Введение
Реализация федеральной программы «Развитие образования на 2018–2025 годы» в образовательной практике привела к изменению условий профессионального развития обучающихся педагогических вузов и к их дальнейшей социализации в профессиональном сообществе. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что приоритетным направлением социальной политики государства на современном этапе является достижение высокого качества образования без ущерба здоровью обучающихся. Оптимальное решение этой задачи на начальном этапе обучения в вузе связано с использованием преподавателями методик и технологий адаптивной направленности.
Теоретико-методологической основой исследования проблемы адаптации являются:
- психологические и социальные виды адаптации (Ю.В. Кобазова [Кобазова, 2022], О.С. Михно [Михно, 2020], Н.В. Осипова [Осипова, 2015], Ю.В. Шильцова [Шильцова, 2020], Е.В. Яковлев [Яковлев, 2016] и др.);
- пути сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательной среде (Е.Е. Андреева [Андреева, 2022], И.Л. Орехова, З.И. Тюмасева [Тюмасева, 2018; Тюмасева, 2022], И.В. Тюряпина [Тюряпина, 2016] и др.);
- адаптивные технологии обучения (Я.В. Кухтина [Кухтина, 2022], О.Ю. Муллер [Муллер, 2022], О.В. Попова [Попова, 2016], Н.Н. Селезнева [Селезнева, 2022] и др.);
- адаптация студентов (М.В. Григорьева [Григорьева, 2017], Р.Р. Хусаинова [Хусаинова, 2004], А.Э. Цымбалюк [Цымбалюк, 2017], Р.М. Шамионов [Шамионов, 2022] и др.);
- адаптация первокурсников к обучению в вузе (С.В. Акимова [Акимова, 2015], Ю.А. Бохонкова [Бохонкова, 2016], В.В. Лагерев [Лагерев, 1991], Т.М. Маленкович [Маленкович, 2003], Р.Е. Пономарев [Пономарев, 2007], Н.Р. Салихова [Салихова, 2021], A.I. Clinciu [Clinciu, 2013] и др.);
- особенности учебной адаптации (Т.Д. Дубовицкая [Дубовицкая, 2010], Е.М. Земцова [Земцова, 2004], С.В. Панина [Панина, 2014], О.С. Филиппова [Филиппова, 2022] и др.);
- содержательно-процессуальный компонент адаптивной направленности процесса обучения физике (Е.М. Земцова [Земцова, 2004], Н.С. Пурышева [Исаев, 2015; Лоскутов, 2022], Е.М. Старикова [Старикова, 2009], О.Р. Шефер [Шефер, 2020; Shefer, 2021], О.А. Яворук [Акименко, 2013] и др.).
Большое количество работ по отдельным видам и направлениям реализации адаптации убеждает нас в том, что проблема эта актуальна как для школы, так и для вуза. В нашей работе мы рассматриваем адаптацию студентов первого курса — будущих учителей физики к вузовскому обучению.
Методология
В.В. Лагерев выделил понятие «адаптация студентов» и определяет его как интенсивный и динамичный, многосторонний и комплексный процесс жизнедеятельности, в ходе которого индивид на основе соответствующих приспособительных реакций вырабатывает устойчивые навыки удовлетворения тех требований, которые предъявляют к нему в ходе обучения и воспитания в высшей школе. При этом на первом и втором курсе происходит адаптация к образовательной и социокультурной среде вуза, а на старших — к избранной профессии и специальности [Лагерев, 1991].
Р.Р. Хусаинова определяет факторы процесса адаптации обучающихся в высшем учебном заведении: формы контроля и оценка учебной деятельности, характер взаимоотношений преподавателя и студента, условия занятий, недостаточный уровень фактической подготовленности, слабо выраженные навыки учебной работы, пассивная роль обучающегося, невысокий уровень культуры, нравственной и трудовой воспитанности, недостаточная выраженность установки на приобретение профессии, неуверенность в собственных силах [Хусаинова, 2004].
