Адаптация методики Дж. Крокер, направленной на исследование базовых оснований самооценки*

2771

Аннотация

Настоящая статья является результатом исследования, задача которого состояла в создании русскоязычной версии шкалы «Contingencies of Self-Worth» (CSW) Дж. Крокер (J. Crocker), названной нами «Базовые основания самооценки», и ее адаптации на русскоязычной выборке. Теоретический контекст, к которому отсылается шкала, задается идеей о важности учета оснований, на которых личность базирует самооценку. В статье описываются процедура и этапы адаптации русскоязычного варианта опросника, в которых приняли участие 791 человек (309 мужчин и 482 женщины, средний возраст — 20,5 лет), приводятся результаты проверки внутренней согласованности (коэффициент α-Кронбаха — от 0,67 до 0,84), дискриминативности (показатели варьируются от 0,55 до 0,86), ретестовой надежности опросника (коэффициент корреляции Спирмена — от 0,54 до 0,79, p < 0,001), конструктной валидности. Результаты анализа психометрических характеристик русскоязычной версии опросника показали, что вопросы каждой из семи выделенных шкал согласованы между собой, обладают хорошей дискриминативностью, опросник измеряет заявленный конструкт, результаты устойчивы во времени, факторная структура методики подтверждает выделение семи базовых оснований самооценки. Тем самым подтверждается возможность использования опросника в качестве исследовательской методики для выявления базовых самооценочных оснований.

Общая информация

* Работа выполнена при поддержке программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2013—2014 гг., проект № 12-01-0149.

Ключевые слова: самооценка, базовые основания самооценки, внешние и внутренние основания самооценки, самоуважение, самоэффективность

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Молчанова О.Н., Некрасова Т.Ю. Адаптация методики Дж. Крокер, направленной на исследование базовых оснований самооценки // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. № 4. С. 65–73.

Фрагмент статьи

В психологических исследованиях самооценке уделяется значительное внимание на протяжении уже многих десятилетий и интерес к данному феномену, судя по множеству публикаций, не угасает. Одним из следствий активного освоения темы самооценки стало устойчивое ее восприятие как важнейшего психологического ресурса человека, влияющего на продуктивность учебной деятельности и успех профессиональной карьеры; межличностный статус и стиль общения; на формирование определенных личностных черт и выбор поведения в конкретной ситуации. Уровень, форма, тип самооценки, а также особенности ее функционирования отражаются в индивидуальном бытии личности. Этот факт находит многочисленные подтверждения в эмпирических исследованиях. При этом методический арсенал изучения самооценки в отечественной психологии достаточно невелик, последние разработки тест- опросников осуществлялись еще в 80-х годах [4; 5], и, кроме того, все они в основном сосредоточены на выявлении уровня самооценки и отдельных ее компонентов. Такое положение, по крайней мере, странно, так как не соответствует современному состоянию теоретических представлений о самооценке.

Литература

  1. Абульханова К.А. Проблема индивидуальности в психологии // Психология индивидуальности: Новые мо- дели и концепции / Под науч. ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М.: НОУ ВПО «НПСИ», 2009. С. 14—63.
  2. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологи- ческий журнал. 1992. Т. 13. № 4. С. 99—100.
  3. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические пробле- мы и эмпирические исследования: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука. 2010. 392 с.
  4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ, 1987. 304 с.
  5. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально- ценностная система: Спецкурс. М.: МГУ, 1991. 108 с.
  6. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В.Г. Русская версия шкалы общей самоэффективности // Иностранная психо- логия. 1996. № 7. С. 71—76.
  7. Crocker J., Lee S.J., Park L.E. The pursuit of self-esteem: Implications for good and evil // A.G. Miller (еd.). The social psy- chology of good and evil. N. Y.: Guilford Press, 2004. [Электронная версия]: http://wings.buffalo.edu/psychology/labs/SMRL/docs/Crocker,%20Lee,%20Park%20(2004,%20Chapter%20in%20Social%20Psychology%20of%20Good%20and%20Evil).pdf
  8. Crocker J., Luhtanen R.K., Cooper M.L., Bouvrette A. Contingencies of Self-Worth in College Students: Theory and Measurement // Journal of Personality and Social Psycholo- gy. 2003. V. 85 (5). P. 894—908.
  9. Crocker J., Wolfe C. Contingencies of Self-Worth // Per-son- ality and Social Psychology Review. 2001. 108 (3). P. 593—623.
  10. Self-esteem: The puzzle of low self-regard / Ed. by R.F. Baumeister. — N. Y.; L.: Plenum Press, 1993. 265 с.

Информация об авторах

Молчанова Ольга Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии факультета психологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия, e-mail: olmol@list.ru

Некрасова Татьяна Юрьевна, преподаватель факультета психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, e-mail: nektanya@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4177
В прошлом месяце: 65
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 2771
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 0