Культурно-историческая психология
2013. Том 9. № 2. С. 45–53
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Образовательные идеалы воспитателей детского сада: конфликты и противоречия
Аннотация
В настоящей статье, сопоставляющей один норвежский и один китайский детский сад, описываются и обсуждаются в культурноисторической перспективе образовательные идеалы воспитателей детского сада. Иными словами, целью исследования было выявить, как воспитатели понимают и реализуют на практике идеи, касающиеся взращивания детских интересов, детских прав и самостоятельности. Опираясь на интервью с двумя группами воспитателей детских садов, проводившихся с привлечением видеозаписей (video elicited interviews), автор выдвигает предположение о том, что практики и идеалы воспитателей, работающих в дошкольных учреждениях, можно представить в виде сложного сплава культурных традиций, правил, нормативов и образовательных реформ. Также сквозь эти практики просматриваются культурно сформированные идеалы ребенка, каким он должен быть и каким должен вырасти. Образовательные идеалы тесно связаны с предметами деятельности в детском саду и с тем, чего воспитатели хотят добиться. Обсуждение проводится с опорой на социальные исследования детства, культурно-историческую концепцию и теорию деятельности.
Общая информация
Ключевые слова: образовательные идеалы, индивидуализация, сравнительные исследования, метод видеонаблюдения (video elicitation), китайский детский сад, норвежский детский сад, культурно-историческая психология, теория деятельности
Рубрика издания: Возрастная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Биркеланд А. Образовательные идеалы воспитателей детского сада: конфликты и противоречия // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. № 2. С. 45–53.
Фрагмент статьи
A professor in Early Childhood Education from China visited Norway. After several visits to different kindergartens and discussions with kindergarten teachers the professor was eager to comment her experiences and said: "I see that you are very concerned about seeing the individual child. When I have visited your kindergartens my reflections are that you see the emotional and social child. What about the cognitive dimensions of the child? Do you see them?"
Литература
- Alexander R.J., Broadfoot P., & Phillip, D. (1999). Learning from comparing: new directions in comparative educational research. Oxford: Symposium Books.
- Biesta G.J.J. (2006). Beyond learning: democratic education for a human future. Boulder, Colo.: Paradigm.
- Birkeland A. (2012). Barnehagens vegger som danningsagenter (pp. S. 157—180). Bergen: Fagbokforl.
- Clark A., Kjorholt A. T., & Moss P. (2005). Beyond listening: children's perspectives on early childhood services. Bristol: The Policy Press.
- Engestrom Y., Punamaki2Gitai R.2L., & Miettinen R. (1999). Perspectives on activity theory. Cambridge: Cambridge University Press.
- Eriksson I., Orlander A. A., & Jedemark M. (2004). Att arbeta fo..r godka..nt: timplanens roll i ett fo..r\a..ndrat uppdrag (Vol. 2 / 2004). Stockholm: HLS Fo..rlag.
- Fleer M., Hedegaard M., Bang J., & Hviid P. (2008). Studying children: a cultural-historical approach. Maidenhead: Open University Press.
- Fleer M., Hedegaard M., & Tudge J. (2009). Childhood studies and the impact of globalization: policies and practices at global and local levels (Vol. 2009). London: Nichols.
- Gu L. (2000). Modernisation and marketisation: the Chinese kindergarten in the 1990s. nr 56, Pedagogiska institutionen, Umea universitet, Umea.
- Gullestad M. (1997). A Passion for Boundaries: Reflections on Connections between the Everyday Lives of Children and Discourses on the Nation in Contemporary Norway. Childhood: A Global Journal of Child Research, 4 (1), 19—42.
- Gullov E., & Hojlund S. (2003). Feltarbejde blandt born: metodologi og etik i etnografisk borneforskning. Kobenhavn: Gyldendal.
- Hansen M.H., & Svarverud R. (2010). iChina: the rise of the individual in modern Chinese society (Vol. 45). Copenhagen: SIAS.
- Harper D. (2012). Visual Sociology: An Introduction: Taylor & Francis Ltd.
