Состояние эмоциональной напряженности у творчески-одаренных подростков (на примере лицея-интерната республики Бурятия)

1359

Аннотация

Одаренность это сложный многосторонний феномен, который может быть реализован с учетом комплекса психологических, психофизиологических и социальных факторов. Результаты эмпирического исследования показали, что творчески-одаренные подростки, живущие и воспитывающиеся в интернате, испытывают эмоциональную напряженность, которая оказывает негативное виляние на их деятельность и развитие. Выявление одаренности актуально для проведения соответствующей психологической коррекционной деятельности с целью развития и поддержки творчески одаренной личности подростка. Творческая одаренность личности подростка, воспитывающегося в усло-виях лицея-интерната, находится во взаимосвязи с состояниями эмоциональной напряженности. Уровень состояния эмоциональной напряженности у творчески одаренных подростков выше, чем у подростков, не выявивших творческую одаренность. Эмоциональная напряженность включается в развитие личности подростка, развивая неблагоприятные эмоции. Среди факторов, обусловливающих высокую эмоциональную напряженность творчески одаренной личности подростка, можно выделить социальные условия. Выявление одаренности актуально для проведения соответствующей психологической коррекционной деятельности с целью развития и поддержки творчески одаренной личности подростка.

Общая информация

Ключевые слова: эмоциональное состояние, интернат, нервная система

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Соктоева Б.В. Состояние эмоциональной напряженности у творчески-одаренных подростков (на примере лицея-интерната республики Бурятия) // Культурно-историческая психология. 2010. Том 6. № 2. С. 50–54.

Полный текст

Проблема одаренности личности является одной из актуальных в психологии. Изучением творчески одаренной личности, проблемами выявления и развития одаренности в отечественной психологии занимались такие ученые, как Г. И. Россолимо, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Я. А. Пономарев, В. М. Экземплярский, В. Д. Шадриков, В. Штерн, В. М. Русалов, И. В. Равич-Щербо.

Основу данного исследования составили психологические и психофизиологические концепции эмоциональной напряженности (Л. Г. Дикая, Н. И. Наенко, Т. А. Немчин, Э. Л. Носенко, О. В. Овчинникова, Э. Ю. Пунг), этнопсихологические исследования (А. Р. Лурия, В. С. Мухина, А. П. Оконешникова, Р. Д. Санжаева, А. Д. Карнышев, Е. Ю. Кабановская, Т. Ц. Дугарова, Т. Ц. Тудупова и др.), а также психологические исследования детей, воспитывающихся в условиях интерната (И. В. Дубровина, М. И. Лисина, З. Матейчик, В. С. Мухина, Т. А. Ромашова, А. Г. Рузская и др.).

Сфера творческой одаренности вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, широко. Большинство психологических концепций рассматривает творческую одаренность как многоаспектное и многоуровневое явление. Научные исследования и психологическая практика работы с одаренными детьми выявили многообразие проявлений и развития одаренности в разных сферах деятельности (научной, практической, учебной, социальной, художественной и др.).

Творчески одаренные подростки, находящиеся в сложных социальных условиях, в силу своей высокой чувствительности испытывают эмоциональную напряженность, причинами которой могут стать психофизиологические особенности подростка, со­циальные условия (воспитание в закрытом учреждении интернатного типа, вне семьи), креативность. В результате такие подростки могут иметь ряд как психологических, так и социальных проблем — пониженную самооценку, нереализованность личных и творческих возможностей, асоциальность поведения, повышенную тревожность, фрустрированность, препятствующих развитию творчески одаренной личности, востребованной в обществе. Выявление и соответствующая интерпретация состояний эмоциональной напряженности творчески одаренных подростков необходимы для проведения соответствующей психологической коррекционной и терапевтической деятельности в отношении творчески ода­ренной личности подростка, отвечающей профессиональным и социальным требованиям общества, а также для адаптации в современных социально-экономических условиях.

