Культурно-историческая психология
2009. Том 5. № 3. С. 114–119
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Культурно-историческая психология в Московском городском психолого-педагогическом университете
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: инклюзивное образование, Д.Б. Эльконин, совместная учебная деятельность, культурно-историческая психология, Выготский Л.С.
Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии
Тип материала: обзорная статья
Для цитаты: Рубцов В.В. Культурно-историческая психология в Московском городском психолого-педагогическом университете // Культурно-историческая психология. 2009. Том 5. № 3. С. 114–119.
Фрагмент статьи
Первое направление исследований МГППУ — участие его специалистов в дальнейшем развитии и внедрении системы развивающего обучения.
Первоначально эта система разрабатывалась под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. А с начала 90-х гг. XX в. теоретические и практические разработки были оформлены в экспериментальную систему обучения и вошли в массовую начальную школу. Появились сотни классов, в которых дети учатся по учебникам с грифом «Начальная школа. Развивающее обучение. Система Д. Б. Эльконина—В. В. Давыдова». Дети растут, переходят из начальной в основную школу. При этом отчетливо звучит требование педагогов и родителей: нам и нашим детям нужна школа, продолжающая ту же образовательную традицию запорогом младшего школьного возраста. Ученики и последователи Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова не могли не отозваться на это требование. Поэтому начиная с 1990-х гг., в этом направлении системно разрабатываются три проекта.
-
Концепция «Культурно-исторический тип школы» — (В. В. Рубцов, А. А. Марголис, В. А. Гуружапов). Этот проект посвящен построению учебной деятельности детей и взрослых на различных этапах школьного детства. В нем сейчас задействовано несколько школ России, а результаты нашли отражение в новом стандарте начального образования.
-
Концепция построения и организации подростковой школы в образовательной системе Д. Б. Эльконина—В. В. Давыдова (Б. Д. Эльконин, А. Б. Воронцов).
Главные ориентиры в разработке содержания обучения для подростковой (основной) школы заданы В. В. Давыдовым и В. В. Репкиным в известной работе о возможностях РО (развивающее обучение) в V—IX классах школы. К ним следует отнести:
-
моделирование как главное направление развития общего способа действия;
-
индивидуализация как главное направление построения его субъектной формы. Развитие этих идей обеспечило последовательное распространение системы РО в основную и старшую школу.
Психологические закономерности и механизмы организации совместной учебной деятельности и генеза познавательных действий у ребенка. Возможности генетикомоделирующего метода (В. В. Рубцов). Этот проект продолжает идею Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова о закономерностях организации совместнораспределенной деятельности и успешно применяется при проектировании социальных практик.
Другое важное направление, связанное с культурноисторической психологией — это подготовка учителей, воспитателей и психологов, способных ориентироваться на возрастные особенности детей, особенности деятельности и общения взрослого и ребенка.
Главным фокусом этого направления является разрабатываемый специалистами Университета стандарт Высшего профессионального образования по направлению «психологопедагогическое образование». «Деятельность» и «возраст» являются основными категориями, которые определяют содержание психологопедагогической подготовки. Это означает, что уже на первой ступени обучения (бакалавр) выпускник в своей психолого-педагогической деятельности способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с их возрастными особенностями, умеет взаимодействовать с родителями детей и учителями по вопросам развития учащихся в игровой и учебной деятельности. Очень важно, что подготовку специалистов в нашем вузе проводят ученики и последователи культурно-исторической школы.
Данная работа проводится в специально оборудованных именных
аудиториях.
Таковыми являются (6 аудиторий):
-
аудитория им. Л. С. Выготского;
-
аудитория им. А. В. Запорожца;
-
аудитория им. Д. Б. Эльконина;
-
аудитория им. П. Я. Гальперина;
-
аудитория им. Л. А. Венгера;
-
аудитория им. В. В. Давыдова.
Тематические учебные аудитории предназначены для ознакомления студентов с этапами жизненного пути и научного творчества выдающихся отечественных и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в психологию развития. Аудитории, названные именами ученых, содержат фотоматериалы, позволяющие сохранить память о классиках отечественной и зарубежной психологии. Эти аудитории предназначены для всех студентов и аспирантов МГППУ. Подобные аудитории повышают мотивацию учащихся в ходе приобретения профессиональных знаний в области психологии и определения своего жизненного пути. Жизнь и деятельность ученых, в честь которых названы аудитории, могут служить молодым специалистам образцом для подражания и, безусловно, влияют на качество подготовки, ориентированной на культурно-историческую школу.
В целях адресной подготовки специалистов в области культурноисторической психологии в нашем университете создана международная кафедра «Культурно-исторической психологии».
Полный текст
Литература
- Рубцов В. В. Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению «Психологопедагогическое
обра
зование (квалификация — бакалавр психолого-педагогического образования). М.: Минобрнауки, 2009. 3 п. л - Рубцов В. В. (научный руководитель). Федеральный государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению
подготовки «Психологопедагогическое образование» (квалификация — магистр
психолого-педагогического образования).
М.: Минобрнауки, 2009. 3 п. л. - Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. М.: Минобрнауки, 2009.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2778
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 753
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1