Культурно-историческая психология
2012. Том 8. № 4. С. 7–12
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Понятие «ориентировочная деятельность» как средство анализа феноменов психического развития в онтогенезе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: зона ближайшего развития, теория планомерного и поэтапного формирования умственных действий и понятий, ориентировочная деятельность субъекта, типы обучения, феномены Пиаже, комбинаторное мышление
Рубрика издания: Памятные даты
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Бурменская Г.В. Понятие «ориентировочная деятельность» как средство анализа феноменов психического развития в онтогенезе // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 4. С. 7–12.
Фрагмент статьи
Исследования П.Я. Гальперина позволили по-новому подойти ко многим классическим проблемам и в ином, часто неожиданном свете увидеть известные ранее феномены. Показательно, что если в период своего появления многие идеи П.Я. Гальперина воспринимались как чуть ли не революционные и практически всегда вызывали острейшие дискуссии, то для сегодняшнего поколения отечественных психологов они звучат вполне привычно (совсем другое дело — мера и глубина их освоения). Попробуем далее показать, как теория и метод П.Я. Гальперина — и прежде всего введенное им понятие об ориентировочной деятельности субъекта, — по сути, преобразовали представления ученых по целому ряду значимых проблем психологии развития.
Литература
- Бурменская Г.В., Курбатова М.Б. Экспериментально-психологический анализ «когнитивного обучения» Ж. Пиаже // Вопросы психологии. 1983. № 2.
- Бурменская Г.В., Евдокимова Л.В. Формирование комбинаторного мышления у младших школьников и подростков // Вопросы психологии. 2007. № 2.
- Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
- Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий // Доклады АПН РСФСР. 1959. № 2.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в современной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1966.
- Гальперин П.Я. Обучение и умственное развитие в детском возрасте / П.Я. Гальперин. Психология как объективная наука. М.; Воронеж. 1998.
- Инельдер Б. Развитие представлений о случайности и вероятности в детском возрасте // Жан Пиаже: Теория, эксперименты, дискуссии. М., 2001.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития мышления в детском возрасте. М., 1972.
- Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель // Вопросы психологии. 2005. № 6.
- Inhelder B., Sinclair H., Bovet M. Learning and the development of cognition. Cambridge, 1974.
- Piaget J. Introduction // Inhelder B., Sinclair H., Bovet M. Learning and the development of cognition. Cambridge, 1974.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2343
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 1751
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2