Исследование речевой компетентности по рассказам студентов-психологов о себе

614

Аннотация

В статье представлена авторская гипотеза о структурных и содержательных характеристиках речевой компетентности в рассказах студентовпсихологов о себе, понимаемой как набор знаний, умений и навыков использования языковых и речевых приемов и средств, путей и способов репрезентации психологических содержаний в текстах различного рода и назначения. Описана специализированная методика диагностики активной и отдельных элементов пассивной речевой компетентности. Проанализированы данные эмпирического исследования, свидетельствующие о недостаточно высоком уровне развития речевой компетентности в целом и активной речевой компетентности, в частности, у студентовпсихологов Тульского государственного университета.

Общая информация

Ключевые слова: речевая компетентность, рассказ о себе, речевые умения и навыки, активная компетентность, пассивная компетентность, речевые приемы и средства «Явысказываний», речевое поведение, выразительные средства, личностное содержание, субъект

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Бородачева О.В. Исследование речевой компетентности по рассказам студентов-психологов о себе // Культурно-историческая психология. 2011. Том 7. № 4. С. 64–76.

Литература

  1. Бастрикова Е. М. Коммуникативная компетентность как лингводидактический феномен // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. Казань, 2004.
  2. Богин Г. И. Современная лингводидактика / Калинин, 1980.
  3. Брунер Дж. Жизнь как нарратив [Текст] / Дж. Брунер/ Перевод М. Соколовой // Постнеклассическая психология. 2005. № 1.
  4. Кабардов М. К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции [Текст] / М. К. Кабардов, Е. В. Арцишевская // Вопросы психологии. 1996. № 1.
  5. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю. Н. Караулов. Изд. 6_е. М., 2007.
  6. Мамедова Ю. Л. Сущность и содержание понятия коммуникативно_языковой компетентности педагога-дефектолога [Электронный ресурс] / Ю. Л. Мамедова // Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова. _ Режим доступа: www. conference.kemsu.ru/conf/SibAGS_2010
  7. Сапогова Е. Е. Событие в структуре биографического текста [Текст] / Е. Е. Сапогова // Международный научный журнал «Культурно_историческая психология». 2006. № 1.
  8. Сойфер Э. В. Создание и восприятие дискурса в условиях управляемого общения на иностранном языке [Текст] / Э. В. Сойфер // II Международные Бодуэновские чтения: Казанская лингвистическая школа: традиции и современность (Казань, 11—13 декабря 2003 г.): Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К. Р. Галиуллина, Г. А. Николаева. Казань, 2003. Т. 1.
  9. Шалак В. И. Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы [Текст] / В. И. Шалак. РАН, Ин_т философии. М., 2009.

Информация об авторах

Бородачева Ольга Викторовна, ассистент кафедры психологии гуманитарного факультета Тульского государственного университета, Тула, Россия, e-mail: MyLP@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1721
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 614
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0