Культурно-историческая психология
2010. Том 6. № 4. С. 47–53
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Towards understanding conceptual formation in science education
Аннотация
В работе обсуждается формирование понятий в процессе обучения естественным наукам. Хорошо известно, что с 80-х годов большая часть исследований в области обучения естественным наукам, посвященным формированию понятий, связана — прямо или косвенно — с моделью понятийных изменений. Однако в исследованиях в области обучения естественным наукам до сих пор нет согласованной модели, которая бы объясняла формирование понятий учитывая сложный диалог о значении в рамках социальных взаимодействий как в контексте школы, так и в повседневной жизни. Данное теоретическое обсуждение важно для проектирования новых направлений в исследованиях модели понятийного профиля. Процесс преподавание-обучение в области обучения естественным наукам не должен быть ограничен разъяснением содержания. Учитель для обеспечения эффективного и осмысленного обучения должен также принимать во внимание осознанную осведомленность в качестве цели при создании смыслов. В данном контексте теория деятельности является подходящей теоретической основой для понимания процесса преподавание-обучение научных понятий и для интерпретации качественных изменений в этом процессе. Данный подход позволяет развиваться в двух направлениях: включить праксис (действия) в когнитивные модели, с одной стороны, и добавить коммуникативные и семиотические процессы в теорию деятельности с другой. Предложены три категории, способствующие пониманию сложной динамики процесса преподавание-обучение, основанные на диалектическом взаимодействии интернализации и экстернализации.
Общая информация
Ключевые слова: концептуальный профиль, теория деятельности, порядок обучения, обучения естественным наукам, комплексность
Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Родригес А., Маттос К.Р. Towards understanding conceptual formation in science education // Культурно-историческая психология. 2010. Том 6. № 4. С. 47–53.
Литература
- Amaral E. M. R., Mortimer E. F. Uma metodologia para estudar a dinâmica entre as zonas do perfil conceitual no discurso da sala de aula. In: Santos, F., Greca, I (org.). A pesquisa em Ensino de Ciências no Brasil. Ijuí. 2006.
- Bachelard G. The Philosophy of No. A philosophy of the new scientific mind. New York, 1968.
- Bakhtin M. Marxismo e filosofia da linguagem: problemas fundamentais do método sociológico da linguagem. São Paulo, 2006.
- Bateson G. Steps to an ecology of mind. Chicago, 2000.
- Bernstein B. A estrutura do discurso pedagógico: Classe, código e controle. Petrópolis, 1996.
- Carey S. Sources of conceptual change. In E. K. Scholnick, K. Nelson, & P. Miller (Eds.), Conceptual development: Piaget’s legacy. Mahwah, NJ, 1999.
- Cole M. Cultural psychology. A once and future discipline. Cambridge, 1996.
- Coutinho F. A., Mortimer E. F., El-Hani C. N. Construção de um perfil para o conceito biológico de vida // Investigações em Ensino de Ciências. vol. 12, nº 1, 2007.
- diSessa A. A. A history of conceptual change research: Threads and fault lines. In K. Sawyer (Ed.), Cambridge handbook of the learning sciences. Cambridge, 2006.
- Duit R., Treagust D. F. Conceptual change: a powerful framework for improving science teaching and learning // International Journal of Science Education. vol. 25, nº 6, 2003.
- Duit R., Treagust D. Learning in science – From behaviourism towards social constructivism and beyond. In B. Fraser & K. Tobin (Eds.), International handbook of science education. Dordrecht, The Netherlands, 1998.
- El-Hani C. N., Mortimer E. F. Multicultural education, pragmatism, and the goals of science teaching // Cultural Studies of Science Education. vol. 2, 2007.
- Engeström Y., Miettinen R., Punamäki R.-L. Perspectives on activity theory. Cambridge, 1999.
- Finkelstein N. Learning Physics in Context: A study of student learning about electricity and magnetism // International Journal of Science Education. vol. 27, nº 10, 2005.
- Gilbert J. K. On the Nature of «Context» in Chemical Education // International Journal of Science Education. vol. 28, nº 9, 2006.
- Gilbert J. K., Watts D. M. Concepts, Misconceptions and Alternative Conceptions: Changing Perspectives in Science Education // Studies in Science Education. vol.10, nº 1, 1983.
- Givry D., Tiberghien A. Studying the evolution of student’s ideas in a physics classroom // In V ESERA. Barcelona. vol. 1, 2005.
- Leont’ev A. N. Activity, consciousness, and personality. Englewood Cliffs, NJ. 1978.
- Leontiev A. N. O Desenvolvimento do Psiquismo. Lisbon, 1978.
- Linder C. J. A challenge to conceptual change // Science Education. vol. 77, 1993.
- Mattos C. R., Rodrigues A.M. Theoretical Consideration about conceptual profile dynamic // VI ESERA. Malmö. vol.1, 2007.
- Maturana H., Varela F. A árvore do conhecimento. São Paulo, 2007.
- Mayhew S. A dictionary of geography. Oxford, 1997.
- Moreira M. A. Aprendizagem significativa. Brasília, 1999.
- Morin E. The seven complex lesson in education for the future. Paris, 1999.
- Mortimer E. F. Conceptual Change or Conceptual Profile Change? // Science & Education. vol. 4, 1995.
- Mortimer E. F. Linguagem e formação de conceitos no ensino de ciências. Belo Horizonte, 2000.
- Nardi B. A. Studying Context: A Comparison of Activity Theory, Situated Action Models, and Distributed Cognition. In B. A. Nardi (ed.), Context and Consciousness: Activity Theory and Human-Computer Interaction. Cambridge, 1996.
- Özdemir G., Clark B. An Overview of Conceptual Change Theories . Eurasia Journal of Mathematics // Science & Technology Education. vol. 3, nº 4, 2007.
- Posner G. J., Strike K. A., Hewson P. W., Gertzog W. A. Accommodation of a scientific conception: Toward a theory of conceptual change // Science Education. vol. 66, nº 2, 1982.
- Richards J. C., Platt J., Platt H. Longman Dictionay of language teaching and applied linguistics. Essex, 1992.
- Rodrigues A. M., Mattos C. R. The complex dynamic of the learning activity // In: XIV IOSTE. Bled, vol.1, 2010.
- Rodrigues A. M. Redimensionando a noção de aprendizagem nas relações entre perfil conceitual e contexto: uma abordagem sócio-cultural-histórica. São Paulo, 2009.
- Rommetveit R. On the Architecture of Intersubjectivity. In: Rommetveit, R. and Blakar, R. M. (Eds.) Studies of Language Thought and Verbal Communication. London, 1979.
- Silva F. A. R. O perfil conceitual de vida: ampliando as ferramentas metodológicas para sua investigação. Belo Horizonte, 2006.
- Strike K. A., Posner G. J. A revisionist theory of conceptual change. In R. A. Duschl & R. J. Hamilton (Eds.). Philosophy of science, cognitive psychology, and educational theory and practice. New York, 1992.
- van Dijk T. A. Discourse, context and cognition // Discourse Studies. vol.8, nº 1, 2006.
- Vigotski L. S. A Construção do Pensamento e da Linguagem. São Paulo, 2001.
- Vygotsky L. S. The collected works // In: Problems of general psychology Vol. 1. New York, 1987.
- Wertsch J. V. Vygotsky and the social formation of mind. Cambridge, 1985.
- Zinchenko V. The earliest stages of the cultural development of the child // ISCAR. San Diego. vol.1, 2008.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1857
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 780
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0