Вестник практической психологии образования
2020. Том 17. № 4. С. 88–104
doi:10.17759/bppe.2020170409
ISSN: 2658-3100 (online)
Комплексная программа психолого-педагогической и медико-реабилитационной помощи детям, пострадавшим от боевых действий и вооруженных конфликтов «Андрюшка»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психодиагностика, психолого-медико-социальное сопровождение, медицинская и культурно-средовая реабилитация, реабилитационный потенциал
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170409
Для цитаты: Сюрин С.Н., Макарова Н.И., Потанина Е.В., Сюрина О.В., Сохрякова Е.А., Заикина Г.И., Смирнова Л.В. Комплексная программа психолого-педагогической и медико-реабилитационной помощи детям, пострадавшим от боевых действий и вооруженных конфликтов «Андрюшка» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 4. С. 88–104. DOI: 10.17759/bppe.2020170409
Полный текст
Описание целей и задач программы
Комплексная программа психолого-педагогической и медико-реабилитационной помощи детям, пострадавшим от боевых действий и вооруженных конфликтов «Андрюшка» разработана авторским коллективом специалистов МБОУ Образовательный центр «Созвездие» с целью оказания дифференцированной комплексной психолого-медико-социальной и реабилитационной помощи такой категории несовершеннолетних. В период ведения боевых действий на территории Донецкой и Луганской народных республик специалисты МБОУ Образовательный центр «Созвездие» не смогли остаться безучастными и по просьбе Уполномоченного по правам человека в Московской области Е.Ю. Семеновой и советника Главы ДНР по правам детей Э.М. Федоренко разработали, апробировали и внедрили программу комплексной стационарной реабилитации детей-инвалидов, пострадавших от боевых действий.
Цель программы: создание условий для преодоления ребенком десоциализирующих влияний боевых действий и вооруженных конфликтов посредством осуществления комплексного дифференцированного психолого-педагогического и дефектолого-логопедического сопровождения, медицинской и культурно-средовой реабилитации в условиях стационарного пребывания.
Задачи программы:
• развитие эмоционального интеллекта, коммуникативной компетентности, позитивной и конструктивной «Я-концепции»;
• формирование адекватной самооценки, обучение ассертивному поведению, формирование навыков уверенного поведения и толерантности;
• овладение навыками активного слушания, вербальными и невербальными средствами общения, умением согласованно работать в команде, повышение эффективности взаимодействия подростков в группе;
• снижение уровня ситуативной и личностной тревожности;
• выработка стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций;
• развитие импрессивной и всех компонентов экспрессивной речи, устранение нарушений устной и письменной речи, профилактика различных видов специфических расстройств развития школьных навыков;
• ликвидация пробелов знаний по учебным предметам;
• улучшение качества жизни у детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), восстановление и компенсация утраченных функций посредством комплексной медицинской и культурно-средовой реабилитации.
МБОУ Образовательный центр «Созвездие» является многофункциональным учреждением, реализующим адаптированные основные общеобразовательные программы (далее — АООП) для несовершеннолетних со специальными образовательными потребностями разных типов дизонто- генеза, от парциального когнитивного дефицита до тяжелых и множественных нарушений развития (далее — ТМНР), включая сопровождение детей с орфанными заболеваниями. В структуре центра создано и успешно функционирует 5 структурных подразделений:
• коррекционное отделение (оказание амбулаторной комплексной психолого-медикосоциальной помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам, в т.ч. с ТМНР);
• школьное отделение (обучение по АООП обучающихся с нарушениями слуха и зрения, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержками психического развития, расстройствами аутистического спектра, нарушениями интеллекта);
• отделение дифференцированного и индивидуализированного обучения (обучение детей с ТМНР по индивидуальным учебным планам и специальной индивидуальной программе развития);
• медико-реабилитационное отделение (осуществление медицинского сопровождения, коррекции, абилитации и реабилитации детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ, обращающихся за амбулаторной комплексной психолого-медико-социальной помощью, а также обучающихся в структурных подразделениях центра);
• отделение профессионально-трудовой адаптации и профессионального обучения для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов (обучение по программам предпрофессиональной и профессиональной подготовки детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ с формированием ключевых профессиональных компетенций по направлениям «парикмахер», «повар», «слесарь по ремонту транспортных средств», «работник клининговой службы»).