В психологической литературе понятие «эмоциональная напряженность» определяют как видовое по отношению к родовому «психическая напряженность». Под психической напряженностью понимается «состояние, возникающее у человека в трудных и критических условиях» [10] и являющееся своеобразной формой отражения субъектом трудной ситуации, в которой он находится.

Л. Г. Дикая считает высокую степень выраженности состояния психической напряженности неблагоприятным фактором в развитии негативных эмоциональных переживаний или отрицательных функциональных состояний [4]. Убедительные данные, подтверждающие факт дезорганизующего воздействия эмоциональной напряженности на способность человека к осуществлению адекватных действий, обоб­щены в исследованиях ряда авторов (Л. П. Гримак, Д. Н. Завалова, В. А. Пономаренко, Л. Г. Дикая, Э. Л. Носенко и др.). Эмоциональная напряженность усложняет когнитивную структуру деятельности за счет включения в нее эмоционального компонента, который может повлиять на длительность принятия решения, но необязательно сказывается на качестве выполнения деятельности, наоборот, в некоторых случаях улучшает его [4].

Э. Л. Носенко рассматривает понятия «эмоциональная напряженность» и «стрессовое состояние» как одноплановые, различающиеся лишь по степени интенсивности эмоционального переживания. Эмоциональный стресс следует интерпретировать как более ярко выраженную форму эмоциональной напряженности. Таким образом, согласно Э. Л. Носенко, «эмоциональная напряженность»:

  • является формой отражения (интеллектуальной оценки под углом зрения мотивов и потребностей, стимулирующих деятельность человека) трудных ситуаций, связанных с возможностью возникновения препятствий на пути успешного осуществления цели значимой для человека деятельности или опасности для его жизни и здоровья, а также жизни и здоровья его близких;
  • влияет на эффективность деятельности человека (в большинстве случаев снижающем ее эффективность);
  • связана с возникновением целого комплекса реакций, являющихся отражением факта мобилизации организмом в трудной ситуации его защитных механизмов (физиологические реакции и др.) [11].

К сожалению, другая проблема, представляющая для нас интерес, — проблема изучения психического развития детей, проживающих в условиях интерната, еще мало изучена. Серьезные психологические исследования по этой проблеме проведены рядом ученых (Л. И. Божович, Н. С. Денисенкова, И. В. Дубровина, М. И. Лисина, З. Матейчик, В. С. Мухина, А. М. Прихожан, Л. В. Маликов, Т. А. Ромашова, А. Г. Рузская, С. Е. Рыжикова, Д. Фаншел, А. А. Яру­лов, И. В. Ежов).

По данным авторов, дети, с раннего возраста находящиеся в детских учреждениях интернатного типа, по ряду существенных психологических характеристик отличаются от детей, воспитываю­щихся в семье: по одним параметрам учащиеся школы­интерната находятся на уровне своих сверстников или даже опережают их, по другим — существенно отстают.

Рассмотрим еще одно понятие, имеющее прямое отношение к данному исследованию, — «одаренность». Одаренность представляет собой сложное многоуровневое образование, претерпевающее разнообразные исторические метаморфозы, поэтому в настоящее время трудно дать четкое определение одаренности. Углубленные исследования последних лет привели к тому, что уже признанные виды одаренности стали рассматриваться дифференцирован­нее. В результате возникли новые концепции интеллектуальной и творческой одаренности.

Согласно «Рабочей концепции одаренности», одаренность — системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (не­обычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1].

Выделяют несколько видов одаренности, среди которых авторы отмечают творческую одаренность. Творческая одаренность порождает много различных мнений и споров. Так, А. М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческой, так как при отсутствии творчества бессмысленно говорить об одаренности [7]. Данную точку зрения разделяет М. И. Губайдуллин. Согласно этой концепции, оригинальность, выражающаяся степенью непохожести, неожиданности, необычности решения составляет один из важнейших структурных компонентов одаренности. Оригинальность характеризуется преобразованием заданной проблемы в собственную, формированием новой собственной позиции по отношению к решаемой проблеме, отказом от стандартных очевидных гипотез [3].