Т.М. Маленкович [Маленкович, 2003], Р.Е. Пономарев [Пономарев, 2007] выделили комплекс проблем первокурсника, ведущих к состоянию дезадаптации (проявляется в высоком напряжении или неуспеваемости студентов): новое отношение к профессии; освоение новых учебных норм, оценок, способов и приемов самостоятельной работы; приспособление к новому типу учебного коллектива, к его обычаям и традициям; обучение новым видам научной и учебной деятельности; приспособление к новым условиям быта в студенческом общежитии, новым образцам студенческой культуры, новым формам использования свободного времени. Е.М. Земцова добавляет: усложнение учебного материала, новые дисциплины, высокие требования к деятельности обучающихся [Земцова, 2004].
Е.М. Старикова [Старикова, 2009] выделяет компоненты адаптации в образовательном процессе при обучении физике.
- Психолого-социальный компонент адаптивной направленности обучения включает в себя психологическую и социальную виды адаптации и предусматривает создание благоприятного эмоционального фона занятия (снижение тревожности, конфликтности во время занятия), учет интересов обучающихся, развитие умения работать в группе и чувств ответственности, взаимопомощи и толерантности во взаимоотношениях с участниками группы.
Методика оценки данного компонента:
- уровни психоэмоциональных перегрузок, шкала самовосприятия Р. Бернса,
- определение способности к общению и саморегуляции,
- предпочтение студентов в выборе научно-популярной литературы, планы после окончания вуза.
Показатели психолого-социального критерия:
- психоэмоциональные перегрузки;
- самовосприятие студентом учебной деятельности,
- неосознанность выбора профессии, реактивная тревожность.
- Здоровьесохраняющий компонент представлен физиологической адаптацией и нацелен на нейтрализацию факторов, негативно влияющих на здоровье, за счет использования здоровьесохраняющих технологий.
Методика оценки данного компонента: самооценка здорового образа жизни, ценностные ориентации (отношение к проблемам здоровья), мое здоровье, режим дня.
Критерий здоровьесохранения: ценностные ориентации студентов, оценка влияния учебной нагрузки на здоровье, качественная и количественная работоспособность.
- Эргономический компонент адаптивной направленности содержит учебную и профессиональную виды адаптации, повышение учебных достижений студентов, повышение мотивации к изучаемому учебному материалу, иллюстрации его применения в будущей профессиональной деятельности.
Методика оценки данного компонента: журналы успеваемости студентов, учебная нагрузка, предпочтение студентов относительно учебных курсов, факторы, влияющие на успех обучающихся в учении, оценка трудолюбия и работоспособности.
Эргономический критерий: отношение студентов к выполнению домашнего задания; мотивация к обучению; качество усвоения физики; динамика продуктивной работоспособности.
- Содержательно-процессуальный компонент адаптивной направленности связан с учебной и профессиональной видами адаптации, преемственностью связей между школьными и вузовскими курсами физики, применением современных технологий обучения.
Результаты
Для выявления особенностей изучения физики в 10–11 классе, а также создания условий для адаптации к вузовскому формату учебно-познавательной деятельности мы провели анкетирование студентов первого курса ЮУрГГПУ, обучающихся по программе бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование», профильная направленность «Физика и математика». Анализ результатов анкетирования представлен в таблице 1.