Следовательно, МБОУ Образовательный центр «Созвездие», являясь учреждением, работающим в режиме многофункциональности с позиций междисциплинарного и сетевого взаимодействия, имеет все возможности для реализации вышеуказанной программы, т.к. имеет кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы для ее реализации.
Характеристика участников программы
В реализации программы с 01.09.2019 г. по настоящее время приняло участие 3 группы детей из зон боевых действий в количестве 45 чел., в т.ч. с тяжелыми и множественными осколочными ранениями глаз, разрывами внутренних органов, парезами и параличами конечностей, посттравматической эпилепсией, генетическими заболеваниями, повреждениями позвоночника и нижних конечностей и др.
Формы реализации программы
Комплексная программа психолого-педагогической и медико-реабилитационной помощи детям, пострадавшим от боевых действий и вооруженных конфликтов «Андрюшка» реализуется в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах. Общий объем программы определяется структурой нарушений, выявленных у ребенка в ходе углубленного психолого-педагогического, дефектолого-логопедического и медицинского обследования.
Минимальная нагрузка на участника программы составляет: не менее 10 индивидуальных и 16 групповых психологических занятий, 10-16 индивидуальных или подгрупповых дефектологических занятий, 10-17 подгрупповых логопедических занятий. Объем медицинской реабилитации определяется на основании решения врачебного консилиума специалистов медикореабилитационного отделения МБОУ Образовательный центр «Созвездие». Все тематические планы занятий, на усмотрение специалистов, реализующих мероприятия программы, могут быть уменьшены или дополнены соответствующими разделами смежных тематических планов. Например, у ребенка по результатам углубленной дефектолого-логопедической диагностики нарушений письменной речи выявлены на письме признаки аграмматической и оптической дисграфии. Следовательно, специалист может использовать для коррекции выявленных нарушений упражнения, рекомендованные для коррекции как аграмматической, так и оптической дисграфии.
Занятия проводятся индивидуально, в микрогруппах по 2 чел., в подгруппах по 4-6 чел., в группах по 8-12 чел. ежедневно в течение периода стационарного пребывания участников программы. Режим занятий выстроен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами.
Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах согласно расписанию. Это позволяет работать с небольшим количеством детей и объединять их в группы по каким-либо признакам. Например, по актуальному уровню развития, зоне ближайшего развития, по возрасту и др. Это улучшает эффективность работы, коррекционного процесса, а также делает его разнообразным и повышает интерес детей.
На диагностическом этапе при составлении программы
используется следующий инструментарий
1. Технология психолого-педагогической диагностики детей и подростков от 3 до 18 лет в условиях специализированного психологического центра (учебно-методическое пособие для педагогов-психологов общеобразовательных организаций и ППМС центров) / Под общ. ред. С.Н. Сюрина. Красногорск, 2014. 138 с.
2. Технологии логопедической и дефектологической диагностики детей разных возрастных групп в условиях ППМС центра (учебно-методическое пособие для учителей-логопедов и учителей-дефектологов ППМС центров) / Под общ. ред. С.Н. Сюрина. Красногорск, 2014. 148 с.
3. Социально-педагогическая профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних (учебно-методическое пособие для социальных педагогов и работников социальной сферы, занимающихся вопросами социально-педагогической профилактики) / Н.А. Рачковская, С.Н. Сюрин, Р.А. Новиков, О.В. Тумаева. Красногорск, 2015. 192 с.
4. Чемодан психолога. Расширенная комплектация. Диагностический комплект. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.
5. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. Комплект: методика + стимульный материал.
6. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста (комплект из 3 частей). Ж.М. Глозман.
7. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова.
Этапы реабилитационной программы
Обеспечение комплексного разноуровневого характера психолого-педагогического и дефектолого-логопедического сопровождения детей, пострадавших от боевых действий, с учетом их актуального уровня и зоны ближайшего развития, с обеспечением медицинской и культурносредовой реабилитации в условиях стационарного пребывания составляет основу настоящей программы.
