Думая о Петре Яковлевиче Гальперине…

1043

Аннотация

Иногда в жизни бывают встречи, которые меняют судьбу. Встреча с П.Я. Гальпериным была для меня именно такой. В этом тексте мне хотелось бы осмыслить, как именно эта встреча повлияла на меня, на мою деятельность, и продолжает оказывать влияние… Я надеюсь, что это осмысление поможет высветить те грани творчества Петра Яковлевича, которые остаются актуальными не только для меня лично, но и для широкого педагогического и психологического сообщества. Мне кажется, что потенциал теории поэтапного формирования П.Я. Гальперина далеко не исчерпан и недооценен. Именно желание задуматься о нереализованном потенциале этой уникальной теории побудило меня написать эту статью, где личные воспоминания переплетены с анализом теоретических положений и практических приложений теории поэтапного формирования.

Общая информация

Ключевые слова: Гальперин П.Я., зона ближайшего развития, рефлексия, творческое мышление, формирование творческого мышления

Рубрика издания: Памятные даты

Тип материала: эссе

Для цитаты: Зарецкий В.К. Думая о Петре Яковлевиче Гальперине… // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 4. С. 73–85.

Фрагмент статьи

…С идеей, что учить творческому мышлению можно и нужно всех, я в 1970 г. поступил на факультет психологии. Преподаватель факультета, Елена Петровна Кринчик, проводившая со мной собеседование, под впечатлением от моей твердой позиции: «Талант есть у всех без исключения, надо только суметь его раскрыть!» посоветовала мне пойти к Петру Яковлевичу Гальперину, который много лет вел исследования по формированию творческого мышления. В отзыве преподавателя, проводившего собеседование, Елена Петровна так и написала: «Прямо кадр для Гальперина». Правда, об этой записи я узнал лишь в 1985 г., когда в деканате выбрасывали устаревшие материалы, а наш однокурсник Александр Георгиевич Лидерс попросил материалы вступительных собеседований 1970 г. не выбрасывать и раздал их на встрече курса. Я порадовался столь лестной характеристике, но, к сожалению, поэтапным формированием умственных действий я тогда уже не занимался и еще не вернулся к этому методу…

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: Дисс. в форме научного доклада … д-ра психол. наук. М., 2002.
  2. Алексеев Н.Г. Шахматы и развитие мышления // Шахматы: наука, опыт, мастерство. М., 1990.
  3. Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития // Вопросы психологии. 1997. № 1.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
  5. Выготский Л.С. Проблемы детской (возрастной психологии) // Собр. соч.: Т. 4. М., 1984.
  6. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
  7. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. № 1.
  8. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. М., 2002.
  9. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. 1980. № 1.
  10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  11. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3—4.
  12. Зарецкий В.К. Динамика уровневой организации мышления при решении творческих задач: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1984.
  13. Зарецкий В.К. О чем не успел написать Л.С. Выготский // Культурно-историческая психология. 2007. № 3.
  14. Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» // Вопросы психологии. 2008. № 6.
  15. Зарецкий В.К., Гордон М.М. О возможности индивидуализации образовательного процесса на основе рефлексивно-деятельностного подхода в инклюзивной практике // Психологическая наука и образование. 2011. № 3.
  16. Зарецкий В.К., Семенов И.Н. Логико-психологический анализ продуктивного мышления при дискурсивном решении задач // Новые исследования в психологии. 1979. № 1.
  17. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
  18. Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания // Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. М., 1972.
  19. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.
  20. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Пространственновременная схема зоны ближайшего развития // Вопросы психологии. 2005. № 5.
  21. Разуваев Ю.С., Зарецкий В.К. Шахматы для общего развития // Мир детства. 2004. № 3.
  22. Слободчиков В.И. Серия «Материалы для педагогических размышлений». Вып. 2. Очерки психологии образования. Биробиджан, 2003.
  23. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. М., 2010.
  24. Эльконин Д.Б. Детская психология. 5[1]е изд. М., 2008.
  25. Bandura A.A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior change // Psychological Review. 1977. V. 84.
  26. Seligman M.E.P. Power and powerlessness: Comments on «cognates of personal control» // Applied and Preventive Psychology. 1992. V. 1.

Информация об авторах

Зарецкий Виктор Кириллович, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8831-6127, e-mail: zaretskiyvk@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2413
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1043
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1