Табл. 1. Анализ ответов студентов первого курса на вопросы анкеты
|
Вопросы |
Ответы, % |
|
|
1. Из-за ограничений в условиях пандемии в 2020 году Вы не сдавали ОГЭ, собирались ли Вы выбрать ОГЭ по физике до пандемии? |
да — 58 |
нет — 42 |
|
2. Если изучали физику в 10–11 классе, то недельная нагрузка по предмету у вас была |
2 ч в неделю — 53 |
|
|
3 ч в неделю — 16 |
||
|
5 ч в неделю — 11 |
||
|
не изучал вообще — 20 |
||
|
3. Работали ли Вы с оборудованием ГИА-лаборатории? |
да — 26 |
нет — 74 |
|
4. Сдавали ли Вы ЕГЭ по физике? |
да — 16 |
нет — 84 |
|
5. Как Вы готовились к ЕГЭ по физике? Можете выбрать несколько вариантов. |
на уроке — 16 |
|
|
на факультативе — 16 |
||
|
с репетитором — 11 |
||
|
самостоятельно — 16 |
||
|
не сдавал — 84 |
||
|
6. В вашей школе проводились дополнительные занятия по физике в 10–11 классе? |
да — 32 |
нет — 68 |
|
7. Посещали ли Вы дополнительные занятия по физике в 10–11 классе? |
да — 20 |
нет — 80 |
|
8. Посещали ли Вы дополнительные занятия по физике вне школы? |
да — 5 |
нет — 95 |
|
9. На каком этапе олимпиады по физике Вы принимали участие? |
школьный — 42 |
|
|
муниципальный — 16 |
||
|
региональный — 0 |
||
|
не принимал — 58 |
||
|
10. Выполняли ли Вы проект по физике в 7 классе? |
Да — 26 |
Нет — 74 |
|
11. Выполняли ли Вы проект по физике в 10 классе? |
Да — 0 |
Нет — 100 |
|
12. Удовлетворены ли Вы выбором места обучения? |
Да — 100 |
Нет — 0 |
|
13. Удовлетворены ли Вы условиями досуга, созданными университетом? |
Да — 100 |
Нет — 0 |
|
14. Изменился ли у Вас режим дня после поступления в университет? |
Да — 80 |
Нет — 20 |
|
15. Какие трудности у Вас возникли после поступления в университет? Можете выбрать несколько вариантов. |
А) неумение распределять свое время и силы — 32 |
|
|
Б) неготовность к выполнению высоких требований преподавателей — 11 |
||
|
В) неготовность работать с большим объемом новой информации — 47 |
||
|
Г) отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей, преподавателей — 5 |
||
|
Д) неготовность к самостоятельному обучению — 0 |
||
|
Е) отсутствие желания учиться — 16 |
||
|
Ж) расходование своего бюджета — 32 |
||
|
З) трудности жить отдельно от родителей — 11 |
||
|
И) трудности жить в общежитии — 11 |
||
|
К) трудности во взаимоотношениях с одногруппниками — 5 |
||
|
Л) много новых дисциплин — 32 |
||
Анализ данных таблицы 1 показывает, что 20% студентов не изучали в 10–11 классе физику, 84% студентов не сдавали ЕГЭ по физике, 74 % студентов не работали с ГИА-оборудованием. Все это может негативно сказаться на освоении дисциплины «Общая и экспериментальная физика», а впоследствии и дисциплины «Методика обучения физике».
В ноябре 2022 года студентам бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» профильная направленность «Физика и математика» набора 2022 года было предложена проверочная работа по физике, которую выполняли 19 человек, что составило 90% от общего числа студентов первого курса.
Диагностическая работа была направлена на проверку умений, сформированных у первокурсников при освоении школьного курса физики, таких как:
- использование понятийного аппарата в ситуации выбора;
- владение методологическими знаниями и экспериментальными умениями (проводить измерения, исследования и ставить опыты, интерпретировать результаты эксперимента);
- понимание принципов действия технических объектов;
- преобразование информации из одной знаковой системы в другую при работе с текстами физического содержания;
- владение методами решения расчетных, качественных задач;
- объяснение физических процессов в ситуациях практико-ориентированного характера, в том числе в комплексных задачах.
Задания КИМ представляли все таксономические уровни по всем разделам школьного курса физики: механика, молекулярно-кинетическая теория и термодинамика, электродинамика, оптика и квантовая физика. Задания разного уровня (базовый, повышенный, высокий) сложности включались в работу в таком соотношении, чтобы 47% от максимального балла составляли баллы за задания базового уровня, 33% — повышенного и 20% высокого уровней.