Учитывая, что программа разрабатывалась для детей-инвалидов с различными типами нарушения развития, в т.ч. для детей с тяжелыми и множественными осколочными ранениями глаз, разрывами внутренних органов, парезами и параличами конечностей, посттравматической эпилепсией, генетическими заболеваниями, повреждениями позвоночника и нижних конечностей и др., одним из главных достижений данной программы является междисциплинарный характер взаимодействия специалистов. Все участники программы должны иметь возможность в течение дня получить не только психолого-педагогическую и дефектолого-логопедическую помощь, посетить разнообразные мастер-классы, культурно-досуговые мероприятия, музеи и выставочные комплексы, но и пройти комплексную медицинскую реабилитацию: осмотры врачей-специалистов (психиатр, невролог, офтальмолог, реабилитолог, педиатр, оториноларинголог, стоматолог, психотерапевт), лечебный массаж, ЛФК, бальнео- и спелеолечение, механо- и эрготерапия, витаминотерапия, робототехническая и компьютерная реабилитация, локомоторная терапия, физиотерапевтическое и медикаментозное лечение в соответствии с назначениями врачей и др.
Разработанная и реализуемая программа включает в себя следующие основные этапы реабилитационного сопровождения.
I этап — первичное комплексное психолого-медико-социальное и медицинское обследование участников программы с составлением индивидуального плана сопровождения (2 дня).
II этап — активное психолого-педагогическое, дефектолого-логопедическое сопровождение культурно-средовой и медицинской реабилитации участников программы (17 дней).
III этап — заключительное комплексное психолого-медико-социальное и медицинское обследование участников программы с составлением рекомендаций для родителей по дальнейшему сопровождению и реабилитации детей (2 дня).
На всех этапах реализации комплексной программы психолого-педагогической и медикореабилитационной помощи детям, пострадавшим от боевых действий и вооруженных конфликтов «Андрюшка» для ее участников осуществляется культурно-средовая реабилитация, включающая в себя проведение выездных культурно-досуговых мероприятий с посещением музеев, культурновыставочных центров и театрализованных представлений. Общая продолжительность программы составляет 21 день.
Для сложной категории детей-инвалидов, нуждающихся в продолжении курса психологопедагогической и медико-реабилитационной помощи, предусмотрена пролонгация периода пребывания в условиях специализированного психологического центра, дообследование и консультирование в федеральных лечебно-реабилитационных учреждениях, оказывающих реконструктивно-пластическую, специализированную хирургическую высокотехнологическую помощь.
Почему же программа называется «Андрюшка»? Андрюшка в числе других детей приехал на реабилитацию в центр «Созвездие»» в январе 2020 года и до настоящего времени находится у нас. История его болезни началась в 2015 г., когда в результате минометного обстрела он в одночасье стал инвалидом, получив тяжелое ранение позвоночника с повреждением спинного мозга, парализацией нижних конечностей, выпадением навыков дефекации и мочеиспускания. Уже на вокзале стало понятно, что за 21 день ребенку не помочь. Андрюшка был на лечении в разных клиниках, в т.ч. и за рубежом. Везде прогноз неблагоприятный по отношению к самостоятельному передвижению. Мы решили все-таки попробовать, начали заниматься: психолого-педагогическое и дефектолого-логопедическое сопровождение, бальнеолечение, гидрореабилитация, массаж, ЛФК, физиотерапия и миостимуляция, медикаментозная поддержка и пр. Месяцы плодотворного труда, занятия с психологами, логопедами и дефектологами, гидрореабилитация в бассейне, механотерапия и робототехническая коррекция, оперативное лечение остеомиелита седалищной кости, ежедневные перевязки, физиотерапия, лечение спонтанного перелома правой бедренной кости с остеосинтезом. Уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что, несмотря на все перипетии, в случае с Андрюшкой можно восстановить ходьбу. Уже сейчас он делает большие успехи в бассейне, самостоятельно плавает, с каждым днем все более активными и уверенными стали движения ног, он уже способен отталкиваться ногами от бортика бассейна, увеличилась амплитуда и сила в ногах, восстанавливается объем мышечной ткани на бедрах и голенях. Безусловно, у него еще долгий путь по восстановлению, но мы на правильном пути.
Сама программа является уникальной по объемам и видам оказываемой помощи, благодаря применению технологий междисциплинарного подхода и сетевого принципа позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка, нуждающегося в дифференцированном сопровождении.
