Региональный опыт организации и проведения конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог» в Свердловской области

63

Аннотация

В статье описывается конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог» как один из эффективных механизмов стимулирования и поддержки профессионального развития кадрового потенциала психологической службы в образовании Свердловской области. Также уделено внимание особенностям организации и проведения конкурса в регионе, рассматриваются изменения в содержании конкурсных испытаний, которые варьируются в соответствии с современными тенденциями развития психологической науки и психолого-педагогической службы в системе образования и со спецификой региона. Результаты анализа восьмилетнего опыта проведения конкурса «Педагог-психолог» в Свердловской области позволяют отметить позитивные тенденции в том, как меняется мотивация и уровень профессиональной компетентности педагогов-психологов. Данные изменения проявляются в высоких показателях специалистов Свердловской области на федеральном этапе конкурса. Большое значение в достижении таких высоких результатов имеет подготовка конкурсантов в регионе, которая организована в форме командной работы (с привлечением участников и победителей федерального этапа конкурса), и проводится под руководством главного внештатного психолога Свердловской области, — чем и обеспечивается успешность представления профессионального мастерства конкурсантами.

Общая информация

Ключевые слова: конкурс «Педагог-психолог России», профессиональная компетентность психолога, психологическая служба в образовании

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2022190202

Получена: 26.07.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Васягина Н.Н., Шемпелева Н.И., Булатова Н.А. Региональный опыт организации и проведения конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог» в Свердловской области [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 2. С. 20–28. DOI: 10.17759/bppe.2022190202

Полный текст

Современные стандарты образования уделяют большое внимание развитию личности ребенка, его возрастным и индивидуальным особенностям, сохранению и укреплению его психического и психологического здоровья. Большое внимание уделяется индивидуализации образования, созданию таких условий в образовательной среде, где каждый ребенок сможет реализовать свои потенциальные возможности вне зависимости от индивидуальных, психофизических особенностей, образовательных потребностей. В условиях решения этих сложных задач психологическая служба в системе образования России переживает период трансформации и находится в фокусе особого внимания, возрастают требования к профессионализму и личностным качествам педагога-психолога, происходят изменения в способах профессиональной деятельности, позволяющих решать актуальные проблемы детского развития, разрабатываются практики межпрофессионального, межведомственного, междисциплинарного взаимодействия.

Активное развитие и укрепление психологической службы в последние годы идет с учетом регионального разнообразия России, и при сохранении общих для всего образовательного пространства страны аспектов деятельности службы создаются условия для существования вариативных моделей психологической службы образования, соответствующих целям и задачам развития каждого региона [5; 8].

Особое внимание в становлении и развитии Службы в Свердловской области уделяется следующим задачам:

·              поддержание высокого уровня профессиональной квалификации педагогических работников через организацию непрерывного психолого-педагогического образования, обеспечение условий для персонификации траекторий профессионального развития педагогов-психологов, создание электронных платформ и ресурсов информального развития психолого-педагогической квалификации;

·              обеспечение консорциума науки и практики: разработка научных оснований деятельности, проведение научных исследований в интересах Службы, применение научно обоснованных технологий и методов в практической деятельности психолога образования, разработка и применение инновационных подходов и технологий психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса;

·              развитие внутриведомственного и межведомственного взаимодействия для обеспечения комплексного подхода к работе со случаем, согласованности и преемственности действий в ситуации решения совместных задач, рационального использования ресурсов, обмена эффективными практиками [2; 3].

В психологической службе системы образования Свердловской области традиционно площадками для определения лучших технологий, обмена опытом являются научно-практические конференции, постоянно действующие областные семинары-совещания, супервизии, региональные конкурсы профессионального мастерства, особое место среди которых занимает региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России» как один из эффективных механизмов стимулирования и поддержки профессионального развития кадрового потенциала Службы (в соответствии с дорожной картой реализации стратегии развития Психологической службы в системе образования Свердловской области).