Результаты выполнения проверочной работы студентами первого курса представлены в таблице 2.
Табл. 2. Результаты проверочной работы
|
Получили отметку |
Число участников |
% от общего числа участников |
|
2 |
0 |
0 |
|
3 |
13 |
68,4 |
|
4 |
6 |
31,6 |
|
5 |
0 |
0 |
Результаты выполнения заданий показывают, что у обучающихся не сформированы навыки смыслового чтения, вызывают затруднения перевод единиц величины в систему СИ, снятие показаний с приборов измерения. Студенты испытывают значительные трудности при выполнении заданий на объяснение физических явлений и определение характера изменения физических величин при протекании различных процессов, информация о которых представлена в таблицах или графиках. Ошибки у студентов возникают из-за невнимательности при чтении текста задания, несформированности простейших математических навыков.
Задания, представленные в виде расчетных задач, позволяют осуществить полноценную проверку сформированности умения преобразовывать формулы, выстраивать логику рассуждения для получения результата в требуемой форме в нестандартной ситуации.
У многих студентов отсутствуют навыки самоконтроля, что зачастую приводит к появлению ответов, невероятных в рамках условия выполняемого из КИМ задания.
Следующим этапом мы определяли предпочтения студентов в выборе научно-популярной литературы. Анализируя данные анкетирования и диагностику читательской грамотности у студентов-первокурсников — будущих учителей физики, мы пришли к следующим выводам:
- многие обучающиеся не интересуются научной и научно-популярной литературой, а обращаются к ней только для выполнения заданий для получения оценки, если им ее рекомендовал преподаватель;
- основными источниками информации для большинства обучающихся являются интернет-сайты;
- основными видами самостоятельной работы с учебником в процессе обучения физике являются чтение, выделение главного в тексте, сопоставление содержания рисунков с текстом параграфа;
- при подготовке теоретической части домашнего задания обучающиеся пользуются конспектом, составленным на учебном занятии;
- учителям не хватает информации по методике формирования читательской грамотности при обучении физике, методике конструирования текстов физического содержания и заданий разного типа к ним;
- развитие способности обучающихся понимать и использовать информацию из текстов физического содержания для достижения поставленных перед ними целей требует увеличения числа заданий, способствующих формированию читательской грамотности у обучающихся всех уровней общего образования;
- сформированность читательской грамотности на начальном этапе обучения в вузе — 65,44%.
Для решения проблемы формирования читательской грамотности и методической подготовки будущих учителей мы разработали спецкурс «Формирование читательской грамотности при обучении физике», который мы предлагаем студентам в рамках факультативных дисциплин «Школьный физический кабинет» (4 курс) и «Методика подготовки к ГИА по физике» (5 курс). Результаты выполнения диагностической работы на старших курсах показывают, что читательские умения освоены 85,74% будущих учителей.
В рамках нашего исследования, проводимого на базе «ЮУрГГПУ» среди будущих учителей физики (студенты бакалавриата) по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Физика. Математика» на 1 курсе, мы предлагаем курс по дисциплине «Учебная практика по физике», рассчитанный на 44 часа практических занятий. В рамках этого курса студенты должны получить четкое представление о выбранной специальности, методах и формах обучения, видах, представляемых формах отчетных документов, организации их содержания, периодах сдачи текущего и итогового контроля знаний. Также цели курса — познакомить студентов с планами решения различного рода задач, заданий; привести примеры практико-ориентированных задач и при этом формировать функциональную грамотность; научить применять ГИА-оборудование и включать его в работу над проектной деятельностью; научить работать с научно-популярной литературой («Наука и жизнь», «Квант» и др.). В числе целей курса также можно назвать следующие: знакомить студентов с историей учебного заведения, факультета, кафедр; с известными выпускниками; рассказывать о традициях факультета, включать студентов в работу по подготовке и проведению различных мероприятий, привлекая первокурсников к социально-культурной жизни вуза, участию в социальных и образовательных проектах, научной работе (выступление с докладами на занятиях, выступление на конференциях, написание статей со студентами старших курсов).
