Введение
Введение профессионального экзамена обсуждалось ранее как одна из мер в контексте модернизации российского педагогического образования (Болотов, 2014). В настоящее время в педагогических университетах проходит внедрение профессионального (демонстрационного) экзамена (далее — демонстрационного экзамена) как формы промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации в рамках реализации Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (Об утверждении Концепции…, 2022). Обсуждаются особенности организации демонстрационных экзаменов в педагогических университетах (Рябова, 2024). Рассматриваются примеры такой организации демонстрационного экзамена, которая позволяет «определить не только уровень развития профессиональных компетенций, но и степень овладения способами решения профессиональных задач обучающимися будущими педагогами-психологами» (Егоренко, Леонова, Голованова, 2024, с. 54).
Согласно методическим рекомендациям (Методические рекомендации…, 2022; Методические рекомендации…, 2024) демонстрационный экзамен может проводиться как форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю), промежуточной аттестации по практике, государственной итоговой аттестации. Задания демонстрационного экзамена для педагогов-психологов включают структурированное описание психолого-педагогического занятия (Егоренко, Леонова, Голованова, 2024). При демонстрации студентами психолого-педагогического занятия в условиях, моделирующих реальную профессиональную деятельность, рекомендуемыми параметрами (критериями) оценивания результатов демонстрационного экзамена могут являться: психолого-педагогическая грамотность; коммуникативно-цифровая грамотность; научная грамотность; инструментальная грамотность. Таким образом, требования к организации и проведению демонстрационных экзаменов учитывают специфику профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Авторами была разработана методика определения готовности университета к проведению демонстрационного экзамена для выпускников программ подготовки педагогов-психологов. Был проведен мониторинг готовности педагогических университетов к введению демонстрационного экзамена для выпускников программ подготовки педагогов-психологов системы образования (далее — Мониторинг) (Сафронова и др., 2025), направленный на изучение соответствия опыта педагогических университетов в практико-ориентированной подготовке будущих педагогов-психологов требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Сафронова, Лисицына, 2024).
Материалы и методы
В мониторинге приняло участие 30 педагогических университетов из 27 субъектов Российской Федерации; 26 руководителей площадок для проведения демонстрационных экзаменов; 45 заведующих кафедрами, осуществляющими подготовку педагогов-психологов; 626 студентов бакалавриата выпускного курса, будущих педагогов-психологов.
Мониторинг был проведен в 2024 г. в два этапа:
1 этап — анкетирование руководителей площадок для проведения демонстрационных экзаменов,
2 этап — анкетирование заведующих кафедрами, осуществляющих подготовку педагогов-психологов; студентов программ бакалавриата выпускного курса в 2024/2025 учебном году, будущих педагогов-психологов.
Анкета для руководителя площадки проведения демонстрационного экзамена включала один блок вопросов: готовность педагогических университетов к введению демонстрационного экзамена для выпускников педагогов-психологов. Анкеты для заведующих выпускающими кафедрами и студентов бакалавриата, будущих педагогов-психологов, включали два блока вопросов: условия практической подготовки педагогов-психологов системы образования и готовность педагогических университетов к введению демонстрационного экзамена для выпускников педагогов-психологов. Анкетирование проводилось с использованием AnketologBox в онлайн-формате. Доступ респондентов к анкетам осуществлялся по ссылкам. Опрос студентов осуществлялся анонимно (Сафронова, Лисицына, 2024).
Математическая обработка данных производилась при помощи программного обеспечения IBM SPSS Statistics 27.00 Windows.
Результаты
Рассмотрим ответы ключевых субъектов деятельности по организации и проведению демонстрационного экзамена для педагогов-психологов в педагогическом университете.
Руководители площадок в педагогических университетах, участвующие в мониторинге, отметили в анкетах, что соблюдены требования Методических рекомендаций по организации и проведению профессиональных (демонстрационных) экзаменов по основным профессиональным образовательным программам высшего образования УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки Министерства просвещения Российской Федерации (Методические рекомендации…, 2022). Вместе с тем, поскольку внедрение демонстрационных экзаменов для педагогов-психологов продолжается в настоящее время, то в педагогических университетах накоплен положительный опыт в выполнении части рекомендаций (табл. 1).