Профессиональный конкурс для педагогов-психологов в Свердловской области берет свое начало в 2014 году; по инициативе сотрудников отдела психолого-педагогического сопровождения студентов Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) при поддержке Управления образования Администрации города Екатеринбурга, а также Института психологии ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» впервые в 2014 году был организован I Областной конкурс «Педагог-психолог Свердловской области — 2014». И с тех пор конкурс стал ежегодным, целью конкурса являлось стимулирование профессионального роста и создание условий для реализации творческого потенциала педагогов-психологов Свердловской области.

В первые годы проведения конкурс включал два этапа:

I этап — проведение заочной международной научно-практической конференции «Психология образования: вчера, сегодня, завтра»;

II этап — прием конкурсной документации и выполнение конкурсных заданий (эссе, решение психологической задачи, составление психологического портрета персонажа).

В конкурсе 2016 года педагогам-психологам, претендующим на звание лучшего, предстояло выполнить ряд конкурсных заданий:

1.            эссе на одну из предложенных тем: «Психологическое здоровье личности в образовательной организации», «Психологическое знание в моей личной и профессиональной жизни», «Мой рецепт профилактики эмоционального выгорания педагога-психолога», «Психология в образовании: вчера, сегодня, завтра»;

2.            представить разработанную психологическую памятку, созданную с целью психологической профилактики и просвещения субъекта образования (на выбор: воспитанники / ученики / студенты, педагоги, родители);

3.            представить авторский психологический проект.

Лучшие педагоги-психологи определялись по номинациям «Педагог-психолог дошкольного образования», «Педагог-психолог общего образования», «Педагог-психолог среднего профессионального образования», «Педагог-психолог коррекционного (специального) образовательного учреждения», «Педагог-психолог дополнительного образования».

В связи с повышением внимания к профессии педагога-психолога и ростом ее востребованности начиная с 2017 года конкурс «Педагог-психолог Свердловской области» проводится как региональный этап федерального конкурса профессионального мастерства среди педагогов-психологов.

На протяжении всего периода существования конкурса испытания, которые проходят участники, варьируются в соответствии с современными тенденциями развития психологической науки и психолого-педагогической службы в системе образования и спецификой региона. Так, в первые годы проведения конкурса в фокусе внимания оставалось формирование и укрепление профессиональных компетенций, навыков описания и предоставления результатов исследований, соответственно, среди конкурсных испытаний были профессиональное тестирование, составление психологического портрета и написание психологического заключения. В настоящее время актуальным стал вопрос о реализации профессиональных навыков и компетенций в профессиональной деятельности специалиста, поэтому в финальных этапах конкурса появились испытания «Блиц-интервью», «Профессиональные кейсы», в которых педагогу-психологу предлагается «здесь и сейчас» продемонстрировать на практике свой профессионализм.

Опираясь на опыт организации и проведения конкурсов прошлых лет, а также обратной связи от специалистов, участвующих в профессиональных мероприятиях в течение года, команда организаторов и экспертов конкурса профессионального мастерства для педагогов-психологов области, включающая ведущих ученых ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», специалистов ГБУ СО ЦППМСП «Ладо», представителей Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, ежегодно разрабатывают конкурсные испытания с учетом потребностей в формировании тех или иных компетенций у педагогов-психологов области, среди которых компетенции в области современных форм работы с разными группами обучающихся (детьми-инвалидами, одаренными обучающимися, обучающимися с ОВЗ, детьми с девиантным поведением и др.); форм и способов предоставления информации о реализуемых направлениях работы; навыков самопрезентации, систематизации профессионального опыта. Еще до начала конкурсных испытаний командой организаторов и экспертов конкурса проводятся вебинары, онлайн-консультации для участников конкурса с целью информирования, оказания методической помощи и психологической поддержки. Комплексный подход к разработке концепции регионального конкурса профессионального мастерства способствует не только достижению целей и задач конкурса, но и определяет точки профессионального роста для специалистов региона.

На сегодняшний день конкурс профессионального мастерства для педагогов-психологов Свердловской области включает два тура: первый тур — экспертный; второй тур — финальный.