Курс состоит из 2 блоков по 22 часа каждый. 1 блок — решение задач и повторение теоретического школьного материала. 2 блок — решение экспериментальных и профессионально-ориентированных задач с использованием ресурсов «Технопарка педагогических компетенций» и ГИА-лаборатории.
Опишем более подробно 2 блок курса в таблице 3.
Табл. 3. Планирование 2 блока курса по дисциплине «Учебная практика по физике»
|
№ |
Тема занятия |
Кол-во час. |
Примечание |
|
1 |
Физический эксперимент. Особенности физического эксперимента. |
2 |
Физические приборы: мензурка, термометр, динамометр, гигрометр, психрометр, электроскоп, электрометр и т. д. Самодельное оборудование, например: фонтан своими руками. |
|
2 |
Наблюдение. Программа наблюдения. Проведение наблюдения. |
2 |
См.: [1, с. 3–4]. Провести наблюдения физических явлений: диффузия, электризация тел, плавание тел, механическое движение тел и т. д. |
|
3 |
Виды погрешности в физическом эксперименте. Оценка погрешности. |
2 |
Решение заданий на определение погрешности и цены деления приборов в рамках ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. |
|
4 |
Возможности «Технопарка» в организации физического эксперимента. |
2 |
Экскурсия в «Технопарк». Задание к установкам «Технопарка»: познакомьтесь с установкой, опишите ее по плану. План изучения приборов. 1. Назначение прибора. 2. Принцип действия прибора (какое явление или закон положен в основе работы прибора). 3. Схема устройства прибора (его основные части, их назначение). 4. Правила пользования прибором. 5. Область применения прибора. Практическая работа «Построение фигур Хладни». |
|
5 |
Научный факт. Факты в системе естественно-научных знаний. |
2 |
См. [1, с. 10–16]. |
|
6 |
Лабораторные работы как инструмент развития функциональной грамотности. |
2 |
Учебный класс комплект по физике от компании SAGA CORPORATION. Эксперименты по разделу «Механика» [Степанов, 2022]. |
|
7 |
Экспериментальное задание ОГЭ по физике. |
4 |
Работа с ГИА-оборудованием. 1. Изучить особенности экспериментальных заданий в ОГЭ:
2. Подберите к каждому комплекту оборудования экспериментальные задания и возможное решение. 3. Выступите с докладом по одному из предложенных комплектов оборудования. |
|
8 |
Экспериментальные задачи и задания по физике в условиях цифровизации образования. |
2 |
Подберите виртуальные эксперименты и лабораторные работы. |
|
9 |
Возможности ЭФУ по физике в организации физического эксперимента. |
2 |
Проанализируйте возможности ЭФУ на примере учебника по физике А.В. Перышкина (УМК, издательство «Экзамен») по основным разделам школьного курса «Физика». |
|
10 |
Физический эксперимент как один из инструментариев развития функциональной грамотности. |
2 |
Контрольная работа по функциональной грамотности. |
Представим фрагмент контрольной работы по функциональной грамотности.
- Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Часто бывает необходимо сохранить пищу горячей или холодной. Чтобы помешать телу охладиться или нагреться, нужно А) __________ теплопередачу. При этом нужно сделать так, чтобы энергия не передавалась ни одним видом теплопередачи. В этих целях используют Б) _________ (см. рис.). Он состоит из В) ______________ (4) с двойными стенками. Внутренняя поверхность стенок покрыта блестящим металлическим слоем, а из пространства между стенками сосуда выкачан воздух. Лишенное воздуха пространство между стенками почти не проводит тепло. Металлический слой, отражая, препятствует передаче энергии Г) ____________. Чтобы защитить стекло от повреждений, его помещают в специальный металлический или пластмассовый Д) _________ (3). Сосуд закупоривается Е) _________ (2), а сверху навинчивается Ж) _________ (1).