Реализация мероприятий программы способствует преодолению ребенком десоциализирующих влияний боевых действий и вооруженных конфликтов посредством осуществления комплексного дифференцированного психолого-педагогического и дефектолого-логопедического сопровождения, медицинской и культурно-средовой реабилитации в условиях стационарного пребывания.
У участников программы:
• происходит развитие эмоционального интеллекта, коммуникативной компетентности, позитивной и конструктивной «Я-концепции»;
• формируется адекватная самооценка, навыки активного слушания, уверенного и ассертив- ного поведения, толерантности;
• развиваются вербальные и невербальные средства общения, умение согласованно работать в команде;
• повышается эффективность межличностного взаимодействия;
• снижается уровень ситуативной и личностной тревожности;
• происходит выработка стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций;
• развивается понимание обращенной речи и всех компонентов экспрессивной речи;
• уменьшается степень проявления различных видов специфических расстройств развития школьных навыков и ликвидируются пробелы знаний по учебным предметам.
Дополнительными критериями оценки достижения планируемых результатов являются следующие показатели соматического статуса участников программы.
Антропометрические показатели
№ |
Критерий |
Показатели |
1 |
Рост |
Увеличение роста (при низких показателях ростовых характеристик) |
2 |
Вес |
Устранение дефицита массы тела / уменьшение веса при ожирении |
3 |
АД |
Нормализация показателей артериального давления в соответствии с нормативными возрастными показателями |
4 |
Пульс |
Нормализация показателей пульса в соответствии с нормативными возрастными показателями |
5 |
ЧДД |
Нормализация показателей ЧДД в соответствии с нормативными показателями |
6 |
Динамометрия |
Увеличение силы мышечного сокращения |
7 |
Окружность головы |
Увеличение окружности головы |
8 |
Окружность грудной клетки |
Увеличение окружности грудной клетки |
Распорядок дня участников комплексной программы психолого-педагогической
и медико-реабилитационной помощи детям, пострадавшим от боевых действий
и вооруженных конфликтов «Андрюшка»
№ |
Наименование мероприятия |
Время |
|
1 |
Подъем. Пробуждение. Утренний туалет |
08:00 — |
08:30 |
2 |
Утренняя гимнастика. ЛФК |
08:30 — |
09:00 |
3 |
Завтрак |
09:00 — |
09:15 |
4 |
Реализация мероприятий программы комплексного психолого-медикосоциального сопровождения. Индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия |
09:15 — |
11:30 |
5 |
Реализация программы медицинской реабилитации: спелеолечение, механотерапия, локомоторная терапия, медицинский массаж, бальнеолечение и гидрореабилитация, физиотерапевтическое лечение. Прием кислородных коктейлей |
11:30 — |
13:45 |
6 |
Обед |
13:45 — |
14.00 |
7 |
Тихий час |
14:00 — |
15:15 |
8 |
Полдник |
15:15 — |
15:30 |
9 |
Клубный час «Если друг не смеется, ты зажги ему солнце» |
15:30 — |
17:00 |
10 |
Культурно-досуговые мероприятия. Просмотр мультфильмов |
17:00 — |
18:30 |
11 |
Ужин |
18:30 — |
18:45 |
12 |
Прогулка на свежем воздухе. Подвижные игры. Свободное время |
19:00 — 21:00 |
13 |
Сонник |
21:30 — 21:45 |
14 |
Вечерний туалет. Отход ко сну |
21:45 — 22:00 |
15 |
Медикаментозное сопровождение по назначению врача-специалиста |
в течение дня |
Объем специализированной помощи в рамках реализации комплексной программы
психолого-педагогической и медико-реабилитационной помощи детям, пострадавшим
от боевых действий и вооруженных конфликтов «Андрюшка»
№ |
Наименование услуги |
Кол-во |
Категория получателей |
Проживание |
|||
1 |
Проживание |
21 день |
все участники |
2 |
Усиленное 5-разовое питание |
21 день |
все участники |
Медицинская реабилитация |
|||
3 |
С-витаминизация блюд |
21 день |
все участники |
4 |
Витаминотерапия |
10 дней |
все участники |
5 |
Профилактическая дегельминтизация |
однократно |
все участники |
6 |
Спелеолечение |
15 процедур |
все участники |
7 |
Эрготерапия |
15 процедур |
по назначению врача-специалиста |
8 |
Иппотерапия |
15 процедур |
по назначению врача-специалиста |
9 |
Виброплатформа |
15 процедур |
по назначению врача-специалиста |
10 |
Локомоторная терапия |
10 процедур |
по назначению врача-специалиста |
11 |
ЛФК |
20 процедур |