Экспертный (первый) тур включает в себя четыре конкурсных испытания: в том числе три заочных. Первое испытание — «Характеристика профессиональной деятельности», в котором конкурсант представляет основные сведения о себе как о профессионале, целях, задачах, основных направлениях своей профессиональной деятельности; информирует о применяемых психолого-педагогических технологиях, методиках, программах; разработанных методических материалах. Целью данного испытания является оценка опыта профессиональной деятельности, соответствие деятельности специалиста требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», оценка культуры предоставления информации. Второе испытание — «Визитная карточка» — видеоролик, представляющий педагога-психолога, рассказывающий об опыте реализации психолого-педагогической практики и/или инновационной технологии оказания психолого-педагогической помощи. Данное испытание позволяет оценить творческий подход в представлении результатов своей профессиональной деятельности, владение техническими способами представления информации, навыками самопрезентации. Третье испытание — «Защита реализуемой психолого-педагогической практики» — видеофрагмент апробированного на практике группового занятия. По результатам участия конкурсанта в данном испытании можно оценить эффективность, обоснованность, оригинальность содержания, профессионализм, соответствие деятельности педагога-психолога требованиям нормативно-правовых документов. Четвертое, очное, испытание экспертного (первого) тура — «Блиц-интервью». Испытание проводится в форме экспресс-интервью по актуальным проблемам психологии образования. В данном испытании экспертами оценивается глубина раскрытия проблемы, аргументация собственного мнения, логичность и грамотность изложения, а также коммуникативные качества специалиста.

Финальный (второй) тур регионального этапа конкурса, содержит одно конкурсное испытание — «Профессиональные кейсы», проводится в форме открытого мероприятия, иллюстрирующего психолого-педагогическую проблему. Конкурсанту предлагается провести анализ и оценку проблемной психолого-педагогической ситуации, принять решение и сформулировать свой вариант решения проблемы [6].

Таким образом, конкурс включает в себя экспертизу представленных методических материалов, демонстрацию конкурсантом владения приемами, методами, технологиями сопровождения, коррекции и развития, результатов использования своих наработок. Эксперты оценивают владение профессиональными компетенциями в области оказания психолого-педагогической помощи, умениями и навыками коммуникативного взаимодействия, культуру и оригинальность.

2020 год внес свои коррективы, в процессе организации и проведения очных испытаний конкурса впервые применялись дистанционные технологии. Перед каждым испытанием проводились консультации и тестовые подключения как с конкурсантами, так и с экспертами конкурса с целью отработать технологию и снизить эмоциональное напряжение всех участников, усилившееся вследствие изменения условий проведения отборочных испытаний и недостатка опыта взаимодействия в дистанционном формате. Впервые испытания «Блиц-интервью» и «Профессиональные кейсы» проводились дистанционно — онлайн.

Опыт проведения испытаний в дистанционном формате открыл новые грани в развитии конкурса, так как данный формат позволил значительно расширить спектр компетенций всех участников, а также приобрести опыт профессионального взаимодействия онлайн, который может быть применим в дальнейшей профессиональной деятельности специалистов (проведение консультаций, семинаров, собраний онлайн). Большинство участников проявили гибкость, стрессоустойчивость, готовность принимать новый опыт в условиях высокого эмоционального напряжения.

Современные условия всеобщего перехода к удаленному взаимодействию также способствовали дальнейшему развитию психологической службы в образовании Свердловской области. Дистанционный формат во многом облегчил процесс взаимодействия специалистов, обмена опытом, оказания профессиональной помощи и поддержки, формирования культуры наставничества.

Подготовка конкурсантов в регионе организована в форме командной работы с привлечением участников и победителей федерального этапа конкурса и проводится под руководством главного внештатного психолога Свердловской области, чем и обеспечивается успешность представления профессионального мастерства конкурсантами.

В регионе стал традиционным опыт, когда победители прошлых лет приглашаются к организации конкурсных испытаний и экспертизе конкурсных работ, принимают активное участие в процессе подготовки конкурсантов, делятся опытом и находятся в тесном взаимодействии со всеми участниками, организаторами и экспертами конкурса, участвуют в разработке конкурсных заданий, задачей которых является не только раскрытие потенциала конкурсантов, но и предоставление им возможности проявить профессиональное мастерство в самых актуальных вопросах деятельности педагога-психолога.