Д. Б. Богоявленская отмечает, что творческая одаренность имеет место при стремлении личности к познанию, когда целью личности является самопознание, вследствие чего происходит развитие лич­ности. Автор выделяет феномен самодвижения деятельности, который выводит за пределы заданного и определяет творческий статус человека [1].

Н. М. Мочалова определяет творческую одаренность как способность продуцировать новые идеи, решения, устанавливать новые связи. Автор отмечает, что именно дети, обладающие творческой одаренностью, наиболее перспективны для дальнейшего прогресса общества и производства, но, к сожалению, они имеют больше проблем в современных условиях [10].

Одаренность зависит от совокупности социокультурных факторов, благодаря которым потенци­альная одаренность может перерасти в актуальную [2]. Также отмечается мотивация, тормозящая или стимулирующая работу творческой личности [5]. Выделяют возрастные факторы одаренности, имеющие важное значение для развития одаренности (возрастная чувствительность) [6].

Для изучения состояния эмоциональной напряженности у творчески одаренных подростков было проведено эмпирическое исследование на базе республиканского Бурятского национального лицея­интерната № 1 (г. Улан­Удэ).

Метод

Процедура диагностики проходила в 2003 — 2006 гг. В выборку вошли показатели 120 испытуемых. Исследовались ученики 9­х, 10­го, 11­х классов лицея-интерната в возрасте 15, 16, 17 лет.

В соответствии с задачами исследования в комплекс диагностических методик вошли следующие методики: тест «Диагностика невербальной креативности» (тест П. Торренса, адаптированный в 1993 — 1994 гг. в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук А. Н. Ворониным) [8]; Методика изучения эмоциональной напряженности, составленная на основе методики Н. М. Пейсахова [13].

Результаты и обсуждение

На начальном этапе исследования испытуемые с помощью методики «Диагностика невербальной креативности» были поделены на две подгруппы: 1) дети, выявившие высокие показатели невербальной креативности (НК) (I группа); 2) дети, проявившие более низкие показатели НК (II группа).

Далее был определен уровень эмоциональной на­пряженности (ЭН) испытуемых I и II групп (таблица).

Рассмотрев количественное соотношение испытуемых, можно сделать вывод, что в целом для большинства испытуемых характерны низкий и средний уровни ЭН (50 и 58 человек, соответствен­но в I и II группах); однако с высоко напряженным уровнем ЭН старших подростков в I группе в пять раз больше, чем во II группе (10 и 2 человека соответственно в I и II группах).

Далее были вычислены средние показатели ЭН испытуемых в I и II группах (рисунок).

Средние показатели ЭН у испытуемых I и II групп

Таблица 1. Количественный и процентный состав I и II групп по уровню ЭН

Уровень ЭН I группа (чел.) II группа (чел.)
Мальчики Девочки Всего Мальчики Девочкиh Всего
Выс. 5 (4,2 %) 5 (4,2 %) 10 (8,3 %) 1 (0,8 %) 1 (0,8 %) 2 (1,7 %)
Средн. 13 (10,8 %) 22 (18,3 %) 35 (29,2 %) 13 (10,8 %) 9 (7,5 %) 22 (18,3 %)
Низк. 14 (11,7 %) 1 (0,8 %) 15 (12,5 %) 18 (15 %) 18 (15 %) 36 (30 %)
Всего 32 (26,7 %) 28 (23,3 %) 60 (50 %) 32 (26,7 %) 28 (23,3 %) 60 (50 %)

Для проверки гипотезы о достоверности разницы средних при анализе количественных данных I и II групп применялся критерий Стьюдента. Данные I и II групп по уровню ЭН статистически достоверно различаются как у девушек, так и юношей. Итак, более высокий уровень ЭН в среднем у испытуемых I группы свидетельствует о большей ЭН подростков с высокой НК.

