Образовательные идеалы воспитателей детского сада: конфликты и противоречия

1199

Аннотация

В настоящей статье, сопоставляющей один норвежский и один китайский детский сад, описываются и обсуждаются в культурноисторической перспективе образовательные идеалы воспитателей детского сада. Иными словами, целью исследования было выявить, как воспитатели понимают и реализуют на практике идеи, касающиеся взращивания детских интересов, детских прав и самостоятельности. Опираясь на интервью с двумя группами воспитателей детских садов, проводившихся с привлечением видеозаписей (video elicited interviews), автор выдвигает предположение о том, что практики и идеалы воспитателей, работающих в дошкольных учреждениях, можно представить в виде сложного сплава культурных традиций, правил, нормативов и образовательных реформ. Также сквозь эти практики просматриваются культурно сформированные идеалы ребенка, каким он должен быть и каким должен вырасти. Образовательные идеалы тесно связаны с предметами деятельности в детском саду и с тем, чего воспитатели хотят добиться. Обсуждение проводится с опорой на социальные исследования детства, культурно-историческую концепцию и теорию деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: образовательные идеалы, индивидуализация, сравнительные исследования, метод видеонаблюдения (video elicitation), китайский детский сад, норвежский детский сад, культурно-историческая психология, теория деятельности

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Биркеланд А. Образовательные идеалы воспитателей детского сада: конфликты и противоречия // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. № 2. С. 45–53.

Фрагмент статьи

A professor in Early Childhood Education from China visited Norway. After several visits to different kindergartens and discussions with kindergarten teachers the professor was eager to comment her experiences and said: "I see that you are very concerned about seeing the individual child. When I have visited your kindergartens my reflections are that you see the emotional and social child. What about the cognitive dimensions of the child? Do you see them?"