Рост профессионализма участников конкурса отмечается экспертным сообществом по результатам оценивания участников на протяжении всех этапов конкурса. Критерии оценивания включают аспекты, необходимые для анализа успешности освоения специалистами требований, предъявляемых профстандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [7]. Важным развивающим моментом на этапе подведения итогов конкурса является то, что у всех участников есть возможность получить обратную связь от экспертного сообщества. Организаторы традиционно приглашают экспертов оставить свои комментарии о прошедших этапах конкурса. Рекомендации экспертов, высказанные в форме свободного диалога, как правило, дают мощный импульс для профессионального развития участников, обмена опытом, для объединения профессионального сообщества.

Анализ восьмилетнего опыта проведения конкурса «Педагог-психолог» в Свердловской области позволяет отметить позитивные тенденции в изменении мотивации и уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов. Об этом свидетельствуют данные об увеличении количества участников конкурса в последние годы: 2019 — 21 заявка, 2021 — 44 заявки, а также высокие результаты конкурсантов Свердловской области, представляющих свой регион на федеральном этапе конкурса. Так, в 2019 второе место присуждено Григорян Елене Николаевне, в 2020 году также второе место заняла Ивакина Марина Витальевна, а в 2021 году — лучшим педагогом-психологом страны признана Котова Светлана Алексеевна, специалист МБУ «Екатеринбургский центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог».

Конкурс профессионального мастерства в Свердловской области является одним из факторов развития профессиональных компетенций и повышения мотивации к овладению новыми компетенциями, необходимость которого продиктована современным обществом и развитием психологической науки. Вместе с тем, конкурс формирует готовность педагога-психолога к профессиональной творческой реализации, способствует удовлетворенности содержанием профессиональной деятельности, укрепляет систему ценностей личности профессионала, иерархию целей, потребностей и интересов, а также играет значительную роль в становлении и развитии психологической службы в образовании Свердловской области [1].

Литература

  1. Васягина Н.Н., Афанасенкова Е.Л. Саморазвитие и самореализация педагогических работников в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2019. № 2. С. 10–30. doi:10.26170/po19-02-02
  2. Васягина Н.Н., Ибатуллина А.В. О психологической службе в системе образования Свердловской области [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2020. № 1. С. 94–102. doi:10.26170/po20-01-12
  3. Васягина Н.Н., Минюрова С.А., Пестова И.В. Региональная модель внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в Свердловской области [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 32–40. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2019/n1/Vasyagina_Minyurova_Pestova.shtml (дата обращения:  20.07.2022).
  4. Дубровина И.В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 3. С. 8–16. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2011/n3/47700.shtml (дата обращения: 20.07.2022).
  5. Калитько Е.Н., Соловьева Н.А. Конкурсы профессионального мастерства как фактор развития профессиональных компетенций и повышения мотивации к овладению новыми, предъявляемыми требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 2. С. 52–60. doi:10.17759/bppe.2021180206
  6. Положение об организации и проведении регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2021» [Электронный ресурс] // Педагог-психолог России. Всероссийский конкурс профессионального мастерства. URL: https://педагогпсихолог.рф/docs2022 (дата обращения 20.07.2022).
  7. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н, зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 18.08.15, регистрационный № 38575 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_185098/1d5a331e22b04694fd4ed9299de5f0008af6c799 (дата обращения 20.07.2022).
  8. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: Учебник для академического бакалавриата: В 2 ч. Ч. 1. / под ред. И.В. Дубровиной. 5-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 237 с.

Информация об авторах

Васягина Наталия Николаевна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии образования Института психологии, Уральский государственный педагогический университет, заместитель директора, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»), Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3899-3768, e-mail: vasyagina_n@mail.ru

Шемпелева Наталья Ивановна, аспирант, кафедра психологии образования, Уральский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО УрГПУ), заместитель директора, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»), Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6747-9931, e-mail: nat-shempeleva@yandex.ru

Булатова Наталья Александровна, старший методист, отдел по развитию психологической службы в образовании и службы медиации, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»), Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1943-5664, e-mail: bulatovan.a@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 244
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 63
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 7