Список слов и словосочетаний:
1) увеличить
2) уменьшить
3) излучение
4) термос
5) стеклянный сосуд
6) колпачок
7) футляр
8) пробка
9) жидкость
10) сосуд
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
|
- На рисунке изображена упаковочная коробка электросберегающей лампочки. Какую силу тока потребляет эта лампочка?
- Прочитайте текст и вставьте вместо пропусков слова из предложенного списка. Слова в ответе могут повторяться.
В жаркий день в школе после перемены уровень воды в кулере понизился (см. рис.). При этом масса воды в кулере А) ______________, давление воды на кран кулера Б) ___________, сила давления воды на кран кулера В) ________________.
1) уменьшилась(-ось)
2) увеличилась(-ось)
3) не изменилась(-ось)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
|
А |
Б |
В |
- Лампочка, мощность которой 60 Вт, горит ежедневно по 5 часов. Рассчитать стоимость электроэнергии, потребляемой лампочкой за месяц, при тарифе 4 руб/кВт*ч.
Итогом является отчетная документация по практике: дневник практики студента, отчет о выполнении индивидуального задания, отзыв руководителя практики о работе студента в период практики.
В результате работы со студентами по выполнению практических работ данного курса мы установили затруднения, которые они испытывали:
- определять недостающие сведения для разрешения предлагаемой дидактической ситуации — 58%;
- проявлять творческий подход к ее разрешению — 32%;
- применять знания о Федеральном государственном образовательном стандарте основного и среднего образования по физике, спецификации и кодификаторе ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по физике — 29 %.
Заключение
Данные исследования позволяют предложить студентам стратегии адаптивного поведения, а преподавателям естественно-научных дисциплин — рекомендации в организации процесса адаптации.
В нашем вузе специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза, связанная как с социальной адаптацией, так и с учебной. Последняя, решением кафедры физики и методики обучения физике, организуется в первом семестре при обучении дисциплине «Учебная практика по физике» и «Элементарная физика».
Первая и главная задача преподавателя курса «Элементарная физика» — обратить внимание, поставить в основу обучения вербальное описание явлений и отыскание аналогий в природе и технике, затем иллюстрирование вербальной информации графической и лишь в заключение — абстрактно-математическое оформление. Использовать цифровые ресурсы, включать в образовательный процесс работу технопарка.
Преподаватель, предоставляя индивидуальные домашние задания (ИДЗ), должен:
- контролировать правильное их выполнение студентом, время работы студента с ИДЗ;
- придерживаться выработанных на кафедре требований, предъявляемых к студентам;
- своевременно знакомить студентов с результатами проверки ИДЗ и комментариями по допущенным ошибкам;
- проводить консультации для снятия возникающих у студентов вопросов.
Создание условий для адаптивной направленности организации учебно-познавательной деятельности студентов на учебном занятии включает в себя: психологический аспект адаптации — это приспособление человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями личности, мотивами и интересами. Деятельностная адаптация — данный вид адаптации происходит параллельно с организационной. Она предполагает, что студент знакомится со всеми возможными для него видами деятельности: изучение предметов, привыкание к новому социальному статусу (студент), изучение и усваивание новых прав и обязанностей, запоминание новых требований к учебе (например, действие рейтинговой системы, правила оценки успеваемости обучающегося и пр.).
Таким образом, позитивным результатом успешно организованного процесса адаптации является адаптированность личности. Она включает в себя совокупность индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих в новых условиях жизнедеятельности наибольшую успешность деятельности, значимой для данного индивида, положительное отношение к этой значимой деятельности и эмоционально-нравственную удовлетворенность профессиональным обучением в целом.

