Вступительное слово

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 3 мин. чтения

Резюме

от редакции

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Опубликована

Для цитаты: Олтаржевская, Л.Е. (2025). Вступительное слово. Вестник практической психологии образования, 22(3), 1–2. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2025_n3/from_editor (дата обращения: 05.12.2025)

© Олтаржевская Л.Е., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

«Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других»

Л.С. Выготский

В условиях динамичной городской среды рождаются психолого-педагогические практики, способные ответить на самые сложные вызовы времени, превращая современный мегаполис в мощную лабораторию образовательных инноваций.

Представляя новый тематический выпуск сетевого журнала «Вестник практической психологии образования», мы приглашаем вас продолжить уникальное путешествие по экосистеме московского образования — от кабинетов школьных психологов до научных лабораторий, от спортивных школ до виртуальных пространств, где разворачивается жизнь современного подростка.

Данный выпуск продолжает серию публикаций, посвященных систематизации и распространению лучших региональных практик в области психолого-педагогического сопровождения, и всецело посвящен опыту Московского региона. Москва как крупнейший образовательный мегаполис демонстрирует уникальный опыт построения эффективной системы психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса.

Столичная система образования представляет собой динамичную развивающуюся экосистему, где традиции отечественной психолого-педагогической школы сочетаются со смелыми экспериментальными подходами.

Открывает выпуск рубрика «Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов», в которой представлен анализ трансформации образа школьного психолога в системе образования Москвы, раскрывающий эволюцию профессиональных ролей и компетенций в ответ на современные вызовы.

Рубрика «Независимая оценка эффективности психолого-педагогических методик и программ» включает материалы по стандартизации методики диагностики общей способности к учению у детей 6—7 лет, а также системное описание подходов к разработке и реализации программ психолого-педагогического сопровождения московских школьников.

В рубрике «Профессиональная подготовка специалистов» рассматриваются: самооценка готовности студентов-дефектологов к решению профессиональных задач и дидактический потенциал видеокейсов в подготовке учителей начальных классов. В статьях рубрики «Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды» особое внимание уделяется аксиологическим основам образовательного взаимодействия, эволюции референтных групп личности, влиянию родительского перфекционизма на спортивную мотивацию детей, семантическим особенностям образа семьи у различных категорий молодежи, а также анализу факторов психологической безопасности студентов психолого-педагогических вузов.

Рубрика «Психология самоопределения личности в образовании и профессии» посвящена исследованию роли школы в формировании образа будущего подростка и изучению влияния социального интеллекта на профессиональное самоопределение обучающихся с инвалидностью.

В рубрике «Научная обоснованность практик психолого-педагогической работы» представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи культурной конгруэнтности и дивергентного мышления подростков и креативности как системного качества одаренных школьников, а также анализ влияния цифровой анонимности на психологическое здоровье подростков.

Представленные в выпуске материалы демонстрируют органичное единство стратегических подходов в рамках федеральной образовательной политики и вариативность тактических решений, позволяющих учитывать уникальность каждой образовательной ситуации. Этот баланс между единством и многообразием становится ключевым условием для создания комфортной образовательной среды.

Мы уверены, что представленный московский опыт будет способствовать развитию профессионального диалога между регионами и станет существенным вкладом в формирование единого образовательного пространства страны. Каждая статья этого выпуска — это приглашение к дискуссии, к совместному поиску ответов на вызовы, стоящие перед отечественным образованием.

Любовь Евгеньевна Олтаржевская,
кандидат педагогических наук,
научный руководитель Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы

Информация об авторах

Любовь Евгеньевна Олтаржевская, кандидат педагогических наук, Научный руководитель, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы, Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4712-9170, e-mail: oltarzhevskayale@edu.mos.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 65
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 2

 Скачиваний PDF

За все время: 4
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 69
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 2