Культурно-историческая психология
2012. Том 8. № 3. С. 19–29
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Концептуальные изменения в представлениях о здоровье и болезни у младших школьников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: детские представления, болезнь , здоровье, младшие школьники, концептуальное развитие, лонгитюд
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Казанская К.О., Мещеряков Б.Г. Концептуальные изменения в представлениях о здоровье и болезни у младших школьников // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 3. С. 19–29.
Фрагмент статьи
Среди различных линий психического развития детей сравнительно мало изучалась линия развития, которая еще не имеет устойчивого и общепринятого названия и которая как отдельная область исследований стала формироваться лишь в последнее время. В российской психологии для этой области чаще всего используется термин «телесность», или «психосоматическое развитие» и делаются попытки использовать в ней теоретический арсенал культурно-исторической психологии. В рамках этого подхода формирование «культурного тела» рассматривается как «процесс закономерного становления механизмов психологической регуляции телесных функций, действий и феноменов» [1, с. 225]. «Телесные», или «психосоматические» феномены характеризуются как «производные от психологических новообразований», «включающие в себя телесные действия, смысловые и когнитивные регуляторы», и рассматриваются по аналогии с высшими психическими функциями (ВПФ), социально и культурно детерминированными и включенными в общую структуру психического [8].
Литература
- Арина Г.А., Николаева В.В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа // Психология телесности: между душой и телом. М., 2007.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / Под ред. и со вступ. статьей В. Колбановского. М.; Л., 1934.
- Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в младшем школьном возрасте // Избранные психологические исследования. М., 1956.
- Казанская К.О. Лонгитюдное исследование представлений младших школьников об органах тела // Психологический журнал международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2011. № 2. http://www.psyanima.ru/journal/2011/2/2011n2a4/2011n2a4.pdf
- Ложкин Г.В., Рождественский А.Ю. Феномен телесности в Я-структуре старшеклассников и содержании их жизненных проектов // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 2.
- Николаева В.В., Арина Г.А. Принципы синдромного анализа в психологическом изучении телесности // I Международная конференция памяти А.Р. Лурии. М., 1998.
- Николаева В.В., Арина Г.А. От традиционной психосоматики к психологии телесности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 2.
- Николаева В.В., Арина Г.А. Клинико-психологические проблемы психологии телесности // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2004.
- Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., 2002.
- Фуко М. История сексуальностиIII: Забота о себе. Киев; М., 1998.
- Чебаков Ю.В. Психологические факторы регуляции телесных феноменов у больных сахарным диабетом типа 1 // Вестн. Моск. ун[1]та. Сер. 14. Психология. 2006. № 1.
- Bartoszeck A.B., Machado D.Z., Amann Gainotti M. Graphic representation of organs and organ systems: psychological view and developmental patterns // Eurasia journal of mathematics, science and technology education. 2011. Vol. 7 (1).
- Bibace R., Walsh M.E. Development of children's concepts of illness // Pediatrics. 1980. Vol. 66.
- Boruchovitch E., Mednick B.R. Cross-cultural differences in children's concepts of health and illness // Rev. Sau de Publica. Vol. 31. № 5. 1997. https://doi.org/10.1590/S0034[1]89101997000600002.
- Carey S. Conceptual Change in Childhood. Cambridge, 1985.
- Carey S. Conceptual Differences Between Children and Adults // Mind & Language, 1988.
- Crider C. Children's conceptions of the body interior // R. Bibace and M. Walsh (eds.). Children's Conceptions of Health, Illness and Bodily Functions. San Francisco, 1983.
- Daigle K., Hebert E., Humphries Ch. Children's understanding of health and health[1]related behavior: the influence of age and information source // Education. 2007. Vol. 128. №2.
- Inagaki K., Hatano G. Young Children's Naive Thinking About the Biological World. N. Y., 2002.
- Inagaki K., Hatano G. Young Children's Conception of the Biological World // Current Directions in Psychological Science. 2006.
- Inagaki K., Hatano G. Conceptual Change in Naive Biology // International Handbook of Research on Conceptual Change / Ed. by Stella Vosniadou. N. Y., 2008.
- International Handbook of Research on Conceptual Change / Ed. by S. Vosniadou. N. Y., 2008.
- Kalnins I., Love R. Children's concepts of health and illness — and implications for health education : an overview // Health Educ. Q. 1982. Vol. 9. № 2—3.
- Keil F.C. Concepts, Kinds and Cognitive Development. Cambridge, MA, 1989.
- Meadows S. The child as thinker. L.; N. Y., 2006.
- Mobley C.E. Assessment of health knowledge in preschoolers // Children's health care. 1996. Vol. 25. № 1.
- Natapoff J.N. Children's views of health: a developemntal study // Am. J. Public Health. 1978. Vol. 68.
- Natapoff J.N. A developmental analysis of children's ideas of health // Health Educ. Q. 1982. Vol. 9. № 2—3.
- Olvera Ezzell N. et al. The development of health knowledge in low[1]income Mexican—American children // Child. development. 1994. Vol. 65.
- Paterson J., Moss Morris M., Butler S. The effect of illness experience and demographic factors on children's illness representations // Psychology of health. 1999. Vol. 14.
- Perrin E.C., Gerrity P.S. There's a demon in your belly: Children's understanding of illness // Pediatrics. 1981. Vol. 67.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2581
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 859
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1