все участники |
12 |
Медицинский массаж |
10 процедур |
по назначению врача-специалиста |
13 |
Бассейн |
20 процедур |
все участники |
14 |
Г идрореабилитация |
15 процедур |
по назначению врача-специалиста |
15 |
Кислородные коктейли |
15 процедур |
все участники |
16 |
Магнитотерапия |
10 процедур |
по назначению врача-специалиста |
17 |
Дарсонваль |
10 процедур |
по назначению врача- специалиста |
18 |
УВЧ |
10 процедур |
по назначению врача-специалиста |
19 |
Светолечение |
10 процедур |
по назначению врача-специалиста |
20 |
Миостимуляция |
10 процедур |
по назначению врача-специалиста |
21 |
Механомассаж стоп |
10 процедур |
по назначению врача-специалиста |
22 |
Озокеритолечение |
10 процедур |
по назначению врача- специалиста |
23 |
Парафинотерапия |
10 процедур |
по назначению врача-специалиста |
24 |
Т ранскраниальная микрополяризация |
10 процедур |
по назначению врача-специалиста |
25 |
Т ранскраниальная электростимуляция |
10 процедур |
по назначению врача-специалиста |
26 |
Динамическая магнитно-лазерная стимуляция головного мозга (транскраниально) |
10 процедур |
по назначению врача-специалиста |
27 |
Динамическая магнитно-лазерная стимуляция спинного мозга (трансвертебрально) |
10 процедур |
по назначению врача-специалиста |
28 |
Электросон |
10 процедур |
по назначению врача-специалиста |
29 |
Осмотр врача-психиатра |
2 (первичный и динамический) |
все участники |
30 |
Осмотр врача-стоматолога |
1 (первичный) |
все участники |
31 |
Осмотр врача-оториноларинголога с аудио- и тимпанометрией |
1 (первичный) |
все участники |
32 |
Осмотр врача-реабилитолога |
2 (первичный и динамический) |
все участники |
33 |
Осмотр врача-офтальмолога с проведением биомикроскопии, остроты зрения, авторефрактометрии и периметрии |
1 (первичный) |
все участники |
34 |
Осмотр врача-педиатра |
5 (первичный и динамические) |
все участники |
35 |
Осмотр врача-невролога |
2 (первичный и динамический) |
все участники |
36 |
Осмотр врача-психотерапевта |
2 (первичный и динамический) |
все участники |
37 |
Электрокардиография |
2 (первичный и динамический) |
все участники |
38 |
Электроэнцефалография |
2 (первичный и динамический) |
все участники |
39 |
Измерение антропометрических показателей |
2 (первичный и динамический) |
все участники |
40 |
Медикаментозное сопровождение по назначению врачей-специалистов |
по назначению врача-специалиста |
по назначению врача- специалиста |
41 |
Проведение дополнительных инструментальных и диагностических процедур |
по мере необходимости |
по назначению врача- специалиста |
Программа психолого-медико-социального сопровождения |
|||
42 |
Углубленное психолого-педагогическое обследование познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы личности ребенка |
2 (первичное и динамическое) |
все участники |
43 |
Углубленное дефектологическое обследование познавательной сферы и учебных навыков |
2 (первичное и динамическое) |
все участники |
44 |
Углубленное логопедическое обследование уровня сформированности речевых навыков, выявление специфических расстройств развития учебных навыков |
2 (первичное и динамическое) |
все участники |
45 |
Курс индивидуальной психологопедагогической коррекции |
17 занятий |
все участники |
46 |
Курс индивидуальной дефектологической коррекции |
17 занятий |
все участники |
47 |
Курс индивидуальной логопедической коррекции |
17 занятий |
все участники |
48 |
Курс группового тренингового сопровождения |
17 занятий |
все участники |
Культурно-средовая реабилитация |
|||
49 |
Посещение мастер-классов |
21 день |
все участники |
50 |
Кружковые занятия |
21 день |
все участники |
51 |
Выездные культурно-досуговые мероприятия, экскурсионная деятельность |
не менее 5 |
все участники, по отдельному плану |
52 |
Посещение библиотеки. Чтение художественной литературы |
21 день |
все участники |
Задачи и направления медицинской реабилитации
Основная цель медицинской реабилитации — улучшение качества жизни людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, то есть восстановление или компенсация утраченных функций, преодоление болевого синдрома, психологическая помощь. Медицинская реабилитация — сложное понятие, которое включает в себя разнообразные направления работы и состоит из ряда этапов.