Как отмечает Д. Ж. Фримен, одаренные дети отличаются особой уязвимостью и эмоциональной ранимостью. Автор объясняет это тем, что, обладая высокой чувствительностью, эти дети создают чрезвычайно сложные психологические барьеры не без помощи со стороны окружающих. А сильные стрессы, повышенная эмоциональная напряженность одаренных подростков могут способствовать возникновению депрессии [13]. У творчески одаренных подростков старшего возраста высокое эмоциональное напряжение может быть обусловлено давлением со стороны окружающих, ожидающих от них более высоких результатов в любой сфере. Но поскольку никто не способен удерживаться на одном и том же высоком уровне, страх неудачи, чувство провала, боязнь разочаровать родителей, учителей, воспитателей всегда имеют место у одаренных подростков, так как они обычные дети, а не совершенные механизмы. К тому же творческая одаренность характеризуется таким качеством, как перфекционизм, и вследствие завышенных требований к себе и невыполнения этих требований творчески одаренные старшие подростки могут испытывать высокую ЭН, в то время как обычные подростки, успешные в академической сфере, менее эмоционально ранимые, менее чувствительные, не проявляют высокую ЭН.

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сформулировать следующие выводы.

Теоретические и практические исследования личности творчески одаренного подростка позволяют определить творческую одаренность как сложное многоаспектное и разноуровневое явление, проявляющееся и полноценно реализующееся в соответствии с комплексом психологических, психофизиологических и социальных факторов.

Творческая одаренность личности подростка, воспитывающегося в условиях лицея-интерната, находится во взаимосвязи с состояниями ЭН. Уровень состояния эмоциональной напряженности у творчески одаренных подростков выше, чем у подростков, не выявивших творческую одаренность. ЭН включается в развитие личности подростка, развивая неблагоприятные эмоции. Можно говорить об ЭН как о сложном структурном образовании, компоненты которого оказывают отрицательное влияние на личность одаренного подростка.

Среди факторов, обусловливающих высокую ЭН творчески одаренной личности подростка, можно выделить социальные условия (испытуемые воспитываются в закрытом учреждении интернатного типа, и, несмотря на тот факт, что обучению и воспитанию учащихся уделяется особое внимание согласно специально разработанной программе, такие факторы, как отсутствие постоянного контроля со стороны взрослых, жесткий режим дня, круглосуточное пребывание среди других детей и взрослых, отсутствие личного пространства, многочисленность детей, отсутствие родительской опеки, отрицательно влияют на реализацию творческого потенциала личности подростка, затрудняют проявление собственного Я.

В практическом плане полученные результаты могут быть использованы в психологическом сопровождении творчески одаренной личности подростка, воспитывающегося не только в учреждении интернатного типа, но и в массовой школе, учреждениях дополнительного образования. Выявленные в работе закономерности следует учитывать при разработке коррекционных программ, тренингов, учебных курсов по педагогической, общей, социальной, возрастной психологии и психологии одаренности.

Литература

  1. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005. Вып. 1.
  2. Глотова Г. А. Творческая одаренность личности: проблемы и методы исследования. Екатеринбург, 1992.
  3. Губайдуллин М. И., Фахретдинова Ф. Р. Методы выявления и развития одаренности детей. Учебно-методическое пособие. Уфа, 2003.
  4. Дикая Л. Г., Черенкова Е. А., Суходоев В. В. Методики моделирования и дифференцирования состояний психической напряженности в интеллектуальной деятельности // Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека / Под. ред. Л. Г. Дикой. М., 1994.
  5. Куприна М. В. Мотив достижения в структуре креативной личности: … дисс. канд. психол. наук: 19.00.01. Хабаровск, 2004.
  6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.
  7. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. М., 2003.
  8. Методы психологической диагностики / Под ред. А. Н. Воронина. М., 1994. Вып. 2. 
  9. Мочалова Н. М. Одаренность и её развитие. Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся. Уфа, 2000.
  10. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М., 1976.
  11. Носенко Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск, 1975.
  12. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997.
  13. Романова Е. С., Усанова О. Н., Потемкина О. Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М, 1990.

Информация об авторах

Соктоева Баярма Владимировна, кандидат психологических наук, Старший преподаватель кафедры иностранных языков естественнонаучного направления, Бурятский Государственный Университет, Улан-Удэ, Россия, e-mail: socktoeva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4812
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1359
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0