Подростковый кризис и проблема ролевой идентичности

3942

Аннотация

В статье рассматривается проблема ролевой идентичности в контексте подросткового возраста. Врамках данного исследования ролевая идентичность выступает как социально-личностное и социо-когнитивное образование, в котором личностные, когнитивные и социальные компоненты интегрированы и опосредованы. Таким образом, исследование ролевой идентичности в подростковом возрасте позволяет проследить глубинную связь между личностными трансформациями и теми изменениями, которые происходят в социальной ситуации развития подростка. В статье выдвигается предположение, что ролевая идентичность подростков характеризуется наличием внутреннего ролевого конфликта, возникающего из-за противоречия между воображаемым и действительным ролевым поведением подростка. Внутренний ролевой конфликт отражает сложную взаимосвязь между реальной и идеальной формой, описанную Л. С. Выготским. В статье утверждается, что ролевой конфликт лежит в основе подросткового кризиса и что разрешение этого конфликта может способствовать преодолению кризиса. Это утверждение подкрепляется данными пилотного исследования, проведенного в трех различных школах Москвы, в котором приняли участие около ста подростков.

Общая информация

Ключевые слова: возрастной кризис, подростковый возраст, ролевая идентичность, внутренний ролевой конфликт, психологическая роль, социальная роль, позиция

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рубцова О.В. Подростковый кризис и проблема ролевой идентичности // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 1. С. 2–7.

Литература

  1. Adams G. R. & Marshall S. K. (1996) A developmental social psychology of identity: Understanding the person in context. Journal of Adolescence, 19. Р. 429—442.
  2. Antsupov A. J. & Shipilov A. I. (2000) Conflictology. Unity, Moscow.
  3. Blonsky P. P. (1997) Psihologiya mladshego shkol'nika.— Moscow, Voronej.
  4. Burke P. J. & Reitzes D. C.  (1981). The link between identity and role performance. Social Psychology Quarterly, 44, 83—92.
  5. Erikson E. H. (1963) Childhood and Society (2nd ed). New York: W. W. Norton.
  6. Erikson E. H. Identity: youth and crisis. M., 2006.
  7. Gordon C. (1976) Development of Role Identities //Annual Review of Sociology. V. 2. P. 405—433.
  8. Gornostaii P. P. (1999) Diagnostika i korrekziya rolevih konfliktov // Jurnal prakticheskogo psihologa. № 1. Р. 44—51.
  9. Gornostaii P. P. (1999) Lichnostnie characteristiki rolevogo povedeniya. Visnik Charkivskogo derj. Universitetu— № 439. Р. 18—22.
  10. Konovalova N. A. (2006) Vzaimosvyaz vnitrilichnostnogo konflikta I shkolnoi uspevaemosti podroctkov. Diss. … kand. psihol. nauk. M.
  11. Kroger J. (1996) Identity in Adolescence: the balance between self and other. Routledge.
  12. Leont'ev A. N. (1981) Problemi razvitiya psihiki. M.
  13. «Q-sort Method Test» by B. Stephensen // Psihologicheskie testi / Pod red. A. A. Karelina. T. 2. Р. 65—69. M., 2001.
  14. Novgorodtseva A. P. (2006) Vnutrennie konflikti podrostkovogo vozrasta // Kulturno-istoricheskaya psihologiya. № 3.
  15. Polivanova K. N. (1994) Psihologicheskiy analiz krizisov vozrastnogo razvitiya // Voprosi psihologii. № 1.
  16. Psihologiya podrostka. Polnoe rukovodstvo. (2003) //Pod red. A. A. Reana. St. Petersbourg.
  17. Stryker S., Macke A. S. (1978) Status inconsistency and role conflict // Annual Review of Sociology. V. 4. Р. 57—90.
  18. Stryker S. & Serpe (1982) Commitment, identity salience and role behavior: Theory and research example. In W. Ickes & E.S. Knowles (Eds.) Personality, Roles and Social Behavior. New York: Springer-Verlag.
  19. Vygotsky L. S. (1984) Pedologiya podrostka // Sobranie sochineniy: V 6 t. V. 4. M.
  20. Wickrama K., Conger R., Lorenz F., & Matthews L. (1995) Role identity, role satisfaction and perceived physical health. Social Psychology Quarterly, 58. Р. 270—283.

Информация об авторах

Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234, e-mail: ovrubsova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4597
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 3942
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2