Таблица 1 / Table 1
Выполнение рекомендаций по организации и проведению
демонстрационных экзаменов для педагогов-психологов
Implementation of recommendations for organizing and conducting
demonstration exams for educational psychologists
|
№ |
Рекомендации / Recommendations |
Педагогические университеты / Pedagogical universities |
|
1 |
Созданы отдельные (дополнительные) демонстрационные кабинеты для проведения демонстрационного экзамена для педагога-психолога / Additional demonstration rooms have been created |
9 |
|
2 |
Закуплено специальное оборудование для проведения демонстрационного экзамена для педагога-психолога / Special equipment were purchased |
7 |
|
3 |
Закуплено специальное учебно-методическое обеспечение для проведения демонстрационного экзамена для педагога-психолога / Special methodological support has been purchased |
4 |
|
4 |
Сформирован реестр экспертов для кадрового обеспечения демонстрационного экзамена для педагога-психолога / A register of experts has been formed |
4 |
|
5 |
Проводится инструктаж волонтеров, технического персонала, обучающихся и экспертов демонстрационного экзамена для педагога-психолога / Volunteers, technical staff, trainees and experts are being instructed |
13 |
|
6 |
Составлено расписание проведения демонстрационного экзамена для педагога-психолога на 2024 год / The schedule for the year has been drawn up |
10 |
|
7 |
Разработаны оценочные материалы демонстрационного экзамена для педагога-психолога / Evaluation materials have been developed |
12 |
|
8 |
Размещена в открытом доступе демонстрационная версия оценочных материалов демонстрационного экзамена для педагога-психолога / A demo version of the assessment materials has been posted |
6 |
|
9 |
Используется примерная шкала перевода баллов, полученных в результате демонстрационного экзамена для педагога-психолога: «отлично» — 86—100 баллов; «хорошо» — 61—85 баллов; «удовлетворительно» — 41—60 баллов; «неудовлетворительно» — 40 баллов и ниже / The scale of points used is: “Excellent” — 86—100 points; “Good” — 61—85 points; “Satisfactory” — 41—60 points; “Unsatisfactory” — 40 points and below. |
12 |
|
10 |
Выпускнику выдается отдельный сертификат о сдаче демонстрационного экзамена / The graduate is awarded a certificate |
4 |
|
11 |
Опубликованы новости о проведении демонстрационного экзамена для педагога-психолога на сайте университета, партнеров / News published on the university and partners' websites |
8 |
Заведующие кафедрами, осуществляющие подготовку педагогов-психологов, отметили:
- средний объем практики по образовательным программам бакалавриата подготовки педагогов-психологов в педагогических университетах составляет 60 з.е., что соответствует требованиям к объему практики по ФГОС ВО 3++ 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (Об утверждении…, 2018);
- средний объем дисциплин (модуля), который отводится на освоение одной трудовой функции подготовки педагога-психолога в бакалавриате, составляет 18 з.е.;
- средний объем практики в бакалавриате, который отводится на освоение одной трудовой функции подготовки педагога-психолога, составляет 9 з.е.;
- общее количество демонстрационных экзаменов для педагогов-психологов, проведенных в 2024 году, составило 52;
- в демонстрационном экзамене приняли участие 748 студентов из 13 педагогических университетов (один студент мог сдавать несколько демонстрационных экзаменов в ходе обучения). Процент студентов, успешно сдавших демонстрационный экзамен, составил 100%;
- в демонстрационном экзамене в форме государственной итоговой аттестации приняли участие 325 студентов из 5 педагогических университетов. процент студентов, успешно сдавших демонстрационный экзамен, составил 100%;
- экзамен по модулю включен в структуру образовательной программы бакалавриата подготовки педагога-психолога в 53% ответов заведующих кафедрами.
В целом подготовка педагога-психолога в педагогических университетах осуществляется по семи трудовым функциям профессионального стандарта педагога-психолога (психолога в сфере образования) (Об утверждении…, 2015) в процессе изучения дисциплин, профессионально-ориентированных модулей, практик (рис.). Треть педагогических университетов уже включили в процесс подготовки педагогов-психологов демонстрационный экзамен по трудовым функциям.
Рис. Подготовка педагога-психолога в бакалавриате согласно трудовым функциям профессионального стандарта (% ответов)
Fig. Training of an educational psychologists in a bachelor's degree program according
to the labor functions of the professional standard (% of responses)
В анкетировании приняли участие 626 студентов выпускных курсов по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование: 575 (92%) студентов 4 курса и 51 (8%) студент 5 курса. В анкетировании участвовали студенты всех форм обучения: 454 (73%) студента очной формы обучения, 40 (6%) студентов очно-заочной формы обучения, 132 (21%) студента заочной формы обучения.
