К вопросу о развитии теории учебной деятельности в Германии. Комментарий переводчика

732

Аннотация

В предисловии к статьям немецких специалистов в области теории учебной деятельности Х. Гиста и К. Хинтце кратко обрисована история развития этого направления в Восточной Германии в середине прошлого века и обозначены некоторые ключевые моменты современных исследований. Обсуждается возможность налаживания научного сотрудничества между российскими и немецкими учеными.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая психология, теория деятельности, теория учебной деятельности, И. Ломпшер, стратегия восхождения от абстрактного к конкретному

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Котляр И.А. К вопросу о развитии теории учебной деятельности в Германии. Комментарий переводчика // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 4. С. 94–98.

Фрагмент статьи

Представляемые вниманию читателя две статьи — профессора педагогики Х. Гиста, ученика и близкого соратника И. Ломпшера, и К. Хинтце, за­щитившей диссертацию под руководством Х. Гиста, — пример современных исследований в традиции теории развивающего обучения (теории развития те­оретического мышления, теории обучения с приме­нением стратегии восхождения от абстрактного к конкретному).

Литература

  1. Верани А. Роль внутренней речи в высших психичес­ких процессах // Культурно-историческая психология. 2010. № 1. С. 7—17.
  2. Вольфганг Я. Нарушения развития и инклюзия // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. С. 98—104.
  3. Карстен А. Towards cultural-historical and dialogical writing research — some methodological considerations // Культурно-историческая психология. 2010. № 4. С. 91—98.
  4. Ломпшер И. Применение теории развивающего обуче­ния в германской школе: к 70-летию со дня рождения В.В. Да­выдова // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 97—108.
  5. Манске К. Учиться вместе // Культурно-историчес­кая психология. 2006. № 3. С.17—20.
  6. Рубцов В.В., Корепанова И.А. Будущее культурно-де­ятельностных исследований — глобальные и локальные перспективы. Отчет о конференции Международного об­щества культурно-деятельностных исследований (IS­CAR) // Культурно-историческая психология. 2009. № 3. С. 120—122.
  7. Рюкрим Г. Digital technology and Mediation — a Cal­lenge to Activity Theory // Культурно-историческая психо­логия. 2010. № 4. S. 30—38.
  8. Deinet U. Das Aneignungskonzept als Praxistheorie fur die Soziale Arbeit [Электронный ресурс] // Online-Journal Sozialraum.de 2014. № 1. URL: http://www.sozialraum.de/ das-aneignungskonzept-als-praxistheorie-fuer-die-soziale­arbeit.php (дата обращения 01.10.2014).
  9. Giest H. Didaktische Analyse und Theorie der Lernta­tigkeit // Erinnerung fur die Zukunft. Padagogische Psychologie in der DDR. Berlin: Lehmann, 2006. S. 103—128.
  10. Giest H. Sachunterricht und Inklusion // Sachunter­richt — auf dem Weg zur Inklusion Hrsg. Giest H., Kaiser A., Schomaker Cl. Heilbrunn: Klinkhardt. 2011. S. 13—23.
  11. Giest H. Bildung fur alle Kinder. Zum Innovations­ potenzial inklusiver Padagogik und Didaktik fur den Sachun­terricht // Grundschulunterricht. Sachunterricht. 2011. № 58 (2). S. 4—7.
  12. Giest H., Lompscher J. Tatigkeitstheoretische Uberle­gungen zu einer neuen Lernkultur // Bildung heute — Ge­fahrdungen und Moglichkeiten, Sitzungsberichte der Leipniz­
  13. Sozietat, Band 72. Berlin: Trafo-Verlag, 2004. S. 101—124.
  14. Keiler P. «Cultural-Historical Theory» and «Cultural-Historical School»: From Myth (Back) to Reality [Электрон­ный ресурс] // Психологический журнал Международно­го университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 1 С. 1—33. URL: http://www.psyanima.ru/jour­nal/2012/1/2012n1a1/2012n1a1.1.pdf (дата обращения 01.10.2014).
  15. Reich K. Systemisch-konstruktivistische Padagogik: Einfuhrung in die Grundlagen einer interaktionistisch-konstruk­tivistischen Padagogik. Neuwied. Beltz Padagogik, 1996. 320 s.
  16. Ruckriem G., Giest H. Tatigkeit und Tatigkeitstheorie. Nachruf auf Joachim Lompscher // Forum Wissenschaft. 2005. Vol. 22 (3). S. 63—64.
  17. Worster W. Spiel, der notwendige Moglichkeitsraum fur Kinder // Fruhforderung interdisziplinar. 2014. № 3. S. 131

Информация об авторах

Котляр Инна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Дубна, Россия, e-mail: iakorepanova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1894
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 732
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0