Этапы медицинской реабилитации.
I этап — диагностический — состоит из консультативных приемов врачей-специалистов, антропометрии, динамометрии, ЭЭГ, ЭКГ и т.д. Консилиум врачей-специалистов (педиатра, невролога, психиатра, психотерапевта, офтальмолога, оториноларинголога и реабилитолога) проводит осмотр ребенка и разрабатывает план медицинской реабилитации.
II этап — реабилитационный — заключается непосредственно в осуществление рекомендованного консилиумом плана медицинских реабилитационных мероприятий.
III этап — заключительный I динамический — подразумевает под собой повторное обследование ребенка всеми врачами-специалистами с целью оценки полученных результатов (динамики) в ходе реабилитации.
Характеристика этапов медицинской реабилитации
№ |
Наименование этапа |
Проводимые мероприятия |
Кол-во |
1 |
Диагностический |
Осмотр врача-психиатра |
1 |
Осмотр врача-стоматолога |
1 |
||
Осмотр врача-оториноларинголога |
1 |
||
Осмотр врача-реабилитолога |
1 |
||
Осмотр врача-офтальмолога |
1 |
||
Осмотр врача-педиатра |
1 |
||
Осмотр врача-невролога |
1 |
||
Осмотр врача-психотерапевта |
1 |
||
Электрокардиография |
1 |
||
Электроэнцефалография |
1 |
||
Измерение антропометрических показателей |
1 |
||
Динамометрия |
1 |
||
Пульсоксиметрия |
1 |
||
Проведение дополнительных инструментальных и диагностических процедур |
по назначению врача-специалиста |
||
Составление реабилитационного маршрута для обследуемого |
1 (возможна корректировка в процессе реализации) |
||
2 |
Реабилитационный |
Реализация методов медицинской реабилитации |
согласно реабилитационного маршрута |
3 |
Заключительный |
Динамический осмотр врача-психиатра |
1 |
Динамический осмотр врача-стоматолога |
1 |
||
Динамический осмотр врача-оториноларинголога |
1 |
||
Динамический осмотр врача-реабилитолога |
1 |
||
Динамический осмотр врача-офтальмолога |
1 |
||
Динамический осмотр врача-педиатра |
1 |
||
Динамический осмотр врача-невролога |
1 |
||
Динамический осмотр врача-психотерапевта |
1 |
||
Электрокардиография |
1 |
||
Электроэнцефалография |
1 |
||
Измерение антропометрических показателей |
1 |
|
|
Динамометрия |
1 |
Пульсоксиметрия |
1 |
||
Оформление медицинского заключения по результатам реализации реабилитационного маршрута с дальнейшими рекомендациями. |
1 |
Методы и средства медицинской реабилитации детей: для того чтобы реабилитация прошла успешно и принесла положительные результаты, необходимы совместные усилия множества специалистов, поскольку сочетание методов может быть гораздо эффективнее, чем применение одного какого-то способа восстановления. План реабилитационных мероприятий составляется индивидуально и нередко включает в себя следующие процедуры.
1. ЛФК. Лечебная физкультура показана практически при всех видах травм и заболеваний, ограничивающих подвижность. К особенно хорошим результатам могут привести занятия на специальных тренажерах (так называемая механотерапия). ЛФК позволяет осторожно прорабатывать отдельные мышцы и суставы, не перегружая их, развивать координацию и чувство равновесия, восстанавливать двигательную активность и точность движений.
2. Эрготерапия. Разновидность лечебной физкультуры, цель которой — восстановить навыки самообслуживания, выработать конкретный алгоритм для выполнения не абстрактных, а обычных повседневных действий, необходимых в быту.