Рассмотрим основные результаты ответов студентов педагогов-психологов:
- практическую подготовку за время освоения образовательной программы полностью достаточной для успешной сдачи демонстрационного экзамена считают 63% студентов, частично достаточной — 32% и недостаточной — 5%;
- 72% студентов используют информацию, размещенную на сайте педагогического университета, для подготовки к демонстрационному экзамену;
- 59% студентов вузов ознакомлены с оборудованием для педагога-психолога Центра проведения демонстрационных экзаменов. При этом 13% студентов был представлен инфраструктурный лист, для 48% студентов проведена экскурсия, с 30% студентов были проведены учебные занятия;
- 97% студентов отметили, что до начала демонстрационного экзамена ответственный за его организацию провел инструктаж по процедуре его проведения;
- на вопрос «Вас ознакомили с критериями оценки демонстрационного экзамена для педагога-психолога?» 62% студентов дали положительный ответ;
- в ходе сдачи демонстрационного экзамена большинство студентов (81%) использовали цифровые технологии;
- 96% отметили, что членами экспертной комиссии была проведена консультация по итогам прохождения демонстрационного экзамена.
По результатам проведенного мониторинга отдельно были проанализированы ответы студентов педагогов-психологов и была показана взаимосвязь между уверенностью в практической подготовке в ходе обучения и осведомленностью о проведении демонстрационного экзамена. Рассмотрим таблицы сопряженности (табл. 2) и критерий хи-квадрат Пирсона (табл. 3).
Таблица 2 / Table 2
Связь между показателями практической подготовки и осведомленностью о проведении демонстрационного экзамена у студентов педагогов-психологов (N = 626)
The relationship between practical training indicators and awareness of the demonstration exam among students of educational psychologists (N = 626)
|
|
Считаете ли Вы достаточным Вашу осведомленность о проведении демонстрационного экзамена? / Do you consider your knowledge of the demonstration examination sufficient? |
||||
|
Нет / No |
Частично / Partially |
Да/ Yes |
Итого / Total |
||
|
Считаете ли Вы достаточным Вашу практическую подготовку за время освоения образовательной программы для успешной сдачи демонстрационного экзамена? / Do you consider your practical training during the educational program sufficient to successfully pass the demonstration exam? |
Нет / No |
21 |
4 |
4 |
29 |
|
Частично / Partially |
62 |
91 |
49 |
202 |
|
|
Да / Yes |
53 |
88 |
254 |
395 |
|
|
Итого / Total |
136 |
183 |
307 |
626 |
|
Таблица 3 / Table 3
Критерии хи-квадрат (N = 626)
Chi-squared test (N = 626)
|
|
Значение / Value |
Ст. св. / df |
Асимпт. значимость (2-стор.) / Asympt. significance (2-sided) |
|
Хи-квадрат Пирсона / Pearson Сhi-square |
131,918* |
4 |
< 0.001 |
|
Отношение правдоподобия / Likelihood ratio |
125,723 |
4 |
< 0.001 |
|
Линейно-линейная связь / Linear-linear relationship |
104,605 |
1 |
< 0.001 |
|
Кол-во валидных наблюдений / Number of valid observations |
626 |
|
|
Примечание: * в 0 (,0%) ячейках ожидаемая частота меньше 5. Минимальная ожидаемая частота равна 6,30.
Note: * in 0 (.0%) cells the expected frequency is less than 5. The minimum expected frequency is 6.30.
Более подробный анализ показал взаимосвязь между вопросами об осведомленности студентов педагогов-психологов о проведении демонстрационного экзамена и вопросами знакомства студентов с оборудованием Центра, методическими рекомендациями для подготовки, размещенной на сайте университета информацией о проведении демонстрационного экзамена (табл. 4).