Литература

  1. Alexander R.J., Broadfoot P., & Phillip, D. (1999). Learning from comparing: new directions in comparative educational research. Oxford: Symposium Books.
  2. Biesta G.J.J. (2006). Beyond learning: democratic education for a human future. Boulder, Colo.: Paradigm.
  3. Birkeland A. (2012). Barnehagens vegger som danningsagenter (pp. S. 157—180). Bergen: Fagbokforl.
  4. Clark A., Kjorholt A. T., & Moss P. (2005). Beyond listening: children's perspectives on early childhood services. Bristol: The Policy Press.
  5. Engestrom Y., Punamaki2Gitai R.2L., & Miettinen R. (1999). Perspectives on activity theory. Cambridge: Cambridge University Press.
  6. Eriksson I., Orlander A. A., & Jedemark M. (2004). Att arbeta fo..r godka..nt: timplanens roll i ett fo..r\a..ndrat uppdrag (Vol. 2 / 2004). Stockholm: HLS Fo..rlag.
  7. Fleer M., Hedegaard M., Bang J., & Hviid P. (2008). Studying children: a cultural-historical approach. Maidenhead: Open University Press.
  8. Fleer M., Hedegaard M., & Tudge J. (2009). Childhood studies and the impact of globalization: policies and practices at global and local levels (Vol. 2009). London: Nichols.
  9. Gu L. (2000). Modernisation and marketisation: the Chinese kindergarten in the 1990s. nr 56, Pedagogiska institutionen, Umea universitet, Umea.
  10. Gullestad M. (1997). A Passion for Boundaries: Reflections on Connections between the Everyday Lives of Children and Discourses on the Nation in Contemporary Norway. Childhood: A Global Journal of Child Research, 4 (1), 19—42.
  11. Gullov E., & Hojlund S. (2003). Feltarbejde blandt born: metodologi og etik i etnografisk borneforskning. Kobenhavn: Gyldendal.
  12. Hansen M.H., & Svarverud R. (2010). iChina: the rise of the individual in modern Chinese society (Vol. 45). Copenhagen: SIAS.
  13. Harper D. (2012). Visual Sociology: An Introduction: Taylor & Francis Ltd.
  14. Jenks C. (1982). The Sociology of childhood: essential readings. London: Batsford Academic and Educational.
  15. Jingbo L., & Elicker J. (2005). Teacher? Child Interaction in Chinese Kindergartens: An Observational Analysis. [Reports — Evaluative]. International Journal of Early Years Education, 13 (2), 129—143.
  16. Kaptelinin V. (2005). The Object of Activity: Making Sense of the Sense[1]Maker. Mind, Culture, and Activity, 12 (1), 4—18.
  17. Kjorholt A. T. (2012). The modern child and the flexible labour market: an introduction The modern child and the flexible labour market: early childhood education and care (pp. S. 1—15). Basingstoke: Palgrave MacMillan.
  18. Korsvold T. (1998). For alle barn!: barnehagens framvekst i velferdsstaten. Oslo: Abstrakt forl.
  19. Kunnskapsdepartementet. (2006). Rammeplan for innhaldet i og oppgavene til barnehagen. [Oslo]: Kunnskapsdepartementet.
  20. Kunnskapsdepartementet. (2011). Rammeplan for barnehagens innhold og oppgaver. [Oslo]: Kunnskapsdepartementet.
  21. Leont'ev A.N. (2002). Virksomhed, bevidsthed, personlighed. Kobenhavn: H. Reitzel.
  22. Montgomery H., & Woodhead M. (2003). Understanding childhood: an interdisciplinary approach. Chichester: The Open University.
  23. Nilsen R.D. (2008). Children in nature: cultural ideas and social practices in Norway European childhoods: cultures, politics and childhoods in Europe (pp. S. 38—60). Basingstoke: Palgrave Macmillan.
  24. Nilsen R.D. (2012). Flexible spaces — flexible subjects in nature: transcending the fenced childhood in daycare centres? The Modern child and the flexible labour market: early childhood education and care (pp. S. 203—221). Basingstoke: Palgrave MacMillan.
  25. Pramling Samuelsson I., & Fleer M. (2009). Play and learning in early childhood settings: international perspectives. New York: Springer.
  26. Rao N., & Li H. (2008). "Eduplay": Beliefs and Practices Related to Play and Learning in Chinese Kindergartens. Play and learning in early childhood settings, 97—116.
  27. Rogers R.S., & Rogers W.S. (1992). Stories of childhood: shifting agendas of child concern. New York: Harvester Wheatsheaf.
  28. Rogoff B. (2003). The cultural nature of human development. Oxford [UK] ;a New York: Oxford University Press.
  29. Stetsenko, A. (2005). Activity as object-related: Resolving the dichotomy of individual and collective planes of activity. Mind, Culture, and Activity, 12 (1), 70—88.
  30. Tobin J.J., Hsueh Y., & Karasawa M. (2009). Preschool in three cultures revisited: China, Japan and the United States. Chicago: University of Chicago press.
  31. Tobin J.J., Wu D.Y.H., & Davidson D.H. (1989). Preschool in three cultures: Japan, China, and the United States. New Haven: Yale University Press.
  32. Vandenbroeck M. (2006). Autonomous Children, Privileging Negotiation, and New Limits to Freedom. International Journal of Educational Policy, Research, and Practice: Reconceptualizing Childhood Studies, 7 (1), 71—80.
  33. Vandenbroeck M., & Bie M.B.2D. (2006). Children's Agency and Educational Norms: A Tensed Negotiation. Childhood: A Global Journal of Child Research, 13 (1), 127—143.
  34. Wollons R. (2000). Kindergartens and cultures: the global diffusion of an idea. New Haven: Yale University Press.
  35. Yuejuan P., & Yan L. (2008). A Comparison of Curricular Practices in Chinese Kindergartens: The Influence of Curriculum Reform. International Journal of Early Childhood, 40 (2), 33—48.
  36. Zhu J., & Zhang J. (2008). Contemporary Trends and Developments in Early Childhood Education in China. Early Years: An International Journal of Research and Development, 28 (2), 173—182.
  37. Odegaard E.E. (2012). Barnehagen som danningsarena. Bergen: Fagbokforl.

Информация об авторах

Биркеланд Аста, доцент Бергенского университетского колледжа, Центр исследований в образовании, Норвегия, e-mail: Asta.Birkeland@hib.no

Метрики

Просмотров

Всего: 2402
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1199
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0