Работы Выготского и их переводы: к вопросу о некоторых понятиях

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом

Резюме

Работы Выготского много раз искажались при издании по всему миру, включая Россию. В данной статье мы проследили историю издания в СССР, России и Бразилии трех книг Выготского: «Психология искусства», «Педагогическая психология» и «Мышление и речь». Мы рассмотрели различные варианты переводов этих книг и выявили различия, которые, возможно, могли привести к неверному истолкованию идей Выготского и непониманию того, как развивались его взгляды на протяжении жизни. Нам удалось сопоставить разные издания с оригинальными книгами и установить, какие важные фрагменты текста были опущены, а какие, наоборот, добавлены, какие понятия оказались переведены с русского языка на португальский не совсем точно. В частности, примером может служить понятие «зона ближайшего развития», получившее в бразильских изданиях Выготского сразу два варианта перевода («zone of proximal development» и «immediate development zone»). Учитывая основополагающее место этого понятия в культурно-исторической концепции, в статье показывается, как трудности перевода привели к искажению понимания сущности зоны ближайшего развития, и предлагается новый вариант перевода, максимально учитывающий всё, что было сказано Выготским: «zone of imminent development».

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая психология, Выготский Л.С., перевод

Рубрика издания: Выготсковедение

Тип материала: научная статья

Опубликована

Для цитаты: Престес, З., Тунес, Э. (2012). Работы Выготского и их переводы: к вопросу о некоторых понятиях. Культурно-историческая психология, 8(3), 80–85. URL: https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2012_n3/56453 (дата обращения: 05.12.2025)

© Престес З., Тунес Э., 2012

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Литература

  1. Bezerra, P. (2001). Prologo do tradutor. In L.S. Vigotski. A construc,a ~ o do pensamento e da linguagem (Bezerra, P. trad.). Sao Paulo: Martins Fontes.
  2. Blanck, G. (2003a). Notas. In L.S. Vigotski. Psicologia i pedagogica. Porto Alegre: Artmed, pp. 305—306.
  3. Blanck, G. (2003b). Prefacio. In L.S. Vigotski. Psicologia i pedagogica. Porto Alegre: Artmed, pp. 15—32.
  4. Dias, F. (2001). Prefacio a edic, a~o portuguesa. In L.S. Vygotski (2001). Pensamento e linguagem (F. Dias, trad)/ Porto: Estrategias Criativas. (No information about the original date of publication in which the translation was based).
  5. Gonzalez, A.A. (2007). Notas del traductor. In L.S. Vigotski. Pensamiento e habla. Buenos Aires: Colihue Clasica.
  6. Iarochevski, M.G. (2007). L.S. Vigotski: v poiskarh novoi psichologii. URSS: Moskva.
  7. Leontiev, A.N. (1986). Vstupitelnaia statia. In Vigotski L.S. Psichologuia iskusstva. M.: Iskusstvo, pp. 1—6.
  8. Luria, A.R. (2006). Lektsii po obchei psichologuii. M.; SPb.: Piter.
  9. Mahn, H. Periods in child development. (2007). In A. Kozulin et al. Vygotsky's educational theory in cultural context. New York: Cambridge University Press.
  10. Minick, N. (1987). The development of Vygotsky's Thought: an introduction. InL.S. Vygotsky The collected works of L.S.Vygotsky. Vol. 1.New York: Plenum Press.
  11. Palkin, A.D. (2004). Zvezda, vosrrodiaschaia v Iaponii: L.S. Vigotski v rabotarh iaponskirh utchionirh. Moskva: Now Meli.
  12. Rieber, R.W. e Carton. A.S. (1987). Note to the English edition. In L.S. Vygotsky. The collected works of L.S. Vygotsky, New York: Plenum Press.
  13. Vigotski, L.S. (1986). Psirrologuia iskusstva. Moskva: Iskusstvo.
  14. Vigotski, L.S. (1998a). Psirrologuia iskusstva. Minsk: Sovremennoie slovo.
  15. Vigotski, L.S. (1998b). The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 5. New York: Kluwer Academic; Plenum Publishers.
  16. Vigotski, L.S. (2001b). Michlenie e retch. Moskva: Labirint.
  17. Vigotski, L.S. (2001a). A construc,a ~ o do pensamento e da linguagem (Bezerra, P. trad.). Sa~o Paulo: Martins Fontes. (Na~o ha informac,a ~ o sobre a data de publicac,a ~ o do original em que se baseou a traduc,a ~ o).
  18. Vigotski, L.S. (2003). Psicologia pedagogica (Schilling, C. trad). Porto Alegre: Artmed. (Na~o ha informac,a ~ o sobre a data de publicac,a ~ o do original em que se baseou a traduc,a ~ o).
  19. Vigotski, L.S. (2004a). Psirrologuia razvitia rebionka. Moskva: Eksmo.
  20. Vigotski, L.S. (2004b). Psicologia pedagogica (Bezerra, P. trad). Sa~o Paulo: Martins Fontes. (Na~o ha informac,a ~ o sobre a data de publicac,a ~ o do original em que se baseou a traduc,a ~ o).
  21. Vygotsky, L.S. (2004) Imagination and creativity in childhood. Journal of Russian and East European Psychology, vo. 42, (1), p. 7—97.
  22. Vigotski, L.S. (2005a). Pedagoguitcheskaia psirrologuia. Moskva: AST. Astrel Liuks.
  23. Vigotski, L.S. (2005b). Pensamento e linguagem. Sa~o Paulo: Martins Fontes.
  24. Vigotski, L.S. (2007). Pensamiento e habla. Buenos Aires: Colihue Clasica.
  25. Vigotski, L.S. (2004). Imaginac,a ~ o e criac,a ~ o na infancia (Z. Prestes, trad). Sa~o Paulo: Editora Atica. (Obra original publicada em 2004).
  26. Vygodskaia, G.L. & Lifanova, T.M. (1996). Lev Semionovitch Vigotski: jizn, deiatelnost, chtrirri k portretu. Moscou: Smisl i Smisl.
  27. Vygotsky, L.S. (1987—1999). The collected works of L.S. Vygotsky (vols 1—6). New York: Plenum Press.
  28. Vygotski, L.S. (2001). Pensamento e linguagem. (F. Dias, trad) Porto: Estrategias Criativas. (Na~o ha informac,a ~ o sobre a data de publicac,a ~ o do original em que se baseou a traduc,a ~ o).

Информация об авторах

Зоя Престес, кандидат педагогических наук, профессор факультета наук в сфере образования, Федеральный университет Флуминенсе, Рио-де-Жанейро, Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1347-3195, e-mail: zoiaprestes@id.uff.br

Элизабет Тунес, кандидат психологических наук, профессор, Федеральный университет Бразилиа, Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6884-8521, e-mail: bethtunes@gmail.com

Метрики

 Просмотров web

За все время: 2698
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 6

 Скачиваний PDF

За все время: 940
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2

 Всего

За все время: 3638
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 8