Таблица 4 / Table 4
Связь между показателями осведомленности о проведении
демонстрационного экзамена у студентов педагогов-психологов (N = 626)
The relationship between awareness of the demonstration exam
among students of educational psychologists (N = 626)
|
Вопрос 1 / Question 1 |
Вопрос 2 / Question 2 |
Хи-квадрат Пирсона / Pearson Сhi-square |
Ст. св. / df |
Асимпт. значимость (2-стор.) / Asympt. significance (2-sided) |
|
Считаете ли Вы достаточным Вашу осведомленность о проведении демонстрационного экзамена? / Do you consider your knowledge of the demonstration examination sufficient? |
Вас ознакомили с оборудованием Центра? / Were you introduced to the equipment of the Center? |
336,309a |
2 |
<0.001 |
|
Вас ознакомили с методическими рекомендациями для подготовки? / Have you been provided with the guidelines for preparation? |
310,379a |
2 |
<0.001 |
|
|
На сайте университета размещена информация о проведении демонстрационного экзамена? / Is there information on the demonstration exam on the university website? |
167,758a |
2 |
<0.001 |
Готовность к сдаче демонстрационного экзамена у студентов педагогов-психологов рассматривалась в связи с их уверенностью в практической подготовке и осведомленностью об его организации и проведении. В целом проведенный анализ показал связь на уровне статистической значимости ответов студентов педагогов-психологов между: 1) уверенностью студентов в практической подготовке в ходе обучения и осведомленностью о проведении демонстрационного экзамена; 2) осведомленностью студентов педагогов-психологов о проведении демонстрационного экзамена и вопросами знакомства студентов с оборудованием Центра проведения демонстрационных экзаменов, методическими рекомендациями для подготовки, размещенной на сайте университета информацией о проведении демонстрационного экзамена.
Обсуждение результатов
Результаты проведенного Мониторинга подтверждают, что педагогические университеты придерживаются в своей работе принципов доступности, системности, открытости информирования участников о целях, задачах, принципах организации и проведения демонстрационного экзамена, организационных особенностях процедуры экзамена.
Вместе с тем обсуждение в ходе вебинаров с участниками исследования показало, что есть потребность в комплексном научно-методическом сопровождении внедрения демонстрационного экзамена в соответствии с профессиональными задачами педагога-психолога в образовательной организации и актуальными запросами практики.
В зарубежных исследованиях было показано, что среда обучения и опытные наставники важны для успешного прохождения оценки студентами (Bastian, Lys, Whisenant, 2023), при этом участники внедрения такой оценки могут иметь разное видение ее реализации (Cohen et al., 2020), рассматривать ее как основу для исследования или «соответствие» требованиям (De Voto, Olson, Gottlieb, 2021; Kriewaldt et al., 2023).
Полагаем, что включение демонстрационного экзамена в ходе обучения педагогов-психологов как промежуточной аттестации по дисциплинам (модулям) или практике будет способствовать применению демонстрационного экзамена как естественного инструмента оценки сформированности компетенций студентов в решении профессиональных задач.
Заключение
Основные результаты мониторинга готовности педагогических университетов к введению демонстрационного экзамена для выпускников программ подготовки педагогов-психологов системы образования заключаются в следующем.
- Анкетирование 26 руководителей площадок и 45 заведующих кафедрами показало, что в педагогических университетах созданы организационно-методические, кадровые и материально-технические условия организации и проведения демонстрационных экзаменов для выпускников бакалавриата, будущих педагогов-психологов.
- Заведующие кафедрами сообщили, что средний объем дисциплин (модуля), который отводится на освоение одной трудовой функции подготовки педагога-психолога в бакалавриате, составляет 18 з.е.; средний объем практики в бакалавриате, который отводится на освоение одной трудовой функции подготовки педагога-психолога, составляет 9 з.е.; треть педагогических университетов включили в процесс подготовки педагогов-психологов демонстрационный экзамен по трудовым функциям.
- Анкетирование 626 студентов выпускного курса бакалавриата, будущих педагогов-психологов, показало, что студенты знакомы с процедурой сдачи демонстрационного экзамена, частично имеют опыт сдачи такого экзамена в форме промежуточной аттестации в процессе обучения.
- Была показана связь на уровне статистической значимости ответов студентов педагогов-психологов о готовности к сдаче демонстрационного экзамена — между их уверенностью в практической подготовке в ходе обучения и осведомленностью о проведении демонстрационного экзамена.
Разработанная методика (анкеты) может быть использована для оценки и самооценки динамики внедрения демонстрационного экзамена для педагогов-психологов системы образования с учетом мнения всех субъектов деятельности: руководителей площадок, заведующих кафедрами, студентов (Сафронова, Лисицына, 2024). Перспективой дальнейших исследований может выступать разработка типовых оценочных средств для демонстрационных экзаменов для педагогов-психологов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога-психолога (психолога в сфере образования) (План мероприятий…, 2024).
Ограничения. В Мониторинге приняли участие представители педагогических университетов. Вместе с тем представляет интерес изучение опыта внедрения демонстрационных экзаменов для педагогов-психологов и в других университетах.
Limitations. Representatives of pedagogical universities took part in the Monitoring. At the same time, it is of interest to study the experience of introducing demonstration exams for educational psychologists in other universities.