Культурно-историческая психология
2015. Том 11. № 3. С. 110–119
doi:10.17759/chp.2015110310
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Репрезентация объективных ситуаций детьми дошкольного возраста
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: объективная ситуация, репрезентация, ребенок, культура, норма
Рубрика издания: Возрастная психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110310
Для цитаты: Веракса Н.Е. Репрезентация объективных ситуаций детьми дошкольного возраста // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 110–119. DOI: 10.17759/chp.2015110310
Фрагмент статьи
В гештальтпсихологии использовалось понятие проблемной ситуации. «Проблема возникает, например, тогда, когда у живого существа есть какая- либо цель, и оно не знает, как эту цель достигнуть» [16, с. 86]. Для дальнейшего изложения важно обратить внимание на тот факт, что гештальт-психологи включали в понятие проблемной ситуации возникающую у субъекта цель. В этом случае определение ситуации приобретает субъективную коннотацию. Отсюда следует, что, говоря о ситуации, мы должны иметь в виду, во-первых, самого субъекта, и, во-вторых, известную избирательность к тем обстоятельствам, в которых этот субъект оказался. Другими словами, можно сказать, что ситуация есть не только набор различных обстоятельств, но и отношение между субъектом и этими обстоятельствами. Именно отношение между субъектом и обстоятельствами, выраженное в виде цели субъекта, придает известную целостность ситуации.
Литература
- Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1. М.: Педагогика, 1982. 320 с.
- Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1986. 224 с.
- Веракса А.Н. Символическое опосредствование в познавательной деятельности: монография. М.: МГУ, 2010. 168 c.
- Веракса А.Н. Формы знаковой и символической репрезентации в познавательной деятельности младших школьников // Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 103—111.
- Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006. 212 с.
- Веракса Н.Е. Методологические основы психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 240 c.
- Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 14—27.
- Веракса Н.Е. Особенности преобразования противоречивых ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии. 1981. № 3. С. 123—127.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. 93 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Издательство Московского университета, 1976. 479 с.
- Мид Д. Г. Избранное. М.: ИНИОН РАН, 2009. 290 с.
- Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 6. С. 128—140.
- Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд. М.: Педагогика, 1971. 392 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 659 с.
- Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. 277 с.
- Психология мышления: сб. переводов с нем. и англ. // Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. 533 с.
- Субботский Е.В. Восприятие дошкольниками необычных явлений // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 1. С. 17—31.
- Субботский Е.В. Строящееся сознание. М.: Смысл, 2006. 424 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. 328 с.
- Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. М.: АСТ, 2010. 256 с.
- Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса / Ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 364 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 539 с.
- Э. Торндайк, Джон Б. Уотсон Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. М.: АСТ-ЛТД, 1998. 704 c.
- Apperly I., Williams E., Williams J. Three- to Four-YearOld's Recognition That Symbols Have a Stable Meaning: Pictures Are Understood Before Written Words // Child Development. 2004. № 5. 1510—1522.
- Bialystok E., Senman L. Executive processes in appearance-reality tasks: the role of inhibition of attention and symbolic representation // Child Development. 2004. № 75. Р. 167—178.
- DeLoache J.S. Symbolic development // U. Goswami (Ed.). Blackwell Handbook of Childhood Cognitive Development. Blackwell, 2002. P. 206—226.
- Pascual-Leone J. Organisimal Processes from Neo-Piagetian Theories: A Dialectical Causal Account of Cognitive Development // International Journal of Psychology. 1987. № 22. Р. 531—570.
- Phelps K.E., Woolley J.D. The Form and Function of Young Children's Magical Beliefs // Developmental Psychology. 1994. 30. №3. P. 385—394.
- Piaget J. Las formas elementales de la dialectica. Barselona. 1982. 216 p.
- Piaget J. Play, Dreams and Imitation in Childhood. N. Y.: W.W. Norton and Company, Inc, 1962. 296 p.
- Subbotsky E.V. Early rationality and magical thinking in preschoolers: space and time // British Journal of Developmental Psychology. 1994. 12. P. 97—108.
- Veraksa N. Modern trends in early childhood education development in the natural vs cultural paradigm // European Early Childhood Education Research Journal. 2014. Vol. 22. № 5. P. 585—589.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2185
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1301
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0