- Jenks C. (1982). The Sociology of childhood: essential readings. London: Batsford Academic and Educational.
- Jingbo L., & Elicker J. (2005). Teacher? Child Interaction in Chinese Kindergartens: An Observational Analysis. [Reports — Evaluative]. International Journal of Early Years Education, 13 (2), 129—143.
- Kaptelinin V. (2005). The Object of Activity: Making Sense of the Sense[1]Maker. Mind, Culture, and Activity, 12 (1), 4—18.
- Kjorholt A. T. (2012). The modern child and the flexible labour market: an introduction The modern child and the flexible labour market: early childhood education and care (pp. S. 1—15). Basingstoke: Palgrave MacMillan.
- Korsvold T. (1998). For alle barn!: barnehagens framvekst i velferdsstaten. Oslo: Abstrakt forl.
- Kunnskapsdepartementet. (2006). Rammeplan for innhaldet i og oppgavene til barnehagen. [Oslo]: Kunnskapsdepartementet.
- Kunnskapsdepartementet. (2011). Rammeplan for barnehagens innhold og oppgaver. [Oslo]: Kunnskapsdepartementet.
- Leont'ev A.N. (2002). Virksomhed, bevidsthed, personlighed. Kobenhavn: H. Reitzel.
- Montgomery H., & Woodhead M. (2003). Understanding childhood: an interdisciplinary approach. Chichester: The Open University.
- Nilsen R.D. (2008). Children in nature: cultural ideas and social practices in Norway European childhoods: cultures, politics and childhoods in Europe (pp. S. 38—60). Basingstoke: Palgrave Macmillan.
- Nilsen R.D. (2012). Flexible spaces — flexible subjects in nature: transcending the fenced childhood in daycare centres? The Modern child and the flexible labour market: early childhood education and care (pp. S. 203—221). Basingstoke: Palgrave MacMillan.
- Pramling Samuelsson I., & Fleer M. (2009). Play and learning in early childhood settings: international perspectives. New York: Springer.
- Rao N., & Li H. (2008). "Eduplay": Beliefs and Practices Related to Play and Learning in Chinese Kindergartens. Play and learning in early childhood settings, 97—116.
- Rogers R.S., & Rogers W.S. (1992). Stories of childhood: shifting agendas of child concern. New York: Harvester Wheatsheaf.
- Rogoff B. (2003). The cultural nature of human development. Oxford [UK] ;a New York: Oxford University Press.
- Stetsenko, A. (2005). Activity as object-related: Resolving the dichotomy of individual and collective planes of activity. Mind, Culture, and Activity, 12 (1), 70—88.
- Tobin J.J., Hsueh Y., & Karasawa M. (2009). Preschool in three cultures revisited: China, Japan and the United States. Chicago: University of Chicago press.
- Tobin J.J., Wu D.Y.H., & Davidson D.H. (1989). Preschool in three cultures: Japan, China, and the United States. New Haven: Yale University Press.
- Vandenbroeck M. (2006). Autonomous Children, Privileging Negotiation, and New Limits to Freedom. International Journal of Educational Policy, Research, and Practice: Reconceptualizing Childhood Studies, 7 (1), 71—80.
- Vandenbroeck M., & Bie M.B.2D. (2006). Children's Agency and Educational Norms: A Tensed Negotiation. Childhood: A Global Journal of Child Research, 13 (1), 127—143.
- Wollons R. (2000). Kindergartens and cultures: the global diffusion of an idea. New Haven: Yale University Press.
- Yuejuan P., & Yan L. (2008). A Comparison of Curricular Practices in Chinese Kindergartens: The Influence of Curriculum Reform. International Journal of Early Childhood, 40 (2), 33—48.
- Zhu J., & Zhang J. (2008). Contemporary Trends and Developments in Early Childhood Education in China. Early Years: An International Journal of Research and Development, 28 (2), 173—182.
- Odegaard E.E. (2012). Barnehagen som danningsarena. Bergen: Fagbokforl.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2402
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1199
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0