3. Физиотерапия. Физиотерапия включает в себя десятки лечебных методик, основанных на воздействии таких физических факторов, как магнитные поля, ультразвук, электричество, а также водолечение и различные прогревания. Физиотерапевтические методы значительно ускоряют процесс восстановления тканей, улучшают кровообращение, снимают отеки и болезненные ощущения.
4. Массаж. Играет огромную роль в программе реабилитации инвалида, помогает поддерживать мышцы в тонусе и предотвращать появление пролежней, если пациент вынужден долгое время проводить в одном положении. Кроме того, массаж улучшает кровообращение и ускоряет обменные процессы.
5. Психотерапия. Инвалидность — тяжелое испытание для человека. Апатия, плохое настроение, ангедония и даже депрессия — частые спутники инвалидности, и справиться с ними своими силами подчас просто невозможно. Психотерапия не только помогает принять текущее положение вещей, но и позволяет пациенту определить цели и задачи, оценить свои возможности и перспективы, найти в себе силы для борьбы с болезнью. Положительные результаты зачастую дает групповая терапия, ведь человеку важно понимать, что он не один и его проблема не уникальна.
Основные принципы медицинской реабилитации в рамках учреждения:
• индивидуально-дифференцированный подход к каждому пациенту;
• максимально раннее начало проведения реабилитационных мероприятий (РМ);
• комплексность использования всех доступных и необходимых РМ, имеющихся в учреждении;
• индивидуализация программы реабилитации;
• непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов реабилитации;
• социальная направленность РМ;
• использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.
В учреждении обеспечивается мультидисциплинарный подход к осуществлению реабилитационных мероприятий.
Мультидисциплинарный подход к осуществлению реабилитационных мероприятий — это применение комплекса мер медицинского, педагогического, профессионального и социального характера при взаимодействии специалистов различного профиля, включая различные виды помощи по преодолению последствий заболевания, изменению образа жизни, снижению воздействия факторов риска с целью определения цели реабилитации, необходимости и достаточности, продолжительности, последовательности и эффективности участия каждого специалиста в каждый конкретный момент времени течения реабилитационного процесса.
Реабилитационная мультидисциплинарная бригада (МДБ) определяет индивидуальную программу реабилитации пациента, осуществляет текущее медицинское наблюдение и проведение комплекса реабилитационных мероприятий.
Мультидисциплинарный подход осуществляется членами МДБ, включающей:
• врачей — педиатра, психиатра, психотерапевта, невролога, офтальмолога, оториноларинголога, врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине, врача-физиотерапевта;
• средний медицинский персонал — медицинских сестер по лечебной физкультуре, гидрореабилитации, физиотерапии, лечебному массажу, вакцинотерапии и профилактике и пр.;
• специалистов, осуществляющих контроль безопасности и эффективности проведения реабилитационных мероприятий в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи.
Литература
- Агеева И.А. Успешный учитель. Тренинговые и коррекционные программы. СПб: Речь, 2007. 208 с.
- Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2010. 363 с.
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб: Питер, 2007. 271с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Изд.: Питер, 2008. 398 с.
- Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М.: Эксмо, 2007. 416 с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Ось — 89, 2007. 256 с.
- Воробьева О.Я. Коммуникативные технологии в школе. М.: Учитель, 2008. 144 с.
- Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб: Речь, 2008. 336с.
- Кови С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей. М., 2006. 396 с.
- Кори Дж. Техники групповой психотерапии. СПб, 2001. 320 с.
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1999. 192 с.
- Ли Д. Практика группового тренинга. СПб: Питер, 2001. 224 с.
- Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Академия, 2004. 256 с.
- Макартычева Г.И. Тренинги для подростков и их родителей. СПб: Речь 2007. 368 с.
- Прутченков А.С. Школа жизни. Методические разработки социально-психологических тренингов. М., 2000. 192 с.
- Психология общения. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011. 2280 с.
- Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать?: Пособие для психолога и педагога. 2003. 138 с.
- Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации / Под ред. А.Ф. Шадуры. СПб: Речь, 2005. 176 с.
- Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги. СПб: Речь, 2008. 192с.
- Харт Л. Из гусеницы в бабочку. Три ступени личностного роста. СПб: Питер, 1997. 192 с.
- Юдина И.Г. Когда не знаешь, как себя вести... Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу. М.: АРКТИ, 2007. 64 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 742
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 445
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0