований. Ребенок знакомится с другими детьми. Взрослый же при необходимости оказывает ему в этом поддержку, представляя нового ребенка другим детям, называя ребенка по имени, усаживая его на первых порах рядом с собой. Также в случае необходимости взрослый помогает ребенку найти себе занятия, знакомя его с пространством, имеющимися в нем предметами и материалами. Взрослый поддерживает стремление детей к самостоятельности в самообслуживании (дает возможность самим одеваться, умываться и пр., помогает им), поощряет участие детей в повседневных бытовых занятиях; приучает к опрятности, знакомит с правилами этикета.

Для достижения запланированных образовательных результатов специалисты КМП используют в рамках реализации программы эффективные педагогические технологии (таблица 2).

Таблица 2. Педагогические технологии, реализуемые в КМП

Технологии

Формы реализации

Приемы и техники игровой технологии

Г руппы игр по виду педагогического процесса: познавательные, коммуникативные Группы игр по образу игровой методики: сюжетные, ролевые, предметные, имитационные, игры-драматизации

Здоровьесберегающие технологии

Дыхательная гимнастика, игровой и точечный массаж, динамические паузы

Технология игровой обучающей ситуации

Предполагает наличие сюжета, по ходу которого дети решают проблемные задачи

Арт-технология

Совокупность методов, приемов и средств различных видов искусств

Информационно­коммуникативные технологии

Использование ТСО и мультимедийных презентаций в образовательной деятельности

Индивидуализация обучения

Организация образовательного процесса, при которой педагог (по запросу) взаимодействует с одним конкретным родителем ребенка, не посещающего дошкольную организацию, посредством специально отобранных методов и средств, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей

 

Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы.

1.    Методические разработки педагогических работников дошкольной организации доступны для всех сотрудников. Для родителей (законных представителей) воспитанников открыт доступ к аннотациям и учебным материалам на сайте организации в сети Интернет.

2.    В методическом кабинете собрана библиотека методической литературы и периодической печати. Методическая литература классифицирована по направлениям педагогической деятельности, составлен библиографический каталог. Библиотечный фонд ежегодно пополняется периодической печатью по дошкольному образованию, методической литературой.

3.    Информационное обеспечение организации включает информационно-телекоммуникационное оборудование: компьютеры, сканеры и МФУ, интерактивные столы, акустическую систему и радиомикрофоны. Программное обеспечение позволяет работать с текстовыми редакторами, ин- тернет-ресурсами, фото-, видеоматериалами, графическими редакторами.

Перечень методик для обследования детей:

•           Возрастная шкала оценки психического развития детей;

•           Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни (сокращенный вариант методики Э. Фрухт);

•           Диагностика ребенка от рождения до 1 года «Движение рук» (по А.М. Казьмину);

•           психологические нормативы развития детей 1-3 лет;

•           методика «Действия с предметами быта» Т.Е. Шуклиной;

•           Мюнхенская функциональная диагностика развития ребенка 1-3 лет;

•           тест «Общение со взрослым» 0-6 мес.

Методики по направлению:

•           методики изучения психологической готовности детей к ДОО;

•           методики диагностики и изучения развития игры;

•           методики диагностики семейных отношений;

•           методики диагностики и коррекции взаимоотношений в группе;

•           методики развития познавательных процессов детей дошкольного возраста;

•           методики диагностики и развития состояния крупной и мелкой моторики детей;

•           методики исследования речевого развития;

•           методики индивидуальной психокоррекционной работы;

•           аудиокассеты с музыкальными записями для проведения психогимнастики, психологической разгрузки.

4.    Игровое оборудование:

•           набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино, мозаики, наборы сюжетно-ролевых игр, маски, музыкальные инструменты и пр.);

•           набор материалов для детского творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, картон, ножницы, бумага и т.д.);

•           раздаточный материал для детей, родителей и педагогов.

 

Литература

  1. Айзман Р.И. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск: Пеленг, 1994. 206 с.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование. СПб, 2007. 688 с.
  3. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. Иркутск, 1985. 193 с.
  4. Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1978. 96 с.
  5. Власнер Д. Руководство к методу исследования интеллекта у детей. СПб, 1993. 350 с.
  6. Гудкина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический проект, 2000. 184 с.
  7. Гуревич Л.К. Что такое психологическая диагностика? М.: Знание, 1985. 80 с.
  8. Детская психология / Под ред. Л.Л. Коломенской. Минск: Издательство «Университетское», 1988. 399 с.
  9. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Что на свете не бывает? М.: Просвещение, 1991. 127 с.
  10. Забрамная С.Д. Научный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М.: Просвещение, 1985. 112 с.
  11. Зворыгина Е.В. Формирование элементов знаковой функции мышления в процессе игры. М., 1983. 314 с.
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1975. 121 с.
  13. Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир без опасности». М.: ИД «Цветной мир», 2017. 128 с.
  14. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение. 1990. 125 с.
  15. Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. 272 с.
  16. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. 5-е изд., инновационное, испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 с.
  17. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Под общ. ред. Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. М.: ИД «Цветной мир», 2019. 160 с.
  18. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: ГНОМ и Д, 2000. 160 с.
  19. Печера К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении. М.: Владос, 2010. 172 с.
  20. Поддьяков Н.И. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. М.: Педагогика, 1985. 260 с.
  21. Шаповал И.А. Основы психолого-педагогической коррекции. Оренбург: Изд-во ОГПУ 2004. 231 с.

Информация об авторах

Пинигина Ирина Александровна, педагог-психолог, Центр развития ребенка — детский сад № 172 города Тюмени (МАДОУ д/с №172 города Тюмени), Тюмень, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6189-8585, e-mail: ir.pinigina2016@yandex.ru

Селиверстова Юлия Викторовна, заведующий, Центр развития ребенка — детский сад № 172 города Тюмени (МАДОУ д/с №172 города Тюмени), Тюмень, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0102-0439, e-mail: seliverstovayv@mail.ru

Смольникова Марина Федоровна, старший воспитатель высшей квалификационной категории, Центр развития ребенка — детский сад № 172 города Тюмени (МАДОУ д/с №172 города Тюмени), Тюмень, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8503-2439, e-mail: smolnikova_172@bk.ru

Тимошенко Наталья Валерьевна, старший воспитатель высшей квалификационной категории, Центр развития ребенка — детский сад № 172 города Тюмени (МАДОУ д/с №172 города Тюмени), Тюмень, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1237-3619, e-mail: nt72ru@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 